СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ 2 (53) 2010
ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
А.М. Ворожцов,
старший преподаватель кафедры пожарно-строевой и физической подготовки
ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат социологических наук
В статье рассмотрены проблемы формирования личности сотрудника органов внутренних дел в период обучения в вузе МВД России. Предложены пути для улучшения данного процесса. Работа в данном направлении приведет к качественному улучшению личности выпускников вузов МВД России.
The problems of formation of the personality of the law-enforcement officer in the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered in the article. The methods of improvement of the given process are offered. Work in the given direction will lead to qualitative improvement of the personality of graduates of universities of the Ministry ofInternal Affairs of Russia*.
Vorozhtsov А.М. Formation of the personality of the law-enforcement officer in the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
66
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
Во время обучения в вузе МВД России, наряду с изучением профессии сотрудника органов внутренних дел, немаловажное значение должно уделяться формированию личности сотрудника ОВД. Личности не только обладающей набором знаний и умений, но и высокоинтеллектуальной личности, уважающей права и свободы граждан, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
В целях более глубокого анализа проблемы целесообразно выделить социально-демографическую группу обучаемых в вузе МВД России из общей группы молодежи, показать ее особенности. Как правило, это выходцы из семей рабочих, сельских жителей, сотрудников МВД и военнослужащих. Примерные границы возраста от 17 до 2830 лет [3, с. 131]. В ходе исследования, проведенного Я.В. Дидковской, выявлены некоторые тенденции профессионального самоопределения студенческой группы молодежи [1]. Она отмечает гибкость и динамизм в построении ими своего профессионального пути. Как показало ее исследование, большинство студентов достаточно легко относится к возможной смене не только места работы, но и вообще сферы деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что формирование личности тесно связано с карьерой как сознательным способом организации профессиональной жизни, включа-
ющей продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению обучаемых в профессии и жизни.
К сожалению, педагогам вузов МВД России не всегда удается сформировать в каждом курсанте личность, соответствующую современным требованиям органов внутренних дел и социальным ожиданиям общества. Поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения в вузе МВД России наряду с профессиональными качествами вырабатывать положительные нравственные качества - справедливость, умеренность, мужество и другие необходимые качества. Важная роль в воспитании нравственности отводится примеру преподавателей и командиров, систематическому приучению курсантов к активной правовой деятельности и выполнению правил поведения присущих сотруднику ОВД. К моменту выпуска из вуза МВД России каждому молодому лейтенанту необходимо сформировать определенную личностную позицию, а именно, нравственные регуляторы деятельности и поведения, позволяющие ему противостоять активной противоправной среде.
При формировании личности сотрудника ОВД в вузе МВД России ведущую роль играет успешная профессиональная социализация. Профессиональную социализацию курсанта, в процессе обучения в вузе
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
67
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
МВД России, следует определить как период, во время которого курсант познает и усваивает специфические социально-
профессиональные роли и ценности, выработанные и принятые в обществе, в Министерстве внутренних дел, необходимые для выполнения функций сотрудника органов внутренних дел. Формируются основы определенного социального типа личности как системы ее социально и профессионально важных качеств. Необходимо отметить, что это не всегда удается.
Именно поэтому в территориальных органах внутренних дел нередко слышны нелестные отзывы о вчерашних курсантах. Они касаются слабой индивидуальной подготовки и не умения работать в коллективах. В чем причина этих недоработок? Появление новых способов обогащения, технических средств борьбы с преступностью и противодействия терроризму требуют от выпускников вузов МВД России хороших знаний и умений для защиты интересов граждан и страны. Решающая роль в выполнении этой ответственной задачи принадлежит офицерам. Именно этим определяется возросший уровень требований к офицерской личности, качеству ее подготовки в вузах МВД России. Если раньше, после окончания вуза МВД, выпускник последовательно продвигался по службе и по 3-5 лет находился в одной должности, то в настоящее время, многие сразу же назначаются на
2 (53) 2010
должности старших оперативных сотрудников или заместителей начальника отдела, а в течение двух лет после выпуска практически каждый выдвигается на вышестоящую должность. К сожалению, ни жизненного опыта, ни знаний им зачастую не хватает.
Подготовка офицерских кадров в вузах МВД России должна осуществляться на основе передового опыта работы, в тесной связи и с использованием материальнотехнической базы и возможностями близкорасположенных территориальных органов внутренних дел. Кроме того, необходимо четко представлять условия, в которых выпускникам приходится выполнять свои служебные обязанности после выпуска. Стало бы хорошей практикой представлять руководству вуза МВД перспективных выпускников территориальным органам, а тем уже из них выбирать наиболее подходящих для данного подразделения. Это очень удобная схема работы, когда первый этап отбора делается в вузе. При этом главное, что потребуется от выпускников это наличие опыта, который появляется во время стажировок в ОВД, а не отличных оценок в дипломе. И второе обязательное требование — коммуникабельность.
Национальная доктрина образования России, Концепция модернизации российского образования, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и другие документы ориенти-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
68
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
руют на то, что процесс возрождения и переход к устойчивому развитию России должен начинаться, прежде всего, с повышения качества образования, как общего, так и профессионального. В то время как стране необходимы квалифицированные сотрудники МВД, уровень подготовки выпускников вузов МВД не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, ценностей, знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации человека - это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации личности. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности. Закладываются основы личности сотрудника органов внутренних дел. Важно не потерять контроль над этим процессом в вузе.
Отсюда возникает важность и необходимость овладения курсантами в процессе обучения в вузе системой знаний в области этики, морали, высокоразвитой нравственной, профессиональной культурой, культурой
профессионального общения. Практика показывает, что, как правило, недостаток нравственной культуры отдельных сотрудников сводит все их положительные качества, профессиональные знания, служебный опыт к нулю и приводит к профессиональной (а по существу - нравственной) деформации.
В решении данной проблемы видятся следующие пути:
1) направлять для поступления в вузы МВД России абитуриентов, у которых уже сформирована положительная мотивированность для службы в органах внутренних дел;
2) поддерживать и усиливать у курсантов положительную мотивацию к желанию овладеть выбранной профессией, в течение всего периода обучения в вузе МВД России;
3) отводить курсантам для самостоятельного изучения специальных дисциплин больше времени, развивать работу прикладных научных кружков и секций;
4) рекомендуется проводить все виды занятий с применением активных форм и методов обучения, на которых курсанты могли бы получать навыки конструктивного общения, совместного поиска решений, развивать свои коммуникативные качества;
5) предлагать курсантам для решения ситуационные задачи, имеющие несколько вариантов решения с целью развития гибкости мышления и выработки навыков принятия правильных решений;
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
69
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
6) проводить воспитательные беседы с курсантами для формирования личности сотрудника ОВД и привлекать для этого практических работников, ветеранов ОВД и психологов.
На наш взгляд, работа в данном направлении приведет к качественному улучшению личности выпускников вузов МВД России.
Литература
1. Дидковская, Я.В. Профессиональная карьера выпускников вузов: противоречия и перспективы / Я.В. Дидков-
ская // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» в 2-х ч. Ч. II- М.: Альфа, 2003. С. 598-599
2. Карин А. Нравственно-патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел / А. Карин, // Популярноправовой альманах МВД России «Профессионал». - 2010. - №2.- С. 33-35.
3. Семенова, В. В. Социология молодежи / В. В. Семенова // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1998. С. 696.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
70