и Дмитрий иванович Бебер УДК 2617
О
^ к. ист. н., ассистент, Институт философии
О Санкт-Петербургского государственного университета
л (Менделеевская линия, д. 5, Санкт-Петербург, Россия, 199034)
^ d.veber@spbu.ru, weber-deutsch@yandex.ru
ч Польши и Великого Княжества Литов ского
Формирование конфессиональных границ Й с протестантскими герцогствами в XVI в.
В статье рассмотрен феномен изменения конфессиональных границ Польши и Великого Княжества Литовского протестантскими герцогствами. Основное внимание уделяется формированию герцогства Курляндского и Семигальского в результате секуляризации владений Ливонского отделения Немецкого ордена. Первая половина XVI в. отмечена важными не только политическими, но и конфессиональными изменениями на территории Прибалтики, что было связано с распространением протестантизма в регионе. Формирование конфессиональных границ произошло в результате появления протестантских герцогств из владений католической духовно-рыцарской корпорации. Этот процесс рассматривается через призму теории Пограничья, включающей boundary theory, и border-theory. Кроме того, одним из подходов, используемых в данной статье было использование концепции Kulturtranfer. Это позволило рассмотреть влияние роли проповедников из Священной Римской империи на распространение протестантизма в Прибалтийском регионе.
Ключевые слова: Орден, Кеттлер, конфессионализация, Реформация, секуляризация
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований: «Свои» и «чужие»: феномен пограничья в средние века и раннее новое время в Восточной Европе как фактор формирования социо- и этнокультурной идентичности населения регионов», проект 15-21-01003 а(м).
o
Dmitsiy Ivanovich Weber k
h
PhD in history, assistant, Institute of Philosophy, u Saint-Petersburg State University c (Mendeleevskaya linia, dom 5, Saint-Petersburg, Russia, 199034) K d.veber@spbu.ru, weber-deutsch@yandex.ru s
The formation of the confessional borders t
between Poland, the Grand Duchy of Lithuania and Protestant duchies in the 16th century
The article discusses the phenomenon of confessional change of borders between Poland, Grand Duchy of Lithuania on the one hand and Protestant duchies on the other. The focus is on the formation of the Duchy of Courland and Semigalia as a result of the secularization of the Teutonic Order's possessions in Prussia and Livonia. In the first half of the 16th century there were not only political, but also religious changes in the Baltics that were associated with the spread of Protestantism in the region. The new confessional borders were made between protestant duchies and Catholic Poland and the Grand Duchy of Lithuania.
This process is considered through the Borderland theory. It including two types theories — boundary theory and border theory. Border theory focuses on the border as the "demarcation line" both politically and socially. In contrast with it the boundary theory, formed in the movement of cultural studies not so much physical as mental and cultural characteristics of borderlands. However, boundary-studies refers to the existence of certain cultural differences surrounding regions. One of the used approaches in this article was the concept so-called "Kulturtranfer". This allows to consider the impact of the role of the preachers of the Holy Roman Empire in the spread of Protestantism in the Baltic region.
Keywords: Order, Kettler, confessionalisation, Reformation, seculari-ation
га В 1525 и 1561/2 гг. в облике Прибалтийского региона про-
и изошли важные изменения, связанные с секуляризацией
tj в Пруссии и Ливонии владений Немецкого ордена, на смену
Q которому пришли другие политические образования — гер-
я цогство Прусское и герцогство Курляндское и Семигальское.
о Политические и административные границы этих земель
л изменились. Прежнее орденское государство («Ordenstaat»)
^ (см. карту 1) прекратило свое существование, усилив, тем
« самым, позиций Польши.
к
Поскольку и Пруссию, и Ливонию можно рассматривать ч как пограничные регионы, то представляется возможным л использовать теорию Пограничья, в рамках которой выделяется border theory. В ее рамках внимание акцентируется на границе как «демаркационной линии»— и в политическом, и в социальном смыслах1. События 1525 и 1561/2 гг. изменили не только границы, но и политический статус территории, ознаменовав окончание целой эпохи. Процессы секуляризации в XVI в. неотделимы от реформационных преобразований, которые зачастую считаются рубежом между Средними веками и Ранним Новым временем2. С ликвидацией Ордена в Прибалтийских землях завершилась история владений, формировавших основу государства духовно-рыцарской корпорации, модель которого носила, по словам Г. Ловмяньского, духовный характер3. Их преобразование привело, к формированию новых политических единиц с иным юридическим статусом — светским. Неотъемлемой частью этого процесса была смена вероисповедания с католического на протестантское, сформировавшая конфессиональные границы Польши и Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ) с герцогствами Прусским и Курляндским и Семигальским (см. карту 2).
1 Heewon C. Re-examining the Rhetoric of the «Cultural Border» // Electronic Magazine of Multicultural Education. 1999. Vol. 1. N 1, URL: http:// www.eastern.edu/publications/emme/1999winter/chang.html (дата обращения: 11.09.2015).
2 Schilling H. Reformation — Umbruch oder Gipfelpunkt eines Temps des Reformes - Die frühe Reformation // Deutschland als Umbruch: Wissenschaftliches Symposion des Vereins für Reformationsgeschichte 1996 / Hrsg. von B. Moller. Gütersloh, 1998.
3 Ловмяньский Г. Роль рыцарских орденов в Прибалтике (XIII-XIV вв.) // Польша и Русь. М., 1974. С. 69.
