А. А. Комарова, канд. педагог. наук, кафедра информатики и методики обучения информатике,
Восточно-Сибирская государственная академия
образования,
г. Иркутск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
На сегодняшний день компетентност-ный подход все чаще встречается в исследованиях, посвященных высшему образованию. Это направление вызывает интерес не только потому, что вопрос требует осмысления (что и как формировать?), но и нужна совершенная технология интеграции разных дисциплин с целью определения границ мета-компетенций.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения, выпускник высшего учебного заведения должен обладать вполне конкретными компетенциями, которые позволят ему приступить и успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью. В связи с этим для каждой дисциплины определяется набор компетенций, которые будут формироваться в процессе ее изучения, а также уровень сформированности той или иной компетенции.
Дисциплина «Информационные технологии в специальном образовании» преподается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «ВосточноСибирская государственная академия об-
разования» - ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на направлении подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. Компетенции, формируемые дисциплиной, определены ФГОС1, соответствуют профилю подготовки и целям основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО). В данной статье автор рассматривает способ формирования у студентов компетенции ОП-3 (способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии), которая включена в блок профессиональных компетенций. Способ формирования рассматриваемой компетенции разработан автором статьи и успешно применяется ею при преподавании дисциплины в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на протяжении последних двух лет, что подтверждается наблюдениями автора и результатами итогового контроля по дисциплине.
Для того, чтобы дать характеристику компетенции ОП-3, необходимо выделить информационные технологии, используемые в специальном (дефектологическом) образовании, и рас-
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения, выпускник высшего
учебного заведения должен обладать вполне конкретными компетенциями, которые позволят ему приступить и успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью.
m
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
смотреть практические приемы формирования компетенции, а также необходимо уточнить классификацию информационных технологий.
По классу реализуемых технологических операций выделяют следующие виды информационных технологий (ИТ)2:
♦ технология работы с текстовым процессором;
♦ технология работы с табличным процессором;
♦ технология работы с системой управления базами данных (СУБД);
♦ технология рабо- -ты с графическими объектами;
♦ мультимедиатех-нология;
♦ гипертекстовая технология.
Помимо перечисленных видов, следует отметить важность использования педагогом специального образования в своей профессиональной деятельности интерактивной информационной технологии (в данном контексте технология обеспечения обрат-
Следует отметить важность использования педагогом специального образования в своей профессиональной деятельности интерактивной информационной технологии, а также телекоммуникационной технологии.
ной связи посредством компьютера), а также телекоммуникационной технологии (в данном контексте технология использования Internet).
Формирование компетенции ОП-3 происходит на двух уровнях.
Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент:
Знает: технологию создания документа в текстовом процессоре Microsoft Word; технологию работы в табличном процессоре Microsoft Excel; технологию создания базы данных в СУБД Microsoft Access; техноло-- гию работы с графическими объектами средствами пакета Microsoft Office; технологию создания мультимедийной презентации средствами Microsoft PowerPoint; гипертекстовую технологию; технологию создания интерактивных страниц средствами Smart Notebook; технологию использования Internet для просмотра содержимого тематических сайтов и поиска информации.
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
Умеет: использовать современные ком пьютерные, информационные и телеком муникационные технологии для поиска ин формации, создания и обработки докумен тов.
Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для поиска информации, создания и обработки документов.
Повышенный уровень. В результате освое- = ния дисциплины студент:
Знает: способы использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании.
Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для оформления профессиональной документации, создания раздаточного материала, создания интерактивного дидактического материала, создания баз данных; основными методами, способами и средствами поиска, хранения, переработки профессиональной информации, представленной в сети Internet.
Для четкого понимания, как формировать компетенцию ОП-3 на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные практические способы использования информационных технологий в специальном образовании. А также важно конкретизировать умения и навыки работы в соответствующем программном средстве, которые необходимы для овладения будущим педагогом специального образования (перечислены в прилож. 1).
На занятиях дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО», студентам предлагается перечень лабораторных работ, содержащие задания, подобные примерам из приложения 1. Первые задания содержат
Для четкого понимания, как формировать компетенцию ОП-3
на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные
практические способы использования информационных технологий в специальном образовании.
