ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СИТНИКОВ Ю.В.,
аспирант, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются проблемы формирования малых и средних инновационных предпринимательских структур в Ростовской области. Дается характеристика инновационной активности малых и средних организаций. Задачей данной статьи является рассмотрение формирования малых и средних инновационных предпринимательских структур.
Ключевые слова: малые и средние инновационные предпринимательские структуры; организационные структуры инновационной деятельности.
In article are problems of formation of small and average innovative enterprise structures in the Rostov region. The characteristic of innovative activity of the small and average organizations is given. A problem of given article is consideration of formation of small and average innovative enterprise structures.
Keywords: small and average innovative enterprise structures; organizational structures of innovative activity.
Коды классификатора JEL: L26, R11.
Инновационный процесс охватывает многих участников и имеет свою инфраструктуру. Его осуществляют на государственном и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и формируют организационные структуры для их достижения.
Отличие инновационной активности больших и мелких организаций обусловлено различной стратегией их деятельности. Отсюда и множественность организационных форм инновационной деятельности: от бизнес-инкубаторов, которые помогают реализовать предпринимательские проекты на начальной стадии существования фирмы, в стратегические альянсы, призванные реализовывать сложные инновационные проекты, в том числе международного уровня.
Использование разнообразных внутрифирменных и межфирменных организационных форм инновационной деятельности на государственном, региональном, отраслевом, корпоративном уровнях является характерной особенностью современного этапа развития научно-технического прогресса, которая содействует ускорению инновационных процессов, более быстрому овладеванию обществом результатами инновационной деятельности и коммерческому успеху всех участников межгосударственной или межфирменной кооперации.
Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций представляется наиболее эффективным способом ускорения научно-технического развития экономики, поэтому рассмотрение данной темы является достаточно актуальным.
Организационные структуры инновационной деятельности — это предприятия (организации), которые занимаются инновационной деятельностью, научными исследованиями, разработкой и реализацией инноваций.
Все организационные структуры инновационной деятельности можно разделить на 3 группы:
• 1 группа — научные организации, которые создают и реализуют инновации;
• 2 группа — рыночные субъекты инновационной деятельности, которые дорабатывают, производят и реализуют инновации;
• 3 группа — организационные структуры интеграции науки и производства. Задача данных структур сократить период от возникновения идеи к ее практическому использованию.
© Ю.В. Ситников, 2010
Научная организация — организация (предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделов этой организации. Наличие таких подразделов не зависит от принадлежности организации к той или другой отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности. На данный момент действует такая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.
Государственный сектор объединяет организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации финансируются и контролируются правительством или высшими учебными заведениями.
Предпринимательский сектор охватывает все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг с целью продажи, в том числе и те, которые находятся в собственности государства.
Высшие организации — это университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники; организации, которые непосредственно обслуживают высшие организации [1].
К малым предприятиям как рыночным субъектам инновационной деятельности относятся: венчурные, обслуживающие и инжиниринговые фирмы, проектные бригады, фирмы «спин-офф». Кроме того по времени привлечения к инновационному процессу и подходам к выбору инноваций, можно выделить четыре типа компаний, название которых зависит от типа реализуемой на рынке инновационной стратегии: «пионеры», «хитре лисы» (стратегия ниш), предприятия, реализующие «объединенную стратегию», «вио-ленты».
1. «Пионеры» — это организации, которые специализируются на создании новых или радикально измененных старых сегментов рынка. Они являются разработчиками новой продукции. Для этого создаются мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, они получают сверхприбыль за счет их большой наукоемкости и в результате пионерного выведения их на рынок. Такие фирмы больше всего рискуют, но в случае успеха получают наибольшую отдачу.
2. Организации, придерживающиеся «стратегии ниш» («хитрые лисы»), создают инновации для потребностей узкого сегмента рынка. Они избегают конкуренции с большими корпорациями, выискивая недоступные для них сферы деятельности, предоставляя товару уникальные свойства, их товары обычно имеют эксклюзивный характер, являются высококачественными и дорогими.
3. Организации, реализующие «объединенную стратегию», используют инновации, созданные, как правило, другими организациямии, обогащая их индивидуальными характеристиками, приспосабливаясь к потребностям конкретного клиента. Они повышают потребительскую ценность товара не за счет высоковатого качества, а благодаря индивидуализации. Повышенная гибкость дает таким организациям возможность содержать конкурентные позиции. Обычно эти фирмы имеют небольшой размер.
4. Виоленты. Ориентируются на инновации, которые удешевляют изготовление продукции, в то же время обеспечивая ей достаточно высокий уровень качества, которого требует основная масса потребителей. За счет низких цен и среднего качества фирма всегда конкурентоспособная [2].