Ввиду особого значения религиозной составляющей в опи- ^
сываемых процессах представляется возможным рассмотреть р
эти события с точки зрения другой концепции в рамках теории S
Пограничья — boundary theory, сформировавшейся в рамках о
культурологических исследований (cultural studies). В отли- а
чие от border theory она исследуют не столько физические, Д
сколько ментальные и культурные характеристики погранич- и
ных земель4. По словам Ф. Эриксона, boundary-граница отсы- о
лает к существованию определенного культурного различия ф
близлежащих регионов5. Граница в этой ситуации является о
не только разъединяющим компонентом, но и объединяю- и
о
щим, если мы говорим о культурном взаимодействии.
В данной статье предполагается рассмотреть конфесси- Л ональную составляющую формирования протестантских и герцогств, граничивших с католическими Польшей и ВКЛ. ^ Автор склоняется к точке зрения Б. Паркера, включившего р религиозные границы в контекст культурного типа boundary- ^ границ6. В связи с этим представляется возможным так- ц же использовать подход, связанный с изучением культуры. : Речь идет о направлении кросс-культурных исследований (cross-cultural studies), для которых характерно значительное внимание к тексту как культурологической категории и его роли в контактах в гомогенных или гетерогенных культурах. Одним из ярких представителей этого направления являлся Ч. Г. Хаскин, изучавший культурные процессы средневековой Европы в районах, граничащих с арабским миром7. Безусловно, Ч. Г. Хаскин, специалист первой половины ХХ в., не использовал терминологию «пограничья», поскольку она стала развиваться только во второй половине прошлого столетия.
4 Бреский О., Бреская О. От транзитологии к теории Пограничья. Вильнюс, 2008. С. 51.
5 Ericson F. Culture in society and educational practice // Multicultural education: Issues and perspectives. New York, 2004. P. 42.
6 Parker B. Toward an Understanding of Borderland Processes // American antiquity. 2006. Vol. 71. P. 79.
7 Brentjes S., Fidora A., Tischler M. Towards a New Approach to Medieval Cross-cultural exchanges // Journal of Transcultural Medieval Studies. 2014. Vol. 1. P. 13.
га Исследование культурных процессов в приграничных
и регионах принадлежит к числу наиболее активно разви-
tj вающихся сегодня направлений. Ввиду этого Прибалтика
О видится перспективным полем для дальнейших изысканий
я подобного рода. Принимая во внимание связи этого регио-
га
о на со Священной Римской империей, в рамках исследования g конфессиональных границ нельзя не учитывать культурный ^ обмен между ними. Исследования культурной «миграции» ^ характерны для направления Kulturtransfer, популярного ^ в исторической науке, особенно в немецкой, в последние чет-ч верть века8. По словам О. Чаики, его популярность обуслов-^ лена междисциплинарным характером9. Для религиозного Kulturtransfer характерно внимание не только к вопросам перехода/принятия религиозных верований, но и культурному взаимовлиянию. В частности, рассматриваются не статичные, а динамичные культурные элементы, например, язык, правила (церковные)10 и т. д. Поскольку, в рамках этих кросс-культурных концептов границы изначально не фигурировали в качестве обязательного фактора взаимодействия культур, кажется возможным их соединение с теорией boundary. В рассматриваемой статье применимо к территории герцогства Прусского и Курляндского и Семигальского, время от времени используется термин фронтир (frontier) как тип границы-boundary. Под этим термином понимают ту зону, где культуры взаимодействуют между собой11.
8 Schmale W. Historische Komparatistik und Kulturtransfer: Europa — geschichtliche Perspektiven für die Landesgeschichte; Unter besondere Berücksichtigung der sächsischen Landesgeschichte. Bockum, 1998; Mitterbauer H. Kulturtranfer — ein vielschichtiges Beziehungsgeflecht // Newsletter Moderne. 1999. H. 1. N 2. S. 23-25; Metropolen und Kulturtransfer im 15-16. Jahrhundert: Prag, Krakau, Danzig, Wien / Hrsg. von A. Langer, G. Michels. Stuttgart, 2001; Nolde D., Opitz-Belakhal C. Kulturtranfer über Familienbeziehungen — Einige einführende Überlegungen — Grenzüber-scheitende Familienbeziehungen: Akteure und Medien des Kulturtranfers in der Frühen Neuzeit. Köln-Weomar-Wien, 2008. S. 1-16.
9 Czaika O. Die Ausbreitung der Reformation im Ostseeraum ca. 15001700 als Kulturtransfer — Migration und Kulturtransfer im Ostseeraum während der Frühen Neuzeit. Stockholm, 2012. S. 76.
10 Czaika O. Die Ausbreitung der Reformation im Ostseeraum... S. 76.
11 Parker B. Toward an Understanding... P. 10.
Прибалтийский регион на протяжении Средних веков ^ и раннего Нового времени представляла собой подобный р фронтир — в религиозном, языковом смыслах. В ХШ-Х1У вв. эти земли были пограничьем трех религий: в Пруссии стал-
кивался католический и языческий, а в Ливонии — католи- в
ческий, языческий и православный миры. В XV - первой Д
половине XVI вв. языческий элемент ушел в прошлое и оста- и
лась лишь граница между католичеством и православием12. о
Однако, XVI в внес коррективы не только в политическую, но ф
и конфессиональную картину Европы в целом и Балтийско- о
1 п
го региона в частности, а феномен «нового воцерковления» к европейца (или «новой христианизации» по Х. Шиллингу13) к стал важнейшим фактором общественной истории Запада Л в раннее Новое время14. Результатом этих процессов, сопро- и вождавшихся секуляризацией, стало формирование конфес- ^ сиональных границ, между католическими и протестантски- р ми землями. к
Упомянутые ранее даты, 1525 и 1561/2 гг., знаменуют два ц основных этапа изменения конфессиональных границ Поль- : ши и ВКЛ с северными соседями (карта 1, карта 2). В 1525 г. секуляризация была проведена последним Верховным магистром и первым герцогом Прусским Альбрехтом Бранденбург-Ансбахским, в 1561/2 гг. — ландмайстером и первым герцогом Курляндским и Семигальским, Готтхардом Кеттлером. Изменение формы вероисповедания и переход обоих герцогств под власть польской короны ставит вопрос об отношении польского короля-католика к формированию протестантского анклава в его владениях. Основную проблему представлял собой религиозный статус новых земель: принесение Альбрехтом Бранденбург-Ансбахским и Готтхардом Кеттлером вас-сально-ленной присяги польскому королю оформило в целом парадигму политических взаимоотношений, но отдельные детали требовали обсуждения.
