Научная статья на тему 'Формирование логистической стратегии инвестиционно-строительного проекта'

Формирование логистической стратегии инвестиционно-строительного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ЛО-ГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / LOGISTIC PLANNING STAGES / LOGISTIC STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Компанийцева Оксана Вячеславовна

В статье проанализирована логистическая концепция управления проектами и представлены результаты в виде иерархической системы стратегического планирования. Особое внимание уделено таким этапам планирования, как логистическая миссия и логистическая стратегия, которые определяют основную задачу обеспечения конкурентных преимуществ организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of logistic strategy of investment and construction project

The article analyzes the logistic concept of project management and submittes the results in the form of hierarchical system of strategy planning. Special attention has been drawn towards these planning stages as logistic mission or logistic strategy, which in their terms determine the core task of providing the competitive advantages of the company.

Текст научной работы на тему «Формирование логистической стратегии инвестиционно-строительного проекта»

О.В. КОМПАНИЙЦЕВА

Оксана Вячеславовна ШЖШАНППЦЕШ — аспирантка кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2005 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 4 статей.

Область научной специализации — логистика в управлении инвестиционно-строительными проектами, стратегическая логистика.

Ъ Ъ >

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА*

Процесс управления на современном предприятии направлен на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих принципов и методов. В соответствии с логистической концепцией процесс управления предприятием представляется в виде совокупной и взаимосвязанной системы отдельных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей [1]. Это означает разработку временных параметров, показывающих, когда эти виды деятельности должны выполняться. Планирование помогает предвидеть будущее и действовать с большей степенью определенности.

При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ стратегии более высокого уровня, позволяющий понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию. На основе иерархии стратегических решений формируются определенные шаги планирования логистической деятельности [6]. Обобщить полученные результаты следует в форме логистической миссии, поскольку она задает общий фон, на котором происходят основные действия, и показывает общее направление логистической деятельности организации и ее приоритеты [2].

Стратегическое логистическое планирование состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д. При проектировании логистической стратегии все ее структурные элементы можно представить в виде логистического плана. Этот план созвучен контуру стратегического планирования, применительно к логистической стратегии его можно разделить на отдельные стадии или этапы. Особенности управления на отдельных стадиях планирования логистической деятельности представлены на рис. 1.

Первая стадия — постановка цели и задач предприятия или проекта, описание его сущности и планируемых результатов. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии высшего уровня или, иными словами, оказывать помощь в реализации цели проекта.

Вторая стадия — оценка окружающей среды, внутренней среды предприятия, определение круга имеющихся и недостающих ресурсов и технологий. Среда, в которой ведется бизнес, включает факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может. Сюда входят: потребители, рыночные условия, технология, экономический климат, правовые ограничения, конкуренты, акционеры, группы заинтересованных лиц, социальные условия, политические условия и прочие факторы среды.

ГРНТИ 06.81.12 © О.В. Компанийцева, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Щербакова.

Рис. 1. Этапы логистического планирования

Все конкурирующие организации действуют в одной и той же среде бизнеса. Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные особенности и преимущества, позволяющие ей выделиться на фоне соперников. Среда, в которой ведется бизнес, и особые преимущества показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегии более высокого уровня — какое она хочет занимать в будущем.

На третьей стадии логистическая миссия показывает, как организация будет переходить от сегодняшнего положения к будущему, определяет цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения. Логистическая миссия в организации должна рассматриваться в совокупности со стратегическими целями всего бизнеса и перспективами его развития. Большинство фирм преследуют цели максимального удовлетворения потребителей, повышения качества услуг, а также получения максимальной прибыли при минимальных материальных, финансовых и временных затратах. С точки зрения логистики осуществление функций стратегического и функционального менеджмента должно способствовать реализации логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Отсутствие миссии и четкой стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем [4].

Для успешного выживания организации необходимо постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях своей деятельности. Она должна стремиться к достижению конкурентного преимущества в одном или нескольких сегментах рынка за счет концентрации своих усилий на определенных стратегических направлениях. Такие возможности предоставляет логистика. Многие зарубежные ученые [3; 5], определяя задачу обеспечения конкурентных преимуществ, утверждают, что фирма достигает их в случае обеспечения наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами. В зарубежной литературе это правило семи "Я", где отражены

существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество продукции, время и затраты. Логистическая миссия разрабатывается в синхронизации с общей маркетинговой и производственной стратегией.

На четвертой стадии определяется логистическая стратегия — способ, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей путем минимизации затрат, улучшения обслуживания потребителей, оптимизации временных параметров, улучшения качества и ассортимента предлагаемой продукции, гибкости объема предлагаемой продукции, усовершенствования технологии, более удобного места расположения, оптимизации баланса ресурсных возможностей, затрат и финансовых показателей, формирования бизнес-стратегии. Логистическая стратегия описывает долгосрочные решения, планы, приемы и культуру осуществления логистики в целом. Это функциональная стратегия, показывающая, как логистика внесет свой вклад в успех организации. Многие аспекты логистики могут иметь стратегическую значимость. Направленность стратегии показывает, что именно данная организация считает наиболее важным. В целом логистическая стратегия направлена на «тощую» или динамичную логистику, межорганизационную стратегию стратегических партнерств, стратегии, в основе которых лежат временные параметры, и т. д. Организациям не нужно выбирать одну стратегию в ущерб другой, так как они не исключают друг друга, а имеют как свои собственные достоинства, так и ограничения. Определенные и необходимые характеристики берутся для каждого конкретного случая. Строгих разграничений между стратегиями нет, поскольку они исходят из того, что удовлетворение потребителей и низкие затраты — доминирующие направления, но используют разное описание процесса, обеспечивающего достижение цели (см. рис. 2).

