ние таких профессиональных качеств, как творческая активность, инициативность, самоорганизованность, рискованность, презентабельность, дипломатичность, коллективизм и др. [2].
Третий этап реализации включал организацию бизнес-лагеря, который проводился в рамках предпринимательской практики студентов туристского вуза. Бизнес-лагерь является научной экспериментальной площадкой НОУ ВПО «Восточно-Сибирского института туризма - филиала РМАТ» по апробации и внедрению инновационных социально-педагогических технологий в условиях временного коллектива, представляя возможности по обучению предпринимательству будущих специалистов-менеджеров туризма в рамках дополнительного образования. Программа его деятельности позволяет в ограниченный период времени, в условиях замкнутого игрового пространства сформировать у участников понимание функционирования рыночной модели экономики, бизнес-навыков управления экономическими процессами на предприятии, партнерства и эффективной самореализации. Она состоит из двух взаимосвязанных ключевых учебных модулей -общей деловой игры и серии бизнес-тренингов, посвященных основам предпринимательской деятельности [3].
По-мнению Шершневой В. и Перехожевой Е., модель дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза на основе поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов позволяет определить основные ориентиры организации процесса профессионального обучения:
• процесс учения предусматривает конкретную, практическую деятельность студентов;
• деятельность учитывает имеющийся у студентов опыт и соответствует мотивации;
• деятельность планируется, выполняется, корректируется и оценивается студентами по возможности самостоятельно;
Библиографический список
1. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 1997.
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.
3. Шмелев, Н.П. Экономическая реформа и российское бизнес-образование / Н.П. Шмелев, С.П. Мясоедов // Бизнес-образование. - 1997. - № 2.
4. Шершнева В. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза / В. Шершнева, Е. Перехожева // Высшее образование в России. - 2008. - № 1.
Bibliography
1. Polat, E.S. Novihe pedagogicheskie tekhnologii. - M., 1997.
2. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: ucheb. posobie dlya pedagogicheskikh universitetov i institutov povihsheniya kvalifikacii. - M., 1998.
3. Shmelev, N.P. Ehkonomicheskaya reforma i rossiyjskoe biznes-obrazovanie / N.P. Shmelev, S.P. Myasoedov // Biznes-obrazovanie. - 1997. -№ 2.
4. Shershneva V. Pedagogicheskaya modelj razvitiya kompetentnosti vihpusknika vuza / V. Shershneva, E. Perekhozheva // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 1.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 37.036.5
Matveevskaya N.S. FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS BY A TECHNOLOGY OF THEATRICAL AND HISTORICAL IMMERSION. The problem of the formation of creative abilities of secondary school students is investigated. The influence of culturological methods and technologies, in particular, a technology of theatrical and historical immersion in the creation of the creative environment in educational space of school is considered.
Key words: technology of theatrical and historical immersion, a living museum, creativity, the layout of the product, culturological approach.
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ
Н.С. Матвеевская, соискатель учёной степени Университета Российской академии образования, E-mail: [email protected] Исследована проблема формирования творческих способностей школьников. Рассмотрено влияние культурологических методов и технологий, в частности театрально-исторического погружения, на создание креативной среды в образовательном пространстве школы.
Ключевые слова: технология театрально-исторического погружения, живой музей, креативность, макет-продукт, культурологический подход.
• деятельность способствует максимально широкому восприятию действительности и содействует целостному восприятию трудового процесса; деятельность учения сопровождается социальным общением и сотрудничеством;
• результаты деятельности интегрируются в опыт студентов и соотносятся с возможностями их профессионального использования [4].
Таким образом, в НОУ ВПО «Восточно-Сибирском институте туризма - филиале РМАТ» решается проблема подготовки компетентных кадров, способных творчески организовывать профессиональную деятельность в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, т.е. соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Отделения дополнительных образовательных услуг как структурные подразделения вуза создают возможные условия для качественной подготовки будущих специалистов. Это дает возможность сегодняшнему выпускнику строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-техническом уровне, принимать обоснованные профессиональные решения, самостоятельно добывать знания. Работа, проводимая педагогическим коллективом отделения НОУ ВПО «ВосточноСибирском институте туризма - филиале РМАТ», способствует созданию психолого-педагогических условий развития профессиональных интересов учащейся молодежи, задает хорошие ориентиры профессиональному будущему обучающимся, живущим в этой среде.
Современная социокультурная ситуация в России и в мире характеризуется формированием в корпоративном сознании новых образов постижения и методов реорганизации действительности. Общим курсом в модификации системы образования является наметившееся смещение акцентов в ценностных смыслах и конструктивных образовательных целях от социально направленных к личностно-ориентированным, от педагогики репродукции к педагогике развития, от знаниевого образования к деятельностному образованию.
Провозглашение человека и его индивидуальности ключевой ценностью определяет обретение каждым особых личностных свойств, таких как самомотивация, самоконструирование, самореализация, самоопределение и самоидентификация в национальной и мировой истории. Данные качественные системообразующие элементы, построенные на основе культурного опыта старших поколений и осознании личной роли в развитии своей страны, позволят сформировать личность гражданина, способного мыслить и действовать на благо государства и общемирового прогресса. Основы креативной личности, сформированные ещё в школьном образовательном пространстве, дадут возможность в дальнейшем получить продуктивно мыслящих специалистов, готовых творчески решать поставленные задачи, разрабатывать и внедрять инновационные технологии, ответственно работать на результат [1, с. 2-4].
В связи с этим назрела необходимость превратить образовательное пространство из связки разрозненных креативных проектов в системное креативное сообщество, связанное выполнением единых целей и задач по продвижению продуктивного обучения и воспитания, наполнению методического банка новыми творческими методами и приёмами, переходом в режим развития всех участников школьного процесса: учителей, учеников и родителей, построив его на крепком культурно-ценностном фундаменте. Тенденции изменения системы образования в России связаны с обновлением его содержания, методов и технологий, отражающих прогресс мировой науки, культуры и общественного развития. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском наиболее соответствующих обозначенным тенденциям парадигм. Социальный заказ на реформирование системы образования предопределяется его основной целью - подготовкой подрастающего поколения к реалиям современной жизни, активной творческой деятельности, способностью решать как личные, так и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в их целостном восприятии [2, с. 146-149].
Достижению этой цели в современных условиях может способствовать культурологическая парадигма образования, которая выступает как способ обретения демократических традиций, обеспечивающих осмысленное освоение детьми ценностей мировой культуры на основе свободного межличностного диалога [3, с. 38-41]. Как отмечает А.С. Запесоцкий, результативность образовательного пространства зависит от его соответствия культурной среде [4, с. 312].
В рамках заявленной парадигмы в школах сформирован социальный заказ на развитие креативности как основы развивающих программ. Возрастающий интерес к проблеме креативности обусловлен ее ролью в развитии личности, общества и государства. Потребность педагогической практики в программах развития творческих способностей требует целостного теоретического обоснования ее механизмов и принципов, т.к. научные представления о креативности многообразны и противоречивы. При всей значимости проблемы развития креативности, программы ее развития у школьников сегодня носят преимущественно локальный характер. Важность заявленной темы исследования обусловлена потребностью в исследовании механизмов формирования креативной личности; понимании общих закономерностей организации образовательного пространства в школе, соответствующего принципам культурологической парадигмы и направленного на развитие креативности и психологического здоровья школьников [5].
Создатель школы российской прикладной культурологии М.А. Ариарский определяет личность современного постиндустриального общества как ответственного человека с «исторически обусловленной степенью разумности», сущность которого обязательно креативна. Наследие образования в советской школе, где каждый был частью единого целого механизма, лишённый возможности самопрезентироваться и продвигать личные прогрессивные идеи в жизнь, до сих пор нависает над со-
циумом. «Почему лишение воли так страшно? Потому что свобода - это основа творчества, именно свобода» - говорил основатель отечественной культурологии Д.С. Лихачёв [6, с. 298-301].
Имея хороший культурный и знаниевый потенциал, нынешняя школа низкоэффективна за счёт локальной социально-культурной деятельности и малой социальной активности её выпускников. «Формирование креативности нации» и взращивание творческого потенциала каждого россиянина должно начаться в общеобразовательном учреждении на основе взаимопроникновения педагогической и культурологической мыслей [7, с. 2-3].
Целью этой интеграции является вовлечение школьника в культурно-историческую деятельность, реконструкция национальной генеалогии, формирование и развитие креативных навыков и, как следствие, преобразование представлений о культурной картине своего государства и мира [8, с. 81-85].
В процессе системного исследования по теме «Педагогические условия формирования креативной личности подростка с позиции культурологического подхода», длившегося с 2004 по 2011 гг., нами были разработаны технологии культурно-исторического погружения и реконструкции исторической реальности прошлого, отработана система введения этих технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. В зависимости от выбора учительского, ученического и родительского коллективов в начале года погружение могло быть реальным, то есть театрально - историческим, и проведённым без костюмированного бала, то есть виртуально-историческим. В любом случае, в результате любого из видов исследования должен получиться макет-продукт (технология макетирования): самодельная книга с теоретическими и практическими выкладками по исследованию, а также фотографической и иллюстрационной базой.
