Литература:
1. Абайханов А.Р., Абайханов Р.С., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография - М., 2018
2. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография - М., 2018
3. Горовая В., Диканский А. ИКТ и самостоятельная учебная деятель-ность // Высшее образование в России. - № 6. - 2005.
4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2014. - 432 с.
Педагогика
УДК: 371.24
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Шилова Любовь Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье описывается опыт подготовки будущего учителя математики к формированию логической культуры обучающихся на основах личностной ориентации изучения дисциплин вариативного цикла. Предлагаются варианты специально разработанных упражнений, направленных на формирование рассматриваемой культуры школьников на различных этапах обучения.
Ключевые слова: логическая культура, профессионально-педагогическая подготовка, будущий учитель математики.
Annotation. In this article the experience of logical culture development based on student-centered learning of the optional subjects curricula within the professional training of the Mathematics teacher. The variety of specially designed tasks in order to form and develop the given culture of the students at different learning stages are suggested in this article.
Keywords: logical culture, professional pedagogical training, future Mathematics teacher.
Введение. Концепция развития математического образования в Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости подготовки «учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся» [2, с. 3]. По нашему глубоком убеждению решение поставленной задачи по плечу только думающему, увлечённому своим трудом, творческому педагогу. Для этого необходима такая организация профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики, которая построена на принципах личностной ориентации. Реализация этих принципов позволяет сделать обучение математике -основной предмет деятельности её субъекта - учителя математики -личностно-значимым, формирует стойкую потребность творческого преобразования предмета.
Формирование логической культуры обучающихся является одной из важнейших задач математической подготовки школьников. Обучающийся 9 класса с недостаточным уровнем сформированности логической культуры с большими усилиями переходит к изучению систематических курсов алгебры и начал математического анализа, а также геометрии для любого профиля обучения в старшей школе. Поэтому процесс её формирования должен быть под пристальным вниманием учителя математики в предпрофильной математической подготовке обучающихся основной школы.
Цель статьи - представить опыт подготовки будущих учителей математики к формированию логической культуры обучающихся основной школы на кафедре математики, теории и методики обучения математики нашей академии.
Изложение основного материала статьи. Включённая в вариативную часть учебного плана профессиональной подготовки выпускников нашей академии по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (Математика) элективная дисциплина «Развитие математической культуры учащихся основной школы при изучении математики» был построена с учётом результатов проведённого ранее исследования.
В процессе изучения дисциплины и в работе проблемной группы, «Методическая подготовка учителя математики в условиях вариативности образовательной среды» будущим учителям математики было предложено в качестве проекта провести собственное исследование с соблюдением всех правил проведения научной работы. Таким образом, будущие учителя выполнили научно-исследовательскую работу по предложенной проблеме. Экспериментальный блок работы был реализован в период практики в МБОУ «ЯУВК «Школа-лицей №9», в которой действует базовая кафедра ГПА.
Результаты проведённого исследования были оформлены соответствующим образом и представлены на занятии проблемной группы. Представим их.
Анализ отмеченной научной проблемы осуществлялся на разных методологических уровнях -философском, общенаучном, конкретно- научном.
Исходными при этом были следующие методологические положения:
1) логическая культура как система имеет сложную структуру;
2) развитие логической культуры обучающихся является возможным и имеет определенные закономерности, которые эффективно реализуются лишь при определенных дидактических условиях;
3) выделение специальной системы методов, способов и форм и их приложение способствует решению проблемы формирования логической культуры обучающихся на разных этапах обучения.
Понятие логической культуры по своей сущности является мультидисциплинарным. Но, в связи с тем, что мы рассматриваем профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей математики, это понятие рассматривается в контексте понятия математической культуры как его составная часть.
