Д.Р. Хасанова, М.В. Галиуллина
ФОРМИРОВАНИЕ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: медицинское образование, образовательный процесс, ортопедическая стоматология, мануальные навыки, кафедра.
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества подготовки обучающихся в системе высшего медицинского образования по специальности «Стоматология». Особое внимание уделено формированию профессионально-практической подготовки студентов, ориентированной на углубление теоретических знаний и закрепление практических умений и компетенций в области профилактики и лечения патологических состояний зубочелюстной системы. Для самостоятельной работы студента на кафедре ортопедической стоматологии используются такие инновационные методы образования, как работа на современных стоматологических симуляторах. Контроль освоения мануальных навыков в симуляционных классах, организованных на базе стоматологического факультета Башкирского государственного медицинского университета, позволяет оценить теоретический уровень знаний студента, владение им практических профессиональных навыков и повышает уровень преподавания.
Главная цель высшего образования - сформировать у будущих специалистов профессиональные знания и навыки; способность решать сложные творческие задачи в своей области; способность оперировать научной информацией и владеть навыками научно-исследовательской деятельности [5].
В процессе подготовки стоматологов в системе высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в условиях новых федеральных образовательных стандартов основной задачей является реализация компетентностного подхода. Данный подход отличается тем, что в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность личности. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, но и способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях [4].
Общекультурные компетенции (ОК) предполагают способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1), готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5).
Профессиональные компетенции (ПК) ориентированы на способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных: на сохранение и укрепление здоровья, включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития; на устранение вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека ПК-1 / (ТФ А/05.7); на проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризацию и осуществление диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией ПК-2 / (ТФ А/04.7); развитие способностей к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) ПК-6/ (ТФ А/01.7); развитие способностей к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями ПК-9/(ТФ А/02.7) [2, 7] .
В современном образовательном процессе система подготовки специалистов стоматологического профиля должна выработать эффективную схему обучения, при которой учащийся получает максимальное количество общетеоретических знаний, которые одновременно являются практическими, востребованными и перспективными, что может
ПШПЙГОГМЧвСИМЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(79). «к 37
пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв
обеспечить будущему специалисту социальную защищенность, более быструю и успешную адаптацию в социуме. Для будущих стоматологов и врачей стоматологов, специализирующихся или совершенствующихся по клинической дисциплине «стоматология ортопедическая» практическая часть обучения является главенствующей [1].
По специальности «Стоматология», которая принадлежит к базовой части профессионального цикла, на кафедре ортопедической стоматологии с 5 по 10 учебные семестры изучаются следующие учебные дисциплины: «Зубопротезирование (простое протезирование)», «Протезирование зубных рядов (сложное протезирование)», «Протезирование при полном отсутствии зубов», «Гнатология и функциональная диагностика ВНЧС» и «Челюстно-лицевое протезирование». В результате изучения этого ряда дисциплин студент должен знать основы и методы планирования, организации и проведения научных исследований по стоматологии; клинические, лабораторные, инструментальные методы диагностики в стоматологии, основанные на междисциплинарных знаниях; этиологию, патогенез, современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний; эффективность формы внедрения результатов исследования в практику, фармакокинетику лекарственной терапии, тактику ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями.
Именно повышение качества подготовки врача-стоматолога-ортопеда является ведущей задачей, стоящей перед стоматологическим факультетом Башкирского государственного медицинского университета.
Собственная клиническая база кафедры ортопедической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии с курсами Института дополнительного профессионального образования стоматологического факультета - Клиническая стоматологическая поликлиника Башкирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения России. Кафедра имеет высокий уровень материально-технической базы и осуществляет подготовку врачей-стоматологов на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы.
Клиническая стоматологическая поликлиника оснащена современным стоматологическим оборудованием, имеются параклинические кабинеты (рентгенодиагностика, кабинеты функционального исследования зубочелюстной системы).
