action of subjects with each other through this content. In conclusion the need to reduce the existing digital divide between teachers and students is highlighted. This is a necessary condition for improving the quality of higher education.
Key words: educational standards, higher education, educational outcomes, educational technology, information and communication technology, cloud technology, services, Web 2.0, inverted training technology, BYOD technology.
Original article submitted 19.01.2015; revision submitted 19.01.2015
Olga F. Bryksina, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information and Communication Technologies in Education.
Marina V.Kalinkina, senior lecturer in information and communication technologies in education.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ФИЛОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ХРЕСТОМАТИИ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА: ХРЕСТОМАТИЯ МЕМУАРОВ, ЭПИСТОЛЯРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ»)
О.М. Буранок
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: olegburanok@yandex.ru
Освещается формирование литературоведческой компетенции будущих бакалавров-филологов с использованием хрестоматии мемуаров, эпистолярных материалов, литературно-критических статей авторов XVIII века. Анализируются наиболее характерные культурные, литературоведческие и педагогические принципы освоения будущими бакалаврами-филологами хрестоматии, содержание которой - XVIII век о XVIII веке. В статье характеризуется оригинальность, уникальность такого издания и целесообразность его использования в учебном процессе. Историко-литературные факты и механизмы их трансформации являются основой формирования литературоведческой компетенции в процессе подготовки бакалавров-словесников. Разработанная автором данной статьи методика совершенствования изучения и преподавания русской литературы XVIII века в вузе эффективна, что доказано опытом многолетней экспериментальной работы, проводимой в естественных условиях учебного процесса.
Ключевые слова: литературоведческая компетенция, бакалавры-филологи, русская литература XVIII века, хрестоматия, литературное образование.
Проблема высшего профессионального литературного образования особенно актуальна в связи с переходом на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура), причем, как правило, высшее образование бакалавриатом и ограничивается. Отсюда возникает необходимость выявить закономерности, сложившиеся в образовательном пространстве, и разработать соответствующие принципы подготовки бакалавров-филологов .
Олег Михайлович Буранок, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы.
Для успешной филологической подготовки студентов по истории русской литературы XVIII века мы разработали новый тип хрестоматии [10], включающей разнообразные материалы по истории и культуре XVIII века. Эти материалы помогают студентам (и будущим бакалаврам-филологам в том числе) воспринимать литературу XVIII века в историческом и культурологическом контексте.
Учебное пособие «Русская литература XVIII века: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей» [10] адресовано студентам филологических факультетов гуманитарных вузов страны.
Данная хрестоматия, по замыслу ее составителей, является необходимой составляющей учебно-методического комплекта О.М. Буранка «Русская литература XVIII века» [3; 4]. В ней содержатся не художественные тексты, примечания и комментарии к ним, а свидетельства деятелей русской культуры и литературы XVIII в. о своих современниках. Мы бы сказали, что это - XVIII век о XVIII веке. Пособие продолжило серию изданий для студентов-филологов в виде хрестоматии, в которой публикуются отрывки из мемуаров, дневников, писем, литературно-критических статей, воспоминаний современников. Представлен литературный процесс XVIII века.
В контексте русского духовного самосознания огромную роль играет русская культура и литература XVIII века - века формирования русской нации, укрепления государственности и выхода России в лидеры мировых держав («окно в Европу»).
Верно считает Г.Е. Горланов: «Сегодня проблема «писатель и нация» приобретает актуальное значение. Входящее в эту категорию понятие ментальности, вобравшее в себя самое существенное в историческом развитии как отдельного человека, так и всей нации, способствует полнее уяснить то существенное, что определяет талант представителя того или иного народа» [6, с. 4].
Материал в пособии-хрестоматии организован в хронологическом порядке по разделам: 1) первая половина XVIII в.: барокко, предклассицизм, классицизм; 2) литература второй половины XVIII в.: ранний реализм, сентиментализм, предромантизм.
В первом разделе представлены следующие авторы: Феофан Прокопович, Ан-тиох Кантемир, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков; во втором разделе - Николай Новиков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Александр Радищев, Николай Карамзин, Иван Дмитриев.
Материал о каждом из указанных писателей расположен по трем рубрикам: факты биографии (основные даты, биографические материалы, автобиографии); общественно-литературная позиция писателя (определившаяся в его письмах, произведениях, а также в мемуарной литературе и литературной критике XVIII в.); писатель в отзывах и воспоминаниях современников. Раздел о каждом писателе завершается примечаниями, в которых дана информация о первой публикации и необходимые пояснения по тексту. Пособие завершается «Словарем имен», в котором даны сведения о деятелях литературы, культуры, политики, чьи имена упоминаются писателями XVIII в. в текстах, представленных в хрестоматии.
При публикации текстов сохранены в основном орфография (даже если правописание противоречит современным нормам) и синтаксис. Отмененные буквы (ять, и-десятеричное и др.) заменены на современные, твердый знак после согласных в конце слова опущен.
