Научная статья на тему 'Формирование комплексной системы контролинга для реализации стратегии отраслевой реструктуризации региональной экономики'

Формирование комплексной системы контролинга для реализации стратегии отраслевой реструктуризации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование комплексной системы контролинга для реализации стратегии отраслевой реструктуризации региональной экономики»

УДК 621.43.065

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВЫСОКИМ ТУРБОНАДДУВОМ ОБЕДНЕННОЙ СМЕСИ

А.В. Боровиков, д.т.н., проф., Р.Т. Хакимов, к.т.н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

Двигатели, в том числе и с искровым воспламенением топлива имеют две системы управления рабочим процессом: систему управления составом топливной смеси, то есть регулировки соотношения газ-воздух и систему управления моментом зажигания. В современных двигателях для управления системой зажигания и системой смесеобразования используются отдельные микропроцессоры. Современная концепция электронной системы управления двигателем основана на применении микропроцессора для управления системой зажигания и впрыска газообразного топлива. При этом определяются зависимости показателей работы двигателя от скорости вращения коленчатого вала, угла открытия дроссельной заслонки, угла опережения зажигания, состава рабочей смеси, температуры охлаждающей жидкости, степени наддува на впуске, а также температуры воздуха подаваемого после компрессора. В системах управления зажиганием и смесеобразованием используются датчики для контроля работы и управления двигателя с обратной связью, в которой осуществляется контроль фактических параметров двигателя при работе на обедненной смеси.

При рассмотрении [4] различных схем электронных систем управления газовым двигателем с турбонаддувом применяются традиционные технические средства сигнализирующие о характере протекании рабочего процесса в главный блок управления с помощью которого происходит оптимизация параметров регулирования соотношения газа и воздуха. Как известно точное описание условий протекания рабочего процесса в частности процесса горения и тепловыделения в цилиндре двигателя получить достаточно сложно. Следует отметить, что комплексные количественные значения, а также зависимости, полученные в ходе исследований описывают характер протекания рабочего процесса, при котором можно судить об эффективности работы газового двигателя. В данном случае оно выражается поддержанием эффективного КПД двигателя на заданном уровне, при котором важным значением является изменение скорости потока воздуха после компрессора и скорости распространения фронта пламени внутри цилиндра.

В существующих источниках [3] приводятся данные о предельном и целесообразном увеличении коэффициента избытка воздуха при работе двигателя на метановом газе, при котором индикаторное КПД * i растет до * =1,23. Можно определить фазы сгорания: индуктивный период П инД, на протяжении которого линия сжатия индикаторной диаграммы не нарушается, и период видимого сгорания ^^^д, сопровождающийся резким подъемом давления, при этом особую роль играет регулирование газо-воздушной смеси на впуске.

Для автомобильных газовых двигателей применение смешанного регулирования является особенно эффективным, так как газ допускает значительно большее, чем бензин, обеднение рабочей смеси и повышение КДД двигателя на частичных нагрузках. Испытания [4] показали, что при работе на газе смешанное регулирование по сравнению с количественным дает среднюю эксплуатационную экономию топлива 12— 18%;

Одним из основных направлений, позволяющих форсировать автомобильные двигатели работающие на природном газе, увеличить их эффективные показатели, обеспечить комплексное повышение показателей технического уровня (топливная экономичность, компактность, надежность, экологические качества) является высокоэффективный турбонаддув. Ранее наддув двигателя выполнялся механическими нагнетателями (варианты с промежуточным охлаждением воздуха), что позволяло значительно увеличить мощность и максимальный крутящий момент агрегата в 1,5...2 раза (нагнетатели Roots, ZFS и др.). Во второй половине XX века, в период интенсивного внедрения турбонаддува в конструкцию транспортного двигателя рост степени повышения давления ограничивался значениями менее 2,7 из-за опасности снижения индикаторного КПД двигателя, либо чрезмерного увеличения максимального давления цикла с ухудшением приемистости на нерасчетных режимах.

