Научная статья на тему 'Формирование компетенции социального взаимодействия у будущего учителя физической культуры'

Формирование компетенции социального взаимодействия у будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES / КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулин П. С., Дубова М. В.

Nowadays much attention is paid to the development of sports and fitness activities, as the problem of health and physical development of the younger generation is getting particularly urgent. In this regard, there is an acute question of training qualified personnel in the field of physical education. The purpose of the present study was to reveal the peculiarities of social interaction competence in future physical education teachers. Sports and fitness educational activity is defined as a special kind of social activity, intended to develop physical and personality traits of pupils, contributing to the formation of values of a healthy way of life, carried out by using teaching methods and forms and means of physical culture. This activity involves the interaction of its subjects: "pupil -pupil", "pupil-physical education teacher", "physical education teacher parents", "physical education teacher members of the administration of an educational organization", "physical education teacher and sports organizations". The result of purposeful activities to form social interaction competence of future physical education teacher should be a teacher, actively arranging social relations between different subjects of sports and fitness activities, creating optimal conditions for comfortable and effective team interaction in general and between individual learners, effectively increasing the level of physical and personal development of the younger generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции социального взаимодействия у будущего учителя физической культуры»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 796.077.5

ФОРМИРОВАНИЕ

компетенции социального взаимодействия у будушего учителя физической культуры

Аспирант П.С. Бородулин

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Дубова

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION IN FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER P.S. Borodulin, postgraduate M.V. Dubova, associate professor, Ph.D.

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Key words: sports and fitness activities, competence of social interaction.

Nowadays much attention is paid to the development of sports and fitness activities, as the problem of health and physical development of the younger generation is getting particularly urgent. In this regard, there is an acute question of training qualified personnel in the field of physical education.

The purpose of the present study was to reveal the peculiarities of social interaction competence in future physical education teachers.

Sports and fitness educational activity is defined as a special kind of social activity, intended to develop physical and personality traits of pupils, contributing to the formation of values of a healthy way of life, carried out by using teaching methods and forms and means of physical culture. This activity involves the interaction of its subjects: "pupil -pupil", "pupil-physical education teacher', "physical education teacher - parents", "physical education teacher - members of the administration of an educational organization", "physical education teacher and sports organizations". The result of purposeful activities to form social interaction competence of future physical education teacher should be a teacher, actively arranging social relations between different subjects of sports and fitness activities, creating optimal conditions for comfortable and effective team interaction in general and between individual learners, effectively increasing the level of physical and personal development of the younger generation.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, компетенция социального взаимодействия.

Актуальность. В настоящее время большое внимание уделяется развитию физкультурно-оздоровительной деятельности, так как особую актуальность приобретает проблема здоровья и физического совершенствования подрастающего поколения. В связи с этим остро встает вопрос подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры.

Цель исследования - раскрыть особенности формирования компетенции социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Под физкультурно-оздоровительной образовательной деятельностью понимается особый вид социальной деятельности, направленный на развитие физических и личностных качеств обучающихся, способствующий формированию ценностей здорового образа жизни, осуществляемый посредством использования педагогических методов и форм, средств физической культуры. Данная деятельность предполагает взаимодействие ее субъектов: «ученик-ученик», «ученик-учитель физической культуры», «учитель физической культуры-родители», «учитель физической культуры-члены администрации образовательной организации», «учитель физической культуры-спортивная организация».

В формировании межличностных отношений в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, несомненно, большую роль играет учитель физической культуры, который обязан быть примером для обучаемых не только в развитии телесности, двигательной деятельности и здоровья, но и в умении корректно общаться с обучаемыми, быть наставником в области спортивной деятельности, владеть технологиями разрешения конфликтов, обладать воспитательным воздействием на своих подопечных. Эти требования обозначены и в действующем Стандарте высшего про-

фессионального образования: «Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях...»[4]. Это означает, что подготовка будущего учителя физической культуры наряду с овладением специально-предметными компетенциями должна включать также овладение компетенцией социального взаимодействия.

И. А. Зимняя, раскрывая содержание компетенции социального взаимодействия, указывает субъектов и содержание взаимодействий «... с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность» [3, с. 24].

Социальное взаимодействие в контексте профессиональной подготовки будущего педагога рассматривается в нескольких направлениях:

1) профессиональное взаимодействие со специалистами различных социальных служб;

2) функционально-ролевое взаимодействие с субъектами профессиональной деятельности;

3) межличностное взаимодействие в процессе совместной деятельности [1, с. 24].

Раскроем соответственно содержание каждого из обозначенных направлений.

1. Профессиональное взаимодействие в физкультурно-оздоровительной деятельности осуществляется между педагогом, детьми, родителями, а также с учреждениями здравоохранения, с образовательными, общественными и спортивными организациями. В ходе такого взаимодействия решаются задачи и проблемы укрепления здоровья обучаемых, развития нравственного воспитания, патриотизма, а также происходит обмен информацией между субъектами для согласованния взаимных действий. Политика профессионального взаимодействия направлена на развитие у учащихся интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также на личностное развитие каждого обучаемого путем использования индивидуального подхода.

2. Функционально-ролевое взаимодействие происходит на двух уровнях физкультурно-оздоровительной деятельности: 1) на уровне общеобразовательной организации, основные задачи которой - во-первых, укрепление здоровья учащегося и его гармоничное физическое развитие, во-вторых, выявление предрасположенности ученика к занятиям определенным видом спорта; 2) на уровне физкультурно-спортивных организаций, таких как детско-юношеская спортивная школа, школа высшего спортивного мастерства, школа олимпийского резерва и другие, главная задача которых- достижение высоких спортивных результатов. Взаимодействие между субъектами этих уровней заключается в согласовании физкультурных мероприятий, процессуальной стороны физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного решения возникающих проблем.

3. Межличностное взаимодействие в процессе совместной деятельности заключается во взаимодействии между учителем физической культуры и учащимися, которое обуславливает уровни: эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, подготовленности воспитанников к ее осуществлению, построения статусно-ролевых отношений в коллективе (классе, команде), проявления обучаемыми позитивных и негативных качеств личности.

Компетентность социального взаимодействия педагога заключается в эффективности решения им социальных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях [2]. Для решения социальных задач необходим комплекс умений, формируемых на основе приобретенных знаний, учебного и жизненного опыта. К таким умениям можно отнести: определение целей социального взаимодействия и их иерархическое выстраивание; анализ социальной ситуации, выбор действий в соответствии с пользой для обучаемого и общественной пользой; осуществление поиска и обмена информацией, необходимой для создания оптимальных условий физкультурно-оздоровительной деятельности, повышения технологичности ее осуществления; разрешение конфликтов, возникающих между разными субъектами физкультурно-оздоровительной деятельности; достижение взаимопонимания, организация сотрудничества, проявление толерантности к членам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Формирование перечисленных умений является первостепенной задачей для учителя физической культуры как руководителя небольших социальных групп. Начало становления компетентности социального взаимодействия у будущего учителя физической культуры должно происходить в условиях вуза. Нами предложен комплекс организационно-педагогических условий формирования компетентности социального взаимодействия у будущего учителя физической культуры, предполагающий: во-первых, организацию образовательного процесса в вузе на основе использования потенциальных возможностей социума (посредством взаимодействия с физкультурно-спортивными учреждениями, организации научных конференций, проведения агитационной работы среди населения по пропаганде ЗОЖ, осуществления волонтерских движений и спортивных акций); во-вторых, целенаправленное формирование у будущих педагогов комплекса социальных личностных качеств и системы специальных потребностей и способностей социального взаимодействия (средствами создания специальной образовательной программы); в-третьих, системность внедрения в образовательный процесс вуза социально-педагогических технологий, направленных на формирование компетенции социального взаимодействия (на этапе овладения будущими педагогами физической культуры теоретическими знаниями по дисциплинам, имеющим социальную направленность; в рамках элективных курсов; в ходе педагогической практики).

mm

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выводы. Результатом целенаправленной деятельности по формированию компетенции социального взаимодействия у будущих учителей физической культуры должен стать педагог, активно осуществляющий социальные связи между различными субъектами физкультурно-оздоровительной деятельности, создающий оптимальные условия для комфортного и эффективного взаимодействия в коллективе в целом и между отдельными обучаемыми, эффективно повышающий уровень физического и личностного развития подрастающего поколения.

Литература

1. Гуковская М.В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Гуковская. - М., 2008. - 221 с.

2. Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация / М.В. Дубова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№ 2 (6). - С. 17-22.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 034300 «Физическая культу-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Бакалавр» от 15 февраля 2010

ра» квалификация (степень) г. - № 121.

References

1. Gukovskaya, M.V. Formation of the competence of social interaction of a future social teacher in terms of higher school: Ph.D. thesis / V.G. Gukovskaya. - Moscow, 2008. - 221 P. (In Russian)

2. Dubova, M.V. Competency and competence as pedagogical categories: definition, structure, classification / M.V. Dubova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2011. - № 2 (6). - P. 17-22. (In Russian)

3. Zimnyaya, IA. Key competences as resultative-targeted base of the competency-based approach to education. Author's version / I.A. Zimnyaya // Proceedings of the methodological seminar "Russia in the Bologna process: problems, objectives and prospects" . -Moscow: Research Center of quality problems of expert training, 2004. - 40 P. (In Russian)

4. Federal State Educational Standard of HVT on the specialization 034300 "Physical Culture" qualification (degree) "Bachelor" February, 15 2010. - № 121. (In Russian)

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ

в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 15.03.2014 г.

УДК: 796: 061.2/3

СПОРТИВНАЯ НАУКА В ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Старкова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: конференция, спорт, туризм, научно-методическое сопровождение.

15-16 мая 2014 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете прошла всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение». Мероприятие организовано и проведено по инициативе факультета физической культуры в юбилейный, 65-й, год его деятельности.

В конференции приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели, тренеры, учителя физической культуры, руководители физкультурно-спортивных организаций, студенты, магистранты и аспиранты.

Среди гостей с докладами на пленарном заседании выступили Л. И. Лубышева, д. п.н., профессор РГУФКСМиТ, г. Москва; С. И. Белых, к. п.н., профессор, завкафедрой физического воспитания и спорта Донецкого национального университета, заслуженный тренер Украины, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины; А. Н. Налобина, д.биол. н., завкафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; О. С. Морозов, к.псх. н., сотрудник отдела медико-психологического обеспечения сборных команд РФ, г. Москва; Ван Цзыпу, к. п.н., Пекинский институт физической культуры, г. Пекин, КНР; А. И. Загревская, к. п.н., НИТГУ, г. Томск. В ходе конференции были затронуты самые разнообразные вопросы -от новейших тренерских методик и аспектов управления недавно утвержденным комплексом ГТО до практических советов о том, как жить людям со «спортивным сердцем» после завершения карьеры.

Работа секций была организована по следующим направлениям: «Социальные, методические, психолого-педагогические аспекты физической культуры, спорта и туризма», «Медико-биологические и психологические аспекты адаптивной и лечебной физической культуры», «Исследования молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов». По материалам конференции был издан научный сборник материалов [1].

В рамках конференции прошли встречи студентов факультета физической культуры с учеными из КНР и Украины, семинары для тренеров ДЮСШ, мастер-класс по соединительнотканному массажу; студенческий фестиваль (соревнования по кроссфиту, ночному ориентированию; уличный квест, конкурс видеороликов). В студенческом фестивале приняли участие студенческие команды НИТГУ (г. Томск), ПГГПУ, ПГФА, ПГНИУ (г. Пермь), ЮУРГУ, г. Челябинск.

Специалисты, не приехавшие в Пермь, имели возможность следить за ходом конференции в интернете - была организована онлайн-трансляция. Материалы конференции опубликованы в двух сборниках (в том числе тезисы выступлений молодых ученых). С докладами и другими материалами конференции можно ознакомиться на сайте ПГГПУ ^ри. ги) и odnosportniki.ru. Литература

1. Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; 15 -16 мая 2014 г.., г. Пермь, Россия / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: Астер, 2014. - 390 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 19.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.