ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 376
Сафронова Елена Михайловна
доктор педагогических наук, профессор Волгоградский государственный социально-педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной статье сделан акцент на значимости подготовки работников образования всех категорий к воспитательной деятельности. В ней рассматривается одна из компетенций в сфере воспитания - способность самостоятельно проектировать педагогическое средство (на примере проекта «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания»). Обосновывается целесообразность использования в работе со студентами проектного метода и обращения к мультипликации.
Ключевые слова: компетентность, педагог-дефектолог, обучающиеся с ОВЗ, жизненные компетенции, стратегия развития воспитания, коррекция поведения, личностная сфера, личностные достижения, учебный проект, проектный метод, воспитательное средство, событийный подход.
Для реализации Основных направлений развития воспитания и обновления воспитательного процесса с учетом ых достижений науки на основе отечественных традиций, обозначенных в проекте «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2015 года» [2], необходимо усилить акцент на подготовке работников образования всех категорий к воспитательной деятельности. Анализ ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» позволяет утверждать, что в его тексте недостаточно отражены компетенции педагога-дефектолога, организовывающего образовательный процесс в коррекционных образовательных организациях в сфере воспитания. Так, среди всех компетенций, присущих этим специалистам, те, что отражают их готовность и способность к воспитанию детей, четко не обозначены. Можно предположить, что наиболее близкими к компетенциям в области воспитания являются такие, как способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ, отраженные в рубрике о профессиональных компетенциях в коррекционно-педагогической деятельности. В связи с этим, мы полагаем, что формирование жизненных компетенций и личностных результатов особых детей и подростков, о которых идет речь в Федеральном государственном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, требует становления компетенций работников образования в сфере воспитательной деятельности.
Опираясь на теорию личностно-развивающего образования (В.В. Сериков, С.В. Белова, В.В. Зайцев, И.А. Лескова, Н.И. Артюхина и др.) нами сформулирован перечень воспитательных
компетенций, одной из которых является способность самостоятельно проектировать педагогическое средство, стимулирующее «нравственно ориентированную направленность самоизменения воспитанника» (В.В. Сериков). О подобной же по содержанию компетенции, названной «трудовые действия», идет речь в Профессиональном стандарте педагога. Ее сущность обозначена в этом документе как «проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [7, с. 147]. Таким образом, одной из важных компетенций педагога-дефектолога, специального психолога, осуществляющих свою деятельность в системе специального образования, является способность проектировать педагогическое средство, обеспечивающее формирование личностных достижений, коррекцию поведения и личностной сферы обучающихся.
В связи с этим, студентам четвертого курса, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», при изучении дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания детей в коррекционно-образовательных учреждениях» предлагается разработать педагогический проект «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания». При этом необходимо ввести в его тему название конкретного мультипликационного фильма и того качества, на формирование которого будет направлен реализуемый проект. Речь может идти о воспитании толерантности, добросердечия или других качеств с учетом возрастных особенностей воспитанников, а также о формировании позитивных отношений к нравственным ценностям русской семьи, сформулированным, например, в исследовании Л.О. Володиной. Ею названы такие ценности как духовная привязанность, заботливость, ответственность членов семьи друг за друга, доверительность, жалостливость, искренность, миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, не мстительность,
142
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Сафронова Е.М., 2015
Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы...
незлопамятность; стремление к положительному мнению в обществе о себе, поддержание положительной репутации, высокие требования к себе; милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость; доброжелательность, добротоделание, до-бротолюбие, добродушие, стремление к красивому и изящному и другие [1].
Обращение именно к мультипликации связано, с одной стороны, с действительным интересом детей и подростков к этой форме искусства, с другой стороны, с ориентиром проекта «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2015 года» на «расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов: создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение)» и на «приобщение детей к культурному наследию посредством создания равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; приобщения детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; распространения произведений искусства и культуры, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создания и поддержки производства... анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей».