Турбонаддув используется для бензиновых и дизельных автомобильных двигателях: четырехцилиндровых с рабочим объемом менее двух литров, шестицилиндровых с рабочим объемом более двух литров и восьмицилиндровых болеетрех с половинойлитров. В бензиновых двигателях используется наддув такими фирмами как Subaru, Suzuki, Alfa Romeo, Volkswagen, Chrysler, Plymouth и др. Однако в данных конструкциях наддув ограничивается возникновением дистанционного сгорания, т.к. в процессе увеличивается давление и температура в конце сжатия. В конструкциях дизельных автомобильных двигателей практически на всех моделях применяется турбонаддув: MAN, Renault, Scania, Volvo, Nissan, Audi, Opel, Mitsubishi, Ford и др. В последние годы произошла значительная диверсификация конструктивных и технологических решений, способствующих совершенствованию рабочего процесса в самом двигателе. Современные автомобильные двигатели при высоком турбонаддуве имеют высокий индикаторный КПД, хорошую приемистость на нерасчетных режимах. Максимальное давление цикла возросло. Время выхода двигателя на рабочий режим сократилось с 2,8с до 1,3с. Используется высокий турбонаддув (степень повышения давления более 2,2) с промежуточным охлаждением, регулируемый турбонаддув с целью создания постоянной мощности двигателя при снижении частоты вращения коленчатого вала. В данной конструкции выполняется изменение угла поворота лопаток соплового аппарата турбины. При этом, достигнув соответствующего сочетания скоростной характеристики топливоподачи (коррекцией топливоподачи) и характеристик агрегатов наддува (компрессор, турбина) можно получить достаточно высокое теплоиспользование и необходимый прирост крутящего момента при постоянной мощности в условиях внешней скоростной характеристики [3]. Например, новинка BMW - трехлитровый шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель оснащен двумя малогабаритными турбокомпрессорами по одному на каждые три цилиндра. При этом, использование турбонаддува позволяет получить мощность более 300л.с. при частоте вращения 5800 мин 1. Максимальный крутящийся момент 400 н.м в диапазоне 1300...5000 мин -1. Audi RS6 оснащен V-образным десятицилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом, обеспечивающим плавную регуляцию мощности. Крутящий момент в диапазоне оборотов 1500...6250 мин -1 - 650н.м. Автомобилям BMW ALPINA ВЗ BITURBO, Audi RS6, Porshe 911 Carrera №ре и др. при мощности 300...500л.с. требуется при разгоне от 0 до 100 км/ ч время 4,5...4,8с.

Как указано выше в основном турбонаддув используется на стандартных видах двигателей (дизельные и бензиновые), конструктивные решения использования турбонаддува на автомобильных газовых двигателях в мире ограничено, а в отношении отечественного автомобилестроения использование газовых двигателей в эксплуатации на автомобилях разного класса с высоким турбонаддувом фактически единицы. Следовательно эффективность использования высокого турбонаддува в газовых автомобильных двигателях имеет особую актуальность.

Сегодня, при гармоничности работы всех агрегатов газового двигателя, остро обозначена проблема повышения экономичности турбокомпрессора (прежде всего повышение эффективности работы компрессора) при одновременных требованиях к снижению массогабаритных параметров, повышению надежности и экологической безопасности. Под повышением эффективности работы компрессора следует понимать, прежде всего, повышение его КПД, пологость протекания нагрузочных характеристик и равномерность подачи рабочего тела в цилиндры двигателя.

Известно, что снижение КП.Д компрессора приводит к необходимости повышения давления перед турбиной, а это ухудшает продувку камер сгорания цилиндров двигателя и ведет к снижению коэффициента наполнения, что приводит к уменьшению скорости распространения фронта пламени в камере сгорания газового двигателя. КПД компрессора во многом определяет топливную экономичность двигателя. Повышение КП.Д турбокомпрессора, определяет положительный перепад давлений, снижение температуры воздуха на выходе компрессора и

снижение в результате температуры выпускных газов. Это позволяет значительно повысить надежность всей цилиндропоршневой группы и продлить работу каталитических нейтрализаторов отработавших газов.

Другим важным требованием для современного турбокомпрессора, кроме высокого КПД, является пологость нагрузочной характеристики и малая чувствительность к числу Маха, т.к. эффективность работы газового двигателя во многом зависит от того, в какой мере турбокомпрессор обеспечивает воздухом двигатель на низких скоростных и нерасчетных режимах работы. Данный процесс обеспечивается слаженной работой нескольких агрегатов двигателя. Прежде всего, приспособляемость автомобильного двигателя на нерасчетных режимах осуществляется регулированием турбины турбокомпрессора и оптимизацией цикловой подачи газо-воздушной смеси с использование электромагнитных газовых дозаторов. Высокоэффективная работа компрессора на нерасчетных режимах обеспечивается оптимизацией лопаточных решеток элементов проточной части, взаимодействием элементов между собою и оптимизацией контура самой проточной части.

Высокоэффективная работа автомобильного газового двигателя во многом зависит от равномерности подачи рабочего тела в цилиндры двигателя. Известно, что аэродинамические процессы в системе компрессор-двигатель формируются в условиях интенсивного подвода энергии возмущений потока. В широко распространенных, особенно в России, восьмицилиндровых автомобильных газовых и газодизельных двигателях возмущения отбора воздуха в цилиндры имеют «аритмичный характер». Современные исследования ведущих НИИ показывают, что неравномерность зарядов по цилиндрам может достигать 10%. Среди негативных последствий данной неравномерности наряду со снижением топливной экономичности могут быть отмечены следующие факторы:

- частичное расслоение газо-воздушной смеси от источника смесеобразования до источника воспламенения;

- теплонапряженности деталей отдельных цилиндров;

- повышение токсичности, связанное с ростом температур рабочего тела в них увеличение содержания углерода;

В конструкциях отечественных автомобильных двигателей используют турбокомпрессоры типа ТКР с радиальной турбиной (в крупных агрегатах -ТК с осевой турбиной). Частота вращения ротора турбокомпрессора на номинальном режиме работы двигателя 40000...80000 мин

1. При этом в высокооборотных конструкциях для лучшей приемистости применяют малогабаритные рабочие колеса компрессора с небольшими моментами инерции. Эти условия определяют высокий до 0,1...0,12 условный коэффициент расхода компрессора, увеличивают простран-ственность течения на выходе рабочего колеса и потери в неподвижных элементах. В работе автора [1,2] проведены исследования влияния условного коэффициента расхода и коэффициента теоретического напора на эффективность работы компрессора и газового двигателя в целом. Лучшие результаты получены для условного коэффициента расхода 0,1 коэффициента теоретического напора 0,7...0,9 и потоковой диффузор-ности 1,2...1,4. В результате оптимизации газодинамических, геометрических и режимных параметров турбокомпрессора наддува значительно улучшены эксплуатационные показатели двигателя в условиях работы на номинальных и долевых режимах, в том числе при высоких значениях наддува с учетом нестационарности подачи воздуха в цилиндры. КПД компрессора турбонаддува повышен на 4...6% по

сравнению с существующими отечественными аналогами. Удельный расход топлива снижен на 3...4 г/(кВт-ч), повышена его надежность и экологическая безопасность.