12 Kahle W. Die Begegnung debaltischen Protestantismus mit der Russisch-Ortodoxen Kirsche. Leiden, 1959. S. 19.
13 Schilling H. Konfessionalisierung und Staatsinteressen: Internationale Beziehungen 1559-1660. Paderborn, 2007. S. 11.
14 Skalweit S. Gestalten und Probleme der frühen Neuzeit. Berlin, 1987. S. 7.
га Катализатором обеих секуляризаций были внешнеполити-
о ческие сложности. Другим важным фактором был трансфер ^ протестантского учения, скорость которого, по мнению ряда О авторов, объясняется близостью рассматриваемых земель л внутри Прибалтийского региона и личным отношением о к нему со стороны Верховного магистра в Пруссии и ландмай-^ стера в Ливонии.15 Еще в 1523 г. Иоганн Оден, брат Ордена, был ^ отправлен в Виттенберг с верительной грамотой и инструк-§ циями от имени Великого магистра Альбрехта Бранденбург-^ ского16. Альбрехт передал Мартину Лютеру статуты, чтобы § он их просмотрел и дал совет о возможной реорганизации духовно-рыцарской корпорации17. Виттенбергский реформатор ответил в своем послании «К господам Немецкого ордена, чтобы они избежали ложного целомудрия и обратились к правому, честному целомудрию»18. Он советовал братии не только отречься от обета безбрачия, но и выйти из Ордена. Послание Мартина Лютера было написано в контексте его критики монастырей19. В более позднем письме к теологу Иоганну Брисману он отмечал, что посоветовал преобразовать «Пруссию в политическую форму или княжества, или герцогства»20. Возможно, ответ Лютера подтолкнул Альбрехта Бранденбург-Ансбахского принять протестантизм и принести 10 апреля 1525 г. присягу польскому королю на рыночной площади в Кракове21. По схожему пути было проведено преобразование орденских владений и в Ливонии Готхардом Кеттлером, последним ливонским ландмайстером. Еще занимая должность комтура Дюнабурга, он изъявил желание открыть
15 Czaika O. Die Ausbreitung der Reformation. S. 80.
16 Kuhles J. Die Reformation in Livland — religiöse, politische und ökonomische Wirkungen. Hamburg, 2007. S. 278.
17 Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg-Ansbach: Deutschordens-Hoch-meister und Herzog in Preussen 1490-1568. Heidelberg, 1960. S. 118.
18 «An den herrn Deutschen Orden das sie falsch keuscheyt meyden und zur rechten ehlichenkeuscheytgreyffen».
19 Stamm H.-M. Luthers Stellung zum Ordensleben. Mainz, 1980. S. 64.
20 «...Prussiam in politicamformam, siveprincipatum, siveducatum...». ^t. no: Luther M. Briefwechsel. Bd. 3. S. 215.
21 Dolezel H., Dolezel S. Die Staatsverträge des Herzogtums Preußen. Köln, 1971. S. 17.
протестантскую школу, в которой изучались бы основы новой веры. С этой целью он отправил посланника к рижскому хау-скомтуру Георгу фон Зиборгу, который должен был пригласить проповедника Давида Цитреуса из Ростока для основания протестантской школы или гимназии в Пернау22. Однако наиболее отчетливо религиозная политика Кеттлера проявилась после секуляризации Орденских владений в Ливонии. Еще в XVIII в. поступок первого герцога оценивался положительно. Так, согласно Б. Х. Хайкингу, возможному автору23 трактата «Право избранного правителя...», такая политика позволила сохранить под контролем часть «немецких» земель ввиду отсутствия помощи со стороны Империи в Ливонскую войну24. В виду того, что герцогство Курляндское и Семигальское перешло в политическую орбиту польской короны, скорее всего, под «немецкими» землями понимается культурная составляющая, в том числе религиозная.
О важности религиозной составляющей говорит и то, что во время переговоров, проходивших в Вильно в 1559 г., польский король поддержал стремления Кеттлера сохранить «принятую религию» (angenomennen Religionen), в данном случае — протестантскую25. Дальнейшее развитие идеи польского
22 Henning S. LivländischeChurländischeChronica // Scriptoresrerum Livonicarum. Riga; Leipzig, 1848. Bd. II. S. 11.
23 Heyking B. H. Ius eligendi Ducem, statibus Curlandiae et Semigaliae exprincipiis juris naturalis vindicatim. O.o., 1736. P. 4. Авторство трактата точно не установлено. Встречается точка зрения, что труд принадлежит перу Кристана фон Вольф. В данном случае мы склоняемся к мнению К. Эштрайхера (Estreicher K. Bibliografía polska. Krakow, 1888. T. 9. Р. 158).
