Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Богатенков С. А.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ
За последние десятилетия достигнуты значительные успехи в области внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении. Например, широкое распространение на предприятиях промышленности и энергетики в РФ и странах СНГ получил комплекс технических средств (КТС) «Энергия», предназначенный для построения автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС) коммерческого и технического учета всех видов энергоносителей - электрической и тепловой энергии, природного и технических газов, пара, горячей и холодной воды. На сайте разработчика и изготовителя КТС «Энергия» научно-технического предприятия «Энергоконтроль» (www.energocontrol.ru) приведено более 1000 таких предприятий.
Внедрение информационных технологий, с одной стороны, приводит к повышению эффективности профессиональной деятельности, с другой стороны, - к усилению угроз безопасности. Поэтому влияние современных информационных технологий на человека стало предметом исследования многих ученых. Напри-мер, Г. А. Берулава и М.Н. Берулава разработали методологию развития личности в информационном образовательном пространстве [1]. Серьезной угрозой безопасности является современное состояние педагогического образования в России. В концепции поддержки развития педагогического образования опубликованы результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ, которые показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет проблема неудовлетворительного качества подготовки выпускников, обусловленная устаревшими методами и технологиями, отсутствием связи учебных дисциплин и реальных потребностей работодателей [25]. О необходимости практико-ориентированного подхода отмечалось в выступлениях руководителей самого высокого уровня. Так, председатель правительства РФ Д.А. Медведев отметил тенденцию увеличения доли российских вузов, взаимодействующих с промышленными компаниями. Он указал на целесообразность привлечения в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт работы в производственных цехах, конструкторских бюро, маркетинговых и сервисных компаниях, особенно для новых форм образования, таких как прикладной бакалавриат и технологическая магистратура [27].
Приведенные факты, связанные с недостаточным качеством образования в обла-
87
ISSN 1029-3388
сти применения ИКТ и усилением угроз безопасности, свидетельствуют об актуальности задачи, связанной с повышением качества информационной подготовки кадров в аспекте безопасности.
Проводниками формирования знаний, умений и навыков при подготовке специалистов в области применения информационных и коммуникационных технологий являются педагоги профессионального обучения. Базой для их подготовки являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО и ВПО по направлению «профессиональное обучение (по отраслям)», включающие необходимые профессиональные компетенции. Система подготовки кадров предполагает адаптацию профессиональных компетенций к различным профилям направления. Инструментом для такой адаптации является компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения, предложенное Е.А. Гнатышиной [23]. С.А. Богатенков адаптировал теорию компетентностно ориентированного управления для случая проектирования информационной подготовки кадров [2], в том числе для прикладных бакалавров [3]. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании проектировалось на основе опыта внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении [4]. Результатом научных исследований стала монография «Проектирование безопасной информационной подготовки» [5], за которую автор удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проводимого Фондом развития отечественного образования. При проектировании информационной подготовки педагогических кадров использовался критерий безопасности [6]. Информационную подготовку педагогических кадров необходимо рассматривать как систему управления качеством, которая оценивается рядом показателей, учитывающих уровень безопасности [7]. Динамика развития концепции формирования компетенции в области применения информационных и коммуникационных технологий, т.е. ИКТ-ком-петентности педагога в системе профессионально-педагогического образования (ППО), отражена в статьях [8, 9]. Концепция основана на классификации ИКТ-компетенций [10]. На основе анализа опыта [11, 12] сформулированы требования к информационной подготовке кадров сферы торговли [26], а также в условиях применения информационно-измерительных систем [13] или систем автоматизированного проектирования [14].
Методология системы проектирования информационной подготовки кадров основана на уровневой модели формирования информационных и коммуникационных компетенций выпускников [24], которая состоит из моделей подготовки выпускников СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры [15—17].
Использование уровневой модели и классификации информационных и коммуникационных технологий дало возможность реализовать технологии безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования [18, 19]. Разработанные методология и технологии безопасной информационной подготовки кадров позволяют разработать эффективные системы подготовки кадров под заказ предприятий. Например, система информационной подготовки кадров для работы в среде 1С, широко используемой на предприятиях России и ближнего зарубежья, опи-
88
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
сана в статье [20].
