Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 218-221
УДК 332.14:338.45
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ИММУНИТЕТА КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
© 2013 г. О.В. Рокунова, А.В. Куликова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.2013
Рассмотрены некоторые аспекты формирования региональной промышленной политики, структура конкурентного потенциала предприятий; предложен комплекс мероприятий, реализация которых позволит создавать в регионе условия, стимулирующие деятельность конкурентоспособных предприятий.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкурентный потенциал предприятия, конкурентный иммунитет, региональная промышленная политика.
Анализ ситуации в мировой и российской экономике свидетельствует, что в воспроизводственной экономической системе по-прежнему базовые позиции занимает промышленное производство, поскольку оно обеспечивает основное потребление и удовлетворение рыночного спроса. Промышленность является основой национального благосостояния и государственной безопасности, поскольку она технически вооружает другие отрасли и поставляет им передовые индустриальные технологии.
Уровень развития промышленности определяет и степень экономической безопасности развития региона. В основном промышленность оказывает влияние на характер и степень экономической независимости региона, его авторитет на российском и мировом рынках, пополнение доходной части федерального и регионального бюджетов, экономическое благосостояние региона [1, с. 26].
Региональную промышленную политику как задействование в масштабах региона комплекса инструментов, обеспечивающего поддержку промышленного роста и достижение целей регионального развития, зафиксированных в стратегиях и программах социально-экономического развития регионов, рассматривает
В.Н. Тренев [2, с. 11].
Б.А. Осипов, Е.С. Туманов рассматривают региональную промышленную политику как «часть экономической политики государства, направленной на обеспечение эффективного функционирования приоритетных отраслей промышленности и рационального использования экономического потенциала в интересах формирования и развития социально-экономической системы региона» [1, с. 25], которая в первую очередь должна учитывать наличие
особенностей в формировании экономического потенциала регионов, с одной стороны, и общественную необходимость развития тех или иных отраслей промышленности - с другой.
Сохранение и развитие производственного потенциала в регионе обеспечивается системой управления, ориентированной на достижение баланса интересов и взвешенное удовлетворение потребностей экономических субъектов и социальных групп.
В условиях нарастающей конкуренции и глобализации рынков в связи со вступлением России в ВТО российским предприятиям необходимы скорейшая модернизация производства и увеличение доли производства и экспорта продукции, конкурирующей с мировыми аналогами, поэтому возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.
Под конкурентоспособностью предприятия сегодня часто понимается способность организации формировать превосходство над конкурентами, которое наилучшим образом позволяет достичь поставленных целей. Если потребителям нравится продукция организации и они постоянно ее покупают; если деловые партнеры, представители государственной власти и общества имеют положительное мнение о компании и готовы с ней сотрудничать; если акционеры довольны работой и величиной дивидендов, а работники удовлетворены своим положением и многие посторонние стремятся трудиться в этой компании, то такое предприятие можно считать конкурентоспособным. Конкурентоспособность предприятия оценивают по определенным параметрам, которые можно разделить на группы: конкурентоспособность продукции, финансо-
вое состояние предприятия, доля рынка, качество управления, использование ресурсов, инновационная активность, система товародвижения и сервиса, репутация фирмы. Значение вышеперечисленных параметров анализируется на определенном рынке за определенный период времени.
Даже если сегодня положение предприятия на рынке устойчиво, то это совсем не означает, что оно сможет достичь таких высоких результатов в будущем или на других рынках, т.к. окружающая среда быстро и кардинально меняется. Поэтому возникла необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятия в любой конкретный момент времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры. Таким образом, было введено понятие «конкурентный потенциал предприятия». Конкурентный потенциал промышленного предприятия отражает наличие у него возможностей по формированию конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Часто конкурентный потенциал предприятия ассоциируют с ресурсным потенциалом, в основе которого лежат материальные (сырье и материалы; технологические, финансовые, трудовые и информационные ресурсы) и нематериальные (нематериальные активы; компетенции персонала; организационные ресурсы; отношения с другими субъектами рынка; творческие возможности; бренды) ресурсы компании. Однако это ограниченное понимание конкурентного потенциала.