24«...Hic primum pendebat a Supero Ordinis Teutonici Prussia Magistro: sed Plettenbergius Magister Ordinis in Livonia, certapecunlae vim adejus Superioritate se ordinem que suum liberabat. Qui facto Livonia civitas liber-aevasit... Cum sui Ordinis Magistro, Gotthardo Kettler, Livonia bello in folici implicata, adversus vim hostiumse sede fendereamplius non posset, omnibus porsus auxiliis a Caesare atque Ordinibus Imperii destitura; id tandem consilii Magister Ordinis ac status Livoniae unversi, facta de liberatio tieunanimiterce-pereuttutelae Regis Poloniae... In hoc subjectionis formam conseciebat Sigis-mundus Augustus Poloniae Rex, & hoc pacto Magistro Ordinis, Gotthardo Kettler, cessit Curlandiae & Semigaliae, in Ductum tanguam feudum haeredi-tarum; Pacta subjectionis conficiebanque Vilnae d. XXVIII. Nov. An. 1561.». Цит. по: Estreicher K. Bibliografia polska. Р. 5.
25 «...religionem apud nos usureceptam»; Цит. по: Kallmeyer T. Die Begründung.. S. 42.
e о
S
s
О
и а
К S
H
к о к e н о о s о
к а
t=l № к Е
г а
К
S .
и подданства обсуждалось на собрании орденских гебитигеров,
и собранном Г. Кеттлером 5 апреля 1560 г. в Риге26. Ландмайсте-
tj ром было озвучено плачевное положение Ордена, от которого
О «осталось только имя»27. Ландмайстер и гебитигеры пришли
я к выводу, что стоит еще раз предпринять попытку перело-
CQ
о мить ход войны, прибегнув к иноземной помощи, под которой g в сложившихся обстоятельствах, скорее всего, понималась ^ Польша.
^ Нам представляется, что не менее, если не более важным
^ был предложенный вариант дальнейшего развития событий, ч если эти усилия окажутся тщетными. Предполагалось, что ^ можно было бы вывести земли из кризиса путем принятия ландмайстером титула светского государя и заключением «христианского брака» (christliche Verheiratung)28.
Во-первых, важно отметить, что под «христианским браком», судя по всему, понимается заключение брака с представительницей именно протестантской фамилии, что следует из данной формулировки, являющегося аналогом «christliche Ehe»29. Доказательством служит сделанный выбор в пользу Анны Мекленбургской, исповедующей протестантизм. Во-вторых, важен сам факт обсуждения возможности заключать брак. Конечно, это естественно для светского государя. Но восприятие гебитигерами Ордена брака как одного из средств выхода из кризиса, может говорить нам о понимании необходимости изменения дипломатической стратегии. В то время как в Средние века и раннее Новое время заключение династических браков служило средством создания или укрепления союзов, Немецкий орден не имел такой
26 Ziegehorn C. G. Staatsrecht der Herzogthümer Curland und Semgallen. Königsberg, 1772, Beil. N 45.
27 «.die umgänglich nothwendige Auflösung des Ordens, des fast nur noch dem namen nach bestand.»; Цит. По Kallmeyer T. Die Begründung. S. 44.
28 «.im Fall durch eine christliche Verheiratung er götzliche Mittel zum Heil den armen bedrückten Landen zu finden sich auf alle Ordens lande zu Liefland al seine natürlicher Erbfürst bei dem zu träglichen Potentaten, zu verändern und zu verheiraten». Цит. по: Kallmeyer T. Die Begründung... S. 45.
29 Kawerau W. Die Reformation und die Ehe. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte des sechzenten Jahrhunderts // Schriftendes Vereinfür Reformationgeschichte. Halle, 1892. N 39. S. 52; Dietrich H. Das protestantische Eherecht in Deutschland bis zur Mitte des 17. Jahrhunderts. München, 1970. S. 21.
Д: И:ВЕБЕР
возможности из-за приносимого братией духовно-рыцарской корпорации обета целибата. р
Упомянутое собрание гебитигеров позволяет нам говорить и о взаимосвязи между Реформацией и секуляризацией в Ливонии. Была озвучена мысль, что если не удастся осуществить перелом в войне, то результатом «...предполагается
30 «.plötzlich Untergang und Zetrennung der christlichen Gemeine und das reinen seeligmachenden Wortes Gottes nicht allein über Liefland, als eine Vormauer der Christenheit, sondern in die Längde und endlichen überallebe-nachbarten Christen Lande zu unwiederbringlichen Verderbzuvermuthen...». Цит. по: Kallmeyer T. Die Begründung... S. 44.
31 «...eschristlicher und zuträglicher, auch den Personen und ganzen Orden rühmlicher ware, Hülfe und Errettung durch Christliche Veränderung zu erholen und zu Erlangen , als durch zweifelhafftigen Wahn und ungewissen Trost die Lande zu verlieren und derselben vertrieben zu warden...». Цит. по: Kallmeyer T. Die Begründung. S. 45.
32 Вебер Д. И. Последний магистр Немецкого ордена в Ливонии // Вестник Новосибирского государственного университета. Новосибирск, 2014. Т. 13. № 1. С. 21.
