Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления'

Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич

В статье раскрыты приоритетные направления формирования конкурентоспособности выпускников вуза в образовательном процессе высшей школы. Первая группа сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovative learning), например, технологии активного обучения (activity based learning) и воспитания. Вторая группа приоритетов связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т. д. Третья группа возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции и т. д. Четвертая группа приоритетов основана на решении проблем качества образования (quality of education): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т. д. Данные направления обусловлены глобальной конкуренцией, которая в возрастающей степени экстраполируется на все сферы профессионального образования. В статье доказано, что решение данных вопросов возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности, внедрению качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов и обеспечивающих привлечение дополнительных средств, организацию повышения качества предоставления образовательных услуг на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усилению его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competitiveness of graduate students in the age of globalization: priority directions

The article reveals the priorities of formation of competitiveness of graduates in the educational process of higher education. The first group is associated with a multifaceted and ambiguous process of a paradigm shift in the field of education, the development of a new concept of education that meets the growing needs of the individual and dynamic society in the conditions of implementation of innovative learning technologies (innovative learning), for example, active learning techniques (activity based learning) and education. The second group of priorities is linked to the peculiarities of the development of the information society: an increase in the volume of produced information, an increase in the consumption of information, the development of modern information technologies, and so on. The third group arises from the integration processes in education: the development of training systems of lifelong learning, the continuity of levels of education, modernization of academic disciplines, the introduction of new disciplines, formed on the basis of the principle of integration etc. The fourth group of priorities is based on education quality problem solving: strengthening the requirements of teachers' professionalism level; changing expectations placed upon education; expansion of the range of human development, educational opportunities, and so personality etc. These directions are due to global competition, which is increasingly extrapolated to all areas of vocational training. It is proved that the solution of these issues is possible if the optimum ratio of cost and quality in education and research activities, the introduction of qualitatively new mechanisms to facilitate a more economical use of material, financial, intellectual, labor, information resources and ensuring the involvement of additional funds, improve organization the quality of educational services on the basis of an update of its structure, content and technology education, strengthen its innovative potential and investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления»

УДК 378.2

С. Ю. Лаврентьев Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В статье раскрыты приоритетные направления формирования конкурентоспособности выпускников вуза в образовательном процессе высшей школы. Первая группа сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovative learning), например, технологии активного обучения (activity based learning) и воспитания. Вторая группа приоритетов связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т. д. Третья группа возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции и т. д. Четвертая группа приоритетов основана на решении проблем качества образования (quality of education): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т. д. Данные направления обусловлены глобальной конкуренцией, которая в возрастающей степени экстраполируется на все сферы профессионального образования. В статье доказано, что решение данных вопросов возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности, внедрению качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов и обеспечивающих привлечение дополнительных средств, организацию повышения качества предоставления образовательных услуг на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усилению его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, глобализация, приоритетные направления, высшее образование, выпускники вуза.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005.

В последние десятилетия в различных сферах человеческой деятельности все большее значение приобретают проблемы повышения конкурентоспособности выпускников вузов, подготовки человека, обладающего необходимым потенциалом знаний. Глобальная конкуренция в возрастающей степени экстраполируется на все сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов вузов, техникумов, колледжей уже не может оцениваться только внутри национальных и региональных образовательных систем. Чтобы достичь успеха, современные образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но обеспечить международную сопоставимость его условий

и результатов, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности, обеспечивая учащимся стартовые условия для развития его конкурентоспособности на протяжении всей жизни [7].

Мировое развитие в XXI столетии характеризуется усилением амбивалентных процессов и вовлечением в глобальную конкуренцию все новых сфер экономической и социальной жизни, включая образование. На совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России рассмотрены и обсуждены основные направления развития профессионального образования. Ключевыми для системы

© Лаврентьев С. Ю., 2017

профессионального образования (в том числе высшего) названы следующие:

- первое направление обозначено качественным изменением типа конкурентоспособной экономики, в которой возрастает роль нематериальных активов, а управление знаниями и информацией становится основной компетенцией;

- серьезная модификация традиционной модели учреждений высшего образования происходит в рамках решения второго направления;

- третье направление: в условиях постиндустриального уклада растет глобальная конкуренция в сфере образования, и уже не столь важно, где произведено знание, важнее то, в какой стране оно нашло свое инновационное применение;

- еще одно направление связано с усилением разрыва между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями вследствие продолжающейся «массовизации» высшего образования. По данным мониторинга экономики образования, сегодня более 85 % семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование.

Перечисленные направления требуют от государства и общества консолидации усилий, эффективных действий по модернизации системы высшего образования для обеспечения его роли в качестве движущей силы конкурентоспособной экономики и основы устойчивого социально-экономического развития страны [2].

Учитывая данные обстоятельства, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит своей целью обеспечение «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». Достижение данной цели станет возможным при использовании личностно ориентируемой модели образования, учитывающей «внешние вызовы и тенденции», а также позволяющей «существенно повысить конкурентоспособность личности, человеческого капитала образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [4].

В российских регионах кардинально меняются условия жизни и требования к профессиональной подготовки и самореализации выпускников учебных заведений. В государственной программе Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы указывается на недопустимость снижения «...конкурентоспособности выпускников на рынке труда, невостребованность выпускников и увеличения дополнительной нагрузки на республиканский

бюджет Республики Марий Эл для переподготовки невостребованных специалистов» [1].

На начало 2013/14 учебного года численность студентов в образовательных организациях высшего образования составляла 5646,7 тыс. человек (в том числе в государственных и муниципальных - 4762,0 тыс., в частных - 884,7 тыс.). В 2014/15 количество студентов уменьшилось до 5209,0 тыс. человек (в том числе в государственных и муниципальных - 4405,5 тыс., в частных - 803,5 тыс.) [8].

Меняется и структура приема в учреждения высшего образования. В 2004-2010 годах число бюджетных мест в вузах на специальностях, где имеет место переизбыток специалистов, снижалось в среднем на 4 % в год (на 9 % в 2010 году).

Вместе с тем дисбаланс структуры приема и выпуска обучающихся по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен, процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики. Здесь важно отметить, что просто увеличение приема по востребованным специальностям и даже введение распределения не даст эффекта без встречных действий экономических субъектов. Потребность в кадрах часто принимается за реальный запрос, обеспеченный нормальной конкурентоспособной зарплатой и высокопроизводительной работой, тогда как существует множество предприятий, требующих инженеров или техников, но не готовых платить им конкурентную заработную плату [2].

Анализ ситуации в высшем образовании, сопоставление реализованных проектов с актуальными вызовами и задачами социально-экономического развития страны, оценка успешности различных инициатив в образовании требуют решения вопросов обновления содержания высшего образования как условия подготовки конкурентоспособных специалистов; качественного изменения образовательной среды и модернизации образовательного процесса; развития кадрового потенциала системы высшего образования; создания основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием.

Повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов означает эффективное и целенаправленное формирование познавательной активности и учебной творческой деятельности выпускников современного университета еще на стадии вузовской подготовки, направление вектора этой деятельности на непрерывное саморазвитие

студентов. Оставаясь по существу ситуативной, т. е. предназначенной для решения конкретных проблем образования в определенной экономической и политической ситуации в ограниченной временной перспективе, реализуемая образовательная политика приобрела несомненное достоинство - направленность на диверсификацию системы образования с целью удовлетворения как запросов общества и государства, так и интересов и потребностей личности. В значительной степени формирование такого характера образовательной политики явилось результатом сложного диалога властных структур и академического сообщества, в ряде случаев - итогом компромиссов.

Следовательно, с учетом вышесказанного, можно обозначить следующие приоритетные направления формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы.

Первая группа сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, направленной на профессионально-личностное развитие, с учетом потребностей и интересов учащихся, внедрение в образовательную среду современных педагогических технологий; повышение конкурентоспособности как отдельных образовательных организаций, так и всей системы российского образования в целом, в том числе на международном уровне. Наряду с задачами обновления содержания используемых технологий обучения, воспитания и формирования профессиональной конкурентоспособности личности, реформы отечественного образования ставят задачи гуманистического осмысления и практической реализации внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурентных обстоятельствах меняющейся социально-экономической среды. Значимость формирования конкурентоспособности заключается и в том, что развивающийся рынок квалифицированного труда и «рынок личностей» предъявляют к выпускникам вузов все более высокие профессиональные требования.

