Формирование конфликтной компетентности у младших школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий
Щекина К. В.
Щекина Ксения Васильевна / Shekina Kseniya Vasilevna - студент, факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций,
Институт социального образования
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия, функции конфликтной компетентности, её связь с универсальными учебными действиями.
Abstract: the article analyzes the key concepts, features of conflict of competence, its relationship with universal educational actions.
Ключевые слова: конфликтная компетентность, младший школьный возраст, универсальные учебные действия, конфликт.
Keywords: conflict competence, younger school age, universal educational actions, conflict.
Динамика социально-экономических и информационных изменений требует готовности к переменам, преодолению информационных и ресурсных дефицитов. Это означает, что современный человек должен быть способен правильно определять и преодолевать затруднения в деятельности, разрешать противоречия разного уровня. Такая способность не может быть описана через конкретный навык или их набор и не появляется сама по себе, а должна быть воспитана, а значит, иметь определенный путь становления, генезис.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Они обеспечивают конфликтную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010, с. 32].
Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Б. И. Хасан считает, что она зависит от уровня осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной [Хасан Б. И., 2005, с. 68].
Термин «конфликтная компетентность личности» впервые введён в научный оборот Б. И. Хасаном.
Он говорил о том, что конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.
Значит, отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня:
- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания, воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;
- второй предусматривает умения проектировать необходимые для достижения учебных результатов конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации [Хасан Б. И., 2001, с. 28].
Функциями конфликтной компетенции являются:
• любилизационная - способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой, составляющей нашей жизни;
• информативная - способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видения перспектив его разрешения;
• прогностическая - способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло;
• регулятивная - способность осуществлять деятельность посредника или медиатора;
• ценностная - способность изменить отношение к конфликту в условиях расширения межличностных контактов и сферы деятельности;
• рефлексивная - способность к реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин; интегративная, обеспечивающая продуктивный характер данной компетенции [Бодалев А. А., 1986, с. 32].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают конфликтную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [Асмолова А. Г., 2011, с. 30].
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания [Капустин Н. К., 2001, с. 45].
Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.
Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно.
Если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:
- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;
- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;
- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни [Божович Л. И., 2008, с. 103-110].
Практика в школе показывает, отношения детей в классе не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении [Сапогова Е. Е., 2005, с. 301].
Можно также зафиксировать здесь очень емкую конфликтогенную зону, в которой берут начало многие конфликты школьной жизни:
Внутриличностные конфликты.
Чаще всего это противоречия между - ожиданиями от учебной деятельности и её реальными результатами; - требованиями социума и психологическими особенностями ребёнка (личностная незрелость, гиперактивность и пр.); - отсутствием учебной мотивации и необходимостью получать высокие оценки и др.
Межличностные конфликты младшего школьника главным образом лежат в двух плоскостях: «ученик -педагог» и «ученик - ученик» - между учебной оценкой педагога и самооценкой учебных достижений школьника; - между требованиями учителя и желаниями ребёнка и пр.
Межгрупповые конфликты в младшем школьном возрасте могут заключаться в столкновении групп: -принадлежащих к разным этносам и национальностям; - относящихся к разным социальным слоям; -соперничество между учебными коллективами) [Рыбина Е. В. 2001, с. 51].
Уровни развития конфликтной компетентности младшего школьника:
1. Низкий уровень характеризуется отсутствием общих представлений о конфликте, о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, несформированностью мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности.
2. Средний уровень отличается направленностью на получение знаний и умений в области взаимодействия с окружающими, способностью к частичному изменению своего поведения в зависимости от ситуации.
Высокий уровень предполагает наличие ярко выраженного интереса к знаниям в области конфликтологии, направленности на поиск эффективных стратегий поведения в конфликте, позитивной самооценки, сформированной субъектной позиции в конфликтном взаимодействии.
Таким образом, конфликтная компетентность, с одной стороны, является частью коммуникативных универсальных учебных действий, входит в структуру профессионализма и, с другой стороны, имеет свой состав взаимосвязанных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на конструктивное разрешение конфликта.
Стоя на позициях культурно-исторической теории и конструктивной психологии, мы можем утверждать, что именно от образовательных условий зависит сформированность или несформированность компонентов компетентности, а нормы её развития задаются возрастными задачами.
Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ работы, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.
Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую основу, часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.
Литература
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
2. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения
конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. 2006. № 1. С. 56-71...
3. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения
конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. 2006. № 1. С. 56-71.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
5. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 2001. 302 с.
6. Рыбина Е. В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. 2006. № 1. С. 51-55.
7. СапоговаЕ. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
9. Хасан Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М.: МИРОС, 2001. 176 с.
10. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. М.: ФМ. 2005. 211 с.