е
скоропостижное падение и разделение христианских сосло- и
вий и чистого и благословленного слова Божия к необрати- о
мой гибели не только в Ливонии, как оплоте христианства, е
но и во всех соседних земель...»30. Описание Ливонии как о
«оплота христианства» вполне объяснимо в рамках ритори- s
ки, свойственной духовно-рыцарской корпорации. Однако к
>
в рассматриваемом контексте смысл такой характеристики л может измениться, поскольку при обсуждении вариантов и выхода из кризиса, наряду с возможностью вступать в брак, ^ была озвучена и следующая мысль. В тексте говорится «.для р лиц и всего Ордена, в то время как земли теряются посред- щ ством сомнительных иллюзий и утешений, было бы слав- ц но, полезно и по-христиански, достигнуть успокоения через : христианское изменение.»31. Обсуждение «христианского изменения» может свидетельствовать об умонастроениях не только внутри Ордена, но и среди бюргерства и рыцарства. Под «христианским изменением», судя по всему, следует понимать именно принятие протестантизма. В пользу этого свидетельствует не только склонность Кеттлера к евангелической вере, но и уже упомянутое суждение о возможности вступить в брак32. Нарушение целибата и de facto, и de jure ставило
о
га под угрозу существование корпорации, в уставе которой это
и было одним из главных обязательств, которое брали себя,
^ вступавшие в Орден. Если проследить дальнейшую судь-
О бу гебитигеров, после секуляризации Немецкого ордена, то
я можно видеть, что часть из них осталась в Ливонии, не возврата
о щаясь в другие филиалы Ордена в Империи. На основе про-
^ сопографических данных, представленных в исследовании
^ С. Найтман33, рисуется следующая картина:
Номинант Должность до1561 г. После 1561/62 гг.
Каспар фон Альтенбохум Штатгальтер Вайсенштайна Поступил на службу к герцогу Готтхарду Кеттлеру; впоследствии, в 1563 г., установил контроль над домами Кристофа Мекленбургского, архиепископа Рижского
Энгельбрехт фон Картхаузен Дрост Зонебурга Остался в Курляндии
Фридрих Себеке С 1548 г. — дрост Везенберга Остался в Курляндии; скончался 4 сентября 1567 г.
Генрих Дюкер Мюлмайстер Риги Предположительно убит шведами в 1562 г.
Готтхард фон Фюрстенберг С 1559 г. — кумпан Каркуса Ленник польской короны в Лембурге
Йобст фон Фюрстенберг С 1560 г. — кумпан Хельмета Остался в Курляндии
33 Neitmann S. Von der Grafschaft Mark nach Livland. Ritterbrüder aus Westfalen in livländischen Deutschen Orden. Köln, 1993.
Д: И: ВЕБЕр
Бальтазар фон Фюртенберг (кузен ландмайстера Вильгельма фон Фюрстенберга) С 1558 г. - обер-лейтенант наемников Ордена Вернулся в Вестфалию
Герхард фон ден Марк С 1558 г. фельдмаршал 28 июня 1562 г. получил от ГоттхардаКеттлера лен дворы Куртум и Лауцен
Арнд фон Гален С 29 июля 1560 г. -кумпан Риги Получил от польского короля Сигизмунда II Августа владение Шуген с 50 фамилиями
Юрген фон Хавкеншайд (схайд) С 1560 г. — шенк Риги К 1565 г. вернулся в Вестфалию
Берндт фон Хефел С. 1556 г. — шафер Ведена С 1562 г. представитель польской Короны
Иоганн фон Хуте Выполнял разные функции (периодически был представителем Ордена имперских в рейхстагах) Направился в Польшу
Герд фон дер Марк С 1558 г. — хауптманн Риги Получил лен от польского короля Сигизмунда II Августа
Кристоф фон Нойхоф С 1559 г. — ландмаршал В феврале 1562 г. получил лен от Кеттлера
е о ч
м
ч О И
а к
И
к О
к е и о о
О К
а
№ к Е
г
ч а
К :
Георг фон Зиберг Выполнял дипломатические обязанности Держал ряд владений от польской короны в Дюнамунде
Каспар фон Зиберг С 1559 г. Комтур Риги Получил владения от Готтхарда Кеттлера
к
л
^ Представленная таблица показывает, что часть католи-
^ ческой братии Немецкого ордена, приняв протестантизм, к перешла в вассально-ленные отношения с польской короной, ® держа владения либо напрямую от короля, либо от герцога ^ Курляндского и Семигальского. Немаловажную роль в поддержке сохранения протестантизма в процессе образования герцогства Курляндского и Семигальского и формирования конфессиональных границ сыграл польский магнат Николай Радзивилл Черный, занимавший в тот момент должность канцлера великого литовского. Именно он вел переговоры в Вильно с Кеттлером. Можно согласиться с К. Шмидтом, отметившим, что это могло повлиять на появление в «привилегии Сигизмунда Августа» фрагмента, связанного с поддержкой религиозной свободы в аугсбургской трактовке (eonfessio Augustana)34. Четвертый параграф гарантировал Ливонии широкие привилегии в сфере управления и права. Если сравнить привилегии Сигизмунда Августа (Privilegium Sigismundi Augusti)3^ Pacta Subjectionis36, то обращает на себя внимание сходство взгляда на религиозный вопрос. В седьмой главе привилегии говорится, что герцог гарантирует своим подданным свободу исполнения обрядов37. Позже, в 1570 г. герцог Готтхард Кеттлер в своей привилегии (Privilegium Gotthardi-num) подтвердил это положение дел38.