С целью создания благоприятных условий для проведения учебно-практической деятельности студентов стоматологического факультета на базе клиники организована учебно-научно-производственная лаборатория, современный симуляционный класс, оборудованный шестью учебными фантомными местами БОБ. Симуляторы используются как в процессе обучения на кафедре, так и при сдаче освоенных обучающимися практических мануальных навыков, которые являются составной частью государственного итоговой аттестации (ГИА). Стоматологический симулятор представляет собой модель головы в натуральную величину с раскрытым ртом и искусственным зубным рядом, к которому есть свободный доступ для стоматологических вмешательств. Комплекты зубов верхней и нижней челюстей, которыми снабжен симулятор, заменяемые. Данные имитаторы клинических ситуаций позволяют студенту работать у кресла предполагаемого пациента, мануально отрабатывать практические навыки, корректировать и исправлять допущенные ошибки, самому моделировать клиническую ситуацию и варианты ее решения, применяя свои теоретические знания.
Основными видами практических навыков, которые осваивают студенты, являются:
- препарирование зубов под вкладки, виниры, искусственные коронки;
- снятие анатомических слепков альгинатными, силиконовыми массами;
- припасовка и фиксация штампованных, цельнолитых, металлокерамических коронок на моделях-имитаторах;
- фиксация вкладок на цементы;
gssisss профессиональное оерпзоапние: проблемы, нпинп, прпнтинп
- моделирование восковой композиции культевой штифтовой вкладки;
- припасовка и фиксация штифтовых конструкций;
- изготовление временной коронки из пластмассы;
- снятие искусственной коронки;
- определение центральной окклюзии;
-изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками;
- изготовление индивидуальных ложек;
- припасовка и наложение съемного пластиночного протеза, в том числе иммедиат-
протеза;
- анализ одонтопародонтограммы;
- определение и фиксация центральной окклюзии.
Контроль освоения мануальных навыков позволяет оценить теоретический уровень знаний студента, выявить его потенциальные возможности, пробелы в определенных дисциплинах, оценить уровень его клинического мышления и владения практическими профессиональными навыками.
В свою очередь, улучшение выработки мануальных навыков и укрепление в будущих врачах-стоматологах веры в свои силы формируют положительное отношение к такой клинической дисциплине, как стоматология ортопедическая. Способствуют стремлению к саморазвитию и освоению новейших технологий с высококачественными материалами на современных симуляторах, инициируют мотивацию к достижению хороших результатов.
В плане образовательного процесса оценка усвоения мануальных навыков, как компонента фонда оценочных средств, соответствует современным требованиям. Повышается уровень преподавания, что ведет к росту качества оценок, развитию эмоционального и творческого компонента личности студента и логического мышления, возрастанию мотивации студентов на конечный результат обучения. Результаты сдачи мануальных навыков по предмету с использованием симуляторов на протяжении последних трех лет показывают, что средний балл студентов достоверно увеличился с 4,2 до 4,5-4,6, что говорит об эффективности данного оценочного средства и успешности обучения студентов по специальности «Стоматология».
1. Жолудев, С.Е. Педагогические аспекты обеспечения качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии [Текст] // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Материалы межрегиональной конференции с международным участием. 23 января 2013 г. Екатеринбург. - Екатеринбург, 2013. - С.380-382.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 01 марта 2016 г. № 41275. - С. 6-8.
3. Вязьмин, А.Я., Подкорытов, Ю.М., Клюшников, О.В. Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - Иркутск, 2010. - Т. 98, №7. - С. 65-67.
4. Кострицкий, И.Ю., Губина, М.И. Оценка освоения мануальных навыков у студентов по учебным дисциплинам на кафедре ортопедической стоматологии как основного компонента фонда оценочных средств в условиях новых образовательных стандартов система менеджмента качества: опыт и перспективы [Текст] / И.Ю. Кострицкий, М.И. Губина, М.И. Сусликова, Е.В. Мокренко, А.А. Кравцов. - Иркутск, 2016. - № 5. - С. 69-71.
5. Кулезнев, В.Н., Крамаренко В.Ю. Интеллектуальный потенциал как основа образовательного процесса в подготовке врачей-стоматологов. Коллекция гуманитарных исследований [Текст]. - Курск, 2017. - № 2 (5). - С. 14-21.
6. Янушевич, О.О., Кузьмина, Э.М. Особенности формирования компетентностного подхода к подготовке врача-стоматолога в рамках ФГОС III поколения и нового закона об охране здоровья граждан // Медицинское образование и вузовская наука. - 2015. - №1. - С. 216-219.
7. Профессиональный стандарт «врач стоматолог». Приказ Министерства труда о социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 №227н. Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 № 42399.