УДК 93:911.375.54(571.56-25) Ермолаева Юлия Никифоровна
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА ЯКУТСКА
Ermolaeva Yuliya Nikiforovna
PhD in History, Assistant Professor, Head of Russian History Department, North Eastern Federal University
FORMATION OF THE CULTURAL LANDSCAPE OF YAKUTSK
Аннотация:
Статья посвящена изучению культурного ландшафта г. Якутска с момента возникновения и до началаХХв. Основное внимание посвящено истории возникновения и развития площадей города, которые сыграли большую роль в формировании культурной среды. Кроме того, в работе детально проанализирован концепт «культурный ландшафт».
Ключевые слова:
город, культурный ландшафт, культурная среда, площадь, культурное пространство, природный ландшафт, культурная антропология, этнолого-географический подход.
Summary:
The article examines the cultural landscape of Yakutsk since the emergence and until early XX century. The author focuses on the history of formation and development of the town squares, which played a major role in shaping the cultural environment. The cultural landscape concept is also considered.
Keywords:
city, cultural landscape, cultural environment, square, cultural space, natural landscape, cultural anthropology, ethnological and geographical approach.
За последние десятилетия в исторической литературе появилось новое исследовательское направление, которое получило название «историческая антропология, культурная антропология». При дальнейшей разработке стали обращать внимание на культурную среду, культурное пространство, культурный ландшафт. Понятие «культурный ландшафт», так же как и «природный ландшафт», «антропогенный ландшафт», прежде всего использовалось в географических исследованиях, градостроительной науке. При изучении исторической антропологии для всестороннего анализа проблемы стало необходимостью включение исследования культурного ландшафта. Современная концепция «культурного ландшафта» сформировала новые подходы: изучение влияния природного окружения на культуру народа и антропогенного влияния на окружающую среду. В отечественной литературе, особенно в географической лексике, понятие «культурный ландшафт» отождествляется с антропогенным и даже с историческим ландшафтом. В последние годы появились другие подходы в исследованиях культурных ландшафтов. Авторы книги «Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития» рассматривают классический географический подход, этнолого-географический, информационно-аксиологический, герменевтику ландшафта и некоторые другие [1].
Для изучения культурного ландшафта г. Якутска был применен междисциплинарный подход, в том числе и этнолого-географический подход, который рассматривает культурный ландшафт как сумму взаимодействующих подсистем: природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, языка, духовной культуры [2].
Развитие междисциплинарных исследований позволило специалистам рассматривать город как социокультурный феномен, как саморазвивающуюся, саморегулирующуюся через поведение людей, термодинамическую открытую систему. Анализ культурного пространства города требует изучения всего спектра тем на макро- и на микроуровне. Используя микроанализ, можно выделить региональную и локальную особенности города, проанализировать взаимодействие культуры и пространства на исторических материалах городов.
Данная статья посвящена изучению городского культурного ландшафта на примере формирования планировки города Якутска. Проблема создания городского культурного ландшафта как единого целого и в то же время своеобразного для каждого региона стоит сегодня особенно остро. Быстрое развитие и увеличение значения в жизни общества делают города и их культурный ландшафт важными и интересными объектами исследований.
Город Якутск - один из старинных сибирских городов. Он вырос из маленького острожка, поставленного в 1632 г. енисейским казачьим сотником Петром Бекетовым для сбора ясака со всей территории северо-востока страны, «для государева ясачного забору и для приезда якутских людей». Это было первое русское укрепление на территории Якутии, опираясь на которое казаки присоединили весь северо-восток Сибири. Он был поставлен не на том месте, где ныне стоит Якутск,
а примерно в 70 км ниже по реке Лене, на правом ее берегу, напротив улуса намских якутов. Как мы знаем, «Ленский», затем «Якуцкий острог» переносился три раза. Второй острог находился тоже на правом берегу в 15 верстах от современного Якутска, у начала тракта на Амгу и Татту в местечке «Ярманская», построен он был при Иване Галкине. Однако острог на этом месте простоял недолго. Но и в течение этого короткого срока его роль как административного и военного центра русского царизма в Якутии существенно менялась. До 1638 г. он был подчинен Енисейской воеводской канцелярии, так как до этого времени весь Ленский край входил в состав Енисейского уезда и в Ленском остроге в качестве начальников сидели присланные из Енисейска служилые чины.
Ленский острог представлял собой маленькую крепость, окруженную деревянным частоколом. Внутри находились жилые дома, съезжая изба, государев амбар, часовня.
