Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих инженеров
Л. П. Саксонова
(Сызранский филиал Самарского государственного технического университета)*
В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание особенностей выявления потенциальных возможностей содержания высшего технического образования через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компетентности будущего инженера. Ключевые слова: культура, социально-профессиональная компетентность, принцип культуро-сообразности, содержание высшего технического образования.
Все прогрессивные изменения в обществе обусловлены развитием культуры и реализуются через культуру. Не безудержное стремление к обладанию и потреблению, разрушающее личность, а гармония бытия, целостность личности, свобода и критичность мышления, стремление к постижению мира, пониманию людей, достижению единения и сохранение при этом своей индивидуальности — суть ценностной установки современных идей культуросообразной системы непрерывного образования. Для существенных преобразований окружающей действительности необходимо становление культурно-ориентированной педагогики, в которой формирование культуры на долгое время станет предметом ее исследования и практической деятельности работников образования.
Кроме этого, в последнее десятилетие во всем мире требования к результату общего и особенно высшего профессионального образования формулируются исключительно в категориях компетенции/компетентности. При несомненно положительной оценке переориентации определения результата образования возникает вопрос, как формируемые компетентности соотносятся с общей культурой будущего специалиста. Отвечая на поставленный вопрос, И. А. Зимняя в своих исследованиях подчеркивает, что общая
культура человека — это социально-детерминированный способ жизнедеятельности человека, социально-профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности (Зимняя, 2005: 20). Таким образом, социально-профессиональная компетентность — это сформированное на основе общей культуры человека его качество, обеспечивающее возможность решения социально-профессиональных задач, адекватно возникающим штатным и нештатным ситуациям (Зимняя, 2005: 20).
В теоретическом плане проблема формирования целостной социально-профессиональной компетентности путем приобщения молодежи к отечественной и мировой культуре связана с выполнением требований и правил педагогического принципа культу-росообразности, который «предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» (Безрукова, 1994: 47).
Э. Ф. Зеер считает, что источником профессионального развития студента на начальных этапах профессионального образования является уровень его личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение
* Саксонова Лариса Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук филиала Самарского государственного технического университета в г. Сызрань. Тел.: +7 (8464) 98-60-68. Эл. адрес: [email protected]
личного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его (Зеер, Павлова, Сыманюк, 2005: 65).
Поэтому идеальный учебный план должен представлять собой органическое единство всех его дисциплин, которые нацелены на подготовку высококвалифицированного, ответственного, организованного, коммуникабельного и творчески активного специалиста технической сферы. При этом некоторые дисциплины будут ориентированы на развитие личностных качеств, а другие — на подготовку профессионала.
По мнению К. Г. Марквардта, развитие личности будущего инженера напоминает рост многолетнего растения, у которого одновременно развивается корневая система, ствол, ветви, листья. Причем одно без другого развиваться просто не может. В ходе обучения, воспитания, развития формируется личность специалиста, его психика, сознание. Подлинные знания — это связи и взаимодействия между всеми наблюдаемыми явлениями в данной специальности. Они не создаются заранее, а накладываются друг на друга, вплетаются, точнее, прорастают друг в друга (новое в старое), образуя единую, неразъемную систему (Марквардт, 1986: 30).
Поэтому к проектированию содержания высшего технического образования необходимо подойти с новых позиций и в соответствии с требованиями принципа культуросо-образности этому процессу придать целенаправленный, системный характер, создавая специальные педагогические условия для формирования и развития социально-профессиональной компетентности будущих инженеров. Очевидно, что одним из ведущих факторов отбора содержания подготовки специалистов является синтезирование и диалектическая взаимосвязь перспектив развития системы образования, производства, техники, труда, рынка квалифицированных кадров и культуры.
В реальной практике формирования социально-профессиональной компетентности студентов, несмотря на наличие благоприятных предпосылок в структуре и содержании учебных планов технических специальностей вузов, наблюдается хаотичность и бессистемность, отсутствие координации педагогических действий.