Исследованию логической культуры обучающихся различных возрастов посвящены исследования известных учёных-методистов математики (Г. Д. Глейзер, В. Д. Гусев, М. И. Бурда, Н. Я. Виленкин, Н. Я. Игнатенко, А. Н. Колмогоров, Ю. Н. Колягин, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, В. В. Никитин, И. Л. Никольская, Т. Д. Кондрашенкова, Д. Пойа, К. А. Рупасов, А. Д. Семушин, З. И. Слепкань, Е. И. Скафа, А. А. Столяр, А. И. Фетисов, Г. Фройденталь, Д. Я. Хинчин).
В связи с темой инициативной НИР «Теоретико-методические основы личностно ориентированной подготовки учителей математики» (регистрационный номер НИОКР 115121550015 от 15.12.2015), разрабатываемой на кафедре математики, теории и методики обучения математики, понятие «логическая культура» рассматривалось с позиции личностно ориентированного подхода, который даёт возможность рассматривать формирование логической культуры как процесс личностного открытия, сотворения мира культуры в себе, развитие идей диалога культуры, по которым происходит индивидуальная личностная актуализация заложенных в ней значений. Исходя из технологического подхода к логической культуре, был сделан вывод о том, что формирование логической культуры - это деятельность, направленная на развитие фундаментальной базовой культуры, которая отображает социальный опыт [5].
В процессе изучения психолого-педагогической и методико-математической литературы [1; 3; 4] были выявлены и систематизированы различные виды логических умений, которыми необходимо овладеть обучающимся для успешного освоения. Логическая подготовка обучающихся на уроках математики должна проводиться направленно на формирование такого минимума общих и специальных логических умений (табл. 1).
Таблица 1
Общие и специальные логические умения на уровне формальной и диалектической логики
Общелогические умения | Специальные логические умения
Уровень формальной логики
1. Умение делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные, традуктивные). 1. Умение делать индуктивные, дедуктивные и традуктивные умозаключения на материале математики.
2. Умения классифицировать, давать определения, доказывать, опровергать. 2. Умение осуществлять эти операции на материале естественно-математических наук.
3 Умения описывать, устанавливать научный факт. 3. Умение описывать математические, физические, химические, биологические умения, процессы и устанавливать наблюдаемые факты.
4. Умение объяснять методами научной индукции или дедукции. 4. Умение применять известные математические, физические, химические, биологические теории и законы для объяснения и предсказания событий.
5. Умение дедуктивно выдвигать гипотезы и доказывать их, на основе уже известных теорий, законов и понятий.
Уровень диалектической логики
Общелогические умения Специальные логические умения
1. Умение выявлять объективные противоречия. 1. Умение выявлять противоречия в сущности математических, физических, химических, биологических явлений.
2. Умение формулировать проблемы, отражающие эти противоречия. 2. Умение выдвигать и развивать содержательные математические, физические, химические, биологические гипотезы, отражающие противоречия в сущности рассматриваемых положений, явлений.
3. Умение выдвигать на основе выявления противоречий гипотезы и развивать их (методом восхождения от абстрактного к конкретному). 3. Умение объяснять физические, химические, биологические явления и вскрывать закономерности данных процессов, применяя законы и категории диалектической логики.
4. Умение объяснять противоречия, применяя закона и категории диалектической логики.
Процесс формирования логической культуры обучающихся является уровневым. Были выделены три уровня, соответствующие особенностям деятельности обучающихся: предметный, атрибутивный и логический. Признаками, которые характеризуют каждый уровень, является знание и умение использовать его; способы решения логических задач; интересы и мотивы логической деятельности; сформированность логической позиции Качественный анализ типологических особенностей обучающихся каждого уровня сформированности логической культуры позволил сделать вывод, что наряду с отличиями в интеллектуальном творческом развитии обучающиеся выделяются умением видеть проблемы. Наблюдение за большой выборкой обучающихся (5-9 классы) показало, что характерным пределом предметного уровня деятельности является умение решать поставленное перед ними задание; обучающиеся, которые достигли
атрибутивного уровня, умеют видеть проблему в предложенном материале; обучающиеся логического уровня деятельности способны сами выдвигать проблемы и находить способы их разрешения.