Прежде чем обращаться в системе образования к проектному методу, необходимо определить наличие самой проблемы и того, требует ли данная проблема проектной деятельности. Какова же «проблема» для проектного изучения при работе над темой «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания»? Один из ее возможных вариантов выглядит так: Каким образом педагог-дефектолог, взаимодействуя с детьми, может стимулировать нравственно ориентированную направленность самоизменения воспитанника с помощью мультфильма Г. Бардина, имеющего художественную и нравственную ценность? Проблема предполагает поиск студентами ответов на серию вопросов:
- Каковы возможные воспитательные задачи, которые может сформулировать и попытаться реализовать в процессе просмотра и обсуждения мультфильма педагог-психолог с детьми конкретного возраста и определенным нарушением развития?
- Каким образом педагог-психолог «входит» в ценностно-смысловую сферу личности воспитанника и побуждает к поступку? Кого из воспитанников и к какому именно поступку возможно стимулировать в ходе реализации данного педагогического проекта?
- Как эффективнее организовать, спровоцировать диалог, чтобы он способствовал нравственно ориентированной направленности самоизменения воспитанника?
- Как помочь воспитаннику принять «индивидуально верное» (С.М. Юсфин) решение в различных затруднительных жизненных ситуациях (сложности во взаимоотношениях с родителями, ровесниками, педагогами; низкая самооценка; состояние неуверенности в своих способностях и компетентности; низкий уровень знаний по большинству школьных учебных дисциплин по различным причинам, в том числе, собственной лености и неорганизованности)?
- Как оказать педагогическую поддержку воспитаннику, оказавшемуся в затруднительной ситуации на данный момент его жизни: побудить к нравственному поступку; «подвести» к критическому, не совсем приятному для себя выводу; помочь пережить событие, которое откроет новую «картину» его жизни, перспективы, поможет обрести опыт преодоления трудностей и достижения успеха?
Обоснованием того, что проблема поиска адекватного педагогической ситуации воспитательного средства требует проектного метода, являются следующие аргументы, которые нами определены на основе теоретического знания о проектном методе, полученного В.В. Сериковым [5, с. 103]:
- воспитательная проблематика имеет для будущего специалиста практическую значимость;
- при использовании искусства (анимационного фильма, в частности) в воспитании детей отсутствует «очевидное» решение: педагог всякий раз сам разрабатывает педагогическое средство (именно поэтому, по выражению В.В. Серикова, «мастер всегда своеобразен, т.е. вкладывает в продукт свой образ»);
- тема использования анимационного искусства в воспитании интересна для будущих специалистов сферы образования, обладает субъективной новизной, позволяет студенту самореализоваться в творческой деятельности;
- проблема соответствует уровню знаний и жизненному опыту студентов выпускного курса, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
- проблема имеет выход в различные сферы знаний (специальная психология - знания о специфических особенностях детей с нарушениями в развитии), общая педагогика - знания теории воспитания, специальная педагогика - знания о специфике воспитания «особых» детей; искусствоведение - знания из сферы музыки и кино) и предполагает поиск информации из различных источников;
- неявное задание условий задачи (их требуется найти самим);
- возможность различных точек зрения на то, каким образом можно педагогически целесообразно привлечь один и тот же мультфильм в качестве воспитательного средства в работе с детьми разного возраста и уровня воспитанности, что требует от студентов дискуссии, совместных действий, обоснования своего взгляда на решение проблемы;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
143
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- возможность организации исследования в группе.
В формулировании вышеназванных аргументов мы исходили из того, что В.В. Сериковым под проектным методом обучения понимается одна из технологий создания ситуации развития личности. Учебная же проблема (задача), требующая приложения проектного метода, - это жизненно значимый вопрос, не имеющий однозначного решения, требующий привлечения знаний из различных учебных дисциплин, из собственного жизненного опыта или их добывания в результате исследования [5, с. 103].
