дения детей, осознания ими этноэстетических начал в изготовлении изделий из глины на основе традиций срубной культуры.
Хронологически археологические материалы отражают эпоху освоения технологии обработки глины между керамикой ранних абашевских поселений бассейна Дона и керамикой могильников правобережья Средней Волги. К сожалению, крайне слабая изученность абашевских памятников на территории Сурско-Мокшанского междуречья не позволяет полностью воссоздать картину эстетического познания древними людьми жизненного пространства.
Образное познание мира и эстетическое отражение его в бытовой утвари хорошо сохранены в материалах абашевской культуры и срубных памятниках Башкирского Приуралья. В эпоху средней и поздней бронзы абашевс-кая и срубная культурная общность сыграла значительную роль в этнокультурных процессах. Традиции населения абашевской и срубной культур имели много общего в формировании у детей существующего образа жизни, включения в него эстетических начал. Основным фактором эстетического освоения действительности служила благоприятная природная среда, богатые природные ресурсы. В то же время традиции воспитания детей в этих культурах развивались своеобразно. Отчетливо они заметны в погребальном обряде, формах жилищ, в образном отображении мировидения на керамических изделиях. Древний человек со скотоводческо-земледельческим укладом жизни, создавая для себя красивую керамическую утварь, воссоздавал модель познанного им мира. Орнаментальные образы выражали не только магические свойства, но и эстетическое суждение о Вселенной.
Гончарные традиции поселения степного Приуралья неразрывно связаны с памятниками абашевской керамики лесостепных районов Башкирии. Единое культурное пространство этого региона свидетельствует о преемственности этноэстетических начал в обучении молодежи гончарному делу. Старцы знакомили детей с технологией изготовления сосудов, имеющих плоское дно, горшковидную и баночную форму. В изображении орнаментов мастера показывали приемы использования следующих декоративных элементов: каннелюров, зигзагов, заштрихованных треугольников, фестонов, налепных шишечек [13, с. 220]. Следует заметить, что абашевское и срубное этнокультурные объединения в Башкирском Приуралье оставили глубокий исторический след в формировании у молодежи этноэстетическо-го мировосприятия. На этой основе традиции обучения гончарному делу получили дальнейшее совершенствование, постепенно приобретали своеобразную эстетическую образность.
Изучение абашевской культуры открывает нам историю становления народного опыта воспитания, раскрывает подрастающему поколению истоки этноэстетических традиций. Традиционные образы орнаментального искусства на абашевской керамике народная мудрость развивала и отшлифовывала веками. Природный аспект орнаментального искусства - это яркий образец стремления человека к прекрасному. Поэтому нам необходимо научиться видеть и использовать традиции этноэстетики, отраженные в архаичном искусстве керамики, воспитательные возможности для приобщения учащейся молодежи к духовным и общечеловеческим 1{енностям, формирования технологической культуры.
Литература
1. Волков, Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 59 с.
2. Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа/Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970.-93 с.
3. Каховский, В. Ф. Памятники материальной культуры Чувашской АССР / В. Ф. Каховский. - Чебоксары: Гос. изд-во Чуваш. АССР, 1957. - 175 с.
4. Крамаров, А. И. Погебальные памятники срубной культуры Южного Сред-неволжья / А. И. Крамарев// Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф.—Чебоксары, 2003. —272 с.
5. Материалы и исследования по археологии СССР№ 97. Абашевская культура в Среднем Поволжье. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 266 с.
6. Михайлов, Е. П. В. Ф. Смолин и Абашево / Е. П. Михайлов, С. В. Кузьминых // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. коНф. - Чебоксары, 2003. - С. 12-34.
7. Мочалов, О. Д. «Шахматный» орнамент и культурные связи Волго-Уралья в развитом бронзовом веке / О. Д. Мочалов // Абашевская культурноисторическая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. - Чебоксары, 2003. - С. 116-123.
8. Никитин, Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Никитин. - Чебоксары, 1997. - 216 с.
9. Сафонов, И. Е. Абашевская культура в оценке В. А. Городцова // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. / И. Е. Сафонов. — Чебоксары, 2003. - С. 66-69.
10. Смолин, В. Ф. Археологические разведки в Чувобдасти в 1921 г. / В. Ф. Смолин // НА ЧГИГН. - Отд. 11, ед. хр. В1, инв. 186.
11. Смолин, В. Ф. Абашевский могильник в Чувашской республике / В. Ф. Смолин. — Чебоксары, 1928. — 56 с.
12. Ставнцкий, В. В. К вопросу о наличии абашевского компонента в материалах приказанской культуры / В. В. Ставнцкий // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. -Чебоксары, 2003.— С. 161.
13. Ткачев, В. В. Памятники абашевской культуры в степном Приуралье / В. В. Ткачев // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы междунар. науч. конф. —Чебоксары, 2003. - С. 212-214.
14. Чувашские народные сказки / сост. П. Е. Эйзин. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993.-351 с.
15. Шпилевский, С. М. Древние города и другие булгареко-татарские памятники в Казанской губернии / С. М. Шпилевский. - Казань: Универс. типография,
1877.- 585 с.
