ФИНАНСЫ РЕГИОНА
УДК 339.187.64
ключевые слова: лизинговая система, Иркутская область, комплекс имущественных и финансовых рисков, лизинговые операции
Д. В. Огнев, А. С. Нечаев
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЗИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В данной статье подробно описан механизм формирования лизинговой системы финансирования в основной капитал хозяйствующих субъектов Иркутской области. Описаны взаимоотношения региональных лизинговых компаний с поставщиками оборудования. Описан комплекс имущественных и финансовых рисков лизинговых операций.
В настоящее время для экономики Иркутской области в целом весьма актуальным становится создание целостного системного подхода к процессу инвестирования в основной капитал предприятий региона на базе лизинга и разработка на его основе методики инвестирования в основной капитал. Применение механизма лизинга выгодно и бюджету области. Бюджетная эффективность появляется, когда из-за ускоренной амортизации по лизингу накопленный амортизационный фонд будет реинвестирован для расширения существующего производства. Из-за расширения налогооблагаемой базы будет возрастать и бюджетная эффективность [4].
Основополагающим моментом данной методики является утверждение о том, что лизинговые компании способны поддерживать соотношение между собственными и заемными средствами на достаточно высоком уровне. Это означает, что финансирование, которое может быть доступно лизинговым компаниям для дальнейшего использования в своих операциях, будет давать значительный эффект не только для лизингополучателей, но и для экономики области в целом [5].
Лизинговые сделки высокоэффективны, поэтому в результате даже небольшого расширения возможности привлечения среднесрочного финансирования в абсолютной величине в лизинговые компании можно ожидать значитель-
ного роста данных денежных средств в процентном выражении в будущем.
На наш взгляд, наиболее перспективными источниками финансирования в региональном механизме лизинга должны стать соответствующие лизинговые компании, одна — учрежденная крупным банком (финансирование в основном крупных предприятий региона), другая — региональной администрацией (финансирование малых и средних предприятий региона).
До тех пор пока лизинг остается привлекательной альтернативой банковскому кредитованию, банки будут все более активно использовать свои дочерние лизинговые компании. Банковский сектор испытывает нехватку капитала, поэтому нельзя утверждать, что нехватка среднесрочного финансирования связана с нежеланием части банков предоставлять кредиты. Крупные банки имеет такую возможность благодаря объему имеющихся денежных средств, стабильной депозитной базе в случае кризиса, а также обширной географии своей деятельности.
Региональная администрация заинтересована в развитии рынка лизинга через учреждение своей собственной государственной лизинговой компании потому, что использование механизма лизинга может повысить эффективность вложенных бюджетных средств, а также сократить прямое бюджетное финансирование для поддержки того или иного проблематичного сектора региональной экономики (поскольку сектор начинает самостоятельно выходить из кризисной ситуации).
Немаловажно, что при этом улучшится перспектива поиска общих интересов предприятий региона и региональной администрации в отношении использования средств государственной поддержки.
Важны также меры государственной поддержки лизинговой деятельности в регионе. Они должны быть комплексными и распространяться как на лизинговые компании области и их учредителей, так и на предприятия-лизингополучатели. С нашей точки зрения, такими мерами поддержки могут быть:
— налоговое стимулирование деятельности инвесторов;
— создание лизинговых фондов для финансирования лизинговых проектов, особенно в области малого и среднего бизнеса;
— пониженные (льготные) процентные ставки для привлечения лизингодателя;
— создание залоговых фондов;
— проведение конкурсов лизинговых проектов;
— специальные субсидии и возмещение понесенных лизингодателем затрат на приобретение имущества, предназначенного для целей лизинга;
— предоставление гарантий региональных бюджетов;
— льготное государственное страхование (гарантирование) лизинговых платежей.
Учитывая все вышесказанное, была разработана система финансирования в основной капитал предприятий-лизингополучателей Иркутской области на базе лизинга (рис. 1).
Практически все лизинговые компании из-за проблем с возвратом предмета лизинга могут требовать от лизингополучателей предоставле-
ния дополнительного обеспечения или гарантий при заключении лизинговых сделок. В качестве гарантий могут использоваться поручительства юридических лиц, залог активов или дополнительное страхование, гарантии (поручительства) поставщиков, банков или физических лиц.