Рассмотрим технологии формирования компетентности при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности для выпускников различных уровней профессионально-педагогического образования. Первые результаты исследования в этой области опубликованы в монографии «Электронное обучение: особенности внедрения» [21]. Наиболее полные результаты исследования нашли свое отражение в учебном пособии «Система формирования информационной и коммуникационной компетентности» [22].
Анализ опыта внедрения электронного обучения позволил сформулировать требования для персонала с различным уровнем образования: СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В результате анализа ФГОС для СПО и ВПО по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и применения методов компетентностно ориентированного управления для выпускников СПО, бакалавриата и магистратуры получены компетенции, соответствующие требованиям практического опыта. В связи с отсутствием ФГОС ВПО для выпускников аспирантуры соответствующие компетенции получены по требованиям опыта аналогично.
Рассмотрим технологии формирования полученных компетенций для различных уровней образования.
Уровень СПО: способность разрабатывать и оформлять документацию с помощью средств электронного документооборота. Внедрение системы электронного документооборота в образовательном учреждении позволяет повысить эффективность электронного обучения, сократить затраты при работе с документами, уменьшить вероятность потерь документов, упростить процесс контроля работы исполнителей, повысить исполнительскую дисциплину.
Внедрение системы электронного документооборота в НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса» позволило достичь следующих результатов:
- производительность управления деловыми процессами увеличилась на 30%;
- общие расходы, связанные с обработкой бумажных документов, сократились на
40%;
- скорость реагирования на клиентский запрос увеличилась на 50%, благодаря уменьшению времени доступа к требуемой информации;
- время поиска информации сократилось на 90%.
Эффективным развитием электронного документооборота является использование веб-сайтов, систем электронных каталогов и электронных ресурсов библиотек.
Перспективным направлением развития электронного документооборота является его применение в направлении создания системы «Электронный вуз». Для этих целей в вузе целесообразно планировать ряд мероприятий, состоящих в разработке:
- электронных презентаций для обеспечения учебного процесса;
- комплекса сетевых образовательных ресурсов (электронные учебники, специализированные базы данных и др.);
- системы электронного документооборота кафедры;
- системы подготовки и переподготовки преподавателей, студентов и персонала института [22, с. 279, 280].
В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в
89
ISSN 1029-3388
должностные инструкции персонала должно быть внесено следующее изменение: разрабатывать и оформлять документацию с помощью средств электронного документооборота.
Уровень бакалавриата: готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и организации безопасности с помощью средств электронного обучения. Исследования в области внедрения электронного обучения свидетельствуют о наличии проблемы безопасности, включающей в себя, кроме информационной составляющей, дополнительно экономический, дидактический, экологический, социальный и психологический компоненты. При проектировании информационной подготовки имеют место следующие угрозы безопасности:
1) угроза дидактической безопасности связана с использованием учебных материалов, не отражающих или отражающих не в полной мере требования федеральных государственных образовательных стандартов и иных нормативных документов, основанных на применении компетентностного подхода, требований информационного общества и эффективных способов контроля приобретенных компетенций;
2) угроза экономической безопасности имеет место в связи с многовариантностью способов проектирования содержания дисциплин, отличающихся отношением цены к качеству;
3) угроза информационной безопасности усиливается в результате сокращения сроков актуальности информации, а также увеличения доли электронных ресурсов науки и образования, имеющих вид «неопубликованные документы», т.е. возникает необходимость оценки документов на соответствие требованиям новизны и приоритетности;
4) угрозы психологической, социальной и экологической безопасности, возникающие в результате перехода на дистанционное обучение, связаны с уменьшением времени общения преподавателя со студентом и недостаточной надежностью средств и методов обмена информацией, а также с отсутствием мотивации персонала для применения ИКТ; в этом отношении возрастает роль представления учебной информации с точки зрения ее восприятия, усвоения и контроля, а также создание условий для социальной и здоровьесберегающей безопасности.