Исследования показали, что формирование социально-профессиональной компетентности будет эффективным, если оно будет проходить поэтапно на протяжении всего периода обучения студентов в вузе с опорой на предшествующие теоретические положения. Для придания этому процессу системного и непрерывного характера необходимо опираться на приоритетные структурные компоненты социально-профессиональной компетентности: мотивационно-деятельностный, когнитивный, поведенческий, ценностный и эмоционально-волевой (Зимняя, 2005: 18).
Несомненно, что обозначенные компоненты должны формироваться в течение всех лет обучения студентов в вузе при опоре на их предшествующий уровень сформи-рованности социально-профессиональной компетентности и целевой направленности на последующее развитие при самостоятельной инженерной деятельности.
Педагогический опыт и проведенные исследования показали, что целесообразно отдавать предпочтение формированию определенного компонента социально-профессиональной компетентности на каждом курсе обучения студентов. Формирование и развитие предыдущего компонента продолжается и на последующих курсах и создает основу для формирования последующего компонента социально-профессиональной компетентности. Таким образом, все ее приоритетные компоненты будут сформированы поэтапно от курса к курсу в процессе обучения студентов в техническом вузе. Роль катализатора в этом процессе выполняет авторский спецкурс «Социально-профессиональная компетентность будущего инженера», который целесообразно включить в учебный план первого курса (табл. 1).
Таблица 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА»
Темы лекционных и семинарских занятий Количество часов Формы активизации студентов
Основные виды инженерной деятельности. Государственный 2
стандарт по техническим специальностям обучения в вузе лекция
Экскурсия на промышленные предприятия и производства 2
города экскурсия
Специфика инженерной деятельности. Требования к социально
и профессионально значимым личностным качествам специа-
листа технического профиля в свете современных социокуль-
турных и экономических преобразований 2 семинар
Содержание теоретической и практической подготовки специа- 2 лекция с элемен-
листа технического профиля тами дискуссии
Встреча с работодателями, выпускниками технического вуза 2 круглый стол
и обсуждение проблемы формирования социально-профес-
сиональной компетентности будущего инженера
Идеальный портрет выпускника вуза как квалифицированного 2 круглый стол
и конкурентоспособного специалиста на рынке труда
Социализация и инкультуризация: факторы, социокультурная 2 лекция с элемен-
среда, механизмы обеспечения тами диспута
Дискуссия «Социализация современной молодежи: проблемы 2 дискуссия
и перспективы» с председателем по молодежной политике
в городской Думе
Понятия «компетентность», «квалификация» и «компетенция» 2 лекция
в высшем профессиональном образовании, их значение в под-
готовке технического специалиста
Социокультурные и профессиональные знания, умения, навыки 2 мозговой штурм
и компетенции будущего инженера
Сущность, структура и содержание социально-профессиональ- 2 лекция с элемен-
ной компетентности будущего инженера тами дискуссии
Диагностический срез по выявлению уровня сформированности 4 практическое за-
социально-профессиональной компетентности студентов нятие, выполнение
технического вуза тестовых заданий
Профессиограмма — целезадатчик профессиональной подго- 2 лекция с элемен-
товки инженеров тами диспута
Социальная ответственность современного инженера как цель 2 практическое за-
и результат его подготовки нятие, сюжетноролевая игра
Конкурс на лучшую исследовательскую работу по проблеме 2 исследователь
формирования социально-профессиональной компетентно- ская работа
сти будущих инженеров
Изучение социокультурного пространства по формированию 2 лекция
и дальнейшему развитию социально-профессиональной ком-
петентности студентов технического вуза
Презентация результатов 2 презентация
Итого часов: 36
Таблица 2
ФРАГМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ПОЭТАПНОГО ФОРМИЮБАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140211 «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ»
Курс обучения Приоритетные компоненты социально-профессио- нальной компетентности Т еоретическое обеспечение формирования компетентности Социальнопрофессиональные значимые личностные качества студентов Дисциплины, нацеленные на развитие социально значимых личностных качеств Дисциплины, нацеленные на развитие профессионально значимых качеств личности