Результатом подобной политики если не поддержки, то непротиводействия стал рост количества протестантских
34 Schmidt C. Auf Felsen gesät die Reformation in Polen und Livland. Göttinegen, 2000. S. 206.
35 Codex Diplomaticus Regni Poloniae Et Magni Ducatus Lituaniae. Vil-nae, 1759. T. V. P. 243-248.
36 Codex Diplomaticus. T. V. P. 240.
37 Codex Diplomaticus. T. V. P. 245.
38 Schmidt C. Auf Felsen gesät. S. 207.
церквей на территории герцогства Курляндского и Семи- ^
гальского. К концу XVI в. на территория данного фронтира р
их насчитывалось около 100, часть из которых была возведена 2
при прямой поддержке герцога. Одним из источников об их о
количестве является отчет на ландтаге в Митаве в 1570 г. Соло- а
мона Хеннинга, секретаря Готтхарда Кеттлера, и Александра Д
Эйнхорна. Последний сыграл важную роль для «миграции» и
к
идей на территорию герцогства в процессе систематизации о
протестантского учения. Эйнхорн издал в Ростоке церков- ф
ные законы (КкеЬепоЫпи^еп), взяв за основу правила, раз- о
работанные Брисманном для Пруссии и Риги. Кроме того, и
была использована часть мекленбургских церковных законов к
и работы Лютера об обрядах крещения и бракосочетания, что Л
вписывается в концепцию КикшФга^ег, поскольку составле- и
ние этих правил показывает кросс-культурные векторы, в том ^
числе и религиозные. Продолжают сохраняться контакты р с северонемецкими землями. Важную роль в этих процессах щ по-прежнему играли проповедники. Например, Давид Цитре- ц ус основал помимо, уже упомянутой протестантской школы : в Пярну и гимназию в Торуни, ориентировавшихся на учение Филиппа Меланхтона39. В 1580-х гг. с ростом влияния иезуитов при Стефане Батории политическая направленность несколько изменилась, однако этот аспект требует отдельного изучения.
Складывание конфессиональных границ Польши и Великого Княжества Литовского с Пруссией и Ливонией происходило в условиях секуляризации владений духовно-рыцарской корпорации Немецкого ордена. В результате изменились и ЬоМег-границы, и boundary-границы. Рассмотренный на примере формирования герцогства Курляндского и Семигальского механизм показывает, каким образом происходило изменения статуса фронтира. Вместе с тем, он отражает тесную связь между политическими и религиозными составляющими процесса складывания конфессиональных границ фронтира. Прибалтийский регион, ввиду своих торговых контактов с северонемецкими городами, сохранившихся и после трансформации
39 Giese S. Studenten aus Mitternacht: Bildungsideal und peregrination académica des Schwedischen Adels im Zeichnen von Humanismus und Kon-fessionalisierung. Suttgart, 2009. S. 377.
о
га политического статуса рассматриваемом территории, про-
и должал поддерживать и культурные связи с землями Священ-
tj ной Римской империи. Одним из направлений этого транс-
О фера была деятельность протестантских проповедников,
я отправлявшихся в Прибалтику. Протестантизм, оформив-
CQ
о ший рассматриваемые конфессиональные границы Польши
g и ВКЛ протестантскими герцогствами, послужил не только
^ религиозным, но общекультурным маркером прибалтийских
2 земель, сохранившим свое значение вплоть до начала XX в.
к
s Источники И ЛИТЕРАТУРА
к н
Рн 1. Бреский О., Бреская О. От транзитологии к теории Погра-
ничья. — Вильнюс: ЕГУ, 2008. — 336 с.
2. Вебер Д. И. Последний магистр Немецкого ордена в Ливонии // Вестник Новосибирского государственного университета. Новосибирск. 2014. Т. 13. № 1. С. 19-24.
3. Ловмяньский Г. Роль рыцарских орденов в Прибалтике (XIII-XIV вв.) // Польша и Русь. М., 1974. С. 67-79.
4. Brentjes S., Fidora A., Tischler M. Towards a New Approach to Medieval Cross-cultural exchanges // Journal of Transcultural Medieval Studies. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2014. Vol. 1. Р. 9-51.
5. Codex Diplomaticus Regni Poloniae Et Magni Ducatus Lituaniae. — Vilnae, 1759. — 522 p.
6. Czaika O. Die Ausbreitung der Reformation im Ostseeraum ca. 1500-1700 als Kulturtransfer // Migration und Kulturtransfer im Ostseeraum während der Frühen Neuzeit. Stockholm: Kungliga biblioteket, 2012. S. 76-101.
7. Dietrich H. Das protestantische Eherecht in Deutschland bis zur Mitte des 17. Jahrhunderts. — München: Claudius Verlag, 1970. — 294 s.
8. Dolezel H., Dolezel S. Die Staatsverträge des Herzogtums Preußen. — Köln: Grote, 1971. — 228 s.
9. Ericson F. Culture in society and in educational practices // Multicultural Education: Issues and perspectives / Ed. by J. Banks, C. M. Banks; 5th edition. New York: John Wiley, 2004. P. 33-52.
10. Estreicher K. Bibliografia polska. T. 9. — Kraków: Czciokani drukarni universitetu jagiellonkego, 1888. — 979 s.
11. Giese S. Studenten aus Mitternacht: Bildungsideal und peregrination academica des Schwedischen Adels im Zeichnen von Humanismus und Konfessionalisierung. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2009. — 826 s.
12. Heewon C. Re-examining the Rhetoric of the «Cultural Border» // Electronic Magazine of Multicultural Education. 1999. Vol. 1.