В конкурентном потенциале предприятия необходимо продумывать следующие составляющие:
1) аллокационную, или внутренний конкурентный потенциал, который определяется внутренними возможностями компании по усилению своей конкурентной позиции;
2) адаптационную, или внешний конкурентный потенциал, который определяется внешними факторами, которые могут как способствовать, так и препятствовать фирме в реализации ее стратегии [3, с. 66].
Полная структура конкурентного потенциала включает такие элементы, как маркетинговый потенциал, рыночный потенциал, инновационный потенциал, творческий потенциал, ресурсный потенциал. Следовательно, конкурентный потенциал, во-первых, является основой для успешной работы организации, т.е. для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке, а во-вторых, создает условия для укрепления положения предприятия в будущем.
Организация сможет эффективнее наращивать и использовать свой конкурентный потенциал, успешно противостоять потенциальным рискам внешних и внутренних потрясений, если будет обладать конкурентным иммунитетом. Термин «конкурентный иммунитет» характер и-зует способность региона базирования предприятия и федерального центра формировать благоприятные условия для создания конкурентоспособных предприятий, а также защищать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности на внешнем рынке путем проведения эффективной политики повышения конкурентоспособности страны [4, с. 12]. Формирование конкурентного иммунитета особенно важно в современных условиях вхождения России в ВТО. Предприятиям с самым высоким конкурентным потенциалом будет сложно удержать свои позиции на рынке без поддержки государства, поэтому для достижения долгосрочного позитивного экономического результата в непостоянных условиях внешней среды требуется сочетание рыночных и административных начал [5, с. 161].
Создание в регионе условий, стимулирующих деятельность конкурентоспособных предприятий и предприятий, повышающих конкурентный потенциал, с одной стороны, является одной из целей промышленной политики, поскольку способствует построению эффективной системы обеспечения экономической безопасности и защиты интересов хозяйствующих субъектов территории, а с другой стороны, формирует конкурентный иммунитет предприятий региона.
Для решения данной задачи в регионе предлагается реализация следующего комплекса мероприятий:
1) разработка эффективной нормативноправовой базы для оказания государственной поддержки предприятиям: принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих меры господдержки в сфере инновационной и инвестиционной деятельности в регионе (в Нижегородской области определено понятие приоритетного для региона проекта и критерии отбора этих проектов [6; 7]); предоставление налоговых льгот и(или) инвестиционного налогового кредита предприятиям, реализующим программы модернизации, инновационные или инвестиционные проекты; принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих меры господдержки для малого и среднего бизнеса;
2) выделение бюджетного финансирования на оказание государственной поддержки, в т.ч.
бюджетное финансирование конкретных проектов, предоставление гарантий региона при получении целевых кредитов и займов, частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, выделение грантов;
3) эффективный механизм реализации и мониторинга вышеперечисленных мероприятий [8, с. 184];
4) создание инновационной инфраструктуры для развития интеллектуального потенциала (создание в регионах технополисов, научноисследовательских и технологических парков, «наукоградов»);
5) создание на территории региона особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых) [9, с. 210];
6) наличие развитой инфраструктуры (транспортной системы, качественной системы связи, современных торгово-выставочных павильонов);
7) совершенствование механизмов взаимодействия государственной власти и бизнеса (например, проекты в рамках частно-государственного партнерства) [10, с. 192];
8) активное международное сотрудничество, реализация международных проектов, создание благоприятного имиджа региона для привлечения инвестиций.
Крупные производственные структуры, сложные виды деятельности, требующие долгосрочного планирования, высокой квалификации и сложной кооперации производства влекут за собой воспроизводство научных, инновационных, образовательных, инфраструктурных, организационно-управленческих, культурных и иных ресурсов.
Предложенный выше комплекс мероприятий по формированию конкурентного иммунитета предприятий региона может быть реализован с учетом следующих этапов реализации промышленной политики на региональном уровне.
I. Анализ динамических показателей региональной экономики (виды деятельности, экономические показатели (выручка, прибыль, затраты); структура промышленности; численность занятых; межотраслевые связи; состояние НИОКР; состояние ОПФ; налоговые выплаты; инвестиционная привлекательность).