Угрозы безопасности будут минимизированы, если обеспечатся следующие принципы:
1. Принцип дидактической безопасности определяет способ проектирования, основанный на определении содержания и классификации ИКТ-компетентностей по следующим признакам: цели, характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный), область деятельности. Для формирования образовательной траектории формирования ИКТ-компетентности студентов с различным базовым образованием необходимо разработать классификацию ИКТ-компетенций в уровневом ШЮ. Для обеспечения актуальности информации необходимо использовать интернет-технологии.
2. Принцип экономической безопасности предполагает использовать при проектировании способы, уменьшающие отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебно-методических комплексов, пособий, учебников, т.к. в этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена.
3. Принцип информационной безопасности определяет способ проектирования,
90
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрации электронного ресурса, например, в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».
4. Принцип психологической безопасности предполагает при проектировании использовать способы, уменьшающие угрозы, связанные с психологическим барьером овладения ИКТ-компетенциями. Например, рекомендуется использовать мультимедийные технологии, эйдотехнические и мнемонические методы представления учебной информации и контрольно-измерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения учебной информации и выполнения контрольных мероприятий. Кроме того, необходимо обеспечивать мотивацию персонала на применение ИКТ в профессиональной деятельности, применять игровые методы [22, с. 88, 89].
В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностные инструкции персонала должно быть внесено изменение: повышать производительность труда и качество продукции, экономить ресурсы и организовывать безопасность на основе принципов безопасности.
Уровень магистратуры: способность и готовность управлять процессами с помощью средств электронного обучения. Целью электронного обучения является повышение его качества и доступности образования, поэтому управление процессами должно выполняться в направлении названной цели с учетом перечисленных ниже достоинств и недостатков.
В большинстве развитых и развивающихся стран (США, Европа, Корея, Ав-стра-лия, ЮАР, Сингапур и др.) электронное обучение признано ключевой движущей силой в развитии других отраслей и стратегическим направлением в развитии национальной системы образования. Имеет место трансформация мирового рынка образовательных услуг в сторону курсов, предусматривающих открытый доступ к ним через Интернет и большое количество участников. Massive open online course (МООC) является последним достижением в области дистанционного обучения, в основе которого лежит идея образования, доступного для всех. МООС предполагает свободный выбор курсов независимо от местонахождения обучаемого, причем обучение происходит во взаимодействии обучаемого и преподавателя полностью асинхронно. Развитие МООС имеет свои достоинства и недостатки:
1. Модели извлечения прибыли. Предполагают продажу сертификатов, лицензирование курсов для университетов, продажу кадровым агентствам информации и аналитики персональных достижений.
2. Угрозы для вузов. Связаны с глобализацией образования, уходом студентов в глобальные образовательные сети и потерей самой интересной категории студентов -самомотивированных и знающих иностранный язык.
3. Возможности для вузов. Связаны с повышением социальной значимости, продвижением преподавателей, привлечением лучших студентов и улучшением качества обучения [22, с. 132, 133].
В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностную инструкцию руководителя подразделения должно быть внесено изменение: управление процессами выполнять с помощью средств электронного обучения.
91
ISSN 1029-3388
Уровень аспирантуры: способность и готовность решать проблемы, связанные с управлением процессами с помощью средств электронного обучения. Проблемы в области электронного обучения определяется следующими факторами:
- образовательные программы не адаптированы для дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
- ДОТ применяется к «не лучшим» обучающимся;
- электронный образовательный контент не отличается высоким качеством;
- электронные образовательные ресурсы и курсы являются закрытыми внутри образовательных учреждений;
- разработанные электронные ресурсы не всегда своевременно обновляются;
- ведущие «классические» университеты зачастую остаются в стороне от ДОТ;
- несовершенная нормативная база.
К перспективам развития электронного обучения относятся:
1. Модульное электронное обучение и индивидуальные траектории обучения в рамках реализуемых образовательных программ;
2. Реализация межвузовских проектов, академическая мобильность;
3. Продвижение университетов за счет открытых ресурсов и электронных курсов;
4. Выход на международные площадки электронного обучения;
5. Создание «витрины» электронных курсов.
Университет считается ведущим, если в нем:
- созданы условия для разработки современных ЭОР и электронных курсов;
- внедрены сервисы электронного обучения;
- разработаны качественные мультимедийные образовательные ресурсы и электронные курсы [22, с. 131].
В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностную инструкцию заместителя руководителя по ИТ должно быть внесено изменение: решать проблемы, связанные с управлением процессами с помощью средств электронного обучения.
Подводя итоги можно утверждать, что применение опыта внедрения электронного обучения в системе подготовки кадров устраняет угрозу безопасности, связанную с недостаточной практической ориентацией выпускников. Использование описанного в статье материала открывает возможности для качественной подготовки специалистов под заказ организаций, внедряющих электронное обучение.
92
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Литература
1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика, 2012. №4. С. 11—20.
2. Богатенков С. А. Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательных организаций // Концепт, 2014. Т.12. С. 141—145.
3. Богатенков С.А. Гнатышина Е.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 208 с.
4. Богатенков С.А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2012.185 с.
5. Богатенков С.А. Проектирование безопасной информационной подготовки. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 267 с.
6. Богатенков С.А. Проектирование информационной подготовки педагогических кадров по критерию безопасности // Информатика и образование, 2013. № 8. С. 72—79.
7. Богатенков С.А. Информационная подготовка педагогических кадров как система управления качеством образования // Информатика и образование, 2013. № 7. С. 85—89.
8. Богатенков С.А. Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности выпускников учреждений профессионально-педагогического образования // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 5. С. 51—53.
9. Богатенков С.А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования // Концепт, 2014. № 5. С. 6—10.
10. Богатенков С.А. Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессионально-педагогическом образовании как фактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 1. С. 45—48.
11. Богатенков С.А. Опыт создания мультимедийной образовательной среды: машиностроение, торговля, образование // Информатика и образование, 2014. № 3.С. 58—63.
12. Богатенков С.А. Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению с помощью автоматизированных средств учета энергии // Промышленная энергетика, 1997. № 12. С. 2—5.
13. Богатенков С.А. Требования к информационной подготовке кадров в условиях применения информационно-измерительных систем // Концепт, 2014. № 1. С. 16—20.
14. Богатенков С.А., Юсубов Н.Д. Формирование требований к информационной подготовке кадров в условиях применения систем автоматизированного проектирования // Баку: Машиноведение, 2014. № 1. С. 60—64.
15. Богатенков С.А. Модель системы формирования информационной и коммуникационной компетентности бакалавров профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 6. С. 138—141.
16. Богатенков С.А. Формирование компетентности магистров профессионально-
93
ISSN 1029-3388
го обучения // Профессиональное образование. Столица, 2013. № 5. С. 37—38.
17. Богатенков С.А. Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. № 8. С. 47—51.
18. Богатенков С.А. Технология безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования // Концепт, 2013. № 6. С. 11—15.
19. Богатенков С.А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт, 2013. № 5. С. 13—20.
20. Богатенков С.А., Богатенков Д.С. Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» // Концепт, 2014. Т.20. С. 176—180.
21. Богатенков С.А. Электронное обучение: особенности внедрения. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование» 2006. 67 с.
22. Богатенков С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 297 с.
23. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. Спб.: ООО «Книжный дом», 2008. 410 с.
24. Гнатышина Е.А., Богатенков С. А. Уровневая модель информационных и коммуникационных компетенций выпускников учреждений профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука, 2012. № 12. С. 77—80.
25. Концепция поддержки развития педагогического образования. URL: http:// www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf.
26. Переверев П.П., Богатенков С. А. Богатенков Д.С. Требования к информационной подготовке кадров сферы торговли в инновационной информационной среде // Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика. Челябинск, 2014. С.190—195.
27. Стенограмма выступления Д.А. Медведева на Международном авиационном конгрессе 27 августа 2013 года. http://government.ru/news/4093
94