Отнесение фирм к определенной категории является условным, потому что они реализуют преимущественно не один вид продукта, а стратегия относительно каждого из них может быть различной.
Следует отметить, что существуют фирмы, которые занимаются сугубо инновациями, видя в этом способ получения сверхприбыли путем выведения на рынок отсутствующего на нем продукта. Это венчурные фирмы, склонные к риску, связанному с созданием радикальных инноваций.
Венчурные (англ. venture — рисковое предпринимательство) фирмы — преимущественно малые предприятия в прогрессивных технологических отраслях экономики. Венчурные фирмы специализируются в сферах научных исследований, разработок, создания и внедрения инноваций, связанных с повышенным риском.
Рисковый капитал предоставляется чаще всего двум категориям малых фирм — тем, которые выкуплены у владельцев (их называют «бай-аут»), и новым фирмам, основанным сотрудниками известных наукоемких корпораций, нацеленных на реализацию новых идей и разработок («спин-офф»).
Особенность таких фирм заключается в ориентации на решение научных проблем и конкретных производственных заданий с четко определенным конечным результатом. Они самые распространенные в наукоемких отраслях экономики, специализируюшихся на научных исследованиях и инженерных разработках, т. е. на коммерческой апробации научно-технических нововведений.
Развитие венчурного бизнеса как самостоятельной формы предпринимательства берет свое начало в 40-х годах XX в., а разнообразие его форм оказалось в 60-80-е годы в США. Венчур возник в новых наукоемких отраслях, в первую очередь электронике как технологической отрасли ракетного бизнеса. В частности, посредством венчурного капитала была создана американская фирма «Apple», которая в настоящее
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
162
Ю.В. СИТНИКОВ
время является одним из лидеров компьютерной индустрии [3].
Венчурное предпринимательство развивается в различных формах, самыми распространенными из которых являются:
■ независимый (чистый) венчур;
■ внедряющие фирмы, основанные промышленными корпорациями;
■ венчурные фирмы, которые финансируются инвестиционными фондами;
■ внутренние венчурные отделы больших корпораций.
Независимые венчурные фирмы. Организовываются как акционерные общества, раскрывают свою идею создания новации, аккумулируя под эту идею средства частных и институционных инвесторов.
Внедренческие фирмы. Создаются одной или несколькими корпорациями на паевых основах. Получили название «внешнего венчура». Они могут быть представлены в нескольких модификациях, организационно оформленных как научно-исследовательские консорциумы:
1. Консорциум, созданный с целью проведения фундаментальных долгосрочных исследований. Он имеет свою научно-исследовательскую базу (лаборатории, опытные производства, информационно-вычислительные центры, другие элементы научно-исследовательской инфраструктуры). Его основателями могу быть большие военно-промышленные концерны. Частично может субсидироваться государством.
2. Консорциум, целью которого является активизация научной деятельности научноисследовательских институтов, университетов на их производственной базе с использованием имеющегося научно-производственного потенциала. Для разработки и испытания идей получает от корпораций финансирование и имеет межотраслевой характер.
3. Консорциум, созданный корпорациями на паевых основах с целью разработки отраслевых стандартов, технических условий и контроля за их применением. Может создаваться под эгидой большой холдинговой компании, имеет временный характер и часто распадается в результате внутриотраслевой конкуренции.
Для создания и успешного развития инновационных предприятий необходимы ресурсы, подразделяющиеся на внутренние и внешние. К внутренним источникам формирования инвестиционных ресурсов относится нераспределенная прибыль и амортизация. К внешним — заемные средства (банковские кредиты, облигационные займы, лизинг, коммерческие кредиты) и привлеченные (эмиссия акций, государственные субсидии, венчурный капитал, взносы учредителей).
Венчурные фирмы, которые финансируются инвестиционными фондами (компаниями, трастами), могут также использовать средства больших корпораций, банков, пенсионных и благочинных фондов, страховых компаний, личные сбережения инвесторов, частично государственные субсидии.
Спрос на венчурный капитал этих фирм очень большой и не удовлетворяется коммерческими банками, которые воздерживаются от избыточного риска. Это обусловило возникновение специализированных венчурных инвестиционных фондов и компаний, их целью является аккумуляция венчурного капитала и венчурное финансирование и кредитование специализированных рисковых фирм (венчуров).
Внутренний венчур. Он предшествовал вышеуказанным организационным формам венчурного предпринимательства. В 60-те годы XX ст. в США большие концерны и корпорации начали создавать в своих структурах автономные научно-исследовательские и проектные группы или отделы, которые были предназначены для поиска, обоснования идей, опытных образцов и наладки производства новых видов продукции, внедрения прогрессивных технологических процессов. Такие отделы (группы) часто формировали как временные творческие коллективы и расформировывали сразу после решения заданий, которые ставились перед ними, или существовали длительное время как научно-исследовательские и опытноконструкторские бюро, научно-производственные объединения. Финансировали внутренние венчуры за счет основной деятельности компании, причем большие компании создавали по несколько десятков таких временных венчурных групп. В случае успеха внутренний венчур становится одним из производственных подразделов компании, а его продукция реализуется каналами сбыта корпорации.