Задание предлагается выполнить в группе из двух человек и оформить по следующему плану: 1) тема и продолжительность подготовки и реализации воспитательного проекта; 2) возраст школьников (дошкольников) и вид нарушения в развитии; 3) воспитательные задачи; 4) содержание подготовительного этапа (в том числе, вовлечение самих воспитанников, их родителей); 5) особенности просмотра м/фильма; 6) способы привлечения дополнительного материала (например, ресурсы интернета); 7) организация диалогического взаимодействия воспитанников в процессе обсуждения фильма (способы активизации диалога - дискуссия, дебаты, диспут, круглый стол и др.); 8) описание ситуации развития личности в отношении отдельных воспитанников в связи с просмотром фильма с использованием технологии «Проектирование ситуации развития личности»; 9) описание предполагаемых трудностей педагога-дефектолога и воспитательного потенциала в процессе данной работы.
Студентам рекомендуется выполнить проекты по таким мультипликационным фильмам Гарри Бардина как «Адажио», «Выкрутасы», «Дорожная сказка», «Достать до неба», «Консервная банка», «Конфликт», «Кот в сапогах», «Летучий корабль», «Прежде мы были птицами», «Приключения Хомы», «Серый волк энд Красная Шапочка», «Тяп-ляп, маляры»; «Чуча», «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Задание также включало указание на необходимость использования терминологии теории личностноразвивающего образования (личность; личностные свойства, качества, функции; личностный опыт как элемент содержания воспитания; личностные смыслы; «лестница смыслов» как содержание образования; жизненная ситуация воспитанника; нравственно-смысловое отношение к образованию; событие и со-бытие; педагогический диалог; признаки ситуации воспитания или воспитательные действия педагога; ситуация развития личности и др.), а также материала автора данной статьи о воспитательных возможностях мультипликации как жанра искусства [3].
Работа со студентами может быть построена в следующей последовательности: а) просмотр и совместный анализ мультфильма Г. Бардина «Гадкий утенок», о котором большинство студен-
тов, к сожалению, не знают, но который при этом представляет собой художественную ценность, что уже само по себе расширяет культурный диапазон современного специалиста с высшим гуманитарным образованием и ставит в позицию необходимости задуматься о смыслах человеческих поступков, обращается к эмоциональной сфере личности, активизируя ее чувства и переживания; б) самостоятельное изучение статьи, подготовленной и опубликованной нами о методике работы с фильмом, имеющим бесценный воспитательный потенциал; в) проигрывание варианта работы с мультфильмом «Гадкий утенок» в студенческой аудитории как некоего образца, чтобы дать студентам возможность представить, как эта работа может разворачиваться в реальности во взаимодействии с детьми; г) представление студентами своих проектов как результата самостоятельного выполнения домашнего проектного задания.
Для студентов-бакалавров настоящим открытием стала обширная фильмография Г. Бардина; в процессе совместного обсуждения ими сделан вывод о вневременной значимости содержания этих мультфильмов, несмотря на время их создания (семидесятые, девяностые или двухтысячные годы) и поднимаемых в них вечных проблем (добра и зла, дружбы и поддержки, толерантности и вражды и т.п.). При разработке воспитательных задач мы рекомендовали студентам использовать в своем проекте в качестве воспитательных ориентиров перечень личностных результатов детей с ОВЗ, к которым относятся: способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей [6].
Приведем фрагменты педагогических проектов, которые являются «пробой пера» в самостоятельном проектировании воспитательного средства, одна из исследовательских задач при разработке которых состояла в ответе на вопрос: Каковы возможные воспитательные задачи, которые может сформулировать и попытаться реализовать в процессе просмотра и обсуждения мультфильма педагог-дефектолог с детьми конкретного возраста и определенным нарушением развития?
Мультипликационный фильм «Достать до неба», по мнению студентов, предназначен для
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы...