Вторая группа приоритетов связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных и коммуникационных технологий и т. д. Переход к информационной образовательной среде на базе средств информационных и коммуникационных технологий открывает принципиально новые подходы

дидактические возможности этой среды создают условия для реализации инновационных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов. Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза использование средств информационных и коммуникационных технологий кардинально расширяет ее интерактивные возможности, существенно увеличивает визуализацию учебного материала, обеспечивая при этом оперативное планирование, мониторинг и дальнейшую коррекцию результатов учебной деятельности, делает возможным доступ к новым источникам учебной информации, предоставляет учащимся средства решения учебных и практико-ориенти-рованных задач, жизненно-смысловых ситуаций, формирующих исследовательские, проектировочные умения, творческий характер их деятельности.

Третья группа возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни, преемственностью уровней образования, индивидуализацией образовательных траекторий обучающихся и их участием в территориально-распреде-ленных сетевых образовательных программах, обеспечением доступности образования вне зависимости от места проживания обучающихся, модернизацией реализуемых и внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции. Определение ключевых направлений формирования профессиональной конкурентоспособности студентов в высшей школе призвано обеспечить реализацию принципа, базирующегося на том, что учащийся является центральным субъектом образовательно-воспитательного процесса вуза, способным проявить осознанную инициативу и достичь поставленных задач поиска и осознания умения добывать новые знания на протяжении всей жизни.

Четвертая группа приоритетов основана на решении проблем качества образования (quality of education): подготовка и закрепление в образовании и науке научно-педагогических кадров, усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности. Формирование общих подходов к повышению качества высшего образования активно рассматриваются и исполняются странами участниками Болонского процесса. Предполагается, что качество подготовки студентов обеспечивается не длительностью или содержанием обучения,

а теми знаниями, умениями и навыками которые приобрели выпускники вузов. Одновременно ведется работа по установлению стандартов транснационального образования, включающего программы офшорного, франчайзингового и дистанционного обучения.

Таким образом, в среднесрочной перспективе цель современных реформ в образовании заключается в обеспечении конкурентоспособности России на общемировом уровне. Достижение намеченной цели возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности, внедрения качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов и обеспечивающих привлечение дополнительных средств, организации повышения качества предоставления образовательных услуг на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усиления его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

_Ш_

1. Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы. Постановление правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 года № 452. URL: http://docs.cntd.ru/ document/422401334

2. Демин В. М. Приоритеты развития профессионального образования в России // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 4-10. URL: http://elibrary.ru/download/19748666.pdf

3. Демографический ежегодник России. 2015: стат. сб. / Росстат. M., 2015. 263 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2015/demo15.pdf

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // сайт Минобрнауки России. URL: М1р://минобрнауки.рф/ документы/4952

5. Лаврентьев С. Ю., Шабалина О. Л. Основные критерии сформированности профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6. С. 157-161; URL: http://top-technologies.ru/ ru/article/view?id=36079

6. Лаврентьев С. Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. Режим доступа: URL: http://top-technologies.ru/ ru/article/view?id=35711

7. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2016. Т. 10. № 1 (21) С. 24-29. URL: http://vestnik.marsu.ru/ view/j ournal/download. html?id= 1083

8. Россия 2015: стат. справочник / Росстат. М., 2015. 62 c. URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2015/rus15.pdf

9. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Rybakov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. URL: http://medwelljouinals.com/ abstract/?doi=sscience.2016.1855.1860

10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, No. 2 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf

Статья поступила в редакцию 20.12.2016 г.

Для цитирования: Лаврентьев С. Ю. Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 24-28.