четкие рекомендации по выполнению, последующих выполняются студентами самостоятельно и часто носят творческий характер. Согласно исследованиям автора, опирающимся на наблюдения и результаты итогового контроля по дисциплине, такая организация занятий способствует формированию компетенции ОП-3 как на базовом, так и на повышенном уровнях. Уровень сформированности компетенции осуществляется в рамках промежуточного контроля (отчет по лабораторным работам), итогового контроля (зачет).
Таким образом, в статье аргументирована авторская позиция по проблеме ком-петентностного подхода. Рассмотренные приемы успешно применяются автором для формирования компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. ^
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49.
2. Исаев Г. Н. Информационные технологии: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2012 г. С 39-46.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Приложение 1.
Использование информационных технологий в специальном образовании
Использование ИТ
в специальном образовании
Используемые ИТ
Умения и навыки работы в соответствующем программном средстве
Пример
Для оформления документации.
Технология работы с текстовым процессором.
Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирование текста; вставка, редактирование и форматирование списков; форматирование абзаца; вставка, редактирование и форматирование таблиц.
Оформление заявлений, списков коррекционных групп, расписания занятий и др.
Для создания дидактического, демонстрационного и др. материала.
Технология
работы
с текстовым
процессором;
технология
работы
с графическими объектами, гипертекстовая технология.
Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирование текста; форматирование абзаца; вставка специальных символов; вставка в текст графического объекта; форматирование графического объекта (изменение размеров, границ, заливки, прозрачности и др.); расположение графических объектов относительно друг друга и относительно текста;
группировка графических объектов; вставка в документ закладки; вставка и редактирование гиперссылки.
1. Создание визитки педагога специального образования (рис. 1).
Рис. 1. Визитка
2. Создание терминологического словаря, предполагающего наличие титульного листа
с указателем и переход на термины при щелчке по соответствующей букве.
3. Создание иллюстрации из пособия для логопеда Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках (рис. 2)
Рис. 2. Снеговики
Технология
работы
с табличным
процессором;
технология
работы
с графическими
объектами;
гипертекстовая
технология,
интерактивная
технология.
Табличный процессор Microsoft Excel:
ввод и редактирование информации в ячейке;
форматирование ячеек, столбцов, строк, листа;
вставка функций в ячейку; защита листа;
вставка графических объектов; форматирование графических объектов;
вставка гиперссылки на объект (ячейку).
Создание интерактивного ребуса — при вводе ответа, ученику выдается сообщение о правильности ответа (Рис. 3):
Рис. 3. Ребус
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
Продолжение прил. 1.
Использование ИТ
в специальном образовании
Используемые ИТ
Умения и навыки работы в соответствующем программном средстве
Пример
Создание интерактивного кроссворда - при вводе букв в ячейки кроссворда, ученику выдается количество правильных ответов (Рис. 4):
Рис. 4. Кроссворд
Мультимедиа-технология; технология работы
с графическими
объектами;
гипертекстовая
технология,
интерактивная
технология.
Средство подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint: вставка, редактирование и удаление слайдов; вставка, редактирование и форматирование информации на слайдах; добавление анимации; установка перехода между слайдами; добавление, редактирование и форматирование управляющих кнопок; управление показом слайдов.
Программа Smart Notebook: вставка и удаление страниц; форматирование страниц; вставка, редактирование и форматирование объектов на страницах; добавление анимации; управление показом страниц.
Создание мультимедийной, анимационной презентация к уроку: «Формирование звука Р». Создание интерактивных страниц для проведения урока по теме «Формирование звука Р».
Для создания собственных баз данных.
Технология работы с СУБД.
СУБД Microsoft Access: создание таблицы в режиме конструктора;
ввод, редактирование данных в таблицу; создание формы, запроса, отчета в режиме мастера; редактирование формы, запроса, отчета в режиме конструктора.
Создание базы данных коррек-ционной группы (с указанием отклонения в развитии, возраста ребенка и др.). Создание базы данных методических материалов педагога.
Для поиска и оформления информации по профессии.
Телекоммуникационная технология; технология работы с текстовым процессором.
Навыки работы в браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox.
Поиск информации по профессии на тематических сайтах для дефектологов.
Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирования текста; форматирование абзаца
Поиск на сайте http://defectolog.ru информации о норме и отклонениях в развитии детей, оформить в виде доклада.