Важным моментом в данной модели инвестирования являются взаимоотношения региональных лизинговых компаний с поставщиками оборудования. Так, поставщиками могут быть такие предприятия, которые обеспечивают гарантированные поставки заранее определенного количества машин, оборудования, техники и т. д.; предоставляют на определенных условиях гарантии их безотказной работы на согласованные периоды эксплуатации, запасные части к ним; соответствуют требованиям высокого уровня информационного и организационного взаимодействия с лизинговым подразделением, готовым к развитию отношений с последним, с постепенным включением в состав своих функций всего комплекса работ и услуг по фирменному сервису техники.
В настоящее время одной из проблем развития лизинговых операций как вида инвестиционной деятельности в регионе является отсутствие полноценных гарантий возврата инвестиций. Отсутствие адекватной защиты от тех или иных рисков в процессе реализации лизингового проекта может стать причиной отказа от инвестиций. Одним из самых действенных способов защиты и гарантий инвестиций,
/ — крупное кредитное учреждение финансирует дочернюю лизинговую компанию; 2 — возврат полученной прибыли;
3 — предоставление свободных денежных ресурсов подставку рефинансирования ЦБ РФ; 4 — возврат предоставленных кредитных средств и полученной прибыли; 5 — предоставление гарантий по выполнению финансовых обязательств; б — оформление договора купли-продажи на поставку лизингового имущества; 7—поставка лизингового имущества, купленного дочерней лизинговой компанией; 8 — оформление договора купли-продажи на поставку лизингового имущества; 9 — предоставление гарантий по выполнению финансовых обязательств; 10,11 — оформление договора лизинга; 12,13—лизинговые платежи; 14,15 — страхование операций по договору лизинга; 16,17—страховые платежи; 18 — возврат кредитных ресурсов
Рис. 1. Лизинговая система финансирования лизингополучателей Иркутской области
которому в России уделяется недостаточно внимания, является страхование. Одно из главных условий эффективности страхования — это полнота страхового обеспечения.
Комплекс рисков лизинговых операций можно объединить в две группы: имущественные и финансовые риски. Страховая защита участников лизинговой сделки по имущественным рискам обеспечивается, прежде всего, классическими видами страхования предмета лизинга. Они гарантируют компенсацию ущерба от пожара, взрыва, стихийных бедствий и катастроф и других рисков, характеризующихся внезапностью и непредвиденностью наступления.
Имущественное страхование охватывает также риски при транспортировке лизингового имущества в период его доставки от завода-из-готовителя до непосредственного потребителя, его монтажа и пусконаладочных работ.
Создание условий для стабильной деятельности участников лизинговой деятельности — одна из главных задач страхования. На наш взгляд, не менее важной защитой интересов общества, благосостояния и здоровья населения, окружающей природной среды от последствий возможных ошибочных и неоправданных действий лизингополучателя является страхование его гражданской ответственности. Таким образом, страховые компании могут взять на себя возмещение потерь лизингополучателя, связанных с обязанностью покрывать вред, причиненный своей деятельностью и тем самым обеспечить лизингодателю своевременность и полноту исполнения лизингополучателем обязательств по уплате лизинговых платежей.
Следующим видом страхования, в котором есть насущная потребность участников лизинговых операций, является страхование финансовых рисков. Значимым страховым продуктом в этой области является страхование потери бизнеса лизингополучателя, для осуществления которого он и приобрел предмет лизинга, в случае вынужденной остановки в результате пожара, стихийного бедствия, взрыва и других рисков. Если условием страхования покрывается не только факт банкротства, но и неплатеж, то применяется так называемый «период ожидания», после которого выплачивается страховое возмещение. Период ожидания может достигать от 2 до 4 месяцев.
Страховые компании могут возмещать убытки лизингополучателю в виде:
— упущенной выгоды (прибыль), которая была бы получена лизингополучателем в тече-
ние периода вынужденной остановки производственной деятельности;
— текущих расходов, которые будет продолжать нести лизингополучатель в период вынужденной остановки производственной деятельности, а именно заработная плата, платежи из фонда оплаты труда в бюджет и пенсионный фонд, кредит, проценты по кредиту и т. д.
В составе текущих затрат страховые компании возмещают лизингополучателю и, соответственно, лизингодателю лизинговые платежи, которые должен был бы уплатить лизингополучатель, если бы его производственная деятельность не была прервана.