Эксплуатация автомобильного двигателя, в том числе работающего на природном газе характеризуется значительным временем работы на нерасчетных режимах. В этих условиях может ухудшиться приемистость двигателя и равномерность подачи воздуха в цилиндры, это связанно с изменением расхода воздуха через компрессор по сравнению с расчетной величиной, так как радиальная составляющая скорости воздуха уменьшается, при этом увеличивается угол атаки на входе в лопаточный диффузор. И наоборот, увеличение расхода приводит к появлению отрицательного угла атаки. Если углы, становятся слишком большими, наступает отрыв потока и рост потерь, что приводит не регулируемой работе турбокомпрессора и двигателя. В целях достижения эффективной работы газового двигателя с турбонаддувом в работе [2] авторами разработана модель течения в лопаточном диффузоре, позволяющая оценить нагрузку налопатки диффузора при различных углах атаки с учетом влияния вязкости на загромождение каналов пограничными слоями. Разработка и исследование лопаточных диффузоров проводились с помощью комплекса расчетных моделей, включающих в себя расчет невязкого обтекания решетки, расчет параметров пограничного слоя на лопатках и ограничивающих поверхностях, определения положения точки отрыва на лопатках, построение отрывного течения по схеме «струя-след» и расчет потерь.

Исследование проточной части турбокомпрессора наддувадвигате-ля показало, что общие потери в рабочем колесе компрессора минимальны в окрестности условных коэффициентов расхода0,08...0,09. С учетом баланса между различными видами потерь можно принять коэффициент напора 0,78...0,8. При выполнении вышеперечисленных условий возможно получение КПД колеса 0,93...0,94. Высокое КПД колеса турбокомпрессора используемое при оптимизации рабочего процесса в частности сгорания газовоздушной смеси в камере рабочего цилиндра важно, т.к. высокий наддув увеличивает турбулентную скорость, а это в свою очередь повышает эффективность работы газового двигателя и создает благоприятные условия по улучшению основных показателей.

В настоящее время проводятся научные исследования [2] позволяющие распространить с учетом критериев подобия результаты работ на турбокомпрессоры типа ТКР, используемые широко в легковых автомобилях, работающих на природном газе.

Литература:

1. Боровиков, A. В. Компрессоры турбонаддува транспортных дизелей. Оптимизация и проектирование проточных частей. / A. В. Боровиков. -СПб. : СПб^У, 2004. - 159 с.

2. Боровиков, A. В. Влияние гидравлических потерь в компрессоре турбонаддува на характеристики транспортного дизеля. / A. В. Боровиков, A. М. Симонов, С. М. Гнездилов // Двигателестроение.

- СПб., 2006. - № 3.-С. 16-19.

3. Николаенко, A. В. Энергетические машины и установки. Двигатели внутреннего сгорания : Учеб. пособие. / A. В. Николаенко, В. С. Шкрабак. - СПб. : СПб^У, 2005. - 438с.

4. Хакимов Р.Т. Регулирование мощности газового двигателя путем оптимизации состава газовоздушной смеси / Р.Т. Хакимов. - СПб. : СПб^У, 2007. - С. 203 - 210.

МОРФОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

А.А. Устюжанин, аспирант МГУ

В настоящее время франчайзинг бурно развивается как одна из наиболее эффективных форм предпринимательства, в том числе и в России, где количество компаний, в той или иной степени применяющих данную технологию, неуклонно растет.

Несмотря на то, что по темпам прироста франчайзинга наша страна находится на одном из первых мест в мире - количество франчайзеров сейчас удваивается практически ежегодно, тем не менее, по сравнению с рядом зарубежных стран сектор франчайзинга в России все еще невелик

- на нем работает свыше 600 франчайзеров, включая мультибрэндовые компании, а, к примеру, в США их в 5раз больше. Но число реально действующих франшиз у нас в стране меньше 400. Необходимо отметить, что более чем 60% франчайзеров, присутствующих на российском рынке - российские компании, остальные - иностранные.

Относительно небольшой процент национальных компаний свидетельствует как о недостаточной сформированности российского рынка,

так и о том, что зарубежные компании проявляют очень большой интерес к России.

Количество франчайзи к концу2007года превысило 3000операторов. В среднем по стране количество франчайзи растет примерно на 20% в год.

