Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ малых и средних строительных организаций'

Формирование конкурентных преимуществ малых и средних строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / АДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SMALL AND MEDIUM CONSTRUCTION BUSINESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / THE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песоцкая Елена Владимировна

Рассматриваются основы бизнес-поведения малых и средних строительных организаций. Особое внимание уделяется стратегической и тактической адаптации организаций этого типа к сложным условиям инвестиционно-строительного рынка: производственно-строительной адаптации; адаптации к действиям государственных и общественных организаций, организаций-поставщиков, посредников, субподрядчиков в части, касающейся длительных взаимодействий. Автор рекомендует обязательно разрабатывать стратегический план строительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Песоцкая Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the competitive advantages of small and medium-sized construction organizations

This paper examines the foundations of business behavior of small and medium-sized construction companies. Particular attention is given to strategic and tactical adaptation of this type of organization to the complex conditions of the investment and construction market, namely the production and adaptation of the construction, adaptation to the actions of state and public organizations, suppliers, resellers, subcontractors, with regard to long-term interactions. The author recommends that a mandatory strategic plan of building an organization.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ малых и средних строительных организаций»

Е. В. Песоцкая1

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одним из основных источников конкурентных преимуществ строительных организаций является использование принципа адаптивности в формировании их экономической политики. Необходимость адаптации строительных организаций обусловлена двумя группами причин (факторов), определяющих два типа адаптивности - стратегическую и тактическую.

Первая группа объединяет причины, обусловленные внешними изменениями, происходящими через достаточно длительные промежутки времени. Основными из них являются инновационные процессы, протекающие в инвестиционно-строительной сфере. Современный этап в развитии строительства характеризуется интенсификацией инновационных процессов. С учетом строительного цикла можно утверждать, что новые материалы, технологии и технические средства при возведении зданий и сооружений внедряются гораздо чаще, чем в других видах экономической деятельности [9, 12]. Однако высокая «скорость» инноваций весьма относительна. При ее сравнении с конъюнктурными факторами (вторая группа причин) становится очевидным, что последние гораздо более динамичны. Разница между скоростью изменения инновационных и конъюнктурных факторов менее заметна в крупном строительном бизнесе. Конъюнктура крупного бизнеса обусловлена динамикой конкурентного ядра, которое вполне устойчиво и практически не участвует в конкурентной диффузии. Однако в условиях малого и среднего строительного бизнеса временной разрыв между инновационными и конъюнктурными изменениями значителен, а существующая конкурентная диффузия требует адекватной реакции и на длительные, и на краткосрочные процессы. Поэтому закономерно требование к управлению малыми и средними строительными организациями (МССО) - внедрять управленческие механизмы, способные обеспечить как более длительную по периоду реализации производственно-строительную адаптивность, так и конъюнктурную адаптивность, ориентированную на динамику более «подвижных» факторов.

К стратегическим задачам в области адаптации строительных организаций к внешней динамике относятся следующие:

1. Производственно-строительная адаптация, обусловленная наличием инновационно-инвестиционных процессов в инвестиционно-строительной сфере. Адаптация к инновационно-инвестиционной среде - основной принцип предпринимательской деятельности, отличающейся от хозяйственной деятельности (в традиционном понимании) инновационной активностью [2, 8]. Однако инновационные возможности малого бизнеса весьма ограниченны: недостаток инвестиционных ресурсов, слабая материально-техническая база, отсутствие возможностей для широкого участия в информационном обмене и внедрения прогрессивных систем обучения не просто затрудняют внедрение инноваций, они не позволяют своевременно и адекватно реагировать на внешние инновационные изменения. Запаздывание инноваций и их фрагментарность отодвигают МССО от лидеров. Если организации удается преодолеть «инновационные барьеры», она оказывается способной к участию в конкурентной диффузии, перемещаясь из третьей группы во вторую, а при организации перманентного инновационного процесса - в первую.