Была исследована совокупность дидактических основ, которые способствуют более эффективному решению вопроса формирования логической культуры:
а) учет особенностей развития мышления подростков, и возможностей формирования у них теоретического мышления;
б) структуризация учебного материала, который излагает учитель;
в) разработка и применение специальной системы логико-познавательных заданий для обучающихся, которые выполнялись в процессе изучения математики на уроках и дома;
г) организация учебно-познавательной деятельности обучающихся для усваивания и оперирования логическими формами, умозаключениями и операциями.
В качестве приложений приводим систему упражнений, которые применялись в процессе проведения экспериментальной работы. Данный тест будущие учителя математики применяли сначала в своей учебной группе, анализировали результаты и возможные трудности в восприятии вопросов, предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть при решении тестов обучающимися разных возрастных групп, возможные варианты неправильного выбора ответа. Далее тестирование проводилось для обучающихся 5-6 классов (некоторые вопросы для этого возраста были несколько сложны), а потом для обучающихся 7-9 классов.
Тест, рассчитанный на проверку умения определять понятие.
1 этап: К слову, которое записано в левой части листа, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. либо слово-синоним, либо родовое понятие, либо понятие, тесно связанное с определяемым. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Пример:1) век - а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.
Правильный ответ - «столетие», поэтому это слово подчеркнуто.
2) весна - а) развитие; б) тепло; в) время года; г) жизнь.
Правильный ответ - «время года». Он подчеркнут.
Набор заданий:
1) школьник -а) ученик;б) учитель; в) хулиган; г) человек;
2) животное -а) рыба; б) птица; в) зверь; г) млекопитающее;
3) сказы - а) сказание; б) повествование; в) рассказ; г) быль;
4) идеал - а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство;
5) сферический - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объёмный;
6) радостный - а) счастливый; б) смешной; в) странный; г) приятный;
7) правильный - а) хороший; б) красивый; в) верный; г) проверенный;
8) миф - а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука;
9) отрывок - а) выбор; б) предложение; в) часть; г) рассказ;
10) урок - а) игра; б) завтрак; в) занятие; г) отдых.
3.Какие еще углы вы знаете? Опишите их или дайте определения.
4.Что такое биссектриса угла?
5. Какие фигуры называют равными?
6. Что такое квадрат?
7. Что такое прямоугольник?
8. Какие числа называют натуральными?
9. Какие числа называют простыми? взаимно простыми?
10. Какие числа называют составными?
11. Какие числа называют взаимообратными?
12. Что такое делитель числа?
13. Что вы понимаете под прямой пропорциональной зависимостью? под обратной пропорциональной зависимость? Приведите примеры.
14. Какие числа называют противоположными?
15. Что такое модуль числа? Попробуйте объяснить это на примерах. В каких случаях модули различных чисел совпадают? Почему?
16. Как можно назвать выражение: 7х + 12 - х - 4? Дайте определение уравнения. Что такое корень уравнения?
17. Объясните, что такое координатная плоскость. Выполните её изображение в тетради.
Результаты тестирования для всех возрастных групп были проанализированы и осуждены на заседании
проблемной группы. Также по результатам исследования подготовлено несколько докладов на конференции различных уровней.
Выводы. Необходимость специальной подготовки будущего учителя математики к формированию логической культуры обучающихся на основах личностной ориентации изучения дисциплин вариативного цикла подтверждается результатами проведённого исследования.
Применение в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей математики дидактических основ формирования логической культуры обучающихся основной школы как одного из условий повышения качества их предпрофильной подготовки дало проводившим эксперимент будущим учителям возможность выяснить, что в экспериментальных классах, где реализуются все указанные дидактические основы, уровень владения знаниями по математике и использование этих знаний в
практической деятельности, в овладении творческими методами познавательной деятельности выше, чем в контрольных классах.
Дальнейшего изучения требуют вопросы формирования логической культуры обучающихся при реализации межпредметных связей математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин на всех ступенях обучения.
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). - М., 2013. - 9 с.
3. Логика и проблемы обучения / под ред.: Б.В. Бирюкова, В.Г.Фарбера. - М.: Педагогика, 1977. - 213 с.