Из-за относительной новизны данной технологии в России франшизные пакеты многих компаний еще не до конца апробированы, поэтому компании открывают и свои корпоративные точки. Надо сказать, что в России большинство франчайзеров, особенно в ритейле, смотрят на франчайзинг в основном как на инструмент интенсивного развития собственной сети, тогда как зарубежные компании основную прибыль имеют именно от продажи франшиз, а большое количество корпоративных точек - показатель либо желания закрепиться в каком-либо регионе, либо тестирования нового варианта франшизного пакета. В России такой подход оправдан еще и своеобразием потребительских предпочтений в регионах.

Развитие франчайзинга в регионах России влечет за собой:

- появление новых продуктов и услуг;

- повышение культуры предпринимательских отношений;

- обеспечение правовой защищенности малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения;

- структурированы системы практического обучения малому предпринимательству без создания каких либо специальных учебных структур и программ;

- насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса;

- развитие активности в предпринимательской среде;

- увеличение уровня налоговых поступлений.

Таким образом, франчайзинг как способ развития бизнеса переживает состояние бурной популярности. Причинами этого является то, что:

- предпринимательская среда стала более информированной о значительных выгодах применения франчайзинга прежде всего для самих предпринимателей;

- значительно повысился интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса;

- растет понимание среди крупных компаний преимуществ развития в регионах России с помощью франчайзинга,

- в последнее время очень активно возводятся крупные торговые центры в регионах России.

Флагманом отечественного франчайзинга в России является сектор розничной торговли. B нем задействовано свыше 55% от общего числа франчайзеров в России и более 35% российских франчайзи.

Одной из крупнейших компаний этом секторе является «Пятерочка».

За пять лет созданы франчайзинговые сети магазинов «Пятерочка» в 21 регионе России и стран СНГ, в рамках которых на конец 2006 г. функционировало свыше 600 магазинов с совокупным годовым оборотом, приблизившимся вплотную к отметке в миллиард долларов.

Надо отметить, что не во всех регионах одинаково гладко реализуется франчайзинговая система «Пятерочки». Имели место финансовые и организационные проблемы в Пермском крае, Свердловской и Омской областях, где потребовалось «хирургическое» вмешательство обладателя франшизы: смена франчайзи и перезапуск сетей.

Сегодня, по прошествии двух лет, франчайзинговые проекты в этих регионах демонстрируют высокие показатели как по увеличению числа магазинов, так и по качественным параметрам. Сеть магазинов «Пятерочка» в Пермском крае стала одним из трех региональных лидеров, а в Омской области показывает серьезный количественный рост.

Кроме того, эта сеть проникла в многие регионы: Белгородскую, Волгоградскую, Новосибирскую, Воронежскую, Омскую область. Красноярский, Алтайский, Пермский край, Ростовская, Самарская, Ульяновская и Саратовская область.

Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2007 г. составил 2 миллиарда 84 млн.долларов США - это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн. человек. К началу 2008 г. Компания поглотила сеть магазинов «Копейка» (18 магазинов) в Санкт-Петербурге и компанию СРТ (25 магазинов).

В 2006г. «Пятерочка» вышла на новый этап развития и стала консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае2006 г. Была совершена уникальная сделка по покупке «Пятерочкой» крупнейшей в России сети супермаркетов - компании «Перекресток» с годовым товарооборотом более 1 миллиарда долларов.

Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж.

Другой успешно развивающейся отечественной компанией в области продовольственного ритейла является сеть «Копейка».

Первый магазин «Копейка», открытый по программе франчайзинга, начал работать в 2001 году в Москве. На сегодняшний день этой сети принадлежат российским франчайзи.

ОАО «ТорговыйДом «Копейка»рассматриваетфранчайзингкакодну из стратегий регионального развития и предлагает готовый бизнес по созданию и развитию розничного универсама с хорошей доходностью. «Копейка» активно развивает программу франчайзинга на территории Москвы, Московской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ярославской, Ульяновской областей, Чувашии, Мордовии, Марий-Эл. На сегодняшний день

успешно работают 16 франчайзинговых магазинов в Москве, 4 - в Московской области, 2 - в Орловской и по одному в Самарской и Владимирской областях.

