Научная статья на тему 'Формирование культуры межнационального общения как социопедагогический феномен'

Формирование культуры межнационального общения как социопедагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3765
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / FORMATION / CULTURE / YOUTH / INTERNATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Рената Амировна, Беловолов Валерий Александрович

В статье рассматривается содержание культуры межнационального общения, выделены ее функции, компоненты в формировании культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of International Dialogue as a Socio-pedagogical Phenomenon

The matter of consideration in the paper is forming the culture of international dialogue, its content, functions, components and the role in communication.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнационального общения как социопедагогический феномен»

РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 378.0

Р. А. Орлова, В. А. Беловолов

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК СОЦИОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Конец XX - начало XXI века характеризуется новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.

Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональньк конфликтов. Укрепление такой черты молодежи, как агрессивность, является одной из серьезных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего является недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного образова-

ния в полиэтнических обществах посвящены исследования В. Х. Абэляна, И. А. Дадова, И. В. Жуковского, З. Т. Гасанова, Т. Н. Бартеневой и др.

[1; 2; 9; 10]

По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей. Однако, эти авторы не в полной мере рассматривают культуру межнациональных отношений в контексте культуры личности, без учета возрастных особенностей учащихся. Поэтому этот аспект нуждается в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.

Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи - А. Г. Асмолов, В. С. Библер, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, И. И. Халеева, В. И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др.

Эти ученые в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т. п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять ёё особенности.

Исследователи рассматривают культуру межнациональных отношений в обществе как аккумуляцию опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности - материальной, духовной, политической и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятёльности. Межличностные национальные отношения проявляются в поступках людей, их мировоззрении, нравственных устоях, формах поведения, отношении к другим народам, в частности, в установках на контакты с людьми иной национальности, в труде, в быту, на досуге, в национальных ориентациях. По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от уровня сформированности культуры межнационального общения учащихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль [4; 6]

Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, ученые выдвигают ряд

задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношёния к их языкам, социальным ценностям; ориентация на нравственные общечеловеческие ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.

Согласно Р. Хенви, оптимальной целью формирования кросс-культурной грамотности школьников должно стать интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности. Одновременно должно идти воспитание толерантности и эмпатии. Кросс-культурная грамотность предполагает наличие ряда способностей и качеств личности, таких как определённая психическая пластичность, способность постигать новое и изменяться.

Ученые, исследуя межкультурное взаимодействие и формирование кросс-культурной грамотности, не связывают это с понятием «культура межнациональных отношений» и не прослеживают взаимосвязь между межличностными и межнациональными отношениями [1].

Характерной чертой современности является сосуществование в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей.

Воспитание культуры межнационального общения происходит через образование и приобщение личности к культуре: родной (национальной), российской и мировой. Возникает необходимость проектировать содержание деятельности институтов образования так, чтобы восприятие, освоение и воспроизводство национальных культурных ценностей проходило в контексте общероссийской и мировой культуры, что ведёт к взаимообогащению культур при сохранении лучших черт самобытности. И. А. Новикова в содержание деятельности институтов образования и воспитания включает следующие уровни:

- всеобщий (глобальный), предполагающий ориентацию на мировые ценности, вобравшие в себя все лучшее, что создано человечеством;

- общий (государственный), основанный на культурных достижениях российского общества, но вобравший в себя культурные ценности различных народов;

- частный (региональный, национальный, местный) охватывающий местные этнические культуры, обычаи, традиционные виды деятельности;

- единичный, представляющий собой синтез всего положительного, ценностного в личности, позволяющий раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого в отдельности и помогающий быстрой адаптации в любом поликультурном окружении [2].

Для этого решающее значение имеют внешние условия, проявляющиеся в мегаусловиях, когда межгосударственные и международные отношения, стратегия, тактика, политика ведущих стран мирового сообщества благо-

приятствуют мировому сотрудничеству, способствуют взаимодеятельности во всех сферах общественной жизни.

Другой формой внешних условий являются макроусловия - т. е. общие условия, складывающиеся внутри государства, касающиеся в пёрвую очередь межнациональных отношений, а также образовательной и культурной политики государства.