В августе 1638 г. Московское правительство создало самостоятельную административную единицу с центром в Ленском остроге - Якутский уезд. Так Ленский острог из отдельного провинциального городка Енисейского уезда превратился в центр огромной территории, непосредственно подчиненной Московскому правительству. Мы выше указали, что острог простоял недолго. Причиной этому была затопляемость его в период большой воды. При воеводе П.П. Головине в 1643 г. он был перенесен на новое место. Внутри нового острога были сооружены резиденция воеводских помощников, аманатский двор, амбары, храм Живоначальной Троицы. За острожными стенами поставили гостиный двор, амбар и двор «для приезду иноземцев». Новый острог стал служить в качестве военного и политического центра северо-востока Азии. В дальнейшем острог по мере роста был переименован в город Якуцк (Якутск). Но и эта крепость часто затапливалась, поэтому было решено построить новый город.
Строительство нового города было начато воеводой И.В. Приклонским в 1681 г. на лугу напротив старого острога. Новый город представлял собой четырехугольник площадью в 3600 кв. саженей, окруженный мощными бревенчатыми стенами по 60 саженей длины каждая, 2 сажени толщины и % сажени высоты. В новый город были перенесены гостиный двор, таможня и другие казенные строения. Город не представлял собой целого ансамбля и был разбит на отдельные части. Дальнейшее изменение во внешнем облике города заключалось в постепенном слиянии островков строений и ликвидации пустырей. Город имел четыре посада, каждый из них имел свой социальный состав жителей. Один был боярский и служилый, второй - торговый, третий - раскольничий и четвертый - ссыльный.
В XVIII в. в планировке города произошли изменения, что было связано с миссионерской деятельностью православной церкви. Якутск становится центром миссионерства, поэтому здесь начинается строительство церквей. По данным А.Г. Попова, в 1737 г. в городе было 348 дворов, из них 99 якутских юрт, а также Спасский мужской монастырь (в его состав входили три церкви и колокольня), Свято-Троицкий кафедральный собор, деревянная Никольская, Богородицкая, Предтеченская, Тихвинская, Преображенская церкви [3, с. 43-44].
Формирование города Якутска с самого начала его основания происходило по установленным нормам общегосударственного градостроения, особенно распространенным в Сибири, когда ядром развивающегося населенного пункта становился укрепленный острог - город.
Планировочная структура города прошла в своем развитии два периода:
1. Период «живописной» планировки города (от дня основания до начала XIX в.). Весь вид города должен был естественно вписываться в окружающий пейзаж.
2. Перепланировка города на основе регулярного плана (с начала XIX в. до наших дней).
К концу XVII в. Якутск состоял из трех составных частей, что было характерным и для других
городов Сибири. Такое расселение обычно называют очаговым. В Якутске ярко выраженными очагами застройки были район старого острога с Малым базаром и прилегающими к нему жилыми домами; район новой крепости с казенными постройками для администрации и территория монастыря. Связующие эти части города дороги в следующем столетии постепенно приобретают вид улиц с посадскими дворами. Расширение города связано с изменением статуса Якутска как военно-оборонительного пункта и приобретением роли крупного административного и торгового центра.
Именно роль Якутска как торгового центра в будущем предопределила формирование площадей города. В образовании площадей большую роль сыграли торги города. Самым ранним торжищем Якутска можно считать участок Малого базара (Кружало), имеющего возраст, равный с самим острогом П. Головина. Оживленный торг продолжался круглогодично и притягивал большие массы людей. Малый базар был замечательным памятником деревянного зодчества.
Ф.Г. Сафронов утверждает, что торги Якутской ярмарки проходили в Гостином дворе, где в 1764 г. было 94 лавки духовенства, монахов, посадских, приезжих и местных купцов [4, с. 56]. Хотя он пишет, что на берегу реки был еще Малый базар, где было 27 амбаров. Этот рынок служил местом торговли хлебом, мясом, рыбой и другими продуктами. Торги на нем велись ежедневно, но особенно оживленными становились в дни ярмарок.
С помощью Якутской ярмарки значение г. Якутска как экономического центра края увеличивается.
В 1810 г. иркутский купец П. Баснин в донесении, поданном в городскую ратушу, внес предложение сооружения нового здания Гостиного двора. Городские власти тогда зафиксировали, что деревянный Гостиный двор в прошлые годы собран и построен из разных деревянных амбаров не по плану, будучи очень ветхим часто подвергался ремонту, весной же его затапливало. Поэтому был сделан вывод о необходимости построить одноэтажный каменный Гостиный двор на безопасном от наводнения месте в центре города. Городской ратуше было дано задание подготовить план Гостиного двора с 44 лавками, 12 кладовыми и биржевой залой.
Старые торговые лавки Гостиного двора были разобраны, и там появилась довольно обширная территория, часть которой занимала ограда двухэтажной каменной Николаевской церкви.