Значительное число крупных корпораций США («Ексон», 1ВМ «Дженерал електрик» и др.) имеют внутренние венчуры. Однако, по мнению многих западных ученых, такая форма венчурного предпринимательства сегодня не совсем эффективна. К ее недостаткам относят матричную систему организации управления научно-исследовательскими работами, т. е. двойную зависимость венчура от руководства компании и от руководства отдела (проекта); отсутствие конкуренции как стимула интенсификации работ; ограниченность средств для финансирования венчурных проектов в период спада производства в корпорации.
Венчурная фирма любого из перечисленных выше типов создается, как правило, небольшим кругом единомышленников — инженеров, изобретателей, менеджеров с определенным опытом работы в лабораториях больших фирм. По форме ответственности и организационно-правового статуса венчурные фирмы могут быть акционерными компаниями, хозяйственными обществами и частными предприятиями.
Для создания венчурной фирмы необходимы:
♦ коммерческая идея (новый продукт, технология или услуга);
♦ общественная потребность в конкретном нововведении;
♦ предприниматель, готовый на основе нововведений создать венчурную фирму;
♦ «рисковый» капитал для финансирования деятельности венчурной фирмы [4].
Основание и функционирование венчурной фирмы осуществляется в несколько этапов.
1. Инженеры-изобретатели, разработчики, ученые вместе с венчурным предпринимателем основы-
вают компанию для производства нового продукта. Капитал на этом этапе формируется преимущественно за счет собственных средств и ссуд. Владелец венчурного капитала выделяет сумму на проект. Осуществляется конструкторская разработка идеи создания одного-двух изделий. Основатели венчурной фирмы являются и ее ведущими работниками.
2. Основатели определяют свою экономическую стратегию, изучают рынок, создают совет директоров. Начинают выпуск и продажу нового продукта конкретным заказчикам. Полученные образцы продают первым потребителям или дальше испытывают. Основная задача фирмы на этом этапе — завоевать доверие потребителей с целью получения новых заказов.
3. Расширение производства, промышленный выпуск продукции для широкого круга потребителей. Фирма формирует новую организационную структуру. На этом этапе по большей части прибыли нет.
4. Освоение дополнительных капиталовложений с целью расширения масштабов производства, улучшение качества продукции, расширение рынка и тому подобное. Стратегию в отрасли производства и сбыта определяет конъюнктура рынка.
5. В случае неубыточности производства малая фирма превращается в закрытую или открытую корпорацию, т. е. имеет возможность выпускать и продавать собственные акции на рынке ценных бумаг или большим корпорациям.
В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно программе развития инновационной инфраструктуры Южного федерального университета (ЮФУ) на 2010-2012 годы, инновационная инфраструктура университета должна обеспечить возможность доведения результатов фундаментальных и прикладных исследований до уровня технологических разработок, востребованных на региональном, российском и международных рынках, содействовать переводу региональной экономики на инновационный путь развития, содействовать диверсификации источников финансирования университета, что придаст ему необходимую финансовую устойчивость.
На сегодняшний день на базе ЮФУ созданы инновационные предприятия, реализующие инновационные проекты во многих отраслях экономики, а именно: в машиностроении, строительстве и ЖКХ, химической и нефтехимической промышленности, энергетике, АПК, радиоэлектронике и приборостроении, а также в медицине и образовании.
Например, в сентябре 2010 года в ЮФУ, в целях развития инновационной инфраструктуры университета в области разработки и оптимизации инновационных форм организации учебного и научного процессов; разработки и коммерциализации научно-технической продукции, связанной с новыми материалами, создан инновационно-образовательный центр «Новые материалы».
Таким образом, управление реализацией инноваций может иметь различную организационную форму. Выбор ее зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют размеры предприятия, его рыночная и технологическая позиции, финансовые возможности, инновационная стратегия. Невзирая на отличия, присущие различным организационным формам, они направлены на отыскание гибких организационных механизмов, которые обеспечивают развитие предприятия на основе создания и использования инноваций, которые находят коммерческое применение.
В создании инноваций и их практическом применении значительную роль играет малый бизнес, который может включаться в инновационный процесс на различных его стадиях. Гибкость, мобильность малых фирм обеспечивают высокую восприимчивость к инновациям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003.
2. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособ. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Сайт Южного федерального университета // www.sfedu.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3