Далее следуют переходные условия, включающие мезоусловия, что означает региональные, местные, национально-этнические особенности. Эти условия должны учитывать многообразие специфики проживающих в регионе этносов, их взаимоотношения, наличие или отсутствие национально-культурных образований, соблюдение национальных обычаев, традиций и т. д.

Культура межнационалъного общения предполагает также и микроусловия, т.е. внутренние условия, включающие индивидуальные, социально-психологические факторы подготовленности отдельной личности к восприятию и освоению иной культуры.

И. А. Новикова процесс воспитания культуры межнационального общения рассматривает как формирование системы взаимодействующих социокультурных институтов микро-, мезо-, макро- и мегасреды, которая состоит из множества подсистем (рисунок) [2].

Н. Ф. Чипинова рассматривает культуру межнационального общения в философском плане как способ организации и развития межнациональных взаимоотношений, направленных на освоение и взаимообогащение прогрессивных национальных ценностей и традиций и создание условий для роста материального и духовного богатства каждого человека и общества в целом [3].

Определяя место культуры межнационального общения в общей структуре культуры, Н. Ф. Чипинова показывает, что понятие «культура» включает все материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом, способы, нормы человеческой деятельности, характеризующие особенности функционирования конкретного общества. Понятие «культура общения» является видовым по отношению к родовому понятию «культура», поскольку именно в общении выявляются общественные связи людей. При этом общение выступает как необходимая предпосылка становления не только социальных отношений, но и культурного мира в целом. Культура межнационального общения характеризует взаимоотношения различных наций, т.е. может рассматриваться как составная культуры общения [3].

Система социальных институтов, выполняющих функцию воспитания культуры межнационального общения

Логика научно-философского анализа культуры межнационального общения предполагает выделение ее функций. В качестве общих выделяют познавательно-гносеологическую; исторической преемственности и соци-

альной наследственности; восприятия и преобразования окружающего мира (и прежде всего человеческой личности); регулятивно-аксиологичес-кую, ценностную функции. Однако культура межнационального общения выполняет и специфические функции, к которым относятся трансляционная - сохранение исторической памяти, критическое переосмысление опыта предшествующих поколений и на этой основе выработка верных критериев и социальных ориентиров взаимоотношений различных наций и народностей; нормативная - выработка норм и требований, обеспечивающих социальный тип поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей, соответствующих требованиям современного этапа развитая общества; коммуникативная - формирование умений и готовности устанавливать контакты с лицами других национальностей, использование межнационального общения для развития и совершенствования личности; формирование толерантности во взаимоотношениях с представителями различных культур национальностей.

Исследователи определяют культуру межнационального общения студентов педвуза как совокупность специальных знаний умений и адекватных им поступков и действий студентов, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента [3; 4].

Авторы в содержание понятия «культура межнационального общения» включают:

- знания об основных ценностных характеристиках (интернационализме, патриотизме, дружбе народов, гражданстве, толерантности и др.); знания о возможностях достижения взаимопонимания в межнациональном общении; знания родного языка, языка страны проживания, языков других народов; знания и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических групп; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества и др.;

- национальную скромность и заботу о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; неразделенное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к человеческому роду; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, ее месте в общечеловеческой культуре; осознание значения культуры межнационального общения и др.;

- соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; стремление к овладению и повышению куль-

туры межнационального общения; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания в ходе межнационального общения; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности и др. [3; 7].

Реальная жизненная ситуация многонационального постсоветского общества конца XX - начала XXI вв. предопределила появление педагогики межнационального общения как практико-ориентированной отрасли. Однако невозможность скорого решения практических проблем по стабилизации и урегулированию межэтнических конфликтов на территории современной России и бывших союзных республик потребовала проведения серьезных теоретических исследований на стыке нескольких наук. Таким образом, новая отрасль знания призвана выполнять определенные социальные и гуманистические функции. Условно исследователи выделяют следующие [5; 6]:

1. Важнейшей функцией педагогики межнационального общения является обеспечение гармоничных межнациональных отношений в постсоветском пространстве при помощи эффективных социально ориентированных и правовых технологий в образовательных„и культурных учреждениях на основе целостной теории формирования толерантной личности. Их внедрение в существующие педагогические системы постепенно гуманизирует социальную среду, создает атмосферу толерантности и доброжелательности в общественном сознании.

2. Целеобразовательная функция. Ее сущность сводится к отбору стратегической цели и тактических задач воспитания культуры межнационального общения в детских многонациональных коллективах. Реализация этой функции в полной мере необходима для совершенствования педагогического процесса в образовательно-воспитательных учреждениях, где происходит социализация личности и этническое самоопределение.

3. Диагностическая функция состоит в выявлении и объективном оценивании реального состояния межнациональных отношений в образовательных системах. Данная функция является непрерывной. На основе полученных диагностических данных выстраивается общая логика практической деятельности воспитателя, психолога и отдельных специалистов. Для установления реального состояния проблемы следует придерживаться комплексного подхода.

4. Прогностическая функция заключается в предвидении последствий принимаемых решений ответственными людьми в области межнациональных отношений. Как и в любой научной области, в педагогике межнационального общения данная функция носит проектировочный, практико-ори-ентированный характер.

5. Социализирующая функция педагогики межнационального общения заключается в обеспечении личности в условиях поликультурного пространства социально важными культурными стереотипами взаимодействия, позволяющими людям разнонациональных групп понимать друг друга и совершать взаимовыгодные контакты. В процессе нормально протекающей социализации личность осваивает и присваивает общественные национальные и интернациональные ценности как свои собственные.

6. Гуманистическая функция выражается в постепенном переводе теоретических знаний о толерантности в область практических действий личности. Данная функция теряет свою значимость при формальном подходе к воспитанию развивающейся личности. Гуманизировать межэтнические отношения означает, прежде всего, формировать уважительные взаимоотношения контактирующих. Собственно предмет педагогики межнационального общения призван изучать пути и условия обеспечения гуманизации межэтнических отношений людей в многонациональном сообществе, а именно - гармонизацию межэтнических отношений на всех уровнях.

Итак, педагогика межнационального общения ~ новая развивающаяся междисциплинарная отрасль знания, поэтому многоаспектность и разночтения отдельных ее вопросов на современном этапе неизбежны. По этой же причине очевидны перспективы дальнейшего развития

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие россияне, независимо от национальной принадлежности или происхождения, имеют очень слабую этнографическую грамотность. Более или менее зная культуру своего народа, о других они имеют слабое представление.

Психологи и педагоги определяют межнациональное как особую форму взаимодействия людей при которой происходит обмен информацией, интересами, настроениями, идеями, представлениями и т. д. [1; 2; 5; 8].

В. И. Матис выделяет в формировании культуры межнационального общения несколько компонентов.

Первый - знание истории, культуры своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет и не может быть национальной культуры. Из-за откровенно нигилистического отношения ко всему национальному в нашей стране мы имеем отнюдь не характерные для российского, да и цивилизованного общества явления манкуртизма. Молодежь не знает своих корней и своей истории и не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей культуры.

Второй компонент - знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики

и медицины - всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержит от необдуманных поступков.

Третий компонент - знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса - партнера в мировой культуре. Эти знания особенно важны и помогут уберечь от национального чванства, самоуспокоенности одних и бездумного самобичевания других. Объективная информация и глубокие знания позволят по достоинству оценивать не только свой этнос, но и партнера. Это одно из важнейших условий оценки явлений общественной жизни и формирования культуры межнационального общения.

Четвертый компонент - знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, что также позволит избежать ошибок в общении.

В качестве пятого компонента может выступать эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого. Это качество наиболее важно в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может приводить к проблемам общения. Часто случается так, что человек, не зная в совершенстве язык, затрудняется подобрать слова, но тон, которым он говорит, может подсказать дальнейшее поведение его собеседнику. Отсутствие эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что, в свою очередь, может перерасти в жестокость.