Рис. 2. Виды логистической стратегии

Для улучшения взаимосвязи в цепях поставок используется такой вид стратегии, как стратегия стратегических партнерств. Цель этой стратегии — эффективность цепи поставок посредством совместной работы всех ее звеньев и получение выгод от кооперации. Причинами формирования такой стратегии становятся более совершенное обслуживание потребителей, более высокая степень гибкости, сниженные затраты, стремление избежать инвестиций в рисковые проекты. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями. В этой сфере деятельности три четверти компаний используют контрактных провайдеров. Широко используются стратегии на основе временных параметров. Такие стратегии стремятся гарантированно обеспечить быструю доставку продукции. К выгодам, получаемым от таких стратегий, относятся более низкие затраты, более совершенные потоки наличных денежных средств, меньшая степень риска из-за сокращения числа изменений заказов, устаревания продукции, хранящейся слишком долго в запасах, а также более простые операции в результате отказа от лишних запасов и устранения задержек в выполнении заказов. Одна из таких стра-

тегий — стратегия «сжатия времени» [7, с. 108]. Ее цель — устранение всех временных отрезков, в течение которых ценность к продукции не добавляется. Существует множество способов, позволяющих сократить затраты времени в цепи поставок и тем самым получить определенные выгоды. Все эти способы имеют общие черты, такие как упрощение операций, интегрирование потоков, применение стандартных процедур и материалов, одновременное выполнение операций, контроль над отклонениями, автоматизация производства, планирование.

Стратегия, сфокусированная на одном аспекте деятельности, не может игнорировать остальные; ей по-прежнему приходится добиваться параметров, приемлемых и по другим, самым разным критериям. На различных стадиях развития проекта функции логистики рассматриваются с наибольшей значимостью для дальнейшего развития и эффективности всех его процессов.

Планирование цепей поставок начинается с анализа логистической стратегии, где формулируются общие цели. На уровне логистической стратегии определим основную схему взаимодействия всех звеньев нашей цепи, т. е. определим основную цепочку поставок взаимодействия инвесторов Заказчика и субподрядчиков. Отметим, что данная схема берется за основу в начале производства работ. В процессе развития проекта она будет корректироваться и видоизменяться в рамках оперативного управления. Стратегия логистической координации в цепях поставок строится на оценках колебаний временных интервалов выполнения функциональных циклов логистики. Содержательная характеристика цепи поставок производится путем отображения процессов.

На пятой стадии определяется основная логистическая тактика — посредством каких механизмов будет реализована логистическая стратегия. Осуществляется планирование ресурсопотоков. Разрабатываются обобщенные планы, в которые сводят все виды работ по всем видам деятельности, как правило, в ежемесячном формате и для каждого проекта. После этого к ним добавляются детали, и на выходе мы получаем долгосрочные планы, показывающие, как эти цели будут достигнуты. В свою очередь эти планы при дальнейшей работе над ними становятся более детализованными. Двигаясь в организации сверху вниз, они становятся все более и более конкретными и подробными. Разрабатывается основной график, где приводится подробное расписание всех видов деятельности, как правило, в понедельном формате.

Шестая стадия — интегрирование логистических функций — включает несколько этапов:

— формирование различных вариантов осуществления логистических процессов: возможные схемы снабжения, создание оптимального количества запаса материалов, использование технологий производства, транспортных маршрутов.

— анализ альтернативных вариантов;

— выбор оптимальных для логистической системы процессов, схем и технологий.

Седьмой этап — организация логистических процессов, которая осуществляется путем применения организационных, юридических, маркетинговых и иных инструментов для воздействия на ресур-сопотоки. Для данной стадии характерен большой расход финансовых средств. Это связано с оплатой труда персонала и экспертов, необходимостью создания у поставщиков стимулов к предоставлению продукции и услуг, адаптацией организационных систем, оформлением договоров и соглашений. Разрабатываются краткосрочные графики, показывающие подробное расписание работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, в ежедневном формате. Согласно планам движения потоков выбираются формы и методы расчетов между участниками логистических отношений, привлекаются те или иные банковские и финансовые инструменты. Исходя из предпочтений и потребностей предприятий, находящихся в звеньях логистических цепочек, выбираются способы оплаты за оказанные услуги и реализованную продукцию, договариваются об условиях поставки, транспортировки, разгрузки и отгрузки.

Завершающая стадия — стадия контроля — включает отслеживание нарушений в потоковых процессах, несоответствий в параметрах финансовых и материальных потоков. Задачами управления потоками на данной стадии являются: мониторинг изменения количественных и качественных показателей потоков, оценка изменения в соотношении план — факт, стоимости и риска, выявление возможных проблем с привлечением ресурсов, корректировка последовательности включения новых источников поставки ресурсов, изменение плана производства в соответствии с новыми условиями.

Стратегическое планирование логистической деятельности в управлении проектами создает основу для всей экономической политики предприятия [6]. Таким образом, стратегическое планирование

инвестиционно-строительного проекта мы базируем на иерархии принятия решений логистической стратегии.

Современная экономика России все в большей степени поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы новой экономики характеризуются эффектом интеграции, вызванным существенным снижением затрат и качеством обслуживания потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы логистики / под ред. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 25с.

2. Основы логистики / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. 84 с.

3. ПортерМ.Э. Конкуренция / пер с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 315 с.

4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: Инфра-М, 2001. 352 с.

5. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / пер. с 4-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.

6. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005. 256 с.

7. УотерсД. Логистика. Управление цепью поставок/ пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.