Для открытия универсама «Копейка» требуются инвестиции в размере около 500-800долларов США на квадратный метр торговой площади. Срок окупаемости инвестиций составляет23-30месяцев, прибыль на инвестированный капитал -24-32%. Доходную часть бизнеса обеспечит агентское вознаграждение и стоимость субаренды. Стоимость франшизы на один магазин: 777 620 руб.

Также франчайзинг пользуется популярностью и в сфере розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами.

Так, «SPRINGFIELD» - бренд, специализирующийся на одежде и аксессуарах для молодежи, был основан в 1988 году. Брэнд получил всеобъемлющую поддержку у молодых мужчин. В России на сегодняшний день открыто 22 магазина, в Москве - 9, в Санкт-Петербурге -10, Казани

- 1, Екатеринбурге -1, Нижнем Новгороде - 1, на Украине открыто 5 магазинов. Для открытия магазина требуется объем инвестиций в 100 000П.

Другая компания, самостоятельно развивающая розничную сеть фирменных магазинов в Москве и региональную сеть на условиях франчайзинга - «Orange». С2006г. компания «Orange» начала открывать магазины в регионах на условиях франчайзинга. Сегодня 30 магазинов «Orange» продают первоклассную женскую одежду в Москве и Московской области и более 22 фирменных магазинов в регионах России.

Другой пример использования франчайзинга в розничной торговле

- сеть специализированных винных супермаркетов «Ароматный мир». Брэнд «Ароматный мир» появился в октябре 1998 г. и за свою 10-летнюю историю проделал путь от одного магазина формата Cash&Carry до крупнейшей в России сети специализированных винных супермаркетов. Сегодня «Ароматный мир» - это более 100 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Волгограде, Твери, Иваново и других городах европейской части России. Общее число сотрудников сети «Ароматный мир» превышает 700 человек.

Сеть «Ароматный мир» предусматривает две формы франчайзинга. Прямой франчайзинг: заключается договор франчайзинга на отдельный магазин. Актуально для небольших городов с численностью, не превышающей 100 тысяч человек.

Территориальный франчайзинг: предоставляется эксклюзивное право на освоение региона. Предусматривает открытие нескольких магазинов на территории региона. Для городов с численностью более 200тысяч человек экономически целесообразным является развитие локальных сетей на основе данного договора.

Для открытия магазина вам потребуются объем инвестиций в 2000000 руб., роялти -100 00 руб., паушальный взнос - 275 000 руб.

Франчайзинг также успешно развивается в секторе общественного питания, где задействовано 20% франчайзеров и 22% франчайзи.

В России действует уже несколько систем предприятий быстрого обслуживания, но основных франчайзинговых игроков пока не очень много.

Хотя «МакДональдс» первым ступил на российскую землю, но классический франчайзинг в сфере быстрого питания принес нам другой американский оператор фаст-фуда - Subway. Первый Subway открылся в США в 1965 году. Сегодня эта сеть насчитывает более27000ресторанов в 86 странах мира. В России Subway позиционируется как система быстрого обслуживания, основой меню которой являются сэндвичи и салаты. У нас эта сеть развивается с 1994 года исключительно по франчайзингу, и занимается этим «Subway Russia Franchising Company» В настоящее время в российской сети Subway находятся 39 предприятий быстрого обслуживания: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и в крупных региональных городах.

Франшиза «Subway» выдается на 20 лет на конкретный адрес для организации одной бутербродной. Стоимость франшизы Subway составляет $12 тыс., а на организацию одной бутербродной требуются средства в размере $120-200 тыс. и помещение площадью 100150 кв. м, обеспеченное необходимой инфраструтурой. Франчайзи «Subway» выплачивают головной компании ежемесячно роялти 8% от выручки, а также взносы в рекламный фонд - 3,5% от выручки. Средний срок возврата инвестиций во франчайзинговый проект «Subway» составляет 2 года.