4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
5. Шилова Л.И., Овчинникова М.В. Личностно ориентированная подготовка будущих учителей математики к формированию логической культуры обучающихся: основные направления / Л.И. Шилова, М.В. Овчинникова // Education & Science - 2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 2016 г.). Ч.1 - St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. - С. 86-90.
Психология
УДК 159.922.736.3
кандидат психологических наук, доцент Василенко Виктория Евгеньевна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); аспирант Сергуничева Надежда Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)
ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ И МАРКЕРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязей компонентов эмоциональной компетентности старших дошкольников (идентификация эмоций, эмпатия и экспрессия) и ее маркеров (самооценка, тревожность и страхи). Выборка: 61 диада мать-ребенок: 30 мальчиков и 31 девочка; дети 5 лет (n=30) и дети 6 лет (n=31) из Санкт-Петербурга. С помощью психодиагностических методов выявлены средний уровень эмоциональной идентификации, гуманистического и эгоцентрического типов эмпатии, высокий уровень экспрессии, высокая самооценка и в то же время высокая тревожность, среднее количество страхов у детей. Корреляционный анализ выявил различия в структуре взаимосвязей компонентов и маркеров эмоциональной компетентности в связи с факторами пола и возраста. У мальчиков корреляций больше, есть связи с маркерами и у когнитивного компонента. Выявлен разный характер связей: у мальчиков гуманистический тип эмпатии связан с меньшей выраженностью страхов, а у девочек - с более высокой тревожностью. У детей 5 лет более сформированная эмоциональная идентификация взаимосвязана с меньшей выраженностью страхов, а эмоциональная экспрессия, наоборот, с большей. У детей 6 лет взаимосвязей выявлено больше, и они имеют другой характер. Восприятие экспрессивных признаков положительно коррелирует со страхами, самооценка - с гуманистическим типом эмпатии. Сходная тенденция с возрастом 5 лет - экспрессия положительно коррелирует с тревожностью.
Ключевые слова: старшие дошкольники, эмоциональная компетентность, идентификация эмоций, эмпатия, экспрессия, самооценка, тревожность, страхи.
Annоtation. This article is devoted to analysis of the correlations between components of the older preschooler's emotional competence (identification of emotions, empathy and expression) and its markers (self-assessment, anxiety and fears). Sample: 61 mother-child dyad: 30 boys and 31 girls; 5-year-olds (n=30) and 6-year-olds children (n=31) from Saint-Petersburg. The study with using psychodiagnostic methods revealed the average level of emotional identification, humanistic and egocentric types of empathy, high level of expression, high self-esteem and at the same time high anxiety, the average number of fears in children. Correlation analysis revealed differences in the structure of the relationships between components and markers of emotional competence due to factors of gender and age. More correlations were found in the sample of boys, correlations between cognitive component and emotional competence's markers were revealed. The different nature of the relationships was revealed: in boys the humanistic type of empathy was associated with less fears, and in girls with higher anxiety. In the sample of 5-year-olds children a more formed emotional identification was correlated with a less pronounced fears, and emotional expression, on the contrary, was correlated with a more pronounced fears. In the sample of 6-year-olds we revealed more correlations and they had another character. The perception of expressive signs was positively correlated with fears, self-esteem -with the humanistic type of empathy. A similar trend with age 5 years - expression was positively correlated with anxiety.
Keywords: older preschoolers, emotional competence, identification of emotions, empathy, expression, self-esteem, anxiety, fears.
Введение. Старший дошкольный возраст является важным периодом для развития многих сторон личности, одной из них является эмоциональная сфера. В свою очередь, ее особенности играют ключевую роль для психологического благополучия ребенка. Эмоциональные характеристики дошкольников выступают регулятором большинства жизненных функций и являются фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения [9].
Изложение основного материала статьи. Анализ современных исследований позволяет выделить следующие ключевые направления при изучении эмоциональной сферы дошкольников:
8 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №18-013-00990 "Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников".