CK
со
со <
0.
ск
ш
н <
о.
I-
о
CK
Формирование комплексной государственной политики, направленной на развитие социального рыночного хозяйства
The Russian Federation: Comprehensive State Policy that Regulates Its Social-Market Economy
УДК 330.34
Пузыня Наталья Юрьевна
профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, профессор
191023, г Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Puzynya Natal'ya Yur'evna
St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
В условиях глобализации наблюдается усиление роли государственной политики в регулировании процесса развития социального рыночного хозяйства. В данной статье сделан акцент на уточнении понимания того, что представляет собой государственное регулирование в условиях глобальной экономики и каким образом его следует модифицировать с учетом особенностей и закономерностей развития социально-рыночной системы хозяйствования, обеспечивая при этом конкурентоспособность и устойчивость развития национальной экономики на мировом рынке. Авторами разработан теоретический подход к переходу на более результативный уровень формирования комплексной государственной политики, уточнены основные экономические и социальные функции государства, представляющие собой основу политики формирования и развития социального рыночного хозяйства с учетом закономерностей, определяющих этот процесс.
Ключевые слова: глобализация, социально-рыночное хозяйство, государственная политика, государственное регулирование, функции государства, социальное развитие, национальная экономика
The article has described the Russian Federation (RF), highlighting its development of a comprehensive state policy designed to regulate its social-market economy (SME). In the course of the presentation, the critique explains what constitutes state regulations within the context of a global economy and how they can be adapted to the developmental patterns of a SME. This adaptation, the paper indicates, would ensure that the national RF economy would be competitive and sustainable in the global market. The document also contains a theoretical approach covering the country's current transition to a more efficient state policy. The blueprint claims this approach specifies the state's basic economic and social functions — the basis of SME policy formation — with a view to defining Russia's policy-creation process.
Keywords: globalization process, social market economy, state policy and functions, government regulations, social development, national economy
В экономической науке существуют различные подходы к пониманию сущности и предназначения регулирующей роли государства, которые выражаются в
Фирсова Юлия Петровна
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
191023, г Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Firsova Yuliya Petrovna
St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
совершенно краиних трактовках этого процесса — от максимального до минимального влияния на все сферы экономической жизни. Что же касается социальной сферы, то здесь невозможно обойтись без вмешательства государства и его главенствующей роли в регулировании всех процессов. Вместе с тем в оценке места государства и осуществляемых им регулирующих функций можно выделить два подхода.
Первый заключается в том, что именно государственное влияние представляет собой фундаментальный фактор, обеспечивающий устойчивое развитие по выбранному (спланированному) направлению социального развития.
Второй — в том, что государственное влияние, а точнее государственное регулирование представляет собой некую подсистему, не противоречащую рынку. Причем эта подсистема строится таким образом, что обеспечивает стимулирующее воздействие рыночных инструментов развития в сочетании с высокой степенью социальной защищенности индивидуумов и домашних хозяйств.
Развитие экономики в условиях глобализации, трансформирующей понимание интеграции, кооперации и специализации, накладывает отпечаток на характер социально-экономического развития и модели хозяйственной системы [1, с. 58].
Что же касается системы социального рыночного хозяйства, то в условиях глобализации она претерпевает значительные изменения. Эти изменения связаны в первую очередь с упрощением и ускорением движения капиталов, товаров и рабочей силы через государственные границы. Это приводит к тому, что в страны, в которых созданы более комфортные условия для проживания и трудовой деятельности и сформирована модель социального рыночного хозяйства, устремляются потоки трудовых мигрантов. Это предполагает защиту интересов коренного населения без ущемления при этом интересов мигрантов [2, с. 108]. В этой ситуации происходит усложнение задач, стоящих перед государственной системой регулирования, о чем свидетельствуют события в таких
Таблица 1 к
Базовые экономические и социальные функции государства в социальном рыночном хозяйстве ^
Базовые функций государства
Экономические Социальные
Обеспечение свободы экономической деятельности. Антимонопольное регулирование. Стимулирование деловой активности. Защита прав собственности; обеспечение законности и правопорядка. Организация однородного экономического пространства. Стимулирование внешнеэкономической деятельности. Регулирование отношений между трудом и капиталом. Обеспечение устойчивости финансовой системы. Формирование и развитие базового сектора производства знаний. Создание и содействие развитию инноваций. Защита экономической безопасности государства Обеспечение социального единства. Обеспечение социальной справедливости. Обеспечение высокого уровня социальной защиты. Обеспечение социальной безопасности. Создание эффективной системы перераспределения доходов. Социальное страхование. Создание условий для развития личности. Создание эффективной системы здравоохранения. Создание эффективной системы образования. Демографическая политика, соответствующая условиям глобализации. Стимулирование производства качественных общественных благ
странах, как Франция, Великобритания, Италия и др. В свою очередь процесс усложнения задач может делать всю регулирующую систему менее поворотливой, а в краткосрочном временном промежутке и менее результативной, что можно квалифицировать как экономическое противоречие. Именно это должно быть положено в основу понимания основ функционирования системы государственного регулирования в социальном рыночном хозяйстве периода глобализации.
В качестве базы разрешения указанного противоречия предлагается активное использование инструментов, присущих институционально-эволюционной и синергетической концепциям. Исходным здесь можно считать понимание того, что институты представляют собой «гены», определяют структуру всей социальной рыночной системы. Они обеспечивают преемственность последующими поколениями свойств, которые позволяют повышать результативность поведения хозяйствующих субъектов, с обязательным учетом принятых в данном обществе морали.
При этом не следует забывать, что любое государство формировалось не только как экономический и социальный институт, а прежде всего как политический институт и институт принуждения. И в настоящее время политические задачи, относящиеся к внутренней и внешней политике, продолжают играть важную роль в принятии тех или иных социально-экономических решений, в том числе и в такой важной для социального рыночного хозяйства области, как формирование однородного социально-экономического пространства. Это оказывает влияние и на характер трансакционных издержек, которые обусловлены территориальными особенностями, в том числе связанными с природой, климатом, историческими и религиозными различиями, наличием полезных ископаемых, естественных средств коммуникации и др.
Формирование однородного экономического пространства является важной функцией государства, развивающегося по модели социального рыночного хозяйства. Однако ее практическая реализация крайне сложна [3, с. 159]. Неоднородность социально-экономического развития Российской Федерации просматривается вполне отчетливо — с позиции доходов населения, уровня образования, доступности социальных институтов и др. При формировании и развитии экономического пространства следует уделять пристальное внимание сбалансированности компонен-
тов, которые образуют социальную составляющую рассматриваемой нами хозяйственной системы. Во многом это зависит от действующей системы государственного регулирования, а точнее от развитости институтов (табл. 1).
Указанные в этой таблице функции представляют собой основу для формирования трансакционных издержек.
В социальном рыночном хозяйстве эти издержки, их характер и масштаб формируются в строгом соответствии с задачами, стоящими перед всей хозяйственной системой. При этом совокупные издержки не должны превышать эффект, который получает общество от практического применения социального рыночного хозяйства и выражающийся в повышении уровня жизни населения и увеличении основных макроэкономических показателей. Кроме того, следует оценивать изменения качественных показателей, которые в конечном счете также могут оказывать воздействие на изменения в экономической системе, повышая при этом уровень конкурентоспособности страны в условиях глобализации [4, с. 48].
Выделение базовых экономических и социальных функций государства в социальном рыночном хозяйстве позволяет углубить понимание механизма согласования социально-экономических интересов различных хозяйствующих субъектов.
В этой связи следует сделать акцент на уточнении понимания того, что собой представляет государственное регулирование и каким образом его следует модифицировать. Государственное регулирование следует рассматривать как важнейший инструмент, обеспечивающий согласование интересов в социальной рыночной системе хозяйствования. Объяснить это положение можно еще и тем, что государство обеспечивает исполнение центральной функции в работе системы социального рыночного хозяйства [5, с. 23].
Логика исследования позволяет уточнить и определить некоторые закономерности развития социального рыночного хозяйства, функционирующего в период глобализации.
• Наличие причинно-следственных связей между этапом развития социального рыночного хозяйства, как типа хозяйственной системы, и качественными характеристиками функций государства, как базового института. Характер усложнения этих связей, а также получаемый при этом эффект указывают на
^ модернизацию социально-экономических функций государства.
™ • Усложнение социальных функций государства и
< повышение их значимости, которое является следом ствием повышения уровня человеческого капитала
и качества жизни, при условии постоянно повы-^ шающегося уровня развития национальной эко-^ номики.
° • Наличие причинно-следственной связи в измене-к нии соотношения прямых и косвенных методов ^ государственного регулирования в пользу усиления ° косвенных.
^ • Совокупность этих закономерностей оказывает
< серьезное воздействие на устойчивость развития ^ всей хозяйственной системы, что представляется ^ очень важным в условиях глобализации. Таким образом, здесь прослеживается эволюция системы
□= государственного регулирования с учетом особенностей социального рыночного хозяйства. Именно это должно быть положено в основу модернизации системы государственного регулирования и приведения ее в полное соответствие с требованиями, касающимися конкурентоспособности и устойчивости развития национальной экономики. Отметим, что устойчивость развития представляет собой фундаментальное свойство хозяйственной системы, обеспечивающей повышение результативности всей системы. • Базируясь на теории устойчивого развития, следует понимать устойчивость как способность системы к противодействию (нейтрализации, минимизации) тем угрозам, которые несут явную опасность для социально-экономического развития и снижают уровень конкурентоспособности в глобальной экономике, вплоть до разрушения хозяйственной системы [6, с. 73]. Действенным инструментом повышения устойчивости следует считать механизм государственного регулирования в сочетании с кратко-, средне- и долгосрочным управлением. В силу цикличного характера развития важнейшим из этих трех временных механизмов следует признать долгосрочный механизм. Именно он наиболее полно отражает сущность социальной рыночной системы, поскольку интересы хозяйствующих субъектов относительно стабильны и незначительно подвержены изменениям во времени. Цикличность развития позволяет манипулировать государственным управлением: на этапах кризисов и социально-экономических потрясений усиливаются методы прямого государственного воздействия, а на этапе динамичного развития они ослабевают. Наибольшую же пользу приносят методы косвенного регулирования. Таким образом, наблюдается сочетание силы воздействия прямого и косвенного регулирования, объясняющее, кроме прочего, возрастающую роль государства как института в системе социального рыночного хозяйства [7, с. 216].
Совокупность всех инструментов государственного регулирования обеспечивает адекватную реакцию на изменения в глобальной экономике, оказывающие прямое воздействие на экономику любого государства, особенно — развивающегося по модели социального рыночного хозяйства, с приоритетом социальной составляющей. Именно эта составляющая предполагает значительные усилия и расходы по ее обеспечению. Изменение конъюнктуры глобальной экономики прежде всего снижает возможности государства в обеспечении того уровня расходов на социальный блок, к которому привыкло общество. Именно
поэтому, в дополнение и расширение возможностей, которые предоставляет государство в виде финансовых инструментов, следует более активно использовать следующие инструменты и возможности:
1. фазы экономического цикла: предоставляют возможность по-разному комбинировать инструменты финансового воздействия, что позволяет минимизировать риски, сопровождающие понижательную волну цикла;
2. изменение доли государственного сектора и государственной собственности в национальной экономике: предоставляет возможность изменять характер предпринимательства и свободы в принятии экономических решений в целях концентрации экономических и правовых усилий при решении тех или иных социально-экономических задач;
3. формирование экономических ресурсов (фондов национального благосостояния, резервных и др.): предоставляет возможность не снижать темпы и направленность реализации принятых планов при изменении мировой конъюнктуры рынка в кратко- и среднесрочной перспективе;
4. формирование такой институционально-правовой конструкции общества, которая позволит эффективно влиять не только на социально-экономические процессы в обществе, но и на политику, идеологию, а также на развитие неформальных институтов, обеспечивая им свободу с элементами государственного контроля. В целом все это можно трактовать как инструмент формирования государственного устройства.
При этом не следует однозначно понимать, что социальная рыночная система предполагает доминирование государственного управления и государственного сектора. В зависимости от состояния и направленности глобальной экономики наблюдаются и процессы, предполагающие или, лучше сказать — стимулирующие снижение роли административного регулирования. Это связано прежде всего с тем, что глобализация предполагает «упрощение» движения капиталов и товаров. Именно эти процессы и предполагают реструктуризацию регулирующих функций государства по направлению к саморегулированию, а также перенесению ряда регулирующих функций на межгосударственный уровень. Системно это можно представить в виде схемы (рис. 1).
Благодаря этому рисунку становится более понятным не только складывающийся миропорядок, но и место государства в системе регулирования социально-экономических процессов.
Все это свидетельствует о том, что развитие социально-экономической системы в условиях глобализации позволяет удовлетворять интересы национальных хозяйствующих субъектов на основе использования не только собственных, но и мировых возможностей, в том числе путем упрощения доступа к общественным благам других стран [8, с. 196].
Важным вопросом анализа управления социальным рыночным хозяйством является содержание государственного аппарата и финансирование его работы. Выше было указано на возрастание значимости государственного регулирования и госсектора, что предполагает увеличение числа занятых в госуправлении и объема финансирования их деятельности. В этой связи общество вправе ставить вопрос об эффективности расходов налогоплательщиков и профессионализме чиновников.
Согласно мировому опыту предельный размер расходов из государственного бюджета на работу
Рис. 1. Регулирование социально-экономических процессов в условиях глобализации
госсектора составляет чуть более трети ВВП страны (34,2%). Причем значительное отклонение от этой доли нежелательно вне зависимости от того, в какую сторону оно происходит. Независимо от направленности отклонения наблюдается снижение результативности работы государственного сектора, что сопровождается снижением уровня удовлетворенности потребителей в общественном благе [9, с. 27].
При определении расходов на государственное управление следует учитывать и региональную особенность государства, а точнее его социально-экономическую неоднородность. Следует обозначить и набирающую силу новую тенденцию — влияние глобализации на работу регионов в области их социально-экономического развития. В этой связи укажем закономерности, присущие периоду глобализации, которые воздействуют на социально-экономическую политику регионов:
• увеличение взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик в процессе их социально-экономического развития;
• возрастание взаимозависимости и взаимодействия экономик регионов на основе разделения, интеграции и кооперации труда с другими регионами России и зарубежными странами;
• конкурентоспособность национальной экономики в зависимости от типа экономической системы и ее стремления к формированию социального рыночного хозяйства.
Исходя из этих закономерностей, можно сформулировать причины усиления плановой составляющей в деятельности государства в целях скорейшего перехода к эффективной модели социального рыночного хозяйства.
1. Совершенствование социально-экономической структуры общества, что позволит повысить уровень человеческого капитала и качество жизни.
2. Упрощение доступа всех национальных хозяйствующих субъектов к качественным общественным благам.
3. Формирование новых требований к системе образования, соответствующих запросам глобализации в условиях упрощенного механизма перемещения работников через национальные границы.
Все это обусловливает возрастание значимости различных целевых программ развития как нацио-
нального, так и регионального уровня. Их разработка и реализация представляет собой самостоятельную проблему, связанную с программно-целевыми проектами, предполагающими усиление научной значимости и преемственности по отношению к национальным проектам развития. Это свидетельствует о необходимости высокой степени научного обоснования действий, направленных на совершенствование модели социального рыночного хозяйства, как фундаментальной основы, соответствующей тенденциям глобализации [10, с. 55].
Таким образом, прослеживается эволюция системы государственного регулирования с учетом особенностей социального рыночного хозяйства. Именно это должно быть положено в основу модернизации системы государственного регулирования и приведения ее в полное соответствие с требованиями, касающимися конкурентоспособности и устойчивости развития национальной экономики.
Литература
1. Блинов А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М.: МАКС Пресс, 2013. 149 с.
2. Нагаслаева И. О. Преобразования социально-экономических систем в трансформационном периоде изменений // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2011. № 4. С. 107-112.
3. Харламова Т. Л. Государственное управление процессом экономического развития в условиях глобализации // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2011. № 19. С. 158-163.
4. Попченков И. В., Харламов А. В. Глобализация и эффективность хозяйственных систем // Экономика и управление. 2004. № 1. С. 46-51.
5. Мамедов О. Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 250 с.
6. Попков В. В. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления. М.: Экономика, 2007. 295 с.
7. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. Челябинск: Социум, 2002. 416 с.
8. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003. 590 с.
<
CL —
о
к <
9. Новосельцева Г. Б. Государственное регулирование в условиях глобализации и трансформации рыночной экономики. М.: Экономические науки, 2006. 256 с.
10. Харламов А. В. Проблемы перехода к качеству в государственном регулировании // Вестник национальной академии туризма. 2013. № 2 (26). С. 53-55.
References
1. Blinov A. S. Natsional'noe gosudarstvo v usloviyakh glo-balizatsii: kontury postroeniya politiko-pravovoy modeli formiruyushchegosya global'nogo poryadka [The nationstate under conditions of globalization: Contours of the political and legal model formation of the emerging global order]. Moscow, MAKS Press Publ., 2013. 149 p.
2. Nagaslaeva I. O. Preobrazovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v transformatsionnom periode izmeneniy [Reformation of socio-economic systems in the transformation period of changes]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ser. Informatika. Telekommunikatsii. Upravlenie [Scientific and technical gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Informatics. Telecommunications. Management], 2011, no. 4(127), pp. 107-112.
3. Kharlamova T. L. Gosudarstvennoe upravlenie protsessom ekonomicheskogo razvitiya v usloviyakh globalizatsii [State control of the economic development process under the conditions of globalization]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universite-ta [Memoirs of the Russian State Hydrometeorological University], 2011, no. 19, pp. 158-163.
10.
Popchenkov I. V., Kharlamov A. V. Globalizatsiya i effektivnost' khozyaystvennykh system [Globalization and the efficiency of economic systems]. Ekonomika i upravlenie, 2004, no. 1, pp. 46-51.
Mamedov O. Yu. Smeshannaya ekonomika. Dvukhsektornaya model' [Mixed economy. Two-sector model]. Rostov-na-Donu, "Feniks" Publ., 2001, 250 p.
Popkov V. V., ed. Ustoychivoe ekonomicheskoe razvitie v usloviyakh globalizatsii i ekonomiki znaniy: kontseptual'nye osnovy teorii i praktiki upravleniya [Sustainable economic development in the context of globalization and the knowledge-based economy: Conceptual foundations of the theory and practice of management]. Moscow, Ekonomika Publ., 2007. 295 p.
Rothbard M. N. Power & market: Government and the economy. Riverside, NJ, Andrews McMeel Publ., 1977. 331 p. (Russ. ed.: Rotbard M. Vlast' i rynok: gosudarstvo i ekonomika. Chelyabinsk, Sotsium Publ., 2002. 416 p.). Tsygankov P. A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy [Theory of international relations]. Moscow, Gardariki Publ., 2003. 590 p.
Novosel'tseva G. B. Gosudarstvennoe regulirovanie v usloviyakh globalizatsii i transformatsii rynochnoy ekonomiki [State regulation in the context of globalization and the transformation of the market economy]. Moscow, Ekonomicheskie nauki Publ., 2006, 256 p.
Kharlamov A. V. Problemy perekhoda k kachestvu v gosu-darstvennom regulirovanii [Problem of transition to the quality in the state regulation]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 2013, no. 2(26), pp. 53-55.
4
5
7
У
9
Издательство СПбУУиЭ
Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики выпускает книги отечественных и зарубежных авторов по актуальным вопросам экономики как для специалистов в области финансово-кредитных отношений, туризма, бухгалтерского учета и аудита, статистики, информационных технологий, экологии, физического воспитания, так и для преподавателей и студентов высших учебных заведений,
колледжей и лицеев.
Издательство оказывает квалифицированные редакционно-издательские услуги:
• Редактирование
• Корректура
• Верстка
• Художественное и графическое оформление
• Подготовка оригинал-макета
• Полиграфические работы
Редакция предлагает авторам публиковать свои статьи в российском научном журнале «Экономика и управление», в журналах «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики» и «Социология и право», которые выпускаются издательством СПбУУиЭ. Все научные журналы включены в Перечень ВАК.
Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики предлагает развитие партнерских отношений с регионами ближнего и дальнего зарубежья в целях взаимовыгодного сотрудничества.
В рамках данного сотрудничества предлагаем Вам рассмотреть вариант подготовки специального выпуска РНЖ «Экономика и управление», посвященного специфике социально-экономического развития Вашего региона.
Для получения полной информации обращайтесь в издательство по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44 Тел.: (812) 448-82-50; e-mail: [email protected]; [email protected]
и1Жаипе Я эконому эконом экономш эконо иуправле"у"р< иуправ; иуправ Иуправл> иупрг
......v.-.r-...! . стратегия %>ммшя«ННь,й-
: . социально- у«лПол»риЫй"
: «SS? — к: Г
пмбяемы развития ^ ^^ ^ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Росс,*,ой Федору
«новацЗйэ«»
. Санет-петербурга- W 3 5 °
бизнес и высшая шко .«и
ШК0 «майсгеоваии«