О.В. КОМПАНИЙЦЕВА
Оксана Вячеславовна ШЖШАНППЦЕШ — аспирантка кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
В 2005 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Автор 4 статей.
Область научной специализации — логистика в управлении инвестиционно-строительными проектами, стратегическая логистика.
Ъ Ъ >
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА*
Процесс управления на современном предприятии направлен на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов. В соответствии с логистической концепцией процесс управления предприятием представляется в виде совокупной и взаимосвязанной системы отдельных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей [1]. Это означает разработку временных параметров, показывающих, когда эти виды деятельности должны выполняться. Планирование помогает предвидеть будущее и действовать с большей степенью определенности.
При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ стратегии более высокого уровня, позволяющий понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию. На основе иерархии стратегических решений формируются определенные шаги планирования логистической деятельности [6]. Обобщить полученные результаты следует в форме логистической миссии, поскольку она задает общий фон, на котором происходят основные действия, и показывает общее направление логистической деятельности организации и ее приоритеты [2].
Стратегическое логистическое планирование состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д. При проектировании логистической стратегии все ее структурные элементы можно представить в виде логистического плана. Этот план созвучен контуру стратегического планирования, применительно к логистической стратегии его можно разделить на отдельные стадии или этапы. Особенности управления на отдельных стадиях планирования логистической деятельности представлены на рис. 1.
Первая стадия — постановка цели и задач предприятия или проекта, описание его сущности и планируемых результатов. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии высшего уровня или, иными словами, оказывать помощь в реализации цели проекта.
Вторая стадия — оценка окружающей среды, внутренней среды предприятия, определение круга имеющихся и недостающих ресурсов и технологий. Среда, в которой ведется бизнес, включает факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может. Сюда входят: потребители, рыночные условия, технология, экономический климат, правовые ограничения, конкуренты, акционеры, группы заинтересованных лиц, социальные условия, политические условия и прочие факторы среды.
ГРНТИ 06.81.12 © О.В. Компанийцева, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Щербакова.
Рис. 1. Этапы логистического планирования
Все конкурирующие организации действуют в одной и той же среде бизнеса. Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные особенности и преимущества, позволяющие ей выделиться на фоне соперников. Среда, в которой ведется бизнес, и особые преимущества показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегии более высокого уровня — какое она хочет занимать в будущем.
На третьей стадии логистическая миссия показывает, как организация будет переходить от сегодняшнего положения к будущему, определяет цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения. Логистическая миссия в организации должна рассматриваться в совокупности со стратегическими целями всего бизнеса и перспективами его развития. Большинство фирм преследуют цели максимального удовлетворения потребителей, повышения качества услуг, а также получения максимальной прибыли при минимальных материальных, финансовых и временных затратах. С точки зрения логистики осуществление функций стратегического и функционального менеджмента должно способствовать реализации логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Отсутствие миссии и четкой стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем [4].
Для успешного выживания организации необходимо постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях своей деятельности. Она должна стремиться к достижению конкурентного преимущества в одном или нескольких сегментах рынка за счет концентрации своих усилий на определенных стратегических направлениях. Такие возможности предоставляет логистика. Многие зарубежные ученые [3; 5], определяя задачу обеспечения конкурентных преимуществ, утверждают, что фирма достигает их в случае обеспечения наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами. В зарубежной литературе это правило семи "Я", где отражены
существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество продукции, время и затраты. Логистическая миссия разрабатывается в синхронизации с общей маркетинговой и производственной стратегией.
На четвертой стадии определяется логистическая стратегия — способ, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей путем минимизации затрат, улучшения обслуживания потребителей, оптимизации временных параметров, улучшения качества и ассортимента предлагаемой продукции, гибкости объема предлагаемой продукции, усовершенствования технологии, более удобного места расположения, оптимизации баланса ресурсных возможностей, затрат и финансовых показателей, формирования бизнес-стратегии. Логистическая стратегия описывает долгосрочные решения, планы, приемы и культуру осуществления логистики в целом. Это функциональная стратегия, показывающая, как логистика внесет свой вклад в успех организации. Многие аспекты логистики могут иметь стратегическую значимость. Направленность стратегии показывает, что именно данная организация считает наиболее важным. В целом логистическая стратегия направлена на «тощую» или динамичную логистику, межорганизационную стратегию стратегических партнерств, стратегии, в основе которых лежат временные параметры, и т. д. Организациям не нужно выбирать одну стратегию в ущерб другой, так как они не исключают друг друга, а имеют как свои собственные достоинства, так и ограничения. Определенные и необходимые характеристики берутся для каждого конкретного случая. Строгих разграничений между стратегиями нет, поскольку они исходят из того, что удовлетворение потребителей и низкие затраты — доминирующие направления, но используют разное описание процесса, обеспечивающего достижение цели (см. рис. 2).
