Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ГЕОМЕТРИИ ЗДАНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ГЕОМЕТРИИ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приподнятая архитектура / концепция / пространственная геометрия / формообразование / метаболизм / elevated architecture / concept / spatial geometry / shaping / metabolism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — М М. Булгакова, Е А. Орлов

Авторы рассматривают особенности развития здания вверх и его постепенный отрыв от горизонтальной поверхности. Осмысляется зарождение и развитие концепции пространственной геометрии зданий, которая появилась в результате таких проблем современного города, как уплотнение территории, нарушение экологического фона, взаимодействие с историческими объектами, стремительное развитие транспортной системы. Были изучены проекты различных мастерских и на их основе сформулированы тезисы, которые отражают значимость архитектуры, оторванной от поверхности земли. Среди них – сохранение экологического баланса, сохранение культурного наследия, формирование современного облика города и общественного пространства в нём. Также приводятся примеры переосмысления данной концепции в современных городах, когда стираются границы зданий на плоскости земли и формируемое пространство расширяет функции зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONCEPT OF SPATIAL GEOMETRY OF BUILDINGS

The author considers the features of the development of the building upwards and its gradual detachment from the horizontal surface. The origin and development of this concept appeared because of such problems of a modern city as compaction of the territory, violation of the ecological background, interaction with historical objects, and the rapid development of the transport system. Besides, researched projects of various workshops were studied and the theses that reflect the importance of architecture, being cut off from the surface of the earth were formulated, based on those projects. Among them there are the preservation of the ecological balance, the preservation of cultural heritage, the formation of the modern look of the city and public space in it. Also, examples of rethinking this concept are given on the sample of modern cities when the boundaries of buildings on the ground plane are erased and the formed space expands the functions of buildings.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ГЕОМЕТРИИ ЗДАНИЙ»

УДК 72.01

doi: 10.52470/2619046Х_2023_1_20

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ГЕОМЕТРИИ ЗДАНИЙ

М.М. Булгакова, Е.А. Орлов

Аннотация. Авторы рассматривают особенности развития здания вверх и его постепенный отрыв от горизонтальной поверхности. Осмысляется зарождение и развитие концепции пространственной геометрии зданий, которая появилась в результате таких проблем современного города, как уплотнение территории, нарушение экологического фона, взаимодействие с историческими объектами, стремительное развитие транспортной системы. Были изучены проекты различных мастерских и на их основе сформулированы тезисы, которые отражают значимость архитектуры, оторванной от поверхности земли. Среди них - сохранение экологического баланса, сохранение культурного наследия, формирование современного облика города и общественного пространства в нём. Также приводятся примеры переосмысления данной концепции в современных городах, когда стираются границы зданий на плоскости земли и формируемое пространство расширяет функции зданий.

Ключевые слова: приподнятая архитектура, концепция, пространственная геометрия, формообразование, метаболизм.

FORMATION OF THE CONCEPT OF SPATIAL GEOMETRY OF BUILDINGS

M.M. Bulgakova, E.A. Orlov

Abstract. The author considers the features of the development of the building upwards and its gradual detachment from the horizontal surface. The origin and development of this concept appeared because of such problems of a modern city as compaction of the territory, violation of the ecological background, interaction with historical objects, and the rapid development of the transport system. Besides, researched projects of various workshops were studied and the theses that reflect the importance of architecture, being cut off from the surface of the earth were formulated, based on those projects. Among them there are the preservation of the ecological balance, the preservation of cultural heritage, the formation of the modern look of the city and public space in it. Also, examples of rethinking this concept are given on the sample of modern cities when the boundaries of buildings on the ground plane are erased and the formed space expands the functions of buildings.

Keywords: elevated architecture, concept, spatial geometry, shaping, metabolism.

За все время существования человечества архитектура всегда опережала свое время. Это связано с тем, что человек постоянно стремится к развитию. Создавались концепции, которые было сложно реализовывать, и это заставляло человека искать новые решения. Технологический прогресс позволяет покорять новые вершины в архитектуре и строительстве, что больше всего влияет на формирование городов. В современном мире города растут очень быстро, что приводит к усложнению структуры города. Сложности возникают в результате того, что увеличивается количество функций, выполняемых системой мегаполиса. Современным решением является стремление архитектора приподнять объект над землей, тем самым высвободив новое пространство или пересобрав функциональную структуру объекта. Подобная практика используется в некоторых городах, таких как Гонконг, Бангкок, Сингапур и др. Это позволяет адаптивно использовать пространство, которое возникает

под ним. Парящая архитектура не только формирует новый облик города, но и решает определенные проблемы, учитывая сложный рельеф, уплотнение ткани города, адаптацию исторических объектов архитектурного наследия, дорожные магистрали или железнодорожные пути. Поднятая над землей архитектура может способствовать поддержанию экологического баланса города, так как на земле занимается минимальное пространство для постройки, что обеспечивает возможность сохранения активной зеленой зоны города. Оторванные от земли здания позволяют соединять их не с землей, а между собой, развивая при этом новые функции.