Лизинговая сделка может быть защищена и от иных финансовых потерь, связанных с неплатежеспособностью лизингополучателя.
Для отечественных страховщиков это достаточно специфический вид страхования. Страховщики возмещают лизинговой компании лизинговые платежи в результате неплатежеспособности лизингополучателя и, возможно, третьего лица, несущего с ним солидарную ответственность.
При наступлении неплатежеспособности лизингополучателя страховщики могут возмещать сумму по лизинговому договору, которая не покрыта за счет выручки от реализации предмета лизинга, за вычетом суммы процентов за неиспользованное время и размера франшизы.
При заключении договора страхования между страховщиком и лизинговой компанией должны быть согласованы минимальные границы стоимости возврата предмета лизинга. Они, как правило, могут составлять: в первый год договора лизинга — до 40%, во второй год — 30%, в третий год — 20%, далее — по 10%. При определении минимальных границ учитывается минимальная рыночная стоимость бывшего в употреблении предмета лизинга с учетом норм амортизации. Минимальная граница возврата исчезает, если предмет лизинга был растрачен или можно доказать, что он не был сохранен и реализован [3].
При таком виде страхования отсутствует 100% покрытие убытков. Страховые компании покрывают, как правило, 60—95% риска. Оставшееся собственное удержание стимулирует лизинговые компании более тщательно подходить к выбору предприятия — лизингополучателя.
К страхованию рисков лизинговых операций (особенно связанных с лизингополучателем, например риск неплатежа) страховщики также подходят достаточно взвешенно и не менее се-
рьезно, чем лизинговые компании при выборе партнера. В расчет могут приниматься многочисленные факторы, влияющие на функционирование всей системы лизинга, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности потенциального лизингополучателя.
По мнению авторов, отсутствие специализации на каком-то конкретном сегменте рынка, работа с широким спектром оборудования может привести к тому, что лизинговым компаниям придется сотрудничать с совершенно разными отделами страховых компаний. Ведь внутри страховой компании существует организационное деление по направлениям работы с различными видами машин и оборудования, в том числе технологического. Это вполне объяснимо, т. к. риски, связанные с предметом страхования, могут существенно различаться. Однако лизинговые компании будут вынуждены практически с самого начала объяснять специфику лизинговых сделок, каждый раз заново согласовывать условия страхования.
Второй момент может быть связан с продукцией страховых компаний, которые будут стараться адекватно оценивать и минимизировать риски, покрываемые тем или иным полисом. Каждая компания имеет свои правила страхования, которые могут существенно различаться как с точки зрения покрываемых рисков, так и с точки зрения объема покрытия. Поэтому будет сложно каждый раз прорабатывать и изучать правила страхования для отдельной сделки.
Чтобы избежать этого, лизинговым компаниям региона необходимо выбрать путь согласования и заключения генеральных полисов комплексного страхования лизинговой деятельности, которые закроют большинство направлений их деятельности и позволят ориентироваться в ставках, что даст определенную свободу действий, а также обеспечат необходимое страховое покрытие (и это самое важное). Страхование — не благотворительность, а прежде всего взаимная ответственность. Необходимость сведения к минимуму вероятного ущерба от разного рода крупномасштабных бедствий превращает страхование, в том числе и международное, в норму цивилизованного страхового бизнеса [1].
Операции лизинга носят взаимовыгодный характер. Поставщик расширяет рынок сбыта, реализуя свой товар, и получает за него от лизинговой компании выручку, причем в минимально короткий срок. Банк, в свою очередь, развивает новый вид деятельности, приобретает новых клиентов и получает свою прибыль.
Лизингополучатель с минимальными для себя затратами благодаря банковским инвестициям приобретает новое оборудование, начинает выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, расширяет производство и создает новые рабочие места. В целом же это очень выгодно и для экономики области.
Анализ регионального рынка лизинга показывает, что лизинговая отрасль в Иркутской области достаточно слаба по сравнению с общероссийскими масштабами и пока не получила должного развития.
Предложенная методика инвестирования в основной капитал на базе лизинга решает эту проблему. По мнению авторов, банки неизбежно должны стать преобладающим источником прямого или опосредованного финансирования крупных лизинговых сделок в регионе в будущем. Также необходима заинтересованность региональной администрации в развитии рынка лизинга через учреждение своей собственной государственной лизинговой компании. Ведь использование механизма лизинга повысит эффективность вложенных бюджетных средств, а также сократит прямое бюджетное финансирование для поддержки проблематичных секторов региональной экономики (поскольку сектор начинает самостоятельно выходить из кризисной ситуации) [2].