Рис. 2. Виды логистической стратегии
Для улучшения взаимосвязи в цепях поставок используется такой вид стратегии, как стратегия стратегических партнерств. Цель этой стратегии — эффективность цепи поставок посредством совместной работы всех ее звеньев и получение выгод от кооперации. Причинами формирования такой стратегии становятся более совершенное обслуживание потребителей, более высокая степень гибкости, сниженные затраты, стремление избежать инвестиций в рисковые проекты. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями. В этой сфере деятельности три четверти компаний используют контрактных провайдеров. Широко используются стратегии на основе временных параметров. Такие стратегии стремятся гарантированно обеспечить быструю доставку продукции. К выгодам, получаемым от таких стратегий, относятся более низкие затраты, более совершенные потоки наличных денежных средств, меньшая степень риска из-за сокращения числа изменений заказов, устаревания продукции, хранящейся слишком долго в запасах, а также более простые операции в результате отказа от лишних запасов и устранения задержек в выполнении заказов. Одна из таких стра-
тегий — стратегия «сжатия времени» [7, с. 108]. Ее цель — устранение всех временных отрезков, в течение которых ценность к продукции не добавляется. Существует множество способов, позволяющих сократить затраты времени в цепи поставок и тем самым получить определенные выгоды. Все эти способы имеют общие черты, такие как упрощение операций, интегрирование потоков, применение стандартных процедур и материалов, одновременное выполнение операций, контроль над отклонениями, автоматизация производства, планирование.
Стратегия, сфокусированная на одном аспекте деятельности, не может игнорировать остальные; ей по-прежнему приходится добиваться параметров, приемлемых и по другим, самым разным критериям. На различных стадиях развития проекта функции логистики рассматриваются с наибольшей значимостью для дальнейшего развития и эффективности всех его процессов.
Планирование цепей поставок начинается с анализа логистической стратегии, где формулируются общие цели. На уровне логистической стратегии определим основную схему взаимодействия всех звеньев нашей цепи, т. е. определим основную цепочку поставок взаимодействия инвесторов Заказчика и субподрядчиков. Отметим, что данная схема берется за основу в начале производства работ. В процессе развития проекта она будет корректироваться и видоизменяться в рамках оперативного управления. Стратегия логистической координации в цепях поставок строится на оценках колебаний временных интервалов выполнения функциональных циклов логистики. Содержательная характеристика цепи поставок производится путем отображения процессов.
На пятой стадии определяется основная логистическая тактика — посредством каких механизмов будет реализована логистическая стратегия. Осуществляется планирование ресурсопотоков. Разрабатываются обобщенные планы, в которые сводят все виды работ по всем видам деятельности, как правило, в ежемесячном формате и для каждого проекта. После этого к ним добавляются детали, и на выходе мы получаем долгосрочные планы, показывающие, как эти цели будут достигнуты. В свою очередь эти планы при дальнейшей работе над ними становятся более детализованными. Двигаясь в организации сверху вниз, они становятся все более и более конкретными и подробными. Разрабатывается основной график, где приводится подробное расписание всех видов деятельности, как правило, в понедельном формате.
Шестая стадия — интегрирование логистических функций — включает несколько этапов:
— формирование различных вариантов осуществления логистических процессов: возможные схемы снабжения, создание оптимального количества запаса материалов, использование технологий производства, транспортных маршрутов.
— анализ альтернативных вариантов;
— выбор оптимальных для логистической системы процессов, схем и технологий.
Седьмой этап — организация логистических процессов, которая осуществляется путем применения организационных, юридических, маркетинговых и иных инструментов для воздействия на ресур-сопотоки. Для данной стадии характерен большой расход финансовых средств. Это связано с оплатой труда персонала и экспертов, необходимостью создания у поставщиков стимулов к предоставлению продукции и услуг, адаптацией организационных систем, оформлением договоров и соглашений. Разрабатываются краткосрочные графики, показывающие подробное расписание работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, в ежедневном формате. Согласно планам движения потоков выбираются формы и методы расчетов между участниками логистических отношений, привлекаются те или иные банковские и финансовые инструменты. Исходя из предпочтений и потребностей предприятий, находящихся в звеньях логистических цепочек, выбираются способы оплаты за оказанные услуги и реализованную продукцию, договариваются об условиях поставки, транспортировки, разгрузки и отгрузки.
Завершающая стадия — стадия контроля — включает отслеживание нарушений в потоковых процессах, несоответствий в параметрах финансовых и материальных потоков. Задачами управления потоками на данной стадии являются: мониторинг изменения количественных и качественных показателей потоков, оценка изменения в соотношении план — факт, стоимости и риска, выявление возможных проблем с привлечением ресурсов, корректировка последовательности включения новых источников поставки ресурсов, изменение плана производства в соответствии с новыми условиями.
Стратегическое планирование логистической деятельности в управлении проектами создает основу для всей экономической политики предприятия [6]. Таким образом, стратегическое планирование
инвестиционно-строительного проекта мы базируем на иерархии принятия решений логистической стратегии.
Современная экономика России все в большей степени поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы новой экономики характеризуются эффектом интеграции, вызванным существенным снижением затрат и качеством обслуживания потребителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы логистики / под ред. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 25с.
2. Основы логистики / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. 84 с.
3. ПортерМ.Э. Конкуренция / пер с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 315 с.
4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: Инфра-М, 2001. 352 с.
5. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / пер. с 4-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.
6. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005. 256 с.
7. УотерсД. Логистика. Управление цепью поставок/ пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 102 с.