Окончание таблицы
2. При сжигании 8 г угля было получено 10,64 л (н.у.) углекислого газа, что составляет 95% от теоретически возможного. Вычислите массовую долю примесей в угле.
3. Сколько литров кислорода можно получить при прокаливании 340 г натриевой селитры?
2. Котельная сжигает 2 т угля в сутки. В составе угля 84% углерода, 5% водорода, 3,5% серы, остальное — негорючие неорганические вещества. Какова площадь леса, необходимая для восполнения потери кислорода, расходуемого на сжигание, если 1 га леса в сутки дает 10 кг кислорода?
3. Раньше самые бережливые хозяйки воду, в которой отваривали очищенные овощи для салата, использовали для приготовления супа. Сейчас рекомендуют ее выливать, так как при варке в воду переходят нитраты, которые могут содержаться в овощах. Можно ли все-таки с пользой употребить этот отвар, если вы живете в городской квартире? [2]
на быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.
• Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.
• Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.).
• В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
Опрос учащихся, составляющих ситуационные задачи, показал, что задания такого рода существенно повышают познавательный интерес школьников к изучению химии. Кроме того, при составлении таких задач у старшеклассников остается гораздо меньше пробелов в понимании учебного материала, чем при традиционном подходе. Возможно это связано с тем, что при составлении заданий такого рода учащийся самостоятельно формирует мысленный образ того явления, о котором идет речь, что по-
могает ему лучше усвоить программный материал.
Таким образом, использование различных форм работы с ситуационными задачами на уроках химии является эффективным средством повышения познавательного интереса школьников, а также формирования универсальных учебных действий и критического мышления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». М.: «Просвещение», 2011.
2. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. 2009. № 6. С. 39-42.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
FORMATION OF CROSS-CULTURAL STUDY AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE CHINESE STUDENTS-PHILOLOGISTS BY MEANS OF HISTORICAL PAINTINGS
Л. А. Ходякова, Ян Чуньлэй
Статья содержит описание некоторых предпосылок формирования культуроведческой и коммуникативной компетенций китайских студентов-филологов: подробный анализ результатов анкетирования китайской аудитории в России и Китае и методическую разработку урока по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
L. A. Khodyakova, Yang Chunlei
The article describes some of the prerequisites for the formation of competence and cultural studies of Chinese students-philologists and provides a detailed analysis of the survey results of the Chinese audience in Russia and China and methodological development of the lesson on the painting by V. I. Sourikov "Morning of Strelets' Execution".
Ключевые слова: культура, наглядный образ, анкетирование, культуроведческая компетенция, коммуникативная компетенция, историческая живопись, триптих «Александр Невский», картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Keywords: culture, visual image, questionnaires, cross-cultural study, communicative competence, historical painting, triptych "Alexander Nevsky", picture by V. I. Sourikov "Morning of Strelets' Execution".
Одним из эффективных способов формирования культуроведческой компетенции иностранных студентов, в частности китайских студентов-филологов, является привитие интереса к русской истории и культуре посредством использования на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) исторической живописи, созданной носителями языка, поскольку наглядный образ помогает сделать предметным, конкретным незнакомый студентам фрагмент русской действительности.
Произведения живописи несут визуальную информацию, которая отражает важные события и явления истории и культуры России, поэтому главная цель преподавателя РКИ при использовании на занятиях живописных полотен - погружение студентов в русскую культуру и историю, приобщение к ценностям и достижениям русского народа. Произведения живописи не только накапливают и отражают информацию о действительности, но и как яркий зрительный образ воздействуют на мысли, чувства и эмоции студентов, способствуя их духовному обогащению и эстетическому воспитанию.
Работа с картиной в иностранной аудитории развивает у студентов наблюдательность, воображение, способность понять и почувствовать настроение художника. При полноценном контакте с живописными творениями у студентов возникают ассоциации, связи между представлениями, что играет важную роль в процессе запоминания и воспроизведения ими зрительно воспринятой информации: чем больше картин увидят студенты, тем больше информации об увиденном они смогут воспроизвести.
Наш опыт работы в иностранной аудитории свидетельствует о том, что зрительная память у китайских студентов развита достаточно хорошо, однако это кратковременная память, которая не всегда позволяет им надолго сохранять и быстро воспроизводить в речевой практике зрительные образы. Это можно объяснить хаотичностью восприятия в связи с эпизодической и непоследовательной работой с различными наглядными источниками при обучении иностранных студентов. Следовательно, возникает необходимость систематической и целенаправленной работы с разными наглядными образами, в том числе с живописными полотнами русских художников. Это будет способствовать упорядоченности и систематизации зрительных объектов и в свою очередь позволит существенно повысить уровень развития речи китайских студентов.
Восприятие зрительных образов напрямую воздействует на чувства, именно в чувственном образе могут быть воплощены не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные и др.), но и внутренняя речь - рождение мысли в слове, но «про себя». Отражая механизм речевого мышления, внутрен-
няя речь не имеет внешнего звукового выражения и не выполняет функции прямого общения, но затем она оформляется вербально. При зрительном восприятии внутренняя речь предшествует внешней, следовательно, рассмотрение репродукций различных жанров живописи способствует формированию механизма перевода внутренней речи во внешнюю, что, несомненно, развивает коммуникативную компетенцию.
Произведения живописи содержат огромный потенциал для изучения языка, культуры и истории народа-носителя изучаемого языка. Так, историческая живопись несет определенную информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы) об исторической эпохе, выдающихся деятелях, важных событиях, то есть обладает кумулятивной (накопительной) и коммуникативной функцией, что дает возможность обучить иностранных студентов речевому общению, значительно обогатить их словарный запас разнообразной лексикой, включая культуроносный пласт лексики, расширить их культурный кругозор, пробудить любовь к историческому прошлому России, создать условия для диалога культур, сформировать культуроведческую компетенцию.
Например, в процессе презентации картины-триптиха «Александр Невский» художника П. Д. Корина студенты-иностранцы не только наглядно семантизируют редко встречающиеся в их речи слова и выражения: военачальник, полководец, шлем, рыцарские латы, меч, князь, рыцарь-патриот, горделивая фугура, грозное лицо, знамя с образом Христа, низкий горизонт пейзажа, златоглавый Софийский собор, свинцовые грозовые краски полотна, но и расширяют культурологическую информацию об истории России. Они узнают, кто такой Александр Невский, о его заслугах перед отечеством, о его роли в борьбе с иноземными захватчиками. При этом обращается внимание студентов на связь времен: князь Александр Невский жил в XIII в. (1221-1263), разгромил немецких рыцарей на Чудском озере в 1242 г., а картину-триптих Павел Дмитриевич Корин писал через 700 лет, в 1942-1943 гг., в годы Великой Отечественной войны в полутемной мастерской с забитыми окнами. Он писал ее с глубокой тревогой за судьбу своей Родины (до окончания войны оставалось еще два года) и в то же время с верой в победу над врагом в кровопролитной справедливой войне за Родину, с мыслью о величии, героизме и душевной красоте русского народа. Такой комментарий одновременно с демонстрацией картины повышает интерес китайских студентов к занятиям по русскому языку.
Известно, что приобщить обучаемых к национальной культуре, в частности, к шедеврам русского искусства можно, только учитывая интерес самих обучаемых к изобрази-
100% 80% 60% 40°% 20°% 0%
82%
85%
1группа(в Китае ) 2 группа(в РФ)
8%
15%
10%
да
не очень
нет
Рис. 1. Проявление интереса студентов к русской культуре и истории
тельному искусству и произведениям живописи. Как неоднократно было отмечено психологами (С. Л. Рубинштейн, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.), интерес является реальной причиной действий, и только обучение, основанное на интересе и положительном отношении к воспринимаемому, создает и усиливает мотивацию. Интерес в психологии - отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для нее ценному, привлекательному, поэтому интерес обучаемых связан с потребностью узнать что-то новое, повышенным вниманием к объекту, что создает положительный эмоциональный настрой для восприятия и понимания объектов окружающего мира.
Для того чтобы выявить некоторые предпосылки формирования культуроведческой компетенции, а именно интерес китайских студентов-филологов к русской исторической живописи, мы провели в 2013 г. анкетирование в китайской аудитории.