Не менее успешно в сфере общепита выступает компания «Сбарро» Сегодня более чем в 30 странах мира работает более 1000итальянских ресторанов «Сбарро», из них более 600 - по франчайзингу. С 1997 года российская фирма «Бразерс и компания» является эксклюзивным франчайзи сети итальянских ресторанов быстрого питания «Сбарро» в России. За это время ею открыто более 100 ресторанов в московском

регионе, Санкт-Петербурге, Казани и других российских регионах.

Франчайзер предлагает две концепции ресторана «Сбарро»: с буфетом и без. Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана «Сбарро», составляет порядка $550тыс., включая оплату за франшизу ($40 тыс.). Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около 250-350тыс. USD. В суммы включены все расходы, необходимые для подготовки ресторана к открытию - паушальный взнос, проектирование, ремонт и отделка помещения, закупка, доставка и монтаж оборудования и мебели, обучение персонала и пр.

Еще одним франчайзером можно назвать «Росинтер Ресторантс Холдинг» - сетевые семейные рестораны полного обслуживания, в структуру которых входят компании «IL Патио», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», «Сибирская Корона», T.G.I. Friday’s, «1-2-3кафе», «РОСТИКС-КРС», «Карлсон Туризм», «КорпЭстейт», «Плениа».

Лидирующим оператором в сегменте семейных ресторанов (casual dining restaurants) в России и СНГ остается «Росинтер Ресторантс Холдинг». В настоящее время холдинг управляет 268 ресторанами, из которых 72 работают на основе договоров франчайзинга в 30 городах России, СНГ и Европы. Компания предлагает блюда итальянской, японской, американской и русской кухни в ресторанах, работающих под зарегистрированными торговыми марками «IL Патио», «Планета Суши» и «1-23 кафе» и под торговыми марками, используемыми по лицензии: T.G.I. Friday’s и «Сибирская Корона». В результате создания совместного предприятия с компанией Whitbread PLC, «Росинтер» развивает на территории России сеть кофеен Costa Coffee.

Паушальный взнос компании-франчайзи за франшизу «РОСТИКС-КРС» составляет - $40900. Размер роялти и маркетинговые отчисления составляют соответственно 6% и 5% от ежемесячного оборота. Договор заключается на 10 лет с возможностью пролонгации на такой же период. При этом франчайзер предоставляет партнерам доступ к корпоративным контрактам на поставку оборудования и сырья, к стандартам ведения бизнеса, консультациям, обучению.

Что касается «ЮСТИКС-КРС», то в него входит 143 предприятия (включая 91 предприятие, работающее по договорам франчайзинга.) Валовой товарооборот всей сети (с НДС) (корпоративные и франчайзинговые ПБО) в 2007 году составил 164 млн. долларов США.

Между тем, не так быстро франчайзинг развивается в сфере услуг, где18% франчайзеров и 16% франчайзи.

Пока что в России компаний, работающих в сфере услуг по программе франчайзинга не так много, как в США, но с каждым годом их становится все больше. Лидером здесь является компания 1С, занимающаяся разработкой и реализацией программного компьютерного обеспечения для обслуживания предприятий.

Основанная в 1991г., «1С» - чисто российская фирма, опирающаяся исключительно на собственные профессиональные успехи. По данным многочисленных опросов, «1С» занимает первое место в софтверном секторе российской компьютерной индустрии.

В 100 городах РФ насчитывается около 4500 предприятий, сертифицированных фирмой «1С» на оказание комплексных услуг по автоматизации на базе программных продуктов «1С» управления и учета на предприятиях и около 280торговых точек, занимающихся розничной продажей программ для домашних компьютеров

Впечатляющих результатов добилась компания «Кодак», которая более 10 лет успешно развивает международную франчайзинговую программу «Кодак-Экспресс». В стране сегодня действуют 1300 франчайзинговых магазинов и салонов.