Ограниченность ресурсов исключает возможность обновления производственно-строительного процесса в тактическом периоде. Это обусловлено:

■ сложностью задач адаптации, которая определяет использование в управлении последовательной логической цепочки «от стратегического осмысления

1 Елена Владимировна Песоцкая, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, д-р экон. наук, e-mail: [email protected]

до практической реализации»;

■ сокращением длительности планируемых периодов (и стратегического, и тактического) в организациях малых форм (современные методические разработки «сокращают» длительность стратегического периода до двух лет).

Стратегический характер инновационных задач требует такого же подхода к организационным изменениям в строительных компаниях. Ряд организационных изменений, конечно, может производиться в короткие сроки даже на оперативном уровне, но для изменений, вызванных влияющим извне инновационно-инвестиционным процессом, требуются система организационно-управленческих обоснований, анализ и прогноз возможных последствий, что осуществимо только на стратегическом уровне [14].

2. Адаптация к действиям государственных организаций в части, касающейся длительных взаимодействий. В общем блоке «Адаптация к действиям организаций госсектора и общественных организаций» следует выделить стратегическую и тактическую адаптацию к деятельности организаций госсектора; стратегическую и тактическую адаптацию к деятельности общественных организаций. Такое деление обусловлено, с одной стороны, различиями в характере, значимости, масштабе и длительности мероприятий, проводимых органами внешнего регулирования (как прямого, в случае организаций госсектора, так и косвенного, поддерживающего, в случае общественных организаций), а с другой - содержанием мероприятий и степенью их воздействия на МССО.

Стратегическая адаптация строительных организаций к деятельности органов государственного и регионального регулирования заключается прежде всего в анализе и реализации возможностей для участия в мероприятиях госсектора. Такие возможности крайне важны для малых и средних строительных организаций. Участие в них может полностью видоизменить бизнес-стратегию таких организаций.

Стратегические взаимодействия строительных организаций и госсектора выражаются в форме участия в государственном строительном заказе, в реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, а также в создании государственно-частного партнерства. Перечисленные формы широко распространены в российской практике.

Строительные организации малых форм, крайне заинтересованные в привлечении бюджетных средств, могут принять участие в реализации федеральных и региональных программ несколькими способами:

■ как субподрядные организации;

■ как участники предпринимательской сети, сформированной в рамках регионального инвестиционно-строительного комплекса [10];

■ как производители уникальных строительных работ (например, ремонтно-реставрационных);

■ как выпускающие отдельные виды строительной продукции (работ, услуг) очень высокого качества.

Целевые программы различного уровня являются одним из источников государственного строительного заказа, реализуемого в рамках строительного прокьюремента. Эта система государственных закупок строительной продукции, работ и услуг, построенная на принципах маркетинго ориентированной концепции госзаказа в соответствии с градостроительными ориентирами, охватывает не только этап формирования заказов, но и этап их реализации в условиях полной ресурсной обеспеченности. Строительный прокьюремент позволяет эффективно расходовать бюджетные средства, дополнять их внешними инвестициями, что особенно важно для такой капиталоемкой сферы, как строительство. В условиях кризиса значимость прокьюремента возрастает, так как один из основных путей преодоления кризисных явлений - концентрация инвестиций и привлечение всех возможных инвестиционных резервов [3, 7].

3. Адаптация к деятельности общественных организаций в части, касающейся длительных взаимодействий. Современный этап в развитии инвестиционно-строительной сферы характеризуется возрастанием роли организаций, сформированных по профессиональному признаку (ассоциаций, союзов).

Назначением общественных организаций является создание условий для эффективного взаимодействия всех субъектов ИСК [4].

4. Адаптация к действиям конкурентов в части, касающейся длительных взаимодействий. Решая задачи по стратегической адаптации к действиям конкурентов, строительные организации вынуждены анализировать и прогнозировать процесс конкурентной диффузии. Целью такого анализа является выявление реальных и потенциальных возможностей эффективного конкурирования и построение на этой основе целостных конкурентных стратегий [15].

Стратегический анализ конкуренции следует проводить по трем блокам. Первый блок - анализ материалов, характеризующих общее состояние конкурентной среды и конкурентных процессов. В этом блоке агрегируется, изучается информация о состоянии и структуре конкурентной среды, а также о «перемещениях» субъектов различных групп. Прогноз конкурентной среды отличается большей сложностью - в условиях реальной практики для задач прогнозирования пригоден только экспертный метод. Обоснованность результатов, полученных с применением этого метода, напрямую зависит от ясности и точности задаваемых вопросов, соблюдения принципа независимости суждений и, что особенно важно, от числа экспертов. Эмпирические данные, собранные в России и за рубежом, показывают, что надежные результаты в экспертных (в данном случае прогнозных) оценках могут быть получены лишь при привлечении порядка 30 экспертов. Совершенно очевидно, что в условиях малого и среднего бизнеса привлечение такого количества экспертов из числа персонала компании практически невозможно. Прогнозные задачи сопряжены с необходимостью анализа многих факторов, что предопределяет использование в качестве экспертов специалистов, обладающих богатым опытом, всесторонними знаниями, аналитическими способностями и креативным мышлением. Именно поэтому МССО вынуждены обращаться к консалтинговым организациям в рамках управленческого аутсорсинга [6].

Второй блок необходимо формировать с точки зрения конкурентного позиционирования строительной организации. Такое позиционирование направлено на выявление обобщенных сравнительных характеристик МССО, а также в сравнении их с представителями ближайшей конкурентной группы. В данном случае уместно воспользоваться графическими методами, широко распространенными в зарубежной практике (например, конкурентными картами). Полезны методы SWOT-и PEST-анализа, которые не дают детальных оценок, однако, позволяют охарактеризовать реальные шансы для улучшения конкурентных позиций и успешного участия в конкурентной диффузии ИСК.

В третьем блоке анализа конкурентных преимуществ следует выполнить оценку конкурентоспособности строительной организации. Для этого могут быть использованы различные методы, например метод инженерного прогнозирования, позволяющий получить средневзвешенные оценки разнокачественных характеристик.

5. Адаптация к действиям организаций-поставщиков, посредников, субподрядчиков в части, касающейся длительных взаимодействий. Согласно концепции взаимодействия, любой субъект инвестиционно-строительной деятельности должен выстраивать длительные партнерские отношения со смежниками - участниками создания объектов недвижимости. Применительно к МССО такими партнерами являются субподрядчики и организации, занимающиеся поставкой строительных материалов, деталей и конструкций, строительной техники, а также продвигающие строительную продукцию на рынок. Именно в этих взаимодействиях проявляется двойственный характер. МССО в своем большинстве принадлежат к числу субподрядчиков, поставщиков и посредников применительно к крупному строительному бизнесу. Поэтому в данном случае уместно говорить о возможности формирования в ИСК устойчивой сети взаимодействий, способствующей согласованию интересов малого, среднего и крупного бизнеса. Такой подход можно упрекнуть в некотором снижении интенсивности конкуренции и

в потенциале - снижении ее стимулирующей функции. Однако он обладает рядом несомненных преимуществ:

■ позволяет снизить издержки всех участников инновационно-инвестиционной деятельности;

■ способствует эффективной организации сложного инновационно-инвестиционного процесса;

■ предотвращает распыление ресурсов.

6. Адаптация к действиям инвесторов, как и производственно-строительная адаптация, в принципе, достигается только на стратегическом уровне. В условиях кризиса строительные организации зачастую обращаются к поиску дополнительных инвестиционных источников, превращая его в тактическую или даже в оперативную задачу. Такие действия нельзя считать оправданными. Антикризисные меры должны быть предусмотрены в стратегических планах - превентивное антикризисное управление. Любая строительная организация осуществляет свою деятельность на основе инвестиционных программ, разработанных на принципах агрегирования инвестиций, получаемых из различных внутренних и внешних источников. Даже при отсутствии комплексных стратегических планов (что, к сожалению, часто встречается на практике) инвестиционные программы и планы прорабатываются с высокой степенью детализации. В то же время макроэкономические изменения, прогноз которых всегда связан с высокой степенью неопределенности, для реального сектора зачастую бывают внезапными. Таков, например, современный кризис, который сделал невозможным реализацию инновационно-инвестиционных программ в кризисной ситуации, наблюдаемой в финансовом секторе [1, 5]. Вероятно, настоящий кризис можно считать форсмажором. Однако ряд мер, повышающих устойчивость строительных организаций в рыночных условиях, может быть внедрен в хозяйственную практику. Рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:

1) разрабатывать в обязательном порядке стратегический план строительной организации. Планируемые мероприятия должны носить комплексный ресурсообеспеченный характер. Такие планы следует ориентировать на длительный период (в условиях малого бизнеса - на 3 ... 5 лет), с разбивкой на промежуточные этапы и возможной корректировкой по промежуточным результатам. Инвестиционные программы и планы необходимо разрабатывать в рамках единых стратегических планов МССО [13];

2) разрабатывать и использовать как основу стратегического планирования перспективные прогнозы рыночной динамики, в том числе и макроэкономических факторов. Необходимость разработки прогнозов с позиций теории управления совершенно очевидна и не нуждается ни в подтверждениях, ни в дополнительных обоснованиях. Попытки внедрить систему стратегического планирования в организациях малого и среднего бизнеса наталкиваются на сложность повседневной практики с ее оперативными и быстро изменяющимися задачами. Ситуация осложняется отсутствием управленческого опыта и простейшей (если не сказать -примитивной) структурой управления. Оказывает влияние и недооценка значимости задач совершенствования управленческого процесса и возможности использования преимуществ в области управленческой конкуренции.

Задачи прогнозирования МССО в реальной практике представляются почти недостижимыми. В условиях малого бизнеса наличие специалистов, способных выполнять макроэкономические прогнозы, скорее, исключение, чем правило. Еще острее ощущается непонимание роли прогноза, причем не только у менеджеров среднего звена, но и у представителей топ-менеджмента. В этой связи целесообразно методически очертить необходимость разработки стратегических планов и прогнозов, базовым элементом которых должно стать предвидение развития инновационно-инвестиционных процессов во внешнем окружении, близком к МССО, а также планов по привлечению инвестиций и их эффективному распределению, образованию инвестиционных резервов и поиску дополнительных источников инвестиций;

3) осуществлять многовариантное стратегическое планирование. Теория управления в области планирования предусматривает использование принципа множественности. Это означает, что следует не просто разработать план, но и провести его обоснование, т. е. сформировать множество вариантов плана и выбрать один из них по критерию эффективности. Причем, чем больше вариантов, тем выше степень обоснованности выбранного варианта плана. Однако этот принцип не соблюдается практически никогда, а в условиях малого и среднего бизнеса нельзя говорить даже о наличии базовых предпосылок, позволяющих в определенной ситуации осуществить выбор на принципах множественности. Понимая всю сложность этой управленческой задачи, подчеркнем, что ее решение, во-первых, однозначно необходимо; во-вторых, может быть реализовано за счет современных методов, например на основе использования действующей системы управленческого консультирования.

Выбранный из множества вариантов стратегический план строительной организации следует рассматривать как базовый. Применительно к актуализированным аспектам выделим следующие его особенности:

■ наличие инвестиционных обоснований, т. е. разработка инвестиционных параметров и целостных инвестиционных программ (в составе стратегического плана) на принципах множественности;

■ учет динамики внешних факторов при формировании множества вариантов.

Обоснование базового варианта с учетом внешней динамики следует

рассматривать как первый шаг к достижению адаптивности к инвестиционной среде и другим средовым характеристикам. Второй шаг - разработка еще двух вариантов, которые до полняют базовый. Исходя из вероятности кардинальных внешних изменений, появления кризисных явлений рекомендуется разрабатывать резервный стратегический план, а с учетом вероятности положительной динамики - вариант плана, который можно назвать повышенным. Важно, что резервный и повышенный планы не входят в состав множества, которое подвергается процедурам сравнения. Их назначение - дополнить базовый вариант двумя другими. Именно наличие трех вариантов является залогом обеспечения устойчивости строительных организаций и возможности их стратегической адаптации. Что касается резервного варианта, то его включение в состав основных плановых документом является мерой превентивного антикризисного управления.

К тактическим задачам в области адаптации строительных организаций к внешним факторам целесообразно относить адаптацию:

1. К действиям государственных организаций в режиме быстрого реагирования [11]. Этот вид адаптации предусматривает своевременное реагирование на изменение фискальных и нормативно-правовых условий, регламентов и рекомендаций применительно к строительным организациям. Важнейшим средством такой адаптации является вовлеченность в информационное пространство, с помощью которого госсектор воздействует на деятельность бизнес-субъектов. Постоянно действующие информационные взаимосвязи можно рассматривать как один из инструментов взаимодействия. К тактической адаптации можно отнести маневрирование в «поле» госзаказа. В процессе реализации госзаказа нередки случаи, когда предложения (со стороны госсектора) не находят адекватной поддержки потенциальных участников государственного строительного заказа. Малые и средние организации строительного бизнеса, быстро и гибко реагируя на такие предложения, могут существенно пополнить свой портфель заказов. Такое реагирование часто бывает оперативным и незапланированным. Оно может осуществляться в короткие сроки, но само его появление, в принципе, является случайным. Однако эта случайность (как проявление закономерности) может появиться лишь при условии создания информационной системы, способной обеспечить систему управления организацией тактически значимой информацией.

2. К действиям общественных организаций в режиме быстрого реагирования. Общественные организации, сформированные по профессиональному признаку, также реализуют комплекс мер по поддержке субъектов ИСК. К их числу относятся прежде всего информационная поддержка участников инвестиционно-строительной

деятельности, а также конкретные мероприятия, способствующие возникновению, налаживанию и развитию контактов между субъектами ИСК. Многие из этих мероприятий являются, очевидно, тактической задачей. Например, если в стратегическом плане ассоциаций или союзов предусматривается проведение конференций по вопросам инвестирования строительной деятельности, то содержание обсуждаемых вопросов, структура участников, план проведения конференции являются тактической задачей. Для МССО важно не только осуществлять поиск возможностей для стратегического взаимодействия, но и своевременно реагировать на трансформации тактических аспектов.

3. К действиям конкурентов в режиме быстрого реагирования. Помимо стратегических задач, в области адаптации к действиям конкурентов существуют и тактические задачи. Основной из них является ценовая адаптация. Известно, что цена строительной продукции (работ, услуг) определяется не столько издержками, сколько рыночной ситуацией, формирующейся как естественно-рыночным путем, так и под воздействием вполне осознанных действий субъектов ИСК, которые не только конкурируют, но и взаимодействуют. Органы госрегулирования, решающие социальные задачи, также активно

участвуют в формировании ценовой политики, реализуя мероприятия, сдерживающие цены. Действия субъектов ИСК (преимущественно крупных организаций) и госсектора в ценовой сфере разнонаправленны и даже противоположны. В диалектике этих противоположностей формируются рыночные цены на строительную продукцию. Эти ценовые решения чрезвычайно подвижны, адаптация к ним осуществляется в краткосрочном периоде, часто - оперативно. Однако «переводить» ее на оперативный уровень вряд ли целесообразно, так как при этом могут утрачиваться стратегические ориентиры, обусловленные ценовой политикой строительной организации и ее экономической политикой в целом.