В экспериментальной работе приняли участие 96 китайских студентов-филологов 2-4-х курсов из 4 вузов: Циндоанского университета (КНР) - 20 чел. (3-4-й курс); института иностранных языков Сычуаньского университета (КНР) - 45 чел. (2-4-й курс); Нижегородского государственного педагогического университета (РФ) - 12 чел. (3-4-й курс). Московского педагогического государственного университета -19 чел. (1-2-й курс магастратуры).
Для получения достоверных результатов в ходе исследования мы сгруппировали студентов по месту обучения: в Китае или в России. Первую группу составили студенты, обучающиеся в Китае (65 чел); Вторую - изучающие русский язык в России (31 чел.). Такая группировка студентов нам кажется вполне логичной: студенты, изучающие русский язык в Китае и в России, имеют разные возможности изучения культуры и истории России: студенты, обучающиеся в России, изучают язык в русской речевой среде и культуре, что помогает им в изучении языка, культуры и истории России, расширяет их кругозор, их сферу общения, дает дополнительные стимулы для более глубокого изучения языка и постижения ими русской культуры.
Каждая группа студентов была принята нами за 100%.
Китайским студентам была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
1. Интересует ли вас история и культура России? (Да, не очень, нет.)
2. Интересует ли вас историческая живопись? (Да, не очень, нет.)
3. Какие картины русских художников на исторические темы вам известны?
Данные вопросы не вызывают трудностей у китайских студентов 2-4-го курсов, поскольку в учебники русского языка, изданные в Китае, включены некоторые материалы по культуре и истории России, поэтому при ответе на вопросы анкеты они опираются на полученные знания.
Ответ на первый вопрос позволил узнать отношение китайских студентов-филологов к истории и культуре России (рис. 1).
Анкетирование показало, что студентов, обучающихся в Китае и в России, почти в равной степени интересует история и культура России: 82% и 85%, не очень - 8% и 15%. Однако 10% студентов 1-й группы совсем не интересует страна изучаемого языка. Очевидно, эти студенты формально и без интереса относятся к занятиям по русскому языку. Несколько сниженный интерес к русской истории и культуре респондентов, обучающихся в России (15%), объясняется, вероятно, тем, что эти иностранные студенты имеют возможность реально увидеть в действительности то, что их интересует: побывать в галереях, музеях, выставочных залах, что снижает эффект новизны и побудительную мотивацию.
Результаты ответов на второй вопрос анкеты представим на рис. 2.
Приведенные данные показывают, что студенты обеих групп проявляют интерес к русской исторической живописи: 75% и 25% студентов, обучающихся в Китае, то есть все хотят знать историю и культуру России через знакомство с историческими картинами, а среди студентов, обучающихся в России соответственно 72% и 22%, и не выразили интереса 6% респодентов.
Ответ на третий вопрос анкеты предполагал выявление уровня знаний китайскими студентами исторических
80%
60%
40%
20%
0%
75% 72%
1 группа(в Китае) 2 группа(в РФ)
25%
22%
0%
6%
да
не очень
нет
Рис. 2. Выявление интереса китайских студентов к русской исторической живописи
картин, написанных русскими художниками. Выяснилось, что многим студентам, обучающимся как в Китае, так и в России (60%) известны картины русских живописцев на исторические темы: В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», В. Васнецова «Три Богатыря», то есть все те картины, с которыми они знакомились на занятиях по русскому языку. При этом большиство студентов назвали по одной - две картины и только третья часть - четыре произведения.
Следует отметить, что проведенные выше данные получены только от 60% респондентов, а 40% студентов обучающихся в Китае и 24% в России вообще не назвали ни одного живописного произведения на историческую тему. Некоторые студенты отнесли к историческому жанру пейзажи И. И. Левитана, портреты В. Серова, например «Девочка с персиками».