В составлении материалов учебного пособия и комментариев (2007 г.) приняли участие: Т.А. Алпатова, к.ф.н., доц. Московского гос. областного университета (разделы о Дмитриеве, Карамзине); Н.А. Буранок, к.ф.н., доц. Самарского гос. педагогического университета (разделы о Тредиаковском, Ломоносове, Сумарокове; в соав-
торстве - о Кантемире, Фонвизине, Радищеве, Новикове, Державине, Карамзине, Дмитриеве); О.М. Буранок, д.п.н., проф. Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (раздел о Феофане Прокоповиче); С.Е. Подлесова, к.ф.н., доц. Самарского гос. педагогического университета (в соавторстве раздел о Карамзине); И.В. Попов, д.ф.н., проф. Самарского гос. педагогического университета (раздел о Кантемире); Л.А. Соловьёва, к.ф.н., доц. Самарского гос. университета (разделы о Новикове, Фонвизине, Радищеве, Державине).
Данная учебная книга стала необходимым пособием для всех филологических специальностей университетов и педвузов страны. Прецедента в издании подобного пособия по русской литературе XVIII в. пока нет, поэтому пособие имеет новаторский характер и стало интересным для всех тех, кто занимается литературой, культурой, историей XVIII столетия. Приведем рецензию доктора филологических наук, профессора Гродненского университета Т.Е. Автухович: «Рецензируемая книга удачно дополняет серию изданий, предпринятых известным специалистом по литературе XVIII века профессором О.М. Буранком и представляющих научно-методическое обеспечение вузовского курса истории русской литературы восемнадцатого столетия. В данном случае авторский коллектив, в который вошли ученые Самары и Москвы, подготовил оригинальный проект, только в результате отсутствия подходящего именования получивший скромное название «хрестоматия». На самом деле перед нами собрание текстов XVIII века о XVIII веке - своеобразное автоописание культуры, самосознание культуры. Выдержки из мемуарных свидетельств, писем современников, критических статей, эстетических трактатов, даже материалов следственных дел создают эффект эпохи, сознающей себя, - иногда провидчески точно, иногда несправедливо и даже жестоко. Перед читателем предстают основные фигуры литературного процесса XVIII века - от Феофана Прокоповича и Кантемира до Радищева и Карамзина, все направления эстетической мысли - от барокко и классицизма до сентиментализма и предромантизма. Столетие бурных споров, поисков, мировоззренческого и эстетического самоопределения культуры и литературы России обретает в этих материалах стереоскопическую объемность и жизненную достоверность. Удачно дополняет эту документальную часть книги справочный аппарат: биографические сведения о писателях, словарь упоминаемых в книге имен с краткой, но информативной характеристикой каждого и примечания, которые содержат много полезных сведений и из истории культуры, литературы и языка, и собственно из истории изучения XVIII века. Предпринятая реконструкция культурного контекста литературы XVIII века оказалась удачной и, бесспорно, будет востребована теми, для кого предназначена эта книга, - студентами, аспирантами, преподавателями» [2, с. 326].
Любой вузовский курс (особенно по истории литературы) не может не быть концептуальным: преподаватель одновременно выступает как ученый (выстраивает научную концепцию курса) и как методист-практик (продумывает, вырабатывает методику изучения и преподавания дисциплины). В процессе педагогической деятельности основные литературоведческие принципы «перетекают» в принципы педагогические, психологические и методические. Содержательно и методически курс истории русской литературы был продуман и разработан нами в учебно-методическом комплексе «Русская литература XVIII века» [3; 4; 11]. Разработанная автором данной статьи методика совершенствования изучения и преподавания русской литературы XVIII века в вузе эффективна, что доказано опытом многолетней экспериментальной работы, проводимой в естественных условиях учебного процесса.
К сожалению, переход на бакалавриат негативно сказался на преподавании курса «История русской литературы XVIII века»: не только резко сократилось количество часов, отведенных на XVIII век, но с большой натяжкой можно говорить о том, что
ныне читается курс литературы XVIII века, т. к. при модульном обучении древнерусская литература и русская литература XVIII века составляют единый модуль, при этом 50 % отведенных часов идет на самостоятельную работу, большая часть аудиторных - на практические занятия. Лекционных часов очень мало, и они по существу превращаются в некие обзоры-консультации. О целостном изучении уже не приходится говорить. Хрестоматия мемуарных, эпистолярных и литературно-критических материалов, созданных в XVIII веке о XVIII веке, используется прежде всего в самостоятельной работе будущих бакалавров, помогает им целостно воспринимать литературу и культуру «осьмнадцатого столетия», совершенствовать свою филологическую подготовку.
