Научная статья на тему 'Формирование концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений на основе изучения демографической ситуации, состояния здоровья и особенностей потребления лекарственных средств'

Формирование концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений на основе изучения демографической ситуации, состояния здоровья и особенностей потребления лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / AVAILABILITY / QUALITY / DRUG SUPPLY / RURAL SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазаренко В. А., Комиссинская И. Г., Коробанов Ю. В.

По результатам изучения демографической ситуации и состояния здоровья получена сравнительная характеристика динамики численности, рождаемости, смертности и показателей заболеваемости населения в целом по субъекту РФ, а также в областном центре и районах. Установлена неоднородность структуры заболеваемости среди городских и сельских жителей, выявлены особенности потребления лекарственных средств, отражающие их низкую физическую, ассортиментную и финансовую доступность. В целях сохранения и укрепления здоровья граждан сформирована концепция повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации, определяющая необходимость разработки лицензионных требований и условий ведения фармдеятельности обособленными подразделениями медицинских организаций, фармакоэкономическое обоснование оптимального ассортимента и создание системы непрерывного повышения квалификации медицинских специалистов в части розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазаренко В. А., Комиссинская И. Г., Коробанов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the concept of increasing the accessibility and quality of drug provision of rural residents based on the demographic situation, health status and characteristics of drug consumption

According to the results of the study of demographic and health characteristics we have obtained the comparative parameters of population dynamics, birth rate, mortality and morbidity in the population on the territorial level, as well as the regional center and areas. Heterogeneity of morbidity among urban and rural residents has been established, the specific features of drugs consumption reflecting their low physical, assortment and financial accessibility have been revealed. In order to maintain and promote health of citizens we have drawn up the concept of increasing the availability and quality of drug supply in rural areas where there are no drugstores. The concept determines the need for licensing requirements and conditions of the pharmaceutical activities of isolated medical units, pharmacoeconomic study of optimal assortment and a system of continuous professional advanced training of medical professionals in the retail trade.

Текст научной работы на тему «Формирование концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений на основе изучения демографической ситуации, состояния здоровья и особенностей потребления лекарственных средств»

УДК 614.27:614.35:911.37

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

© Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Коробанов Ю.В.

Курский государственный медицинский университет, Курск

E-mail: farmacyfpo @rambler. ru

По результатам изучения демографической ситуации и состояния здоровья получена сравнительная характеристика динамики численности, рождаемости, смертности и показателей заболеваемости населения в целом по субъекту РФ, а также в областном центре и районах. Установлена неоднородность структуры заболеваемости среди городских и сельских жителей, выявлены особенности потребления лекарственных средств, отражающие их низкую физическую, ассортиментную и финансовую доступность. В целях сохранения и укрепления здоровья граждан сформирована концепция повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации, определяющая необходимость разработки лицензионных требований и условий ведения фармдеятельности обособленными подразделениями медицинских организаций, фармакоэкономическое обоснование оптимального ассортимента и создание системы непрерывного повышения квалификации медицинских специалистов в части розничной торговли.

Ключевые слова: доступность, качество, лекарственное обеспечение, сельские поселения.

DEVELOPING THE CONCEPT OF INCREASING THE ACCESSIBILITY AND QUALITY OF DRUG PROVISION OF RURAL RESIDENTS BASED ON THE DEMOGRAPHIC SITUATION, HEALTH STATUS

AND CHARACTERISTICS OF DRUG CONSUMPTION Lazarenko V.A., Komissinskaya I. G., Korobanov Yu.V.

Kursk State Medical University, Kursk According to the results of the study of demographic and health characteristics we have obtained the comparative parameters of population dynamics, birth rate, mortality and morbidity in the population on the territorial level, as well as the regional center and areas. Heterogeneity of morbidity among urban and rural residents has been established, the specific features of drugs consumption reflecting their low physical, assortment and financial accessibility have been revealed. In order to maintain and promote health of citizens we have drawn up the concept of increasing the availability and quality of drug supply in rural areas where there are no drugstores. The concept determines the need for licensing requirements and conditions of the pharmaceutical activities of isolated medical units, pharmacoeconomic study of optimal assortment and a system of continuous professional advanced training of medical professionals in the retail trade.

Keywords: availability, quality, drug supply, rural settlements.

В целях обеспечения устойчивого социальноэкономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской, в том числе лекарственной, помощи [1, 2, 3, 6, 9, 13].

Понятие «доступность лекарственных средств» характеризуется тремя составляющими:

1) «физическая доступность» - наличие достаточного количества аптечных организаций, доступных по месторасположению для посещения населением;

2) «ассортиментная доступность» - наличие в аптечной организации лекарственного препарата необходимого наименования, определенной формы выпуска и дозировки;

3) «финансовая доступность» - реальная возможность для пациента приобретения за деньги или получения на льготных условиях.

Последнее десятилетие характеризуется целым рядом политических, экономических и социальных преобразований, проводимых руководством нашей страны и направленных на повышение эффективности системы здравоохранения в целом, а также обеспечение доступности и качества лекарственной помощи. Среди наиболее значимых преобразований необходимо отметить следующие.

Огромный вклад в решение задачи повышения прежде всего финансовой доступности лекарственных средств для населения внесло реформирование порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

[4] и введение государственного регулирования ценообразования на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств [5].

На повышение финансовой и ассортиментной доступности лекарств для россиян направлен целый комплекс мероприятий по развитию отечественной фармацевтической промышленности [6, 7].

Наиболее остро проблема повышения доступности и качества лекарственного обеспечения проявляется для жителей сельских поселений. В целях ее решения законодательно был расширен круг лиц, имеющих право на ведение фармацевтической деятельности в части розничной торговли: это право в 2010 году получили медицинские специалисты обособленных подразделений медицинских организаций (МО) (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики) [8, 10].

Вместе с тем имеющийся опыт осуществления фармацевтической деятельности обособленными подразделениями МО определил целый комплекс актуальных аспектов, нуждающихся в правовой и организационно-методической проработке. Среди них - вопросы рационального материально-технического оснащения и оборудования обособленных подразделений при получении лицензии на фармацевтическую деятельность; формирование оптимального территориального перечня лекарственных средств, разрешенных для розничной торговли медицинским специалистам, с учетом демографических особенностей, структуры заболеваемости и реальных финансовых возможностей жителей и другие.

В связи с вышеизложенным целью наших исследований на данном этапе явилась разработка методических подходов к формированию концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений (на территориальном уровне).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информационный массив данных, характеризующий:

- демографическую ситуацию в субъекте РФ, областном центре, районах субъекта РФ за 2007-

2011 гг. (на примере одного из субъектов ЦФО РФ): численность, рождаемость, смертность;

- показатели состояния здоровья жителей субъекта ЦФО РФ за 2007-2011 гг. (заболеваемость общая и впервые (всего, взрослое и детское население), структура заболеваемости по классам МКБ-Х);

- материалы анкетирования (1200 анкет) жителей сельских поселений по вопросам потребления лекарственных средств;

- материально-технические условия ведения фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными средствами (178 анкет, характеризующих обособленные подразделения (ФАПы) МО, расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации).

Методы исследования: системного, логического, социологического анализа, экономикоматематические и статистические. Статистическая обработка результатов исследования выполнялась на персональном компьютере с использованием сертифицированных пакетов прикладных программ «STATISTICA 6,0» и Microsoft Exсel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный нами сравнительный анализ динамики численности населения изучаемого субъекта РФ за 2007-11 гг. показал (рис. 1), что число жителей областного центра имеет тенденцию к стабилизации с приростом, в среднем, на

0,67%. Численность населения в районах снижается ежегодно на 10 тыс. и более человек, что составляет убыль свыше двух процентов (-2,15)%.

В области 28 районов, в каждом из которых проживает от 8 тыс. до 52 тыс. человек. Наибольшее количество районов (21 район) насчитывает население от 12 тыс. до 24 тыс. человек. Сопоставляя данное обстоятельство с материалами рис. 1, можно отметить, что ежегодно численность населения в субъектах РФ уменьшается почти на целый район.

Общая численность населения характеризуется прежде всего соотношением рождаемости и смертности, а так же миграционными процессами. Как положительный результат следует отметить прирост коэффициента рождаемости с 9,0 на тыс. населения в 2007 году до 11,0 на тыс. населения в 2011 году. На фоне снижения смертности до (-17,4) естественная убыль населения сократилась в 1,58 раза с (-10,1) до (-6,4) на тыс. населения.

В районах области показатели рождаемости не однородны (рис. 2): для четырех районов она самая низкая: 6,0 - 7,9; еще в 12 районах значения рождаемости ниже средних по субъекту РФ (среднее по области - 11,0; областной центр -12,3; в районах от 8,0 до 9,9 на тыс. населения); показатели в 11 районах отличаются от среднего по области «плюс-минус» на единицу.

Показатели же смертности по районам достаточно настораживающие: если средний по облас-

1200

с;

ф

=г 1000 о 2

800

л

к

о 600

х

о

5 400

5

3"

200

1124,1 4 1115,54 ж 1108,52 1101,55 1082,97 1063,44 1035,3

♦- - ♦ - - - - ♦

581,1 570,16 560,28 550,64 532,68 515,47 493,8

ж А ± ▲ - - - - - . ■ - ▲

Щ ■ ■ ■ ■ - - ------- - - ■

405,91 408,15 410,84 413,53 416,86 420,51 424,63

2007 1 2008 і 2009 і 2010 2011 1 2012 1 2013 го

♦ Субъект ЦФО, всего И Областной центр Районы

Рис. 1. Динамика численности населения субъекта ЦФО за 2007-2011 гг. и прогноз.

п

а

о

т

о

а>

у

е;

о

и:

15

12

9

6

3

0

14

12

11

4 3

і ГП

ГП 2

6,0- 8,0- 10,0- 12,0- 14,0- 16,0- 18,0- 20,0- 22,0- 24,0- 26,07,9 9,9 11,9 13,9 15,9 17,9 19,9 21,9 23,9 25,9 27,9

на 1 тыс. населения

5

4

□ рождаемость

□ смертность

Рис. 2. Гистограмма распределения рождаемости и смертности населения районов субъекта РФ в 2011 г.

ти составляет 17,4, областной центр - 12,9, то значения по районам начинаются от 18,3, достигая в некоторых районах (6 наименований) 24,0 -27,9, значительно превышая значения в областном центре.

Рассмотренные демографические показатели находятся в тесной взаимосвязи с показателями состояния здоровья жителей, в частности, с общей заболеваемостью (на 1 тыс. чел.). Общая заболеваемость в целом по субъекту ЦФО, а также в областном центре практически одинаковая: 1235 и 1205 случаев (на 1 тыс. чел.), и значительно превышает аналогичные показатели в районах. Вместе с тем отмеченные обстоятельства совершенно не отражают того, что жители в районах болеют меньше, а, скорее, свидетельствует о меньшей доступности медицинской помощи.

Структура общей заболеваемости по классам болезней неоднородна (рис. 3). Как в областном

центре, так и в районах наиболее распространены болезни органов дыхания (класс X МКБ-Х). Но при этом разница в показателях составляет 150 единиц (т. е. в 1,6 раза): соответственно 400 (областной центр) и 250 (районы).

Заболеваемость по всем остальным классам болезней не превышает 150 на 1 тыс. чел. На втором месте - болезни системы кровообращения (класс IX МКБ^). В областном центре показатель несколько ниже, чем в районах: 130 (областной центр) и 155 (районы). Далее структура заболеваемости в областном центре и районах различна. В областном центре по мере снижения зарегистрированы:

- XI - болезни органов пищеварения (126);

- XIX - травмы, отравления, другие последствия внешних причин (106);

- XIII - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (97).

Рис. 3. Сравнительная характеристика структуры заболеваемости по классам болезней за 2011 г.

В районах области:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на третьем месте XIII - болезни костномышечной системы и соединительной ткани (91);

- четвертое место - XI - болезни органов пищеварения (79);

- далее (в отличие от областного центра) XIV - болезни мочеполовой системы (71).

Таким образом, отмеченные и другие демографические особенности и показатели состояния здоровья являются основой формирования методических подходов к повышению ассортиментной доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В частности, они позволяют разрабатывать с привлечением экспертов территориальные перечни лекарственных средств по нозологиям, разрешенных для розничной торговли медицинским специалистам, а также создавать оптимальные «ассортиментные портфели» конкретных обособленных подразделений МО.

При сопоставлении численности населения и количества аптечных организаций следует отметить, что наиболее высокая обеспеченность в областном центре (1374 жителя на одну аптечную организацию). В районах области одна аптека обслуживает 2321 жителя, что в 1,7 раза больше аналогичного показателя по областному центру в рассматриваемом субъекте РФ.

Для изучения особенностей потребления лекарственных средств в сельской местности был проведен социологический опрос жителей сельских поселений (методом анкетирования). Обработано 1200 анкет, каждая из которых включала 43 вопроса. Отметим некоторые результаты.

По материалам анкетирования установлено (рис. 4), что лишь 11,3% населения проживают на расстоянии до ближайшей аптеки в радиусе менее

5 км. Для 40,3% населения это расстояние составляет от 20 км до 40 км. Почти половина жителей (48,4%) для приобретения лекарственных средств преодолевают путь от 5 км до 20 км.

Как правило, свыше половины лиц едут в аптеку на рейсовом автобусе (50%) или электропоезде (4,9%), 30,6% имеют возможность добраться на машине (своей или вместе с соседями).

Исходя из дальности месторасположения и транспортных сложностей возможность посещения аптеки, а следовательно, и физическая доступность лекарственного обеспечения для основной части жителей сельских поселений (85,8%

- это более 4/5 жителей) минимальна: до трех раз в месяц.

Четверть населения затрачивают на визит в аптеку 4-5 часов и более. Еще 42,9% успевают приобрести лекарства за 2-4 часа.

Около 60% жителей сельских поселений имеют дома запас часто применяемых лекарственных средств на 2-3 недели, еще около 30% лиц - на более длительные сроки. Учитывая, что лекарственные средства требуют определенных условий хранения, формирование домашних запасов может отрицательно влиять на качество препаратов.

Что же касается соотношения числа жителей и количества ФАПов, то положение, в среднем, достаточно стабильное: в районах с численностью населения до 23 тысяч на один ФАП приходится менее одной тысячи жителей, в более крупных районах - чуть выше (максимум - до 1600 человек).

Таким образом, совершенно очевидно, что имеющаяся сеть обособленных подразделений МО, расположенных в сельских поселениях, особенно в которых отсутствуют аптечные организации, служит в современных условиях важнейшим

20

15

10

5

0

12,3

19,6

16,5

10,6

15,3

11,4

3

□ до 1 км

□ 1-4,9 км

□ 5-9,9 км

□ 10-14,9 км

□ 15-19,9 км

□ 20-24,9 км

□ 25-29,9 км

□ 30-34,9 км

□ 35-39,9 км

км

Рис. 4. Расстояние от места жительства до ближайшей аптеки в сельских поселениях.

фактором повышения доступности лекарственного обеспечения населения.

Основой ведения ФАПами фармацевтической деятельности в части розничной торговли являются лицензионные требования к помещениям, оборудованию и оснащению. Рассмотрим нормативно-правовую базу, регламентирующую требования к определенным аспектам деятельности ФАП. Существующие санитарные правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации ФАП (раздел VI) [12]. Кроме того, в

2012 г. утверждены «Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта», в частности Стандарт оснащения ФАП [11].

Впервые как основная задача ФАП определена реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

По анкетным материалам самообследования, предоставленным нам медицинскими работниками ФАПов, расположенных в двух субъектах ЦФО РФ, изучены месторасположение, площадь, набор помещений, оборудования и оснащения 178 ФАПов, в т.ч. 111 отдельно стоящих (63%) и 67 встроенных (37%).

Встроенные ФАПы, как правило, расположены в здании администрации, сельсовета (16%), в жилом здании (7%), отделении связи (5%), организации (завод, клуб, библиотека) (4%), школы (3%) или торгового центра (2%).

Четверть (25,84%) отдельно стоящих из 178 ФАПов имеют площадь в интервале от 26 м2 до

50 м2. Еще четверть (25,84%) - более крупные: от

51 м2 до 100 м2. Девять ФАПов располагаются в зданиях от 101 м2 до 125 м2. Практически все встроенные помещения (52 из 67 или 29,21% от 178 ФАП) занимают площадь от 26 м2 до 75 м2.

Сравнительная характеристика рекомендуемого нормативно-правовыми актами набора помещений показывает, что в нормативных материалах отсутствует единство требований к наименованию, составу и площадям помещений [11, 12]. В частности, СанПиН предусматривает различные нормативы в зависимости от численности обслуживаемого населения (до 800 чел. и более 800 чел.), тогда как Приказ МЗ РФ рекомендует численность от 300 до 700 человек. Площадь самого маленького ФАПа, который посещают не более 800 человек, должна составлять не менее 42 м2, при большей численности населения - не менее 72 м2.

Набор помещений ФАПа по СанПиНу включает 10 наименований, в т.ч., независимо от численности обслуживаемого населения, предусмотрено обязательное выделение помещения для хранения лекарственных средств площадью 4 м2.

Нами изучен состав помещений в ФАПах, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, с использованием относительного показателя «распространенность», математически отражающего соотношение количества имеющихся помещений данного наименования к общему количеству рассматриваемых ФА-Пов, выраженное в процентах (табл. 1).

Общая номенклатура помещений состоит из 35 наименований, в т.ч. 25 наименований - по встроенным ФАП. ТОП-7 по распространенности составляют производственные помещения для ведения медицинской деятельности, а также комната ожидания.

Помещение под названием «аптека (аптечный пункт)» выделено в 14 ФАПах из 178, что составляет 7,86%, в т.ч. наиболее часто - в отдельно стоящих ФАП (в 12 ФАПах из 111, распространенность - 10,81%, рейтинг - 14), во встроен-

Шуч-гнж обраіОЕЗтеліНьгх аоорабнвсген жднпнжких работников при Белаши ф зрэл-аат%тьнос ти

Рис. 5. Модель концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений (на уровне субъекта РФ).

Таблица 1

Распространенность помещений в составе ФАП

Наименование помещения ФАП, всего % Отдельно стоящие Встроенные

значение, % рейтинг значение, % рейтинг

1. Процедурный кабинет 94,94 95,49 1 91,04 1

2. Приемная 78,65 76,58 2 82,09 2

3. Детский кабинет 29,77 29,73 4 23,88 3-4

4. Комната ожидания 27,53 33,33 3 23,88 3-4

5. Подсобное помещение 23,59 18,02 6 19,40 5

6. Фельдшерский кабинет 18,54 28,83 5 13,43 6

7. Прививочный кабинет 12,92 14,41 7 10,45 7

14. Аптека (аптечный пункт) 7,86 10,81 14 2,98 19

15. Комната для хранения (и продажи) ЛС 3,37 3,60 21 2,98 17

ных ФАПах - в двух из 67 (распространенность -2,98%, рейтинг - 19).

Наименование «комната для хранения (и продажи) ЛС» имеется в шести ФАПах из 178, из них - в четырех отдельно стоящих (распространенность - 3,60%, рейтинг - 21) и в двух встроенных (распространенность - 2,98%, рейтинг - 14).

Помещение «Аптека» организуют как в составе больших, так и в составе маленьких ФАПов. Наиболее часто аптека встречаются в составе отдельно стоящих ФАПов площадью от 26 м2 до 100 м2.

В своих анкетах медицинские специалисты ФАПов в разделе «Оборудование и оснащение» указали 30 наименований, используемых при ведении медицинской деятельности, 16 наименований - при ведении фармацевтической деятельности. При этом, среди ТОП-10 три наименования (холодильник, шкаф и стол) присутствуют сразу в двух списках, но указываются респондентами с различной распространенностью (табл. 2). Также с различной частотой респонденты называют приборы, используемые для оценки условий хранения ЛС: гигрометр (31,46%), термометр

(29,21%), психрометр (6,18%). Четверть ФАПов оснащена сейфами (24,72%) и столами (20,79%). В одном ФАПе из 178 имеется кондиционер и еще в одном - вертушка аптечная.

Помещения, оборудование и оснащение в совокупности создают условия для организации получения, хранения и розничной реализации лекарственных средств в достаточном ассортименте и объеме по доступным ценам.

Как эффективен данный процесс в настоящее время?

На вопрос о том, какие лекарственные средства являются наиболее часто применяемыми, 1200 жителей сельских поселений назвали всего

463 торговых наименования, чему соответствует 335 МНН.

Нами установлен перечень лекарственных средств, наиболее часто приобретаемых жителями сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации (табл. 3). Данные наименования обозначены в анкетах респондентов, численность которых превышает 10%. Наиболее часто употребляемыми оказались лекарственные средства, имеющие всего 18 МНН под различными торговыми наименованиями. Следовательно, оставшиеся 317 наименований лекарственных средств из 335 МНН (94,6%) знают, внесли в анкету и приобретают менее 10% опрошенных.

Рассмотрим ассортиментный состав в ТОП-18. Учитывая, что на втором месте в структуре заболеваемости жителей сельских поселений находятся болезни системы кровообращения, вполне объяснимо, что лидером является эналаприл (в виде лекарственных препаратов по пяти торговым наименованиям) - им лечатся 46,8% респондентов.

Кроме эналаприла рубеж 40% перешагнул ме-тамизол натрия (40,7%), который респонденты употребляют под торговым названием анальгин (29,4%) или баралгин М (11,3%). У третьей части жителей, участвующих в опросе, популярностью пользуются: метамизол натрия в комбинации с другими действующими веществами (34,5%) - 11 торговых наименований, в том числе пенталгин (11,7%) и темпалгин (11,4%); дротаверин (32,3%), в основном, как но-шпа (31,8%); корвалол (31,2%).