Среди картин на исторические темы не были названы полотна, посвященные Куликовской битве, Отечественной войне 1812 г., Октябрьской революции 1917 г., Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Полученные в результате анкетирования данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, китайские студенты проявляют интерес к русской истории и культуре, понимают важность и необходимость получения культурологических знаний, развития коммуникативных навыков и умений путем знакомства с исторической живописью, а с другой стороны, их знания о русской культуре довольно ограничены, бедны, например, в названии картин допускают фактические ошибки, искажают имена, не указывают фамилии художников. В процессе беседы со студентами по итогам анкетирования выяснялось, что даже в случае правильного названия картины и ее автора они затрудняются объяснить название произведения, его идею и не всегда могут передать словами то, что видят на картине, ее сюжет.
В этом мы убедились в ходе работы по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Несмотря на то, что китайские студенты знакомы с этой картиной по курсу «Русская культура», они не поняли не только глубинный смысл художественого полотна, но и суть переломного для России исторического события, изображенного на холсте. Поэтому прежде, чем проводить беседу по картине, необходимо дать им историко-культурный комментарий, включающий сведения о Петровской эпохе, положившей начало новому этапу в русской истории, рассказать о том, что Петр I стремился вывести Россию из рамок отсталости во всех сферах жизни, разрушить старые вековые устои, сложившиеся в стране. Прогрессивные реформы Петра I вызывали недовольство и ожесточенное сопротивление боярства, которое привлекло на свою сторону стрелецкое войско (старое допетровское войско). Стрельцы, недовольные увеличением налогов, тяжелой жизнью, притеснениями со стороны власти, в 1698 г. подняли восстание, которое возглавила сестра Петра I царев-
на Софья, мечтавшая стать царицей. Однако мятяжные полки были разбиты, многие стрельцы схвачены и по приказу Петра I казнены. Последние минуты перед казнью мужественных несгибаемых стрельцов запечатлел В. И. Суриков в своей картине «Утро стрелецкой казни».
Затем следует предложить студентам внимательно рассмотреть картину и коллективно составить «лексическое поле» картины, используя прежде всего наглядный способ семантизации. Слова семантизируются по тематическому принципу.
Место действия - Москва, Красная площадь, Лобное место, храм Василия Блаженного с расписными зелено-голубыми, белыми, красными цветами куполов, четкие контуры кремлевских стен и башен.
Время действия - раннее осеннее утро, серое, пасмурное, сумерки, едва светлеет восток.
Стрельцы - слева, в телеге стрелец с рыжей бородой в красной шапке, гордо поднята голова: взгляд, полный ненавести, устремлен в сторону Петра, руки связаны, ноги в колодках, дух не сломлен, сильный, непокорный, в центре картины - стрелец, стоящий на телеге, прощается с народом, низко кланяется ему по старинному русскому обычаю, стрелец в белой рубахе едва идет к виселице с опущенной головой, руки бессильно поникли, стрелец с черной бородой в красном накинутом на плечи кафтане погружен в свои последние тяжелые мысли.
Поведение и характер стрельцов - убежденные в своей правоте, не сломленные, мужественные, гордые, тягостное раздумье, твердость, бесстрашие, приговоренные к смерти, яростный блеск в глазах, зажженные свечи.
Родственники и близкие стрельцов: жены, матери, дети, старая женщина в темной одежде, сгорбленная, поникшая фигура, окаменела от горя, девочка в красном платочке стоит около двух женщин, глаза девочки широко раскрыты, она плачет от страха, последнее прощание, детский плач, материнские страдания, рыдания жен.
Образ народа - огромная масса людей на площади, толпа, многообразие человеческих характеров, сильные национальные характеры, мощные люди, сильные духом, стойкость, мужество, величие, глубина народной трагедии, страдания, тяжелая судьба народа, психологическая выразительность каждого образа.
Образ Петра I - лицо гневное, решительное, выражает уверенность в своей правоте, он противостоит всей стрелецкой массе, фигура напряженная, стремительная, выделяется на фоне строгих Кремлевских стен, в повороте головы чувствуется внутренняя сила и готовность к дальнейшей борьбе.