Формирование литературных компетенций [1] у будущих бакалавров-филологов невозможно без историко-литературных знаний: русский человек XVIII столетия во всех своих проявлениях определял российскую ментальность, и особенно такие выдающиеся исторические личности, как Петр I и Феофан Прокопович [5; 7; 8; 9]. Они породили не только политический, религиозный (духовный), но и внутрикультурный диалог, изучение которого невозможно без конкретных историко-литературных фактов, дат, имен, литературно-критических отзывов об их деятельности и произведениях. Все это, на наш взгляд, прекрасно выполняет такой учебно-методический жанр, как хрестоматия. Например, литература Петровской эпохи будет совершенно непонятной для будущих бакалавров-филологов без главы из хрестоматии «Барокко. Предклассицизм. Классицизм», в которой даны биографические сведения о Феофане Прокоповиче, а также параграфы «Петровская эпоха в сочинениях Феофана Проко-повича» [10, с. 7-11], «Петровская эпоха и Феофан Прокопович в отзывах современников» [10, с. 12-24], «А.Д. Кантемир» [10, с. 36-59], «В.К. Тредиаковский» [10, с. 60-85], «М.В. Ломоносов» [10, с. 86-117], «А.П. Сумароков» [10, с. 118-143]. К каждому параграфу даны обстоятельные примечания-комментарии.
Историко-литературные факты и механизмы их трансформации являются основой формирования литературоведческой компетенции в процессе подготовки бакалавров-словесников. Преподаватели осуществляют проектирование и реализацию системы их литературоведческой подготовки. У XVIII века (как вузовской историко-литературной дисциплины) сейчас сложное время, время настоящих испытаний, но ему не впервой: он был «псевдо-» и «ложноклассицизмом», не изучался и плохо изучался, преподавался и не преподавался. Мы уверены, что и на этот раз «осьмнадца-тое столетие» не только выдержит испытания образовательными реформами, но и выживет - и как учебная дисциплина, и как предмет научных изысканий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова Н.И., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск: ТГУ, 2007. - 368 с.
2. Автухович Т.Е. [Рецензия на книгу]: Русская литература XVШ века: Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / Под ред. О.М. Бу-ранка. - М.: Флинта; Наука, 2007. - 368 с. // Известия Самарского научного центра РАН: Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. - 2008. - № 1. Июль - сентябрь. - Самара, 2008. - С. 326.
3. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учеб.-метод. комплекс для студ. филолог. спец.: Рек. Министерством общего и профессионального образования РФ. - М.: Наука; Флинта, 1999. - 392 с.
4. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учеб.-метод. комплекс для студ. филолог. спец.: Рек. Министерством общего и профессионального образования РФ / 2-е изд. - М.: Наука; Флинта, 2002. - 392 с.
5. Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века: Монография. - М.: Наука; Флинта, 2014. - 448 с.
6. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - М.: МГОУ, 2010. - 42 с.
7. Демченко А.А. Новое в изучении литературы XVIII века // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - Вып. 16. - СПб.; Самара: Ас Гард, 2013. - С. 153-155.
8. Луков Вл.А. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века: тезаурусный анализ. Рец.: Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века: Монография. - М.: 2014. - 448 с. // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 16. - № 2(2). - Самара: СНЦ РАН, 2014. - С. 503-506.
9. Оссовский О.Е., Дубровская С.А. Творчество Феофана Прокоповича и новые возможности тезаурусного подхода. Рец.: Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века: Монография. - М.: Флинта; Наука, 2014. - 448 с. // Юридическая лексика русского языка XI-XVII веков: Мат-лы к словарю-справочнику. - Вып. 1. - Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2014. - С. 200-207.
10. Русская литература XVIII века: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / Под ред. О.М. Буранка / 2-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2008.
11. Mader R., Buranok O. Russkaja literatura XVIII veka. Moskva: Nauka; Flinta, 2002. - 390 S. // Zeitschrift fur Slawistik. - Band 49. - 2004. - № 2. - Berlin, 2004. - S. 238-240.
Поступила в редакцию 10.11.2014; в окончательном варианте 17.12.2014
UDC 378
FORMATION OF LITERARY COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS PHILOLOGISTS (ON THE EXAMPLE OF THE ANTHOLOGY «RUSSIAN LITERATURE OF THE XVIII CENTURY READER'S MEMOIRS, EPISTOLARY MATERIALS AND ARTICLES OF LITERARY CRITICISM»)
O.M. Buranok
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 65/67, M. Gorkiy Str., Samara, 443099 E-mail: olegburanok@yandex.ru
This article highlights the formation of literary competence of future bachelors philologists using an anthology of memoirs, epistolary materials, articles of literary criticism of the authors of the XVIII century. The most characteristic cultural, literary and pedagogical principles of the reading and comprehension of the anthology, the contents of which refer to XVIII century of the XVIII century, by the future bachelors philologists are analyzed. The paper is characterized by originality, uniqueness of this publication and the expediency of its use in the educational process. Historical and literary facts and their transformation mechanisms are the basis for the formation of the literary competence in the course of training of bachelors-philologists. Developed by the author of this article the method of improving learning and teaching Russian literature of XVIII century in the high school is effective, as was shown by the experience of many years of experimental work carried out under the natural conditions of the educational process.
Key words: literary competence, bachelors philologists, Russian literature of the XVIII century, a reader, literary education.
Original article submitted 10.11.2014; revision submitted 17.12.2014
Oleg M. Buranok, Doctor of Philology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Russian and foreign literature and methods of teaching literature.