Адаптация к ценам конкурентов в относительно короткие тактические периоды вполне оправданна с позиции теории рынка. В ценовой политике конкретных строительных организаций она может осуществляться в рамках «приспособления цен». Для МССО не исключена возможность тактической адаптации к качеству продукции организаций-конкурентов. Так как продукцией МССО являются в основном строительные работы и услуги, ее качество часто зависит от характеристик используемых машин, механизмов, оборудования, которые могут быть заменены в короткие сроки; от качества используемых строительных материалов, деталей, комплектующих, которое может быть повышено за счет «переключения» на другого поставщика, а также от «качества» персонала, которое может «улучшиться» после повышения квалификации персонала (обучения, переобучения и т. п.) или замены отдельных работников более квалифицированными. Заметим, что такие действия проводятся и в условиях крупного бизнеса, но в этом виде бизнеса они не являются определяющими с позиций конкуренции. Конкуренция между лидерами - это попытки внедрения новых видов домостроения, инновационных конструктивных решений; борьба за территории, отводимые под застройку, за долю рынка и инвестиции.

4. К спросу. С точки зрения эффективного функционирования рыночного механизма этот вид адаптации является основным. Однако базовые элементы адаптации строительной продукции к потребительскому спросу заложены на стратегическом уровне, в рамках производственно-строительной адаптации. Именно на этом уровне формируются количественные и качественные характеристики строительной продукции в соответствии с количественными и качественными характеристиками спроса. При этом формируется ассортимент строительной продукции, который, если и не составляет основу производственно-строительных программ, то задает вектор развития организации.

Стратегический характер адаптации к спросу не исключает тактической адаптации. Последняя может осуществляться на основе использования программ продвижения (включая информационно-рекламную деятельность), которые способствуют активизации спроса. В случае внедрения на рынок инновационной продукции (работ, услуг) программы продвижения могут преобразовать латентный

спрос в реальный, а в ряде случаев - сформировать спрос. Однако не следует забывать, что методы стимулирования спроса могут дать положительные результаты лишь тогда, когда обеспечена ассортиментная сбалансированность строительной продукции. Адаптация к спросу не может не касаться ценовой сферы, хотя зависимость цены от спроса, безусловная в теоретической модели, в ИСК пока не является основной. На ценовые решения в большей степени влияет конкурентная среда. Однако в условиях кризиса резкое снижение спроса приводит к резкому снижению цен (примерно на 50%). Безусловно, на столь серьезное снижение спроса и цен сложно адекватно реагировать, но если учесть, что это снижение не бывает внезапным, а развивается постепенно, тактическое реагирование все же возможно.

5. К действиям организаций - поставщиков, посредников, субподрядчиков в режиме быстрого реагирования. Целесообразно установление длительных взаимодействий строительных организаций с поставщиками, посредниками, субподрядчиками и превращение их в бизнес-партнеров. Но в ряде случаев эта рекомендация отнюдь не безусловна. Например, если строительная организация первый раз вступает в договорные отношения с обозначенными субъектами, ей рекомендуется заключать краткосрочные договоры. В процессе их реализации можно проверить добросовестность партнера, качество его продукции, работ и услуг, параметры его реального потенциала, надежность, способность к диалогу и т. д. В случае положительных результатов в таких взаимоотношениях можно рассматривать вопрос о перспективах длительных взаимодействий. Даже если контакты с партнерами по взаимодействию длительны и взаимовыгодны, следует отслеживать ход исполнения договоров в промежуточные периоды (что должно быть предусмотрено при заключении договора), принимать адаптивные меры, состав которых весьма разнообразен - от проведения консультаций-согласований до замены делового партнера. Если разрыв договорных отношений невозможен (с правовой точки зрения), это не означает, что организация не наблюдает за ходом исполнения договоров. Результаты наблюдений необходимо учитывать на следующей стадии договорного процесса.

Список литературы

1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства / Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1 (23). - С. 13-19.