В области услуг по уборке помещений уникальную франшизу предлагает компания «Кем-Драй Россия». В ее основе лежит технология американской компании «Chem-Dry» по газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели. Открыть бизнес в этой области можно также по франшизе «Primex». Эта фирма специализируется на разносторонней уборке помещений, чистке мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий.

Компания «DIXIS» работает в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России.

На сегодняшний день франчайзинговые магазины сети «Dixis» работают практически во всех регионах России. Население крупнейших городов таких регионов как Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Уральский, Поволжье и др. уже знакомо с торговой маркой «DIXIS» и по достоинству оценило уровень и качество услуг, предоставляемых под этим брендом. Более 40 партнеров - участников программы франчайзинга, используя передовые технологии организации бизнеса, предоставляемые компанией «DIXIS», превратили отдельные магазины по продаже сотовых телефонов в развитые сети, где широко представляют не только оборудование для сотовой связи, но и большой спектр цифро-войтехники.

Своим вниманием франчайзинговые компании не обошли и сферу образования. Так, в 1995 году международная компания EF открыла свою первую школу EF English First в Москве. Сегодня работает уже 34 школы. Сеть EF English First распространена в регионах - Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Твери, Альметьевске.

По оценкам экспертов, в будущем также сохранится активность регионов РФ, что скажется как на появлении новых франшиз, так и на повышении общей активности в регионах - проведении ряда мероприятий, призванных популяризировать франчайзинг (выставки, конференции, круглые столы и пр.). В скором времени региональные франчайзеры составят значительную конкуренцию федеральным сетям на местах, благодаря большей узнаваемости их брендов в конкретном регионе и лояльности локального потребителя.

Тот факт, что в последнее время значительно возросла активность регионов, говорит о том, что франчайзинг становится хорошим заполнением ниши мелкого и среднего бизнеса. В России складываются для этого все более благоприятные условия.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ

О.М. Харыкин, аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телекоммуникационный сектор является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики всех регионов нашей страны. Опыт показывает, что даже в период экономических спадов телекоммуникационная активность не замедлялась. Это и понятно: чем больше проблем стоит перед обществом, тем больше это общество нуждается в оперативных телекоммуникационных услугах.

Чтобы ускоренно развивать такую приоритетную отрасль, как телекоммуникации, необходимы объемы инвестиций, которые позволяли бы постоянно обновлять техническую и технологическую базу сферы. Эта закономерность развития действует не прямолинейно, а с учетом специфики той или иного региона страны, особенностей производственных процессов.

В октябре 2008 г. во всех российских регионах насчитывалось 187 млн. проданных сим-карт, в то время как реальная абонентская база составила 97 млн. абонентов, при этом абонентская база операторов по сим-картам на конец 2007 года составила в МТС - 57 млн. абонентов, у БиЛайна - 52, у Мегафона - 35 млн., по другим

операторам - 28 млн. абонентов.

Постоянно активизируются инвестиции в российские телекоммуникации как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов. За все время работы сотовой связи в РФ продано около 159 млн. сотовых телефонов. При этом выручка от розничных продаж сотовых телефонов составила в России в 2007 году 6,81 млрд. долл., превысив показатели предыдущего года на 20, 6 %. Для реп-лейсмента в количестве суммарных розничных продаж сотовых телефонов в 2007 г. составила 84%, т.е. 27,3 млн. сотовых телефонов были приобретены на замену. 24% телефонов было продано в кредит (на 1, 63 млрд. долл.). Средняя стоимость телефона, проданного в кредит, составила 285 долл., в то время как проданного за наличные - 194 долл., в то время как в 2006 г. стоимость телефона составляла 170 долл. Ожидается, что в 2008 г. объем розничных продаж сотовых телефонов увеличится на 10 % , а средняя стоимость телефона составит 215 долл.1

Как показала практика, идея сотовой мобильной связи оказалась весьма плодотворной. Она стимулировала развитие многих

1 Источник: Мобильный Контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.