Научная статья на тему 'Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников'

Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8966
891
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телегина И. С.

В статье дается краткий обзор особенностей композиционных умений старших дошкольников в сюжетном рисовании и приводится пример технологии их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a brief review of the specialities of senior pre-school students' compositional skills in narrative drawing and exemplifies a technology of forming such skills.

Текст научной работы на тему «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников»

И. С. Телегина

— кандидат педагогических наук, доцент НГГУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье дается краткий обзор особенностей композиционных умений старших дошкольников в сюжетном рисовании и приводится пример технологии их формирования.

The article gives a brief review of the specialities of senior pre-school students ’ compositional skills in narrative drawing and exemplifies a technology of forming such skills.

Педагоги и психологи подчеркивают специфичность художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста и отмечают, что при условии оптимальной организации и эффективного обучения дошкольников закладывается интерес к художественнотворческой деятельности, на основе которого впоследствии формируется художественная культура человека.

Научить ребенка осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной проблемы становится особенно очевидной, когда речь идет об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.

По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает использовать отдельные средства изобразительного языка [1]. Исследования свидетельствуют о том, что на практике малоизвестны способы обучения детей дошкольного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Это приводит к снижению образной выразительности детских рисунков, потере интереса детей к рисованию и иным формам изобразительного творчества и ограничению коммуникативных возможностей детского творчества [1. С. 201].

Поэтому проблема развития композиционных умений у старших дошкольников в сюжетном рисовании принадлежит к числу наиболее актуальных.

Актуальность данной проблемы помогла нам сформировать цель исследования: обосновать и апробировать педагогическую технологию, направленную на формирование композиционных умений старших дошкольников в сюжетном рисовании.

При определении понятий «композиция», «правила, приемы и средства композиции» мы опирались на исследования В.Б.Косминской, ГА.Кузьминой, Н.А.Курочкиной, Н.М.Сокольниковой и др. исследователей в области изобразительного искусства. Композиция (от лат. composition — составление, сочетание, соединение) — искусство сочинения, составления различных частей в целое, выделение главного.

Известно, что «Композиция — с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны — своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла» [3. С. 15].

Она упорядочивает изображение и организует внимание зрителя. Поскольку для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, статичная композиция, то основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то деревья или здания лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции, в которой основные направления линий идут из центра.

Так, композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией, которые можно назвать закономерностями построения художественного произведения.

В теории современного изобразительного искусства выделяются следующие объективные законы композиции: закон цельности, закон контрастов, закон единства содержания и формы, закон типизации и др. К основным правилам композиции относят: наличие сюжетно-композиционного центра, равновесие, соответствие формата изобразительного поля передаваемому содержанию. Приемы композиции — это средства, способствующие созданию образности произведения, выявлению отношения художника к изображаемому. К приемам композиции относят различные способы передачи пространства, движения и т.п. [1. С. 200].

Таким образом, композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения и художественный образ. Применительно к детскому творчеству композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа. Важную роль в процессе рисования старших дошкольников играет выражение связного содержания, приобретение умения так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.

В педагогическом словаре «умение» определяется как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [4. С. 153].

Содержание сюжетных рисунков детей старшего дошкольного возраста значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Передача в рисунке какого-либо события требует объединения в пространстве отдельных предметов, расположения их соответственно содержанию [5. С. 116].

Сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобразительно, сначала у ребенка не возникает такой необходимости, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей [2. С. 241]. Е.А.Флерина назвала их «слабостями» детского рисунка. Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу,

под ногами. Это они и передают в рисунке. Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют пространство неба от края горизонта до небесного купола. Поэтому одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка — в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумении распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и в отношениях детали расстилающегося перед ними пейзажа.

Другая причина — трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть — вертикальную плоскость (небо, потолок). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, — линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника. Сказываются и слабости зрительного контроля в процессе изображения. Для передачи пространственных отношений, при организации наблюдений обращается внимание на расположение предметов и объектов на плоскости. Для передачи движения, при наблюдении особое внимание обращается на позы, изменение положения рук, ног по отношению к туловищу и т.п. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений поможет ребенку осмыслить приемы изображения.

Известной слабостью детского рисунка является и искажение пропорциональных отношений при изображении частей предмета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище — прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.), искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.) [2. С. 242] .

В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно — выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. Это способствует совершенствованию композиции рисунка. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями. Дошкольнику доступны некоторые приемы изображения главного: при помощи величины, цвета, формы, расположения на листе. Без передачи главного трудно понять содержание рисунка, но этому ребенка можно научить.

По мнению Л.А.Раевой, перед сюжетным рисованием рекомендуется проводить большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций. А в процессе наблюдений рекомендует использовать игровые приемы. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла [2. С. 246].

Все эти правила, приемы и средства хотя и доступны детям старшего дошкольного возраста, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Для анализа данных констатирующего эксперимента нами были определены критерии и показатели композиционных умений. Они отражены в таблице.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ

Критерии Показатели

Использование элементов композиции в рисунках детей • сюжетно-композиционный центр • линия горизонта • многоплановость • формат • способы расстановки фигур

Выделение сюжетно-композиционного центра • не выделен • выделен слабо • выделен удачно

Способы выделения композиционного центра • цветом • размером • изоляцией • динамикой

Применение линий горизонта • без линии горизонта • линия горизонта низкая • линия горизонта средняя • линия горизонта высокая • двойной, тройной горизонт

Способы передачи пространства • цвето-воздушная перспектива • заслоняемость • расположение выше (ниже) на листе • детализация • сокращение размеров

На основе разработанных нами показателей были установлены уровни развития компо -зиционных умений в сюжетном рисовании.

1. Высокий уровень: проявляется интерес к данному виду изобразительной деятельности, ребенок самостоятельно может передать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (многоплановую, линейную) с элементами перспективы, использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

2. Средний уровень: у ребенка проявляется интерес к данному виду изобразительной деятельности, но у него часто отсутствует самостоятельность при выполнении работы, он испытывает затруднения при выделении сюжетно-композиционного центра, изображении многоплановой и линейной композиции, изображении горизонта.

3. Низкий уровень: ребенок в своей деятельности руководствуется образцом, интерес к данному виду деятельности отсутствует, он испытывает затруднения при выделении сюжетно-композиционного центра, изображении многоплановой и линейной композиции, изображении горизонта.

Обобщение количественных и качественных показателей позволило определить уровни развития композиционных умений в сюжетном рисовании у старших дошкольников в экспериментальной группе.

Результаты этого обследования показали, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформированы композиционные умения и навыки. У 50% детей (десяти детей) экспериментальной группы низкий уровень, у 30% (шестеро детей) — средний уровень и только у 20% (четверо детей) детей высокий уровень развития композиционных умений. Полученные в констатирующем эксперименте результаты указывают на необходимость проведения с детьми экспериментальной группы целенаправленной работы по формированию композиционных умений с акцентом на выделение отдельных их составляющих, имеющих наиболее низкий уровень развития. Эти аспекты формирования композиционных умений и были учтены при разработке формирующего эксперимента.

Мы предполагали, что развитие композиционных умений возможно при соблюдении следующих условий:

• если создать творческую атмосферу занятий, вызывающую положительное отношение к процессу рисования;

• содержательный компонент педагогической технологии отразит умения дошкольников , необходимые для построения композиционного рисунка;

• использовать разнообразные обучающие и творческие задания, которые включают различные комбинации правил и приемов композиции для овладения детьми средствами композиционной выразительности в сюжетном рисовании.

На современном этапе открылись широкие возможности для использования различных педагогических технологий обучения дошкольников, в числе которых технология формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Как показали результаты исследования, формирование композиционных умений у старших дошкольников в сюжетном рисовании наиболее эффективно при соблюдении следующей структуры педагогической технологии:

1) Подготовительный блок: игровые задания и упражнения, направленные на ознакомление детей с элементами композиции, способами выделения смыслового центра и связи между объектами, передачи пространственных соотношений, функций цвета, контрастности, выбор положения формата листа, ознакомление с перспективой, симметрией и применение линий горизонта.

2) Основной блок: разнообразные обучающие и творческие занятия, направленные на развитие композиционных умений. Включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей старшего дошкольного возраста, передачу характера и настроения объектов, контрастов: доброго и злого, статичного и динамичного, веселого и грустного, яркого и приглушенного.

3) Заключительный блок: использование средств композиционной выразительности в творческих занятиях по замыслу.

Подготовительный блок составил цикл дидактических игр и упражнений, которые можно разделить на темы: «Из чего состоит натюрморт и пейзаж»; «Цвета и оттенки»; «Что такое перспектива и линия горизонта»; «Форма и симметрия».

В основном блоке мы предлагали три серии заданий, каждая из которых включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей старшего дошкольного возраста.

Первая серия включает правила и приемы композиции, используемые как способ выделения главного смыслового центра, ритм повторов и ритм чередований, выбор положения формата листа в соответствии с характерными признаками главного объекта изображения — вертикальное или горизонтальное, выбор масштаба изображения, создание композиционного равновесия, пластики, использование фона, контрастности цветов.

Вторая серия включает правила и приемы воссоздания детьми в рисунке впечатления движения, использование ритма, ассиметричное построение рисунка, диагональное построение рисунка, применение характерной для движения пластики.

Третья серия объединяет приемы композиции, передающие трехмерность пространства: правила выделения переднего, дальнего и среднего плана, введения в многоплановый рисунок элементов линейной фронтальной и диагональной перспективы. Методика каждого последующего занятия определяется с учетом методики организации выполнения предыдущего занятия.

В заключительном блоке расширяли тематику детских рисунков, активизировали сам процесс их создания посредством разнообразных творческих занятий по замыслу. Дети самостоятельно применяли в своих рисунках основы изобразительной грамоты — основы композиции.

Апробация педагогической технологии формирования композиционных умений у старших дошкольников в сюжетном рисовании показала ее значительный обучающий и воспитывающий потенциал, что позволило обогатить этот процесс и содействовало амплификации не только формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста, но и развитию их изобразительного творчества и самостоятельности.

Дети учились правильно передавать сюжетно-композиционный центр, линию горизонта, многоплановость и перспективу сюжетного рисунка, а также закрепляли способы расстановки фигур, передачи пространства. Старшие дошкольники, приобретая новые композици -онные умения, более легко и свободно выражали задуманное, проявляли самостоятельность, использовали разнообразные композиционные решения в изобразительном творчестве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство». СПб., 2002.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

3. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. СПб., 2003.

4. Словарь по эстетике / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М., 1989.

5. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.А.Урун-таевой, Ю.А.Афонькиной. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.