2. Асаул, А. Н. Выступление на круглом столе по теме: «социальная ответственность российского предпринимательства» / А. Н. Асаул // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2005. - Т. 55. - С. 349-351.

3. Асаул, А. Н. Маркетинго-ориентированный подход государственного строительного заказа / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 107-114.

4. Асаул, А. Н. Развитие институтов гражданского общества в инвестиционно-строительной сфере / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - № 3 (14). С. 68-72.

5. Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы / С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1 (23). - С. 9-12.

6. Гончарова, Н. А. Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе / Н. А. Гончарова // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 89-96.

7. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

8. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.

9. Зейниев, Г. Я. К вопросу эффективности новых технологий реконструкции зданий и сооружений / Г. Я. Зейниев, С. М. Агеев, А. Н. Асаул, Б. В. Лабудин // Промышленное и гражданское строительство. - 2009. - № 5. - С. 55-56.

10. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. -СПб.: Гуманистика, 2004. - 256 с.

11. Миролюбова, Т. В. Фискальные инструменты государственного управления экономикой на региональном уровне в контексте задач инновационного развития / Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2 (28). - С. 29-38.

12. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

13. Стратегическое планирование развития строительной организации / А. Н. Асаул, И. Е. Морозов, Н. И. Пасяда, В. И. Фролов. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. -163 с.

14. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы / А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, А. В. Симонов. -СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 258 с.

15. Чепаченко, Н. В. Проблемные вопросы совершенствования управления конкурентоспособностью строительных организаций / Н. В. Чепаченко, М. А. Бартеньев // Экономическое возрождение России. - 2012. - №1 (31). - С. 149-158.

The list of the literature

1. Azarenko, B. N. A new anti-crisis policy of the state / B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 13-19.

2. Asaul, A. N. Speech at a roundtable on «social responsibility of Russian business» / A. N. Asaul // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2005. - V. 55. - P. 349-351.

3. Asaul, A. N. Marketing-oriented approach to building public order / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev // Bulletin of the Pacific State University. - 2009. - № 3. - P. 107-114.

4. Asaul, A. N. Development of civil society institutions in the field of investment and construction / A. N. Asaul // The Bulletin of Civil Engineers. - 2007. - № 3 (14). - P. 68-72.

5. Boyarsky, S. V. Unsolved problems in post-crisis development of investment and construction sector / S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 912.

6. Goncharova, N. A. Innovative outsourcing in small and medium businesses / N. A. Goncharova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 89-96.

7. State enterprise in the construction (State Construction Order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

8. Patterns and trends of modern business // A. N. Asaul, E. A. Vladimirskiy, D. A. Gordeev, E. G. Guzhva, A. A. Petrov, R. A. Faltinsky. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.

9. Zeynevi, G. Y. To question the effectiveness of new technologies reconstruction of buildings and structures / G. Y. Zeynevi, S. M. Ageev, A. N. Asaul, B. V. Labudin // Industrial and civil construction, 2009. - №5. - P. 55-56.

10. Methodological aspects of the formation and development of business networks / A. N. Asaul, E. G. Skumatov, G. E. Lokteeva. - SPb.: Humanistica, 2004. - 256 p.

11. Mirolyubova, T. V. Fiscal instruments of state economic management at the regional level in the context of the objectives of innovation development / T. V. Mirolyubova / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 29-38.

12. Modernization of the economy based on technological innovation // A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

13. Strategic planning of the construction organization / A. N. Asaul, I. E. Morozov, N. I. Pasyada, V. I. Frolov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 163 p.

14. Formation and evaluation of the effectiveness of the organizational structure of management companies of investment and construction areas / A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. V. Simonov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 258 p.

15. Chepachenko, N. V. Problematic issues of improving the competitiveness of construction management organizations / N. V. Chepachenko, M. A. Barten'ev // Economic revival of Russia. -2012. - № 1 (31). - P. 149-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.