Появление поднятых над землёй зданий

Первые примеры архитектуры над землёй появились еще в глубокой древности. Существуют упоминания строительства домов «на курьих ножках» уже в VI в. Тогда данная методология применялась в целях сохранения жизни, так как эти дома возводили на болотах, куда было крайне трудно пробраться врагам. В XI в. во Вьетнаме был построен храм «Тюа-Мот-Кот», который располагается посреди пруда на единственной опоре. Решение построить храм данным способом принял император Ли Тхай Тонг, который увидел во сне божество, сидящее на цветке лотоса. В XII в. на территории Испании появляются первые упоминания об «оррео» (рисунок 1). Это небольшая постройка, которую устанавливали на каменные колонны, чтобы обезопасить храненящееся там продовольствие (вертикальные колонны становились препятствием для грызунов) и высушивать различные зерновые культуры.

Рисунок 1. Оррео, Испания

Рисунок 2. Шар-башня, 1906 г.

В XVII в. во Франции активно строились фахверковые дома. Как правило, этажи, которые располагались выше первого уровня, были больше по своей площади, а их выпирающие части держались на опорах. Это было связано с тем, что владельцы хотели обойти закон, в соответствии с которым, дома облагались налогами, размер которых напрямую был связан с занимаемой площадью. Таким образом владельцы оплачивали площадь только первого этажа.

В начале XX в. концепция парящей архитектуры отразилась на проекте «Шара-башни», который был представлен в нью-йоркских газетах (рисунок 2). Его собирались построить на острове Кони-Айленд. Это был очень масштабный проект здания в форме шара, которое должно было держаться в воздухе на восьми опорах, а также на шахте лифта, которая примыкала к земле. Каждый уровень внутри шара заключал в себе различные функции. Это был своего рода город в городе. Поднятие сферы в воздух позволило бы пятитысячекратно воспроизвести площадь занимаемого участка.

Рисунок 3. Аэрогород на опорах, 1929 г.

Развитие концепции зданий на опорах

В XX в. архитектор Ле Корбюзье определил пять отправных точек современной архитектуры. На их основе в 1945 г. он презентовал проект «Марсельской единицы», которая представляла собой 17-этажный жилой дом, стоящий на опорах. Дом включал в себя 26 типов квартир, которые были предусмотрены для различных типов семей (от холостяков до многодетных семей). Также дом включал в себя общественное пространство, в том числе сад на крыше. Между этажами архитектор спроектировал улицы, которые были оснащены магазинами, ресторанами, спортзалами. Это означало, что человек мог, не выходя из дома, жить полноценной жизнью и ни в чем не нуждаться.

В середине 1920-х гг. художник-архитектор Лазарь Хидекель представил концепцию «Аэрогорода» (рисунок 3). Он утверждал, что города, будучи приподнятыми над землей, смогут сохранять экологию планеты для будущих поколений, а человек будет комфортно существовать, не нарушая при этом природный баланс. В своей статье 1921 г. «Уновис в мастерских» (уновис - утвердители нового искусства) он писал: «С открытием внутренних, скрытых сил природы зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой» [5].

Ещё одним направлением, где можно увидеть принципы схожего подхода, является японский метаболизм. Главная идея метаболизма состоит в том, что архитектура развивается во времени и пространстве, подобно живому организму, постоянно меняется, эволюционирует. Одним из главных представителей метаболизма того времени был Киёноре Кикутакэ, который говорил: «Для меня в понятии метаболизм самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстро изменяющийся мир» [2]. (1958 г.) Киёноре Кикутакэ реализовал одну из своих идей в проекте «Дом в небе» (рисунок 4). Здание представляет собой плиту, поднятую на четырех

Рисунок 4. Дом в небе, Киёноре Кикутакэ, 1958 г.

Рисунок 5. Экспериментальный односекционный 32-квартирный дом, 1959 г.

бетонных опорах. Дом состоит всего из одной комнаты. Концепция заключалась в том, что в любой момент можно было бы присоединить модульную конструкцию снизу.

В России данная концепция была применена в качестве эксперимента, когда в 1959 г. в Ленинграде при строительстве многоквартирного дома использовали метод подъема этажей. Сначала были установлены два ряда колонн и зафиксирована крыша, а затем уже подняты этажи, что значительно облегчило конструкцию (рисунок 5).

Л. Лисицкий изучал основные элементы композиции форм, на основе которых создавал Рисунок 6. Перспектива вдоль бульвара. свои пргекты, так называемые «пр°уны». Пр°-

Горизонтальный небоскреб 1926 г. ун - это система которая позволяла Лисиц-

кому соединять геометрическую плоскость

с трёхмерными объектами. Так появился проект горизонтального небоскрёба в 1926 г., его основным тезисом было создание максимальной полезной площади при минимальном занимаемом пространстве, при этом каждое сооружение рассчитывалось на большое количество человек [4]. Горизонтальный небоскрёб - сооружение, которое развивается не только в высоту, но и в горизонтальном направлении, расширяя тем самым свои функции. Такая система держится на нескольких опорах (рисунок 6).