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. При его просмотре возможно объединение группы нормально развивающихся детей с детьми с нарушением зрения. В качестве целевых ориентиров предложены: воспитание отзывчивости, способности к сочувствию, готовности прийти к другому на помощь, а также формирование представлений обучаемых об основных этических нормах во взаимоотношениях людей.
Мультфильм «Конфликт» в случае работы с ним со старшими школьниками как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах I, II, V и VI видов позволит обратиться, как считают студенты, к решению таких задач как воспитание нравственных ориентиров и установок во взаимоотношениях старшеклассников, освоение умения разрешать конфликты; воспитание терпимости, взаимопонимания и эмпатийно-сти. Представление студентами проектов в группе и обоснование воспитательных задач позволяет вырабатывать у студентов способность «вычерпывать» максимальный воспитательный потенциал из каждого педагогического средства.
При представлении проектов акцентировалось их внимание на вопросе: Как помочь воспитаннику принять «индивидуально верное» решение в различных затруднительных жизненных ситуациях, поскольку это и есть одна из главных задач нравственного воспитания человека. «Мультипликационный фильм Г. Бардина «Конфликт» имеет следующий сюжет: герои фильма - обыкновенные спички. Ссора, вспыхнувшая из-за пустяка, перешла в настоящее сражение, в котором сгорели обе враждовавшие стороны. Заключительная сцена аллегорически показывает последствия атомной войны. Данный сюжет становится поводом, «отправной точкой» для уточнения сути понятий «толерантность», «взаимопонимание», написания эссе на тему: «Отношения в моей семье», «К чему ведет конфликт?», «Мои взаимоотношения с друзьями и сверстниками», главными понятиями в котором будут толерантность и взаимопонимание, а также для продолжения фразы: «После просмотра фильма я впервые задумался о...», «Чтобы избежать конфликтную ситуацию, нужно.» и т.д.
Студенты, в соответствии с нашим заданием, предприняли попытку спроектировать ситуацию развития личности в образовательном процессе, где, следуя технологии ее построения [4, с. 99], они должны были описать следующие действия педагога: 1) организовывать и поддерживать диалогические отношения с воспитанниками; 2) понимать воспитанников, входить в их проблемы, строить образовательный процесс в контексте этих проблем; 3) побуждать воспитанников к поступку, «усилию над собой», самопреодолению; 4) стимулировать проявление личностных функций - нахождения смысла жизни, рефлексии своих
достоинств и недостатков, принятия ответственности за себя и других, волевой саморегуляции, принятия другого человека как ценности, стремления к творческому выполнению любого дела, сохранению своей индивидуальности, внутренней свободы, самостоятельности и независимости от внешних обстоятельств; 5) поддерживать все жизненно творческие проявления воспитанников. Анализ студенческих проектов показал, что значительной части свойственен формально-наивный подход к проектированию педагогического воздействия, который в данном случае проявлялся в необоснованной вере и надежде на то, что всякое применяемое педагогическое средство непременно обеспечивает позитивный результат: поговорили на классном часе, посмотрев мультфильм «Тяп-ляп-маляры» о трудовом образе жизни - автоматически возникло уважение к людям труда; привели младшие школьники с нарушениями речи после просмотра «Летучего корабля» примеры справедливых, добрых, честных поступков и их противоположностей - и с завтрашнего дня только им и будут следовать т.п.
В заключение отметим, что анализ содержания выполненных студентами проектов позволяет ожидать, что их реализация может стать для воспитанников событием при условии, если педагогу удастся создать ситуацию личностной значимости совместного просмотра и обсуждения анимационного фильма.
Библиографический список
1. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. -2011. - № 4. - С. 41-50.
2. Проект «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2015года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/files/ discussion/v14_01_15.doc.
3. Сафронова Е.М. Анимационные средства воспитания толерантности во внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани Познания». - 2013. - № 4 (24). - С. 88-93. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Grani.vspu.ru.
4. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. - М.: Логос, 2013. - 364 с.
5. Сериков В.В Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
7. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
145