N 1, URL: http://www.eastern.edu/publications/emme/1999winter/ ^ chang.html) (дата обращения 11.09.2015). °
13. Henning S. Livländische Churländische Chronica // Scriptores g Rerum Livonicarum. Riga; Leipzig: Eduard Frantzens Verlag-Comtoir, 1848. Bd. II. S. 195-371. 0
14. Heyking B. H. Ius eligendi Ducem, statibus Curlandiae а et Semigaliae exprincipiis juris naturalisvindicatim. — O.o., 1736. — 83 p. ®
15. Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg-Ansbach: е Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen 1490-1568. — 0 Heidelberg: Quelle & Meyer, 1960. — 354 s. К
16. Kahle W. Die Begegnung der baltischen Protestantismus mit der е Russisch-Ortodoxen Kirsche. — Leiden: E. J. Brill, 1959. — 295 s. о
17. Kallmeyer T. Die Begründung der evangelisch-lutherischen 0 Kirche in Kurland durch Herzog Gotthard: Ein kirchengeschichtlicher И Versuch. — Riga: Kymmel, 1851. — 224 s. л
18. Kawerau W. Die Reformation und die Ehe. Ein Beitrag zur H Kulturgeschichte des sechzenten Jahrhunderts. — Halle, 1892. — 104 s. E
19. Kuhles J. Die Reformation in Livland - religiöse, politische und ^ ökonomische Wirkungen. — Hamburg: Kovac, Dr. Verlag, 2007. — 295 s. ^
20. Metropolen und Kulturtransfer im 15-16. Jahrhundert: Prag, Krakau, Danzig, Wien / Hrsg. von A. Langer, G. Michels. — Stuttgart: Ц Franz Steiner, 2001. — 263 s. .
21. Mitterbauer H. Kulturtranfer — ein vielschichtiges Beziehungsgeflecht // Newsletter Moderne. 1999. H. 1. N 2. S. 23-25.
22. Neitmann S. Von der Grafschaft Mark nach Livland. Ritterbrüder aus Westfalen in livländischen Deutschen Orden. — Köln: Böhlau, 1993. — 673 s.
23. Nolde D., Opitz-Belakhal C. Kulturtranfer über Familienbeziehungen — Einige einführende Überlegungen — Grenzüberscheitende Familienbeziehungen: Akteure und Medien des Kulturtranfers in der Frühen Neuzeit. — Köln; Weomar; Wien: Böhlau, 2008. S. 1-16.
24. Parker B. Toward an Understanding of Borderland Processes // American antiquity. Vol. 71. N 1. 2006. P. 77-100.
25. Schilling H. Reformation — Umbruch oder Gipfelpunkt eines Temps des Reformes // Die frühe Reformation in Deutschland als Umbruch: Wissenschaftliches Symposion des Vereins für Reformationsgeschichte 1996 / Hrsg. von B. Moeller. Gütersioh: Gütersloher VerL-Haus. S. 13-34.
26. Schilling H. Konfessionalisierung und Staatsinteressen: Internationale Beziehungen 1559-1660. — Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 2007. — 687 s.
27. Skalweit S. Gestalten und Probleme der frühen Neuzeit. — Berlin: Duncker & Humblot, 1987. — 229 s.
28. Schmale W. Historische Komparatistik und Kulturtransfer: Europageschichtliche Perspektiven für die Landesgeschichte. Eine Enführung unter besondere Berücksichtigung der sächsischen Landesgeschichte. — Bockum: Verlag Dr. Dieter Winkler. 1998. — 144 s.
29. Schmidt C. Auf Felsen gesät die Reformation in Polen und Livland. — Göttinegen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. — 341 s.
30. Stamm H.-M. Luthers Stellung zum Ordensleben // Der Durchbruch der reformatorischen Erkenntnis bei Luther. Neuere Untersuchungen. — Mainz: Verlag Philipp von Zabern in Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980. S. 38-57.
31. Ziegehorn C. G. Staatsrecht der Herzogthümer Curland und Semgallen. — Königsberg: Johann Jacob Kanter, 1772. — 82 s.
References
1. Breskiy O., Breskaya O. (2008) Ot tranzitologii k teorii Pogranich'ya [From transitology to the Borderlands theory], Vilnius: EGU, 336 p. (in Russian)
2. Brentjes S., Fidora A., Tischler M. (2014) Towards a New Approach to Medieval Cross-cultural exchanges, Journal of Transcultural Medieval Studies, Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, vol. 1, pp. 9-51.
3. Codex Diplomaticus Regni Poloniae Et Magni Ducatus Lituaniae (1759), Vilnae, 522 p.
4. Czaika O. (2012) Die Ausbreitung der Reformation im Ostseeraum ca. 1500-1700 als Kulturtransfer, Migration und Kulturtransfer im Ostseeraum während der Frühen Neuzeit, Stockholm: Kungliga biblioteket, рр. 76-101.
5. Dietrich H. (1970) Das protestantische Eherecht in Deutschland bis zur Mitte des 17. Jahrhunderts, München: Claudius Verlag, 294 р.
6. Dolezel H., Dolezel S. (1971) Die Staatsverträge des Herzogtums Preußen, Köln: Grote, 228 р.
7. Ericson F. (2004) Culture in society and in educational practices. Revised chapter, Multicultural Education: Issues and perspectives, New York: John Wiley, pp. 33-52.
8. Estreicher K. (1888) Bibliografia polska, Kraków: Czciokami drukarni universitetu jagiellonkego, vol. 9, 979 р.
9. Giese S. (2009) Studenten aus Mitternacht: Bildungsideal und peregrination academica des Schwedischen Adels im Zeichnen von Humanismus und Konfessionalisierung, Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 826 р.
10. Heewon C. (1999) Re-examining the Rhetoric of the "Cultural Border" Electronic Magazine of Multicultural Education, vol. 1. n. 1, URL: http://www.eastern.edu/publications/emme/1999winter/chang.html) (11.09.2015).