Переосмысление парящей архитектуры

Одним из представителей современной архитектуры является австрийское архитектурное бюро Куп Химмельб(л)ау (Coop Himmelb(l)au). Название бюро переводится как «стро-

I

Рисунок 7. Проект «Нового городского развлекательного центра» в Мексике, 1998 г.

Рисунок 8. «Виа Фламиния Рим», Рим, 2015 г.

ительство небосводов» или «голубые небеса». В основу идеологии бюро входит создание парящей архитектуры, которая искажает пространство и позволяет экспериментировать с объемами. Сооснователь бюро Вольф Д. Прикс утверждает, что мечта Coop Himmelb(l)au -построить висящий над землей дом, который «ничто не будет поддерживать» [6] (рисунок 7).

Еще одним примером может послужить проект архитектурного бюро Вольфганг Ча-пеллер (Wolfgang Tschapeller Architekt) «Виа Фламиния Рим», который представляет собой «плавучий город». Основная идея включает в себя создание «научного неба», которое позволяет контролировать погоду и служит местом для реализации всех функций человека, а земля станет экологически чистой зоной с пространством для прогулок (рисунок 8). Пространство между небом и землей является экспериментальным и поможет людям совершать научные открытия.

Переосмыслить концепцию парящей архитектуры удалось архитекторам Гонконга. В книге «Город без земли. Путеводитель по Гонконгу», написанной Адамом Фрэмптоном, Джонатаном Д. Соломоном и Кларой Вонг, описывается адаптация города в современном быстро меняющемся мире и оспаривается нехватка социальных мест в нём. Уплотнение мегаполиса привело к усложнению его структуры. Это отразилось на формообразовании зданий и их отрыве от земли. Ландшафт города и без того сложный - он расположен на холмах, а развитие транспортной и пешеходной инфраструктуры окончательно стирает его форму, переосмысляя при этом функциональность. Впервые данный метод был использован в 1960-х гг., когда одни из основных застройщиков Гонконга «Hongkong Land» построили эстакаду, которая соединила отель со вторым этажом торгового центра. Это стало первым шагом в формировании данной концепции. Таким образом, резко взлетела цена за аренду второго этажа, что способствовало полному переосмыслению вертикальной застройки города.

Здания больше не принадлежат земле, они взаимодействуют между собой, расширяя свои функции. Также изменилось восприятие времени в пространстве, так как преодоление расстояний занимает разное количество времени на разных уровнях города. В результате

город смог увеличить количество дополнительного пространства для людей. Образовалось огромное количество пешеходных маршрутов, которые никак не взаимодействуют с землёй.

В заключение можно выделить несколько основных тезисов, которые заключают в себе важность концепции поднятия зданий над землей:

1. Экологический баланс. В градостроительных масштабах подобная архитектура благоприятно скажется на окружающей среде.

2. Общественное пространство. Создание свободного пространства обеспечит дополнительные функции для выбранной территории. Общественное пространство обеспечивает улучшение социального аспекта в обществе.

3. Наследие. Город складывается исторически, включает в себя постройки разного времени и периодов в истории архитектуры. Важно сохранять их, так как они являются отражением культуры и традиций народа, а также служат напоминанием о важных исторических событиях. Возведение зданий на опоры позволяет уплотнять город, не затрагивая при этом его историю.

4. Новый облик города. Здания, которые оторваны от земли характеризуют прогресс человека в архитектуре и строительстве, а также формируют современный облик города, который соответствует своему времени. Также при перемещении людей над поверхностью земли улицы разгружаются, освобождая тем самым место для транспорта.

5. Стремление к мечте. Развивающаяся в пространстве архитектура позволяет реализовы-вать то, о чем люди могли только мечтать еще 40-50 лет назад. Поднятая над землей архитектура позволяет человеку понять, что технологический прогресс не останавливается, и это сказывается на его мечтах и мировоззрении.

Библиографический список

1. Баландин С.Н. Архитектурная теория Лисицкого. URL:http://www.sibdesign.ru/index.php?text=1& razdel=stat&textnew=20040706205222. (дата обращения: 10.02.2023).

2. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза. URL: https://studfile.net/preview/9281117/ (дата обращения: 10.02.2023).

3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.

4. Лисицкий Э., Ладовский Н.А. АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов. М., 1926.

5. Хидекаль Л. Путь УНОВИСа // «АЭРО». 1921. № 2.

6. «Coop Himmelb(l)au»: развитие архитектурного творчества. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ coop-himmelb-l-au-razvitie-arhitekturnogo-tvorchestva (дата обращения: 10.02.2023).

М.М. Булгакова

студентка

Инженерная академия Российского университета дружбы народов, Департамент архитектуры E-mail: [email protected]

Е.А. Орлов

старший преподаватель, член союза Архитекторов России Инженерная академия Российского университета дружбы народов, Департамент архитектуры E-mail: egororlovrus@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.