В нашем регионе до сих пор рынок лизинга настолько ненасыщен, что говорить о конкуренции со стороны коммерческих лизинговых компаний с теми, которые пользуются государственной поддержкой, как о серьезной проблеме не приходится.
Для Иркутской области важен не только экономический, но и социальный аспект лизинга. Оборудование, поставленное по лизингу, сразу же начинает работать, обеспечивая не только занятость населения, но и создавая мощный стимул для рабочих и руководства предприятия использовать его бережно, эффективно и с максимальной отдачей. В противном случае предприятие не сможет вернуть лизинговые платежи и лишится всех преимуществ лизинга, которые позволяют экономить денежные средства и осуществлять новые инвестиции в производство.
Методика инвестирования в основной капитал предприятий региона на базе лизинга сможет оживить экономические процессы в регионе и стать своеобразным ключом зажигания для движения вперед. В любом случае лизинг в регионе будет существовать и развиваться, поскольку заложенная в нем система хозяйственных и правовых отношений во многих случаях
позволяет участникам рынка оптимизировать свой бизнес и потребности в инвестициях.
Применение результатов исследования будет способствовать повышению эффективности инвестиционной деятельности и повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий.
Таким образом, приведенный в статье механизм формирования лизинговой системы финансирования основного капитала хозяйствующих субъектов Иркутской области позволяет активизировать лизинговую деятельность для малых и средних предприятий Иркутской области и является инновационным механизмом вследствие следующих причин:
1. Предложенные в данной системе меры государственной поддержки лизинговой деятельности в регионе являются комплексными, так как:
— предлагается создавать залоговые фонды;
— предлагается создавать лизинговые фонды;
— предлагается создавать льготные условия, а именно — пониженные процентные ставки для использования лизинга на балансе лизингодателя, и льготное государственное страхование.
2. Применение различныхвидов страхования:
— страхование на период доставки лизингового имущества;
— страхование на период эксплуатации лизингового имущества;
— страхование на период гашения лизинговых платежей.
Данный комплексный инструментарий позволит развить технологическую базу для предприятий малого и среднего бизнеса.
Список литературы
1. Лизинг в вопросах и ответах. Практическое руководство по лизингу для предпринимателей. / С. А. Силинг, Л. А. Михайлова и др. СПб. : ТОО Издательство «Гиппократ», 2008
2. Скрынник Е. Девиз компании «Росагролизинг», Возвратность, срочность, платность // Лизинг-ревю. 2007. №1. с. 7-9.
3. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. 2006. №1. с. 69-76.
4. Фрейдин И., Маклашкин С. Исследование влияния отдельных составляющих лизингового платежа на его величину // Лизинг-ревю. 2005. №3. с. 17-19.
5. Шевелева Е. Н. Что ждет лизинг в 2008 году // Лизинг-ревю. 2007. №6.
УДК 336.132.1
ключевые слова: устойчивость, финансовая устойчивость, интегральное значение, дебиторская задолженность, сбалансированность
Ф. Н. Гарипов, 3. Ф. Гарипова
К ВОПРОСУ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблеме финансовой устойчивости экономической системы региона. Дано толкование категории финансовой устойчивости, рассматривается ее взаимодействие с экономической устойчивостью. Предложен инструментарий количественной оценки финансовой устойчивости региона, учитывающий специфику формирования основных параметров его финансового состояния.
Эффективность управления территориальным развитием во многом определяется уровнем разрешения непрерывно возникающих проблем функционирования региональных социально-экономических систем и оперативностью формирования локальных моделей
экономических взаимодействий. Подвижность менеджмента как одно из условий при этом не может отставать от эволюционизирующих условий развития в силу того, что интересы достижения эффективности связаны с действиями, направленными на использование возможностей сложившейся ситуации.
В наши дни заметно усилилась зависимость уровня развития территорий от качества собственных решений, равно как и эффективность функционирования экономических структур стала более обусловленной квалифицированностью регионального менеджмента. В сложившихся условиях потребовалась адекватная реакция управленческих структур регионов на динамичное изменение ситуации,