О rn
H
с
H ^
и О
л я О
к
л
н
я «
S
S ч н л
11. Henning S. (1848) Livländische Churländische Chronica,
®
Scriptores Rerum Livonicarum, Riga; Leipzig: Eduard Frentzens Verlag-
Comtoir, Bd. II, pp. 195-371. g
12. Heyking B. (1736) Ius eligendi Ducem, statibus Curlandiae et Semigaliae exprincipiis juris naturalisvindicatim. O.o., 83 p.
13. Hubatsch W. (1960) Albrecht von Brandenburg-Ansbach: a Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen 1490-1568, U Heidelberg: Quelle & Meyer,. 354 p. w
14. Kahle W. (1959) Die Begegnung der baltischen Protestantismus § mit der Russisch-Ortodoxen Kirsche, Leiden: E. J. Brill, 295p. K
15. Kallmeyer T. (1851) Die Begründung der evangelisch-lutherischen w Kirche in Kurland durch Herzog Gotthard: ein kirchengeschichtlicher °
U
Versuch, Riga: Kymmel, 224 p.
16. Kawerau W. (1892) Die Reformation und die Ehe. Ein Beitrag K zur Kulturgeschichte des sechzenten Jahrhunderts, Halle: Max Niemeyer, ^ 104 p. H
17. Kuhles J. (2007) Die Reformation in Livland — religiöse, politische E und ökonomische Wirkungen, Hamburg: Kovac, Dr. Verlag, 295 p. ^
18. Langer A., Michels G. (2001) Metropolen und Kulturtransfer ^ im 15-16. Jahrhundert, Prag; Krakau; Danzig; Wien. Stuttgart: Franz ffi Steiner, 263 p. ^
19. Lovmyanski G. (1974) Rol' ritsarskih ordenov v Pribaltike (XIII- . XIV vv.) [The role of the Teotonic knights in Baltic region], Pol'sha I Rus' [Poland and Rus]. Moscow, pp. 67-79.
20. Mitterbauer H. (1999) Kulturtranfer — ein vielschichtiges Beziehungsgeflecht — Newsletter Moderne, n. 2, h. 1, pp. 23-25.
21. Neitmann S. (1993) Von der Grafschaft Mark nach Livland. Ritterbrüder aus Westfalen in livländischen Deutschen Orden. Köln: Böhlau, 673 p.
22. Nolde D., Opitz-Belakhal C. (2008) Kulturtranfer über Familienbeziehungen — Einige einführende Überlegungen, Grenzüberscheitende Familienbeziehungen: Akteure und Medien des Kulturtranfers in der Frühen Neuzeit. Köln-Weimar-Wien Böhlau, pp. 1-16.
23. Parker B. (2006) Toward an Understanding of Borderland Processes, American antiquity, vol. 71, n. 1, pp. 77-100.
24. Schilling H. (1998) Reformation — Umbruch oder Gipfelpunkt eines Temps des Reformes, Die frühe Reformation in Deutschland als Umbruch: Wissenschaftliches Symposion des Vereins für Reformationsgeschichte 1996, Gütersloh, pp. 13-34.
25. Schilling H. (2007) Konfessionalisierung und Staatsinteressen: internationale Beziehungen 1559-1660, Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 687 s.
pq 26. Schmale W. (1998) Historische Komparatistik und Kulturtransfer:
u Europageschichtliche Perspektiven für die Landesgeschichte. S Eine Enführung unter besondere Berücksichtigung der sächsischen tq Landesgeschichte, Bockum: Verlag Dr. Dieter Winkler, 144 p.
27. Schmidt C. (2000) Auf Felsen gesät die Reformation in Polen und Livland, Göttinegen: Vandenhoeck & Ruprecht, 341 p. O 28. Skalweit S. (1987) Gestalten und Probleme der frühen Neuzeit,
ft Berlin: Duncker & Humblot, 229 p.
w
^ 29. Stamm H.-M. (1980) Luthers Stellung zum Ordensleben,
t^ Der Durchbruch der reformatorischen Erkenntnis bei Luther. Neuere K Untersuchungen, Mainz : Verlag Philipp von Zabern in Wissenschaftliche S Buchgesellschaft, pp. 38-57.
H 30. Weber D. I. (2014) Posledniy magistr v Livonii [The last Livonian
master of the Teutonic order], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 1. pp. 19-24. (in Russian)
31. Ziegenhorn C. G. (1772) Staatsrecht der Herzogthümer Curland und Semgallen, Königsberg: Johann Jacob Kanter, 82 p.
»
H »
S ffl o K
»
w o K
•e-
n> £a n>
T3 »
-K
S »
O
f innischer Meerbusen
Reval
JER-Vescnbtis WEN
Neuschtoss W<
iHapsol
WIEK
\(*l wl
Tarwasl,
Kackus ■
Helmut
Pleskau
Rigaer Bucht
Lemsal Roop.
Mancnbjrg
KiinUüJ
№Wf>td
■Idingen
Koketthtucn
Rosilten
LIVLAND
5(1 100 Um
DAGO
Lirländische Konföderation
Deutscher Orden
Gebiet Jes Landmeiglcrs ^J (iebiet des Landittanclialls
■ Erzbistum Riga IH Bistum Dorpat SB Bistum Ösel-Wiek ^H Bistum Kurland (■I Stadtmark von Riga
Bevölkerung
Esten äjj Russen I .ivi'n Schweden
I Letten EZ -I Deutsche I Litauer
s
3= tu
'iiHHVdJ xiqHqFVH0H00a0H0>i aHHvaodHWdoo
Карта 2. Польша, Великое княжество Литовское и протестантские герцогства в 1561 г.