1 2 3 4 5
первый Мотивационнодеятельностный (мотивация действия, умения, навыки) Спецкурс «Социально-про-фессиональная компетентность будущего инженера Мотивация к учению и труду, организованность, целеустремленность, настойчивость, креативность, способность к саморазвитию, принципиальность, активность Отечественная история Иностранный язык Физическая культура Русский язык и культура речи Деловое общение и культура речи Математика Информатика Химия Введение в специальность Физика Начертательная геометрия Инженерная графика Теоретическая механика
второй Когнитивный (умения, навыки) Философия Широкий кругозор, любознательность, наблюдательность, высокий уровень развития когнитивной сферы (мышления, памяти, речи, внимания,воображения) Иностранный язык Физическая культура Психология и педагогика Математика, специальные вопросы информатики Физика Материаловедение Технология конструкционных материалов Техническая механика Теоретические основы электротехники
244 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2011 - №3
Информационно-измерительная техника и электроника Метрология, стандартизация и сертификация Общая энергетика Электрические и электронные аппараты
третий Поведенческий (поведение, опыт) Социология Корпоративность, контактность, коммуникабельность, толерантность, готовность к сотрудничеству, взаимодействию с членами трудового коллектива, жизнелюбие, пластичность, гибкость в общении, легкая приспосабливае-мость к изменяющимся обстоятельствам, способность к переоценке событий, нахождению в них своего места, гуманность, открытость, отзывчивость Физическая культура Экономика Основы социальной психологии Правоведение История науки и техники Деловой мир России Экология Военная подготовка (факультатив) Учебная практика (4 недели) Математические задачи электроэнергетики Теоретические основы электротехники Электромеханика Информационно-измерительная техника и электроника Производство, передача и распределение электроэнергии Релейная защита и автоматизация Электромагнитная совместимость в электроэнергетике Задачи и методы расчетов в ЭПП Теплоснабжение промышленных предприятий Электропитающие системы и электрические сети Электрический привод
2011 — №3__________________________________________________________________________________________________________________Проблемы педагогики и психологии 245
Предусматривается, что идеи этого спецкурса будут развивать преподаватели всех дисциплин учебного плана подготовки будущих инженеров. При этом на каждом этапе обучения выделены формируемые социально и профессионально значимые личностные качества и предусмотрены виды деятельности студентов, включение в которые будет способствовать формированию у них социально-профессиональной компетентности. С этой целью на каждом курсе обучения выделена ведущая дисциплина, которая обеспечивает теоретическую основу формирования определенного компонента социально-профессиональной компетентности студентов и ведет за собой все остальные изучаемые на данном курсе дисциплины.
Необходимо отметить, что сформированные ценностные ориентиры должны развиваться и в процессе производственной практики, внеаудиторной, общественно-организаторской, культурно-просветительской, правовой, социально-экономической, профессиональной, научной деятельности студентов-инженеров.
На основе сформулированных подходов было спроектировано содержание системы поэтапного формирования компонентов социально-профессиональной компетентности будущих инженеров (табл. 2, с. 246-247). Курсивом выделены дисциплины, обладающие наибольшими потенциальными возможностями по формированию ее компонентов.
На первом курсе в спецкурсе «Социально-профессиональная компетентность будущего инженера» закладываются базовые, ключевые понятия, составляющие теоретико-методологическую основу формирования компетентности. Затем, сохраняя поддерживающий режим, необходимо создать оптимальные условия (поэтапность, осознанность, связь с практикой) для формирования компонентов социально-профессиональной компетентности на последующих курсах.
На втором курсе ведущей дисциплиной является «Философия», преподавание которой опирается на основные понятия и идеи, заложенные в спецкурсе.
На третьем курсе в рамках дисциплины «Социология» рассматриваются ситуации, которые могут возникнуть в производственной деятельности будущих инженеров.