Прогнозируемый результат замысливался как создание социокультурной ситуации в школе и основание в ней помимо музея исторических артефактов жизни в царской России - живого музея, глобальной национальной исторической реконструкции.
Задачи были отработаны согласно педагогической теории.
Обучающие: изучить характерные черты исторических эпох, творчество персоналий - представителей эпохи, стилевое проявление каждой избранной эпохи в современной российской жизни.
Развивающие: сформировать способность продуктивного мышления, эмпатию как способность сопереживания и умения поставить себя на место другого человека, креативность как созидательную рефлексию, аксиологическое отношение к реальному миру, умение подвергать анализу и сопоставлять эстетический материал, историческое восприятие времени, пространственное мышление (ощущение себя в культурологическом пространстве)
Воспитательные: воспитать чувство ответственности, трудолюбие, умение переносить опыт веков в современность, чувство коллективизма, умение работать в команде, становление интеллигентности сознания.
Методика разработки культурно-исторических погружений вводилась по отработанному опытным путём алгоритму проведения традиционного годового общешкольного культурологического проекта «Бал в русской усадьбе»:
- проведение мозгового штурма среди педагогов, использование методов критического мышления;
- отработка исследовательских направлений по всем научным дисциплинам, представленным в Базисном учебном плане и дополнительном образовании школы для качественного погружения в ту или иную эпоху:
Историческое направление: исследование эпохи год по различным линиям культуры и быта этого времени; разработка видеоряда и предметного наполнения школьного музея; подготовка и проведение дебатов по теме исследования; реконструкция традиций данного исторического периода и изучения его наследия в нашей повседневности.
Продукт: оформление стендов и витрин музея и иллюстрированных дидактических пособий по истории эпохи.
Лингвистическое направление (русский язык и литература)
- изучение стиля письменной и устной речи данной эпохи: эпистолярный, публицистический, художественных прозаических текстов, разговорный; лексика и фонетика письменной и устной речи; поэзия эпохи: художественное чтение. Продукт: приглашение на бал в стиле эпохи, иллюстрированная книга цитат и описаний.
Лингвистическое направление (иностранный язык): перевод литературных произведений эпохи; изучение стилевых особенностей. Продукт: иллюстрированная книга переводов.
Музыкально-эстетическое направление: изучение биографий и музыки авторов эпохи; особенности музыкальных стилей эпохи; исполнение вокальной и инструментальной музыки эпохи. Продукт: работа музыкальной гостиной на балу.
Естественнонаучное направление: математика - работа по изготовлению макета одного из знаменитых архитектурных строений эпохи; физика, химия, география, биология: изучение истории научных открытий эпохи. Продукт: работа участников проекта естественнонаучного направления на научно-практической конференции.
Театральное направление: изучение драматического творчества авторов эпохи; изучение бальных игровых технологий. Продукт: постановка бальных игр, постановка спектакля по произведениям одного из авторов эпохи.
Художественно-изобразительное направление: изучение живописи и архитектуры эпохи. Продукт: оформление бального зала репродукциями художников эпохи, фотовыставка.
Хореографическое направление: изучение историко-бытового танца данной эпохи. Продукт: исполнение танцев на балу.
Декоративно-прикладное направление: изучение декоративно-прикладного искусства и костюма, изучение технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества данного времени, графических шрифтов эпохи. Продукт: проведение бального благотворительного аукциона (все лоты исполнены учениками), дизайн бального пространства в стиле эпохи.
Организация культурологической работы с детьми проводилась в разновозрастных группах, составленных с учётом личной мотивации учеников школы. Деятельность коллективно-творческих групп была заранее спланирована, включена в общий план воспитательной работы школы и проводилась оп следующим этапам.
- назначение ответственных педагогов по профилю их педагогической линии или личной заинтересованности, выбор куратора культурно-исторического погружения на год;
- выход учителей школы с научно-исследовательскими предложениями к ученическому и родительскому коллективам школы;
- образование временных коллективно-творческих разновозрастных групп для продвижения исследования по отработанным ранее направлениям;
- отработка плана продвижения каждого направления методом мозгового штурма и назначение ответственных в группе за творческие задания по направлению;
- отработка культурологических маршрутов от данной исторической эпохи до современности;
- отработка формы результата, содержание и дизайн макет-продукта, который будет представлен на итоговом мероприятии, как результат деятельности группы по заданному направлению;
- продвижение исследований, отслеживание промежуточных результатов;
- итоговый контроль: проведение «Бала в русской усадьбе», как итогового мероприятия, на котором каждая коллективно-творческая группа представит свой результат деятельности;
- оформление рукотворного макет-продукта при помощи технологии макетирования;
- моделирование электронного продукта (презентации) по заданной теме.