II. Формирование рейтинга видов деятельности по двум-трем сводным показателям.
III. Выбор и обоснование методов и инструментов реализации промышленной политики по видам деятельности.
IV. Определение стратегических целей и системы показателей для отдельных видов деятельности.
V. Оперативный контроль реализации промышленной политики по системе индикаторов и рефинансирование на основе использования системы межотраслевого баланса.
Развитие региональной социально-экономической системы (как и общенациональной) с учетом перспективных инвестиций (как минимум на срок длинной волны экономического развития либо на срок технологического этапа формирования производственной базы) на 25-30 лет может быть обеспечено на основе солидарного подхода и реализовано через осуществление экономической политики государства в целом и региональной власти в частности.
Промышленная политика может быть реализована только путем взаимодействия всех заинтересованных субъектов (как государственной власти региона, так и промышленных предприятий, научных организаций, кредитных учреждений), что позволит создать прозрачный, доступный общественности и согласованный с нею механизм государственного правового и экономического регулирования промышленного развития региона [11, с. 192].
Формирование конкурентного иммунитета является результатом эффективной комбинации национальных условий и стратегии фирмы [12, с. 47]. В современных рыночных условиях прочные позиции на рынке займут предприятия с крепким конкурентным иммунитетом, грамотно использующие свои конкурентные преимущества и наиболее эффективно реализующие свой конкурентный потенциал.
Список литературы
1. Осипов Б.А., Туманов Е.С. Региональные условия формирования промышленной политики // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2006. № 4. С. 25-32.
2. Тренев В.Н., Лихачев А.С. Повышение инвестиционной привлекательности региона // Информационные ресурсы России. 2007. № 5. С. 11-13.
3. Фомченкова Л.В., Дли М.И. Конкурентный потенциал — основа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2005. № 1 (61). С. 66-71.
4. Шершнева Е.Г. Повышение конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2007.
5. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Выбор стратегии развития предприятия в территориально-отраслевом контексте // Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. № 2. С. 160-165.
6. Закон Нижегородской области от 14.02.2006
№ 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (в ред. законов Нижегородской области от 06.08.2009 № 105-З, от 04.08.2010 № 118-З, от 03.06.2011 № 75-З). - иКЬ: http://www.government-nnov.ru/_data/objects/ 0005/6268/105-2Лос, http://www.government-nnov.rU/_ data/objects/0006/9085/118-Z.doc, http://www.
government-nnov.ru/_data/obj єС^/0008/63 16/75 -Z.doc (дата обращения 20.02.2013).
7. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области» (в ред. законов Нижегородской области от 04.05.2008 № 47-З, от 25.12.2008 № 178-З, от 31.03.2010 № 53-3, от 03.05.2011 № 49-3). - ЦКЪ: http://www.government-nnov.ru/_data/objects/33722/47-Z.doc, http://www. government-nnov. ru/_data/objects/0004/6141/178-Z.doc, http://www.government-nnov.ru/_data/objects/0006/ 4155Z53-Z.doc (дата обращения 20.02.2013).
8. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В. Функциональная модель организационно-экономического
механизма управления региональной инвестиционной деятельностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 183185.
9. Клепиков А.В., Трифонов Ю.В., Сидоренко Ю.А. Проблемы организации и инвестирования особых экономических зон // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4.
С. 209-213.
10. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В., Косовских А.А. О механизме снятия внешних рисков регионального инвестиционного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 190-193.
11. Давыдова Н.С., Валова Е.В. Промышленная политика на региональном уровне: цели, задачи и направления развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. № 2. С. 185-192.
12. Солдатов А.А., Трифонов Ю.В. Синтетический подход к стратегическому управлению развитием предприятия // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 45-51.
FORMATION OF COMPETITIVE IMMUNITY AS ONE OF THE PROBLEMS OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY
O.V. Rokunova, A V. Kulikova
This article discusses some aspects of the formation of regional industrial policy and the structure of the competitive capacity of enterprises. A set of measures whose implementation will create a regional environment that stimulates the activity of competitive enterprises is proposed.
Keywords: competitiveness of enterprises, competitive potential of a company, competitive immunity, regional industrial policy.