Шестой компонент - знание родного (национального) языка и языка межнационального общения. Определение этнического компонента образования в современных условиях школы поликультурной модели осуществляется на языковом уровне, поскольку именно в языках и, прежде всего в диалектных формах запечатлены культурные традиции различных этносов. Овладение родным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и развитие коммуникативных умений и навыков, овладение нормативной стороной речи. При этом родной язык, являясь культурным наследием, вобравшим в себя все закономерности и случайности исторического развития, выступает также как средство познания культуры своего народа.

В современных воспитательных системах формирование культуры межнационального общения среди молодежи, имеет определенные сложности, как и воспитание других нравственных качеств личности и нравственного поведения в целом.

Следует уточнить сущность понятия «формирование культуры межнационального общения», под которым подразумеваем целенаправленные педагогические действия, специально организованные на обеспечение нормальных межэтнических взаимоотношений среди воспитанников. Формировать культуру межнационального общения у подрастающих поколений означает:

1) приобщать личность к основам знаний своей национальной, народной культуры;

2) помочь осознать личности собственную этническую идентичность;

3) прививать чувство терпимого, уважительного отношения к представителю «не своего» этноса в условиях полинациональной среды;

4) прививать навыки взаимоприемлемого общения между представителями разных этнических групп на основе делового сотрудничества и партнерства;

5) обучать способам культуросообразного взаимодействия в кризисных, напряженных ситуациях;

6) развивать привычки толерантного самовыражения и толерантного отношения к «не своим» [5; 9].

Собственно термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний, практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения. С этим термином тесно связан следующий, основной -воспитание. Относительно понятия «воспитание» однозначных толкований в педагогике не существует. Ориентируясь на классические определения, дадим самые общие из них. Воспитание в самом общепринятом смысле трактуется как целенаправленная передача накопленного социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей старшим поколением последующим с целью формирования нравственных качеств и свойств у молодежи, необходимых для успешного проживания в обществе. В узком педагогическом смысле воспитание - это целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей системы определенных нравственных качеств, взглядов, убеждений, культуры поведения в условиях учебно-воспитательного учреждения: В контексте подобных трактовок воспитание культуры межнационального общения представляет собой организованную воспитательную работу по формированию у детей системы взглядов, убеждений в духе этнической толерантности, взаимного уважения и культуры поведения в условиях полинациональной (поликультурной) детской среды.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия, уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь

складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.

Библиографический список

1. Жолудова, А. Н. Формирование культуры межнациональных отношений младших подростков в образовательном процессе школы [Текст]: автореферат дисс ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Жолудова. - Рязань,

2006. - 20 с.

2. Новикова, И. А. Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников (на примере общеобразовательных школ г. Барнаула) [Текст]: автореферат дисс ... канд.пед.наук: 13.00.01 / И. А. Новикова. - Барнаул, 2006. - 22 с.

3. Чипинова, Н. Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореферат дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ф. Чипинова. - Челябинск, 2004. - 26 с.

4. Дашкевич, Л. Ф. Модель подготовки учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника [Текст] / Л. Ф. Дашкевич // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 4. - С. 224-230.

5. Султанбаева, К. И. Педагогика межнационального общения [Текст] / К. И. Султанбаева. - Абакан, 2007. - 96 с.

6. Юдина, О. И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве [Текст] /О. И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 4. - С. 237-243.

7. Маркова, И. Г. О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания [Текст] / И. Г. Маркова// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 15. -С. 317-329.

8. Матис, В. И. Педагогика межнационального общения [Текст] / В. И. Матис. - Барнаул, 2003. - 510 с.

9. Беловолова, С. П. К вопросу о формировании этнотолерантности в воспитательно-образовательном пространстве [Текст] / С. П. Беловолова, Н. В. Кергилова, Н. Н. Акунова // Сибирский педагогический журнал. -

2007. - № 10. - С. 220-226.

10. Крестовский, А. В. Духовно-нравственное воспитание как социально-пе-дагогичсекий феномен [Текст] / А. В. Крестовский, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-198.

11. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное образование и воспитание как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-192.

12. Бессарабова, И. С. Мультикультурное образование в США: подходы к определению [Текст] / И. С. Бессарабова // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 255-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.