Данный алгоритм был отработан в дополнительной образовательной программе «А вы поедете на бал?», утверждённой для пятилетней реализации в общеобразовательной школе. Занятия по программе включали теоретические и практические занятия:
- изучение концептуальных основ русских традиций проведения балов и бального этикета;
- отработка технологий практических знаний, умений, навыков светского жителя больших и малых городов российской империи.
В процессе разработки и подготовки проекта, а также внедрения технологии театрально-исторического погружения у учеников - участников появилось целостное восприятие картины мира, исторических логических раскладок, культурологических и культурных маршрутов.
Опираясь на многолетний опыт работы, можем констатировать, что в государственной школе осилить подобный проект крайне тяжело: не во всех образовательных учреждениях есть уроки мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, технологии, театра и хореографии плюс дополнительные занятия по этим дисциплинам, да и система работы школы полного дня помогает полноценной подготовке такого глобального мероприятия. Но всё же при большом желании осуществить идею проведения бала возможно и в более скромных условиях. Для этого потребуется колоссальная продолжительная подготовка всего коллектива по вышеописанной схеме.
Управленчески грамотно организовав руководящую группу проекта из знающих, опытных педагогов-лидеров, склонных к продвижению культурологических программ, можно и в государственной школе вдохнуть жизнь в историческую реконструкцию. Внедрить технологии театрально или виртуально, проведя бал в актовом зале школы или в исполнении кукол, одетых подобающе исторической эпохе, или на страницах макет-продукта и электронной презентации.
Методами экспертной оценки (метод комиссий) было выяснено, что в результате внедрения культурологических технологий прогнозируемая цель была достигнута. Повторное интервьюирование респондентов (256 учеников и 38 учителей) показало общее повышение уровня заинтересованности в коллективнотворческих общешкольных делах, готовности к включению в подготовку и проведение следующего культурологического погружения, интенсивности продуктивной рефлексии на этапах анализа законченного проекта.
Библиографический список
1. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010. - 04 февраля. - Пр-271.
2. Запесоцкий, А.С. Молодёжь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб., 1996.
3. Запесоцкий, А.С. Становление культурологической парадигмы. Дискуссионный клуб университета / А.С. Запесоцкий, А.П. Марков. -СПб., - 2007.
4. Запесоцкий, А.С. Образование. Философия. Культурология. Политика. - СПб., 2007.
5. Печерская, С.А. Культура, гуманизация образования и профессиональное сознание учителя. Человек культуры: статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований. - Бийск, 2000.
6. Лихачёв, Д.С. Учитель и отечественная школа. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре // сост. Д.С. Бакун. - М., 2006.
7. Ариарский, М.А. Креативная личность как предмет педагогической культурологии: доклад на «Лихачёвских чтениях». - СПб., 2006.
8. Ариарский, М.А. Прикладная культурология: монография. - СПб., 2001.
Bibliography
1. Medvedev, D.A. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola», 2010. - 04 fevralya. - Pr-271.
2. Zapesockiyj, A.S. Molodyozhj v sovremennom mire: problemih individualizacii i socialjno-kuljtumoyj integracii. - SPb., 1996.
3. Zapesockiyj, A.S. Stanovlenie kuljturologicheskoyj paradigmih. Diskussionnihyj klub universiteta / A.S. Zapesockiyj, A.P. Markov. - SPb., -
2007.
4. Zapesockiyj, A.S. Obrazovanie. Filosofiya. Kuljturologiya. Politika. - SPb., 2007.
5. Pecherskaya, S.A. Kuljtura, gumanizaciya obrazovaniya i professionaljnoe soznanie uchitelya. Chelovek kuljturih: statji, tezisih soobtheniyj po
aktualjnihm problemam gumanitarnihkh issledovaniyj. - Biyjsk, 2000.
6. Likhachyov, D.S. Uchitelj i otechestvennaya shkola. Izbrannoe: mihsli o zhizni, istorii, kuljture // sost. D.S. Bakun. - M., 2006.
7. Ariarskiyj, M.A. Kreativnaya lichnostj kak predmet pedagogicheskoyj kuljturologii: doklad na «Likhachyovskikh chteniyakh». - SPb., 2006.
8. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya: monografiya. - SPb., 2001.
Статья поступила в редакцию 10.01.12