РАЗДЕЛ VII
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 373.3/. 4
О. Б. Земцова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ В 20 - 30-е гг. XX в.
В последнее время в обществе, равно как и в педагогической науке, заметно вырос интерес к историческому прошлому Отечества. Повышенное внимание к истории объясняется не только ее познавательным значением, но и стремлением извлечь полезный опыт для решения практических задач сегодняшнего дня. В настоящее время педагогика переживает период поиска путей, содержания, форм, методов обучения и воспитания. Это связано с переосмыслением сущности и ценностей образования в российском обществе, с необходимостью качественного пересмотра компонентов учебновоспитательного процесса, с выработкой новых критериев образовательной практики, адекватных запросам общества.
За период своего существования советская педагогическая наука накопила богатый опыт подготовки педагогических кадров, воспитания, образования, с которым нельзя не считаться. В этой связи особую актуальность представляет изучение практики становления образовательной системы в первые годы советской власти (1920-1930-е гг. XX в.). Социокультурная ситуация развития педагогического образования на современном этапе во многом созвучна с исследуемым периодом. Во-первых, происходит замена одной общественно-экономической формации другой, во-вторых, существовавшая ранее система образования переживает определенные кризисные явления, что требует выработки новых подходов к процессу образования вообще и подготовке педагогических кадров в частности. При этом необходим аналитический подход к изучению наследия прошлого и бережное отношение к проверенным временем прогрессивным идеям переходного периода для дальнейшего их использования в современных условиях.
Педагогическое образование - краеугольный камень в деле народного просвещения. Состояние подготовки учителей, направление и качество этой подготовки, ее зависимость от внутриполитической обстановки в стране, широта сети педагогических учебных заведений являются одним из главных показателей уровня развития народного образования, В связи с этим в условиях модернизации педагогического образования на современном этапе особенно актуальным представляется изучение генезиса отечественной системы среднего педагогического образования.
Существенный вклад в подготовку отечественных педагогов традиционно вносило среднее педагогическое образование, роль которого в первые послереволюционные десятилетия (1920-1930-е гг.) по вполне объективным конкретно-историческим причинам значительно возросла. Основным типом образовательных учреждений по подготовке учителей начальной школы в этот период являлись педагогические техникумы.
Видные отечественные ученые и педагоги-практики (П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, М. В. Крупенина, А. В. Луначарский, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий, П. Н. Шимбирев, В. Н. Шульгин и др.) активно участвовали в разработке новых учебных планов, программ, учебных пособий, специальной методической литературы для педагогических техникумов, стремились творчески реализовать прогрессивные идеалы отечественной педагогики, содействуя тем самым повышению качества подготовки педагогических кадров, от которых зависело дальнейшее развитие культуры народа и общества в целом. По инициативе Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского и других деятелей просвещения был разработан и осуществлен целый комплекс мер по обучению будущих учителей в специальных педагогических учебных заведениях.
Начало 1920-х годов характеризовалось массовой неграмотностью населения, отсутствием средств на содержание учреждений образования, острой нехваткой педагогов и слабой, не отвечающей потребностям общества подготовкой работающих учителей, В этом отношении Марийский край был одним из самых отсталых районов Поволжья. В дореволюционной период уровень образованности марийского населения был ниже общероссийского и достигал только 18% среди мужчин и 2% среди женщин. В Марийском крае энтузиастами школьного движения в анализируемый период стали педагоги-новаторы И. М. Болдырев, М. И. Веткин, П. Г. Григорьев,
A. Д. Кедрова, И. С. Юпочников-Палантай, Г. Я. Мендиаров, И. Т. Митюк,
B. А. Мухин, Н. М. Орлов, С. Г. Чавайн и др.
В период становления новой системы образования, ликвидации безграмотности населения именно педагогические техникумы стали кузницей учительских кадров для школ области, культурными и общественно-политическими центрами края. В период с 1917 по 1941 г. ими было подготовлено более пяти тысяч учителей для начальных школ Марийского края.
В советское время проблема подготовки учителей рассматривалась с идеологических позиций и политических установок партии, но, несмотря на противоречивость, усилиями передовых педагогов была создана профессиональная школа по подготовке педагогических кадров на основе опыта дореволюционного образования и поиска нового содержания в изменившихся исторических условиях. Педагоги и историки Республики Марий Эл (П. А, Адакаев, В. С. Ендальцев, А. С. Паймаков, А. С. Патрушев, К. Н. Сануков) в своих исследованиях касались вопросов подготовки педагогических кадров в педтехникумах Марийского края в 20-30-х гг. XX в., но целенаправленного, полного, всестороннего изучения этого вопроса не проводилось.
В дореволюционный период подготовку педагогических кадров для Ца-ревококшайского уезда осуществляли Вятский учительский институт, Бир-ская, Царевококшайская, Козьмодемьянская гимназии и трехгодичные педагогические курсы, а также Кукаркинская учительская семинария. Наиболее крупным учебным заведением для нерусского населения считалась Казанская учительская семинария (1872-1919 гг.), где обучение и воспитание будущих учителей для миссионерских школ основывалось на идеях нацио-