Изобразительно-выразительные средства картины: оригинальность композиции - органическая связь происходящего с архитектурой, изображение события на фоне храма Василия Блаженного и Кремлевских стен приобретает историческую конкретность, тонкая гармония цветов, утренний туман, белые рубахи стрелецов, яркие вспышки пламени горящих свечей, красочность, нарядность одежды женщин, головные уборы, яркие цвета подчинены общей гармонии и смягчены мягким рассеянным светом.
Идейный замысел картины - борьба столкнувшихся сил, сложная атмосфера Петровского времени, полная противоречий и социальных конфликтов, типические сильные национальные характеры, народная драма, заставить задуматься о судьбе народа, его страданиях и силе, о его стойкости и трудностях.
Следующий этап работы - беседа по картине, в процессе которой китайские студенты на основе ранее усвоенного «лексического поля» картины активизируют лексику, конструируют предложения в собственной речи, отвечая на вопросы преподавателя. В ходе беседы подбираются синонимы, например, к слову картина - произведение живописи, холст, полотно: мятеж - бунт, мятежник - бунтарь, восстание - протест, ненависть -гнев, казнь - наказание, ярость - злоба, взгляд - взор, горе - беда, несчастье, плачет - рыдает, вопит, изобразить - запечатлеть, показать; антонимы: смелость -трусость, гордость - покорность, темный - светлый, старый - молодой, голова поднята - опущена, свеча горит - гаснет и т. д.
Беседа по картине
1. Какое событие из истории России изображено на картине В. И. Сурикова?
2. Что предшествовало этому событию?
3. Кто такие стрельцы?
4. Как вы думаете, почему восстали стрельцы против царя Петра I?
5. Где происходит трагическое событие?
6. Какое время дня изображено на картине?
7. Кто из стрельцов прежде всего привлекает ваше внимание? Почему? Опишите его.
8. Как ведут себя стрельцы перед казнью?
9. Какие типические черты русского характера проявили стрельцы в последние минуты своей жизни?
10. Как ведут себя родные и близкие стрельцов?
11. Кто из массы народа привлек ваше особое внимание и почему?
12. Каким В. И. Суриков показал образ Петра I?
13. Удалось ли художнику передать атмосферу Петровской эпохи? Обратите внимание на одежду, бытовые детали, ритуал, поведение людей.
14. Как вы думаете, почему Суриков запечатлел на полотне именно это событие? Вспомните, что происходило в России в конце XVII в.?
15. В чем идейный смысл картины? Кто ее главный герой?
16. Какими живописными средствами раскрывает художник идейный замысел картины? Обратите внимание, каким образом Суриков: а) создает ощущение огромной массы народа; б) какое значение в картине приобретает архитектура (храм Василия Блаженного, Кремлевские стены, Лобное место); в) какими красками передано раннее октябрьское утро? г) что усиливает тревожное настрое-
ние картины; д) какова роль горящих свечей у руках у стрельцов?
17. Что нового об истории и культуре России вы узнали из картины В. И. Сурикова?
18. Какое впечатление произвела на вас картина «Утро стрелецкой казни»?
План сочинения (устного или письменного)
I. Вступление. «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова как отражение сложной Петровской эпохи?
II. Основная часть. Описание картины:
1) место трагического события;
2) время дня происходящего события;
3) приговоренные к смерти стрельцы, их поведение:
- стрелец, стоящий на телеге;
- стрелец с рыжей бородой в красной шапке;
- стрелец, которого ведут на казнь;
- чернобородый стрелец в красном кафтане;
4) родные и близкие стрельцов:
- слева старая женщина в темной одежде;
- девочка в красном платочке;
- молодая женщина в национальной одежде;
5) народная толпа - главный образ картины;
6) Петр I на фоне Кремлевской стены;
7) идейный смысл картины;
8) роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи картины.
III. Заключение. Какие новые знания о России дала мне картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»?
Дифференцированное домашнее задание с учетом языковой подготовки студентов:
1) подготовить доклад о жизни и творчестве В. И. Сурикова;
2) описать какой-либо фрагмент картины или пункт плана;
3) написать сочинение на тему: Что нового об истории и культуре России помогла мне узнать картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исследование. СПб.: Питер, 2008.
2. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире / под ред. Н. И. Лапина. М.: Логос, 2010.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012.
5. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2000.