Научная статья на тему 'Формирование компетентности межнационального общения у персонала образовательного учреждения с этническим компонентом'

Формирование компетентности межнационального общения у персонала образовательного учреждения с этническим компонентом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / INTERETHNIC COMMUNICATION / ETHNO-CULTURAL COMPONENT / PERSONAL SUPPORT / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпакина Ирина Гидальевна

В статье обоснована необходимость формирования компетентности межнационального общения как ведущей личностной и профессиональной характеристики современных школьников и педагогов. Поиск инновационных способов решения этой задачи требует изменения управления персоналом учреждения. Автором описан опыт формирования культуры межнационального общения у учителей и родителей общеобразовательной школы с этническим компонентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпакина Ирина Гидальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of personnel management in the institution with ethnic component

In this article the necessity of formation of ethno-cultural competence as leading personal and professional characteristics of modern schoolchildren and teaches is grounded. The search for innovative ways of solving this task demands the change of personnel management of institution. The author describes the experience of formation of the interethnic communicative culture among the teachers and parents at comprehensive secondary school with ethno-cultural component.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности межнационального общения у персонала образовательного учреждения с этническим компонентом»

УДК 370-2 И. Г. ШПАКИНА

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ЭТНИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ

В статье обоснована необходимость формирования компетентности межнационального общения как ведущей личностной и профессиональной характеристики современных школьников и педагогов. Поиск инновационных способов решения этой задачи требует изменения управления персоналом учреждения. Автором описан опыт формирования культуры межнационального общения у учителей и родителей общеобразовательной школы с этническим компонентом.

Ключевые слова: межнациональное общение, этнокультурный компонент, индивидуальное сопровождение, компетентности.

Современную культурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как поли-культурную, которая востребована государственной образовательной политикой, учитывающей полиэт-ничный характер российского общества, что проявляется в его многоязычии, многоконфессиональ-ности и обусловлено исторической общностью народов, населяющих Россию, а также их культур.

Расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводит к неизбежному пониманию того, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. В этих условиях компетентность межнационального общения выступает в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме [1].

Полиэтничность российского социума делает необходимым включение в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели консолидации многонационального народа России, а поликультурность образования становится неотъемлемой частью общекультурного развития, отражающего самобытность каждого этнического сообщества.

Компетентность межнационального общения на современном этапе рассматривается как ведущая личностная и профессиональная характеристика любого специалиста и современного учителя в особенности [2]. Педагогическая деятельность является способом приобщения учащихся к системе ценностей как родной, так и иной культуры.

Реализация модели этнокультурного образовательного пространства предъявляет особые требования к уровню этнокультурных, психологических и специальных педагогических (коммуникативных, поведенческих и правовых) компетенций коллектива образовательного учреждения, реализующего этнокультурный компонент, в котором каждый член коллектива, от управленческого до исполнительского звена, включен в определенные отношения, заданные особенностями жизни такого учреждения.

Значимость компетентности межнационального общения у учителей усиливается еще и тем, что каждый член многонационального коллектива включен в определенный ритм, заданный его собственными особенностями жизни и окружения, сформировавшими в нем определенные стереотипы поведения и ценностные ориентации. Теперь учителю предстоит адаптироваться к особенностям взаимоотношений, охвативших профессиональную сферу его деятельности, сформировать в себе особые стереотипы поведения и ценностные ориентации, обеспечивающие реализацию того или иного этнокультурного компонента [3].

Формирование компетентности межнационального общения в условиях образовательного учреждения этнокультурной направленности требