УДК 004:37.022:802/809:378
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И АУДИРОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
FORMATION OF LEXICAL SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING READING AND LISTENING BY MEANS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
Т. В. Колесова
T. V. Kolesova
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В статье описан опыт применения авторской мультимедийной обучающей программы Train And Master your English для формирования лексических навыков в процессе овладения учащимися такими видами речевой деятельности, как чтение и аудирование.
Abstract. The article describes the experience of using the author’s multimedia computer training programme Train And Master your English for the formation of lexical skills in the process of students’ mastering such kinds of speech activity as reading and listening.
Ключевые слова: мультимедиа технологии, мультимедийная обучающая компьютерная программа, иностранный язык, лексический навык.
Keywords: multimedia technologies, a multimedia computer training programme, a foreign language, lexical skill.
Актуальность исследуемой проблемы. Обучение иностранному языку немыслимо без формирования прочных лексических навыков. Положительный эффект при обучении чтению и аудированию зависит прежде всего от степени сформированности навыков, лежащих в основе этих умений, и в первую очередь, от сформированности лексических навыков.
Лексические навыки в рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении) - это навыки, которые реализуются в речевых операциях: опознания слов и значений на основе речевых связей слуховых образов слов, в том числе терминологических, и их употребления (ситуативного и контекстного) в устной речи или опознания их графических образов и понимания значений в письменной речи при чтении текстов разных стилей [2].
Формирование лексических навыков возможно только в результате последовательной тренировки, стадии которой по-разному выделяются в методической литературе.
С. Ф. Шатилов, основываясь на психологической схеме основных этапов формирования навыков и учитывая специфику речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий, выделяет три этапа формирования лексических навыков [3]:
1. Ориентировочно-подготовительный этап, на котором учащиеся знакомятся с новым лексическим явлением и выполняют первичные речевые и языковые операции по образцу с опорой или без опоры на правило. На данном этапе создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка.
2. Стереотипизирующе-ситуативный этап начинается с автоматизации постоянных компонентов речевого действия в тождественных и аналогичных ситуациях, когда тренируемые языковые явления остаются константными, повторяющимися без существенных изменений.
3. Варьирующе-ситуативный этап, цель которого заключается в последующей автоматизации речевых операций и формировании лабильных свойств навыка, его гибкости путем выполнения действия в разнообразных речевых ситуациях.
Итак, психофизиологическая основа динамического речевого стереотипа создается на двух последних этапах.
Соблюдение последовательности указанных стадий при формировании речевых навыков в условиях группового обучения требует постоянного контроля со стороны преподавателя за деятельностью каждого учащегося. При традиционном обучении преподаватель имеет дело с таким количеством информационных потоков, которое равно числу обучаемых. Естественно, что одновременная обработка всей информации практически невозможна. Данное обстоятельство, помноженное на дефицит учебного времени, нередко приводит к тому, что существенная часть материала неизбежно остается неавтоматизированной у отдельных учащихся.
Компьютер, являясь новейшим техническим средством обучения, обладает возможностью выполнять целый ряд функций, реализуемых преподавателем:
- предъявление и объяснение учащимся учебного материала;
- демонстрация деятельности, в которой учащийся будет использовать этот материал;
- управление процессом формирования знаний, умений и навыков.
Для управления процессом формирования знаний, умений и навыков компьютеру, как и преподавателю, необходимо решать также и ряд частных задач:
1. Предъявление учащимся заданий и упражнений.
2. Контроль деятельности каждого учащегося.
3. Анализ ошибок, полученных в ходе контроля.
4. Коррекция ошибок.
Несмотря на наличие огромного количества готовых мультимедиа продуктов, в последнее десятилетие в России наблюдается устойчивая тенденция создания и применения в обучении иностранному языку авторских мультимедийных компьютерных обучающих программ, нацеленных на решение определенных задач обучения.
С нашей точки зрения, такая программа должна быть средством, дополняющим и усиливающим традиционную методику преподавания иностранного языка, т. е. быть главным помощником преподавателя как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Поэтому ее следует наделить такими функциями, которые бы, не дублируя основных функций преподавателя, вместе с тем способствовали эффективной работе студентов.
Нам представляется, что ориентировочно-подготовительный этап следует полностью сохранить за преподавателем, а стереотипизирующе-ситуативный идеально подходит для того, чтобы проводить его с помощью компьютерной программы.
Материал и методика исследований. Авторская мультимедийная компьютерная обучающая программа (МКОП) Train And Master English (TAME), разработанная на основе дидактических принципов обучения и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО РФ, в течение нескольких лет (с 2002 по 2010 г.) применяется на первых курсах неязыковых факультетов Марийского государственного университета для обучения английскому языку. Данная программа создана в интерактивной среде Delphi, возможности которой позволяют организовать учебный материал в различных информационных средах (аудио, видео, текст).
Ведущими методами обучения при использовании данной программы в обучении явились видеометод, метод упражнений и методы программированного обучения.
Результаты исследований и их обсуждение. МКОП TAME состоит из следующих модулей:
1) регистрации;
2) текстового модуля (текстовая информация для чтения);
3) вариативных упражнений (упражнения для чтения и аудирования);
4) аудио- и видеонаглядности (аудиозаписи, картинки, фотографии);
5) помощи (лексико-грамматический словарь);
6) лингвистических игр;
7) коррекции ошибок (выполнение работы над ошибками);
8) статистики (регистрация результата работы);
9) редактирования;
10) информационного модуля (информация о разработчиках программы).
Рассмотрим более детально модуль вариативных упражнений, модуль статистики и
модуль редактирования.
Процесс создания программы, предназначенной для формирования прочных лексических навыков чтения и аудирования, прежде всего требует решения проблемы отбора упражнений для формирования рецептивных лексических навыков на базе активной и пассивной лексики, составляющих модуль вариативных упражнений.
Решение этой проблемы необходимо начинать с выделения этапов работы над лексикой. Некоторые педагоги-исследователи (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. К. Ми-ньяр-Белоручев и др.) выделяют следующие этапы работы над лексикой:
■ предъявление лексических единиц (изолированно или в контексте);
■ семантизация;
■ проверка понимания введенных лексических единиц;
■ закрепление;
■ активизация;
■ итоговый контроль усвоения.
Как известно, успешная семантизация лексических единиц лишь предпосылка для последующего овладения иноязычным словом. Как мы указывали выше, при формировании лексических навыков чтения и аудирования на стереотипизирующе-ситуативном этапе целесообразнее использовать компьютер. Таким образом, мы оставляем за преподавателем первые три этапа работы над лексикой, уделяя основное внимание языковой тренировке с помощью мультимедиа, в ходе которой достигается необходимая степень активизации и закрепления лексических единиц.
Накопленный традиционной методикой арсенал разнообразных упражнений, предназначенных для формирования лексических навыков, разумеется, не может быть в пол -ной мере перенесен в компьютерную среду, но упражнения, направленные на формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования, переносятся, как правило, без всякого ущерба. Более того, использование технологии мультимедиа позволяет вывести этот процесс на более качественный уровень.
Технология мультимедиа интегрирует аудиовизуальную информацию нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализуя интерактивный диалог пользователя с программой и разнообразные формы учебной деятельности. При этом, как показывают исследования, эффективность восприятия материала резко возрастает, и соответственно в несколько раз возрастает эффективность обучения.
Существует несколько общих групп упражнений, характеризующихся способом ввода ответа в компьютер:
1. Упражнения с выборочной формой ответа (множественный выбор).
2. Упражнения с выборочной совмещенной формой ответа.
3. Упражнения с выборочной конструируемой формой ответа.
4. Упражнения с самостоятельным вводом ответа с клавиатуры.
В МКОП TAME использованы упражнения из всех вышеперечисленных групп, примеры которых приведены в табл. 1.
Таблица 1
Примеры упражнений для обучения чтению и аудированию
Упражнения для обучения чтению Упражнения для обучения аудированию
1. Выберите из ряда слов синоним (антоним) к указанному слову. 2. Выберите (напишите) слово или словосочетание, адекватное их визуальному изображению. 3. Выделите лишнее слово в группе слов, объединенных по семантическому признаку. 4. Прочитайте предложение/текст с выделенным словом, выберите из нескольких толкований значения слова ему адекватное. 5. Прочитайте текст и укажите утверждения, соответствующие его содержанию (укажите его основную идею). 6. Определите часть речи слова, образованного суффиксальным или аффиксальным способом. 7. Напишите синоним/антоним указанного слова. 8. Расположите слова в виде логически и грамматически верного предложения. 9. Образуйте слова в нужной части речи по контексту. 10. Сгруппируйте слова по указанному признаку. 11. Установите логическую последовательность между абзацами текста. 12. Установите логическую последовательность между выдержками из текстов и их названия- 1. Определите, в каком из следующих слов звук, передаваемый буквой */буквосочетанием **, отличается от остальных. 2. Прослушайте текст и определите его основную идею (укажите утверждения, соответствующие его содержанию; ответьте на вопросы). 3. Прослушайте диалог и определите его тему. 4. Прослушайте текст/диалог и заполните пропуски предложениями, соответствующими содержанию текста/диалога. 5. Запишите синонимы/антонимы произносимых слов на английском языке. 6. Запишите перевод произносимых слов с английского/русского языка (диктант по определенной теме). 7. Сгруппируйте слова по указанному признаку (произнесенному звуку, лексическому значению, морфологическому признаку). 8. Соотнесите произносимое слово или сочетание слов с их визуальным изображением (графическим образом). 9. Прослушайте отрывок из текста и определите, какому из предложенных названий он соответствует. 10. Прослушайте текст и определите логическую последовательность между абзацами текста.
ми.
13. Расположите предложения (реплики диалога) так, чтобы получился логически связный текст (диалог)._____________________________________
11. Прослушайте текст и расположите предложения из него в той последовательности, в которой они были в тексте.
Компьютер является идеальным накопителем и анализатором всесторонней статистической информации о ходе учебного процесса. Поэтому он - незаменимый инструмент для преподавателя.
Модуль статистики - неотъемлемая часть всякой серьезной обучающей программы. Его структура зависит от того, какая информация о ходе учебного процесса необходима преподавателю, разрабатывающему данную программу. В модуль статистики обычно включают информацию о времени работы с программой, количество правильных/неправильных ответов и обращений за помощью.
Однако следует признать, что для качественной коррекции со стороны преподавателя такой информации явно недостаточно, поэтому в МКОП TAME дополнительно регистрируются также:
■ номер урока и тип упражнения, с которым работал учащийся;
■ ошибки учащегося;
■ количество исправленных заданий;
■ скорость чтения текстов, вычисляемая по формуле:
v=K.
t
где К - общее количество слов в тексте, t - время чтения текста;
■ коэффициент усвоения содержания текстов при аудировании и чтении, вычисляе -мый по формуле:
K = П Х100 ,
где П - количество правильных ответов,
О - общее количество возможных ответов [1].
Такая подробная статистическая информация позволяет преподавателю выделить те уроки и разделы программы, которые наименее полно усвоены учащимися, выявить типичные ошибки и скорректировать на этой основе отдельные разделы программы.
Невозможность редактировать и актуализировать содержимое мультимедийной программы без помощи программиста зачастую приводит к тому, что преподавателям просто приходится отказываться от программ с устаревшими примерами текстовой информации, несмотря на то что в разработку программы были вложены большие материальные и интеллектуальные ресурсы. Интерактивная среда Delphi, в которой создана данная МКОП, очень дружелюбна и позволяет даже далеко не профессионалам в области компьютерных технологий без затруднений редактировать ее содержимое в модуле редактирования.
Автоматически исчисляемый коэффициент усвоения содержания текстов при обучении аудированию и чтению в МКОП TAME позволяет более объективно оценивать уровень сформированности лексических навыков учащихся. В то же время он является показателем степени сформированности данных навыков при обучении соответствующим видам речевой деятельности. Результаты обучения показывают, что при использовании МКОП TAME средний ежегодный коэффициент усвоения содержания текстов при обучении аудированию на 20 %, а при обучении чтению на 35 % выше, чем при использовании традиционных средств обучения. Кроме того, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учащимся нравится работать с МКОП TAME, так как они считают эту программу более объективным, высокотехнологичным и увлекательным средством обучения.
Резюме. При организации учебного процесса преподаватель должен ориентироваться на то, что основной дидактической задачей при выборе средств обучения является ускорение процесса усвоения учебного материала, поэтому он должен тщательно продумывать способы обучения своему предмету. Как показывает многолетняя практика, при использовании средств мультимедиа технологий формирование лексических навыков при обучении чтению и аудированию на иностранном языке происходит значительно эффективнее и интенсивнее, чем при использовании традиционных средств обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондратьева, В. А. Оптимизация усвоения лексики иностранного языка / В. А. Кондратьева. -М. : Высш. школа, 1974. - 118 с.
2. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.