В организации площадей видное место занимали православные храмы. Церкви размещались на низких плоских территориях у береговой полосы реки, а в глубине города строились на более возвышенных местах. Храм Преображения Господня и церковные постройки Спасского монастыря, расположенные на берегу протоки реки Лены, были видны как с противоположного берега, так и с проплывавших судов. Вторую панораму Якутска создавала занимавшая господствовавшее высотное положение Николаевская кладбищенская церковь. При въезде в город в начале Иркутского тракта доминирующее положение имела Богородицкая церковь, затем на берегу городского лога возвышались постройки Троицкого кафедрального собора и его колокольня, а в середине города стояла пятиглавая Предтеченская церковь. В конце Большой улицы в глубине застройки выделялись постройки Якутской духовной семинарии. По сложившейся традиции к церквям примыкали кладбища, где хоронили покойников из разных сословий. Постепенно из топонимики города исчезли названия кладбищ Богородицкого, Монастырского, Предтеченского храмов. Лишь кладбище Преображенской церкви с примыкающей к ней территорией, снесенное и перестроенное до неузнаваемости, носит название площади имени Павших борцов (в городском простонаречии - площадь Марата).
В конце XVIII в. построили двухэтажную каменную Николаевскую церковь, которая в 1838 г. была разобрана в связи с разрушением фундамента [5]. В результате сноса здания церкви с кладбищем возникла безымянная площадь, примыкавшая к площади тоже снесенного к тому времени гостиного двора, которые вместе составляли территорию значительно большую, чем современная площадь Дружбы народов. Соборная площадь (ныне район площади Дружбы) получила свое название от кафедрального собора во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Центральное место площади занимала надвратная башня внешнего тынового острога Якутской крепости постройки 1685-1687 гг., хотя есть предположения, что башня была перенесена из крепости, построенной П. Головиным в 1642-1643 гг. За ней располагался одноэтажный жилой массив города. Слева от башни можно увидеть Предтеченскую церковь, справа - колокольню Спасского монастыря и пожарную каланчу. С этой площади начиналась главная улица города - Большая, которую пересекала Правленская улица.
Итак, город Якутск вырос из маленького острожка. С самого начала своего существования он был важным административным центром северо-востока страны. Судьба города была нелегкой: его то затапливало, то переносили с места на место. У первых строителей города было мало опыта в строительном деле, поэтому ими были допущены ошибки, которые будут исправлять все последующие поколения, - это игнорирование природно-климатических условий Ленского края, неудачная планировка города, которая не представляла собой целого ансамбля, город был разбит на островки, отделенные друг от друга пустырями.
С самого начала г. Якутск формировался по общегосударственным градостроительным нормам. Со дня образования до 1814 г. Якутск развивался как «живописный город». «Живописными» назывались города, строившиеся по свободной планировочной системе, их площади, улицы, переулки плавно ложились на рельеф местности и имели изогнутую живописную форму. Город органично входил в природу, его крепости, башни, храмы, колокольни возвышались и царили над другими постройками. С 1814 г. началось строительство домов и проведение линейных дорог по плану. Далее город развивался уже по системе генерального плана. Большое значение имел первый генеральный план г. Якутска 1821 г., который заложил современную систему площадей города.
Основные площади Якутска (площади Ленина, Орджоникидзе, Дружбы и Павших борцов) оформились на месте торжищ старого города, а также на освободившихся территориях от основ зданий церквей и прилегавших к ним кладбищ. В этом есть сходство с сибирскими городами, площади которых тоже возникали на местах торговых точек и церквей. Площади сибирских городов, включая и Якутск, даже назывались одинаково. Например, в Иркутске, Красноярске, Тюмени,
Томске, Верхнеудинске были гостинодворские и соборные площади. Они, так же как и первые площади г. Якутска, стали ядром центров своих городов. Первые площади были безымянными, образовались в конце XVIII в. и выполняли торговые и административные функции. Но на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом и изменением функциональной роли города происходит изменение в планировочной структуре центра, вызванное новыми условиями и требованиями экономического развития края. Поэтому площади получают несколько иное значение в деловой и общественной жизни. Площади, являвшиеся ранее сосредоточием торгово-деловой деятельности и местом концентрации основных административных зданий, утрачивают такой универсальный характер и приобретают более узкое функциональное значение. Торговые функции сохраняются лишь за специальными базарными территориями, которые размещаются в наиболее удобных и доступных для посещения районах за пределами исторического центрального ядра города.
Если раньше планировка г. Якутска была очаговой и посады перемежались пустырями, то в начале ХХ в. улицы и площади прокладываются и формируются по плану. Город становится похожим на культурный центр, где сосредотачивались торговые, административные и общеобразовательные учреждения. Это происходило в правление губернатора Ивана Ивановича Крафта. Среди всех его заслуг в преображении и благоустройстве города яркой составляющей является организация на части Соборной площади городского сквера.
Ссылки:
1. Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития / под ред. Т.А. Смольницкой. М., 2014.
2. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М., 2000.
3. Попов Г.А. Сочинения. Т. 3. История города Якутска. 1632-1917. Якутск, 2007.
4. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии XVII-XIX вв. М., 1978.
5. Петров П.П. Градоякутские православные храмы XVII-XX вв. Якутск, 2000.