На четвертом и пятом курсах ведущими дисциплинами по формированию социально-профессиональной компетентности студентов являются «Культурология» и «Безопасность жизнедеятельности».
Важную роль в решении общей задачи играют общепрофессиональные и специальные дисциплины. Предполагается, что содержание и методика формирования компонентов социально-профессиональной компетентности студентов будут спроектированы коллективами всех кафедр по каждой дисциплине учебного плана вуза на каждом курсе, а преподаватели внесут свой вклад в выполнение этой задачи. Необходимо отметить, что это достаточно сложная работа, требующая глубокого анализа возможностей каждой учебной дисциплины, оптимального выбора форм, методов и средств обучения, активного участия всех преподавателей и студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безрукова, В. С. (1994) Педагогика : учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург : Екатер. обл. ин-т развития образования.
Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк Э. Э. (2005) Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : Психолого-социальный институт.
Зимняя, И. А. (2005) Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. № 11. С. 14-20.
Марквардт, К. Г. (1986) Развивающая система подготовки специалистов. М.
FORMATION OF CULTURALLY CONFORMABLE AND SOCIALLY PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS L. P. Saksonova (The Syzran Branch of Samara State Technical University)
The author presents her understanding ofthe features of revealing of potential possibilities for higher technical education maintenance through the prism ofinterrelations between formation, further development ofgeneral culture and complete socially professional competence of a future engineer.
Keywords: culture, socially professional competence, the principle of culture conformity, maintenance of higher technical education.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Bezrukova, V. S. (1994) Pedagogika : uchebnik dlia inzhenerno-pedagogicheskikh spetsial’nostei. Ekaterinburg : Ekater. obl. in-t razvitiia obrazo-vaniia.
Zeer, E. F., Pavlova, A. M., Symaniuk, E. E. (2005) Modernizatsiia professional’nogo obrazo-vaniia: kompetentnostnyi podkhod. M. : Psikho-logo-sotsial’nyi institut.
Zimniaia, I. A. (2005) Obshchaia kul’tura i sot-sial’no-professional’naia kompetentnost’ chelo-veka // Vysshee obrazovanie segodnia. №11. S. 14-20.
Markvardt, K. G. (1986) Razvivaiushchaia sistema podgotovki spetsialistov. M.
АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ШЕНДРИК
Умер Анатолий Иванович Шендрик — доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, один из ведущих российских социологов и культурологов, оставивший заметный след в гуманитарной науке, первый заведующий кафедрой культурологии нашего университета, а в последние годы — директор Центра социологии культуры Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ.
Анатолий Иванович пришел работать в наш университет — тогда ВКШ — в 1977 г. сначала младшим, старшим научным сотрудником, потом заведующим отделом Научно-исследовательского центра. Здесь сложился как ученый, сюда возвращался после работы в ЦК ВЛКСМ, АОН при ЦК КПСС. Он стал видным специалистом в изучении проблем молодежи, ее идеалов, духовной жизни, жизненных планов.
В Институте молодежи А. И. Шендрик начал работать профессором кафедры социологии и социальной работы в 1991 г. и в 1993 г. возглавил кафедру культурологии — одну из первых в стране. Сыграл большую роль в становлении факультета культурологии и туризма МосГУ, он был одним из лучших лекторов, запомнившихся студентам и аспирантам на долгие годы.
В сфере культурологии его заслуги особенно велики. Книга «Культура в мире: драма бытия» представила творчество А. И. Шендрика в широкой палитре его работ по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии.
А. И. Шендрик входил в редколлегии ведущих научных журналов «Социологические исследования», «Личность. Культура. Общество», «Знание. Понимание. Умение», возглавлял докторский совет по теории и истории культуры. Он активно участвовал в политической жизни страны.
Его одержимость в науке, высокая требовательность к себе и коллегам, аспирантам, студентам, его честность в отстаивании идеалов социальной справедливости останутся в памяти всех, кто его знал.
Ректорат