Одинаковые показатели потребления 26,1% -28,1% у ацетилсалициловой кислоты и парацетамола (как моно-, так и в комбинированных вариантах).

На вопрос анкеты «Желаете ли вы заменить употребляемые лекарственные препараты на дру-

Таблица 2

Распространенность оборудования и оснащения ФАП

Медицинская деятельность Фармацевтическая деятельность

Наименование значение, % рейтинг Наименование значение, % рейтинг

Холодильник 69,10 1-2 Шкаф 91,57 1

Кушетка 69,10 1-2 Холодильник 41,07 2

Стол 67,98 3 Гигрометр 31,46 3

Шкаф 60,67 4 Термометр 29,21 4

Весы 57,86 5 Сейф 24,72 5

Ростомер 43,26 6 Стол 20,79 6

Тонометр 41,01 7 Психрометр 6,18 7

Кресло гинекологическое 35,39 8 Бикс 3,93 8

Бактерицидная лампа 27,53 9 Витрина 3,37 9

Фонендоскоп 21,91 10 Т ермоконтейнер 2,81 10

Вертушка 0,56 15-16

Кондиционер 0,56 15-16

Таблица 3

Лекарственные средства, наиболее часто приобретаемые жителями сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации

Рейтинг МНН Доля респондентов, % Рейтинг МНН Доля респондентов, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Эналаприл 46,8 10 Панкреатин 25,2

2 Метамизол натрия 40,7 11 Валидол (ТН) 21,9

3 Метамизол натрия, комб. 34,5 12 Диклофенак 18,9

4 Дротаверин 32,3 13 Бисопролол 14,9

5 Корвалол (ТН) 31,2 14 Нимесулид 14,4

6 Ацетилсалициловая кислота 28,1 15 Омепразол 12,0

7 Парацетамол, комб. 27,6 16 Кеторолак 11,8

8 Ацетилсалициловая кислота, комб. 26,2 17 Амброксол 11,8

9 Парацетамол 26,1 18 Ибупрофен 10,9

гие, более эффективные и безопасные?» 71% респондентов из 11 возможных вариантов ответа выбрали «Да, если они стоят примерно одинаково с теми, которые я применяю».

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования материально-технического обеспечения обособленных подразделений МО в части состава помещений, оборудования и оснащения, а также оптимизации оказания медицинской и фармацевтической помощи посредством повышения профессиональной квалификации медицинских специалистов.

Представленные и другие результаты проведенного изучения особенностей потребления лекарственных средств жителями сельских поселений позволили дать характеристику наиболее актуальных аспектов финансовой, ассортиментной и физической доступности лекарственного обеспечения, которые в совокупности с материалами исследования демографической ситуации и состояния здоровья (на примере субъекта РФ) послужили научным обоснованием формирования концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений (рис. 5).

Проведенное изучение демографической ситуации, состояния здоровья и особенностей потребления лекарственных средств явилось методической основой формирования концепции повышения доступности и качества лекарственного обеспечения жителей сельских поселений (на уровне субъекта РФ), включающей разработку лицензионных требований и условий ведения фармдеятельности обособленными подразделениями МО, фармакоэкономическое обоснование оптимального ассортимента и создание системы

непрерывного повышения квалификации медицинских специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность в части розничной торговли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Российской Федера-

ции «Развитие здравоохранения». Проект [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://

www.rosminzdrav.ru/docs/doc_projects/874/GP-tekst1.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%201 2/1-9.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

3. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье»: Заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Протокол от 21.12.2005. - № 2.

4. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

5. О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Постановле-

ние Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 654 // «Собрание законодательства РФ». - 2009. - № 33. Ст. 4086.

6. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 // «Российская газета». -2012. - № 102.

7. О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»: Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 г. № 91 // «Собрание законодательства РФ». - 2011. - № 12. - Ст. 1628.

8. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон РФ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ // «Российская газета». - 2010. - № 78.

9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от

29.11.2010 г. № 326-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 2010. - № 49. -Ст. 6422.

10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от

21.11.2011 г. № 323-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 2011. - № 48. - Ст. 6724.

11. «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»: Приказ Минздравсоцраз-вития России от 15.05.2012 г. № 543н [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=64386, свободный. - Загл. с экрана.

12. «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 2010. - № 36.

13. Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования: Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 г. № 85 // «Собрание законодательства РФ". - 2011. - № 8. - Ст. 1126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.