Об авторе

Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, lavrsu@mail.ru

S. Y. Lavrentiev Mari State University, Yoshkar-Ola

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF GRADUATE STUDENTS IN THE AGE OF GLOBALIZATION: PRIORITY DIRECTIONS

The article reveals the priorities of formation of competitiveness of graduates in the educational process of higher education. The first group is associated with a multifaceted and ambiguous process of a paradigm shift in the field of education, the development of a new concept of education that meets the growing needs of the individual and dynamic society in the conditions of implementation of innovative

learning technologies (innovative learning), for example, active learning techniques (activity based learning) and education. The second group of priorities is linked to the peculiarities of the development of the information society: an increase in the volume of produced information, an increase in the consumption of information, the development of modern information technologies, and so on. The third group arises from the integration processes in education: the development of training systems of lifelong learning, the continuity of levels of education, modernization of academic disciplines, the introduction of new disciplines, formed on the basis of the principle of integration etc. The fourth group of priorities is based on education quality problem solving: strengthening the requirements of teachers' professionalism level; changing expectations placed upon education; expansion of the range of human development, educational opportunities, and so personality etc. These directions are due to global competition, which is increasingly extrapolated to all areas of vocational training. It is proved that the solution of these issues is possible if the optimum ratio of cost and quality in education and research activities, the introduction of qualitatively new mechanisms to facilitate a more economical use of material, financial, intellectual, labor, information resources and ensuring the involvement of additional funds, improve organization the quality of educational services on the basis of an update of its structure, content and technology education, strengthen its innovative potential and investment attractiveness.

Keywords: competitiveness, globalization, priority directions.

Acknowledgements: The study was carried out with financial support from the Russian Humanitarian Science Foundation and the Republic of Mari El. Project "Pedagogical support of formation of professional competitiveness of high school students in the educational space of the Republic of Mari El" № 16-16-12005.

_m_

1. Gosudarstvennaja programma Respubliki Maiij Jel «Razvitie obrazovanija i molodezhnoj politiki» na 2013-2020 gody. Posta-novlenie pravitel'stva Respubliki Marij Jel ot 30 nojabrja 2012 goda № 452 [The State Programme of the Republic of Mari El "Development of education and youth policy" for 2013-2020. Decision of the Government of the Republic of Mari El on November 30, 2012 № 452], URL: http://docs.cntd.ru/document/422401334

2. Demin V. M. Prioritety razvitija professional'nogo obrazovanija v Rossii [Priorities for the development of vocational education in Russia], Vysshee obrazovanie segodnja = Higher education today, 2013, no. 5, pp. 4-10. URL: http://elibrary.ru/download/ 19748666.pdf

3. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2015: stat. sb. [Demographic Yearbook of Russia. 2015], Rosstat. M., 2015. 263 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/demo15.pdf

4. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody. Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r. [The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years. Federal Government Order on December 29, 2014 № 2765-p.], Sajt Minobrnauki Rossii = Website of the Russian Ministry, URL: http://minobrnauki.rfdokumenty/4952

5. Lavrent'ev S. Ju., Shabalina O. L. Osnovnye kriterii sformirovannosti professional'noj konkurentosposobnosti vypusknika vuza [The main criteria of formation of professional competitiveness of the graduates], Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies, 2016, no. 6, pp. 157-161; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36079

6. Lavrent'ev S. Ju. Razvitie konkurentosposobnosti bu-dushhego specialista: sootnoshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of the competitiveness of the future expert: the ratio of personal and professional], Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies, 2016, no. 3-1, pp. 157-161, URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711

7. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Konkurentosposobnost' bu-dushhego specialista: problemy i perspektivy podgotovki v obra-zovatel'nom processe universiteta [Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of training in the educational process of the university], Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Joshkar-Ola, 2016, vol. 10, no. 1 (21), pp. 24-29. Rezhim dostupa: URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/download.html?id=1083

8. Rossija 2015: stat. spravochnik [Russia 2015: Statistical Handbook], Rosstat, Moscow, 2015, 62 p, URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2015/rus15.pdf

9. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Rybakov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. URL: http://medwelljournals.com/ abstract/?doi=sscience.2016.1855.1860

10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, no. 2, 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf

Submitted 20.12.2016.

Citation for an article: Lavrentiev S. Yu. Formation of competitiveness of graduate students in the age of globalization: priority directions. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 24-28.

About the autor

Lavrentiev Sergej Ju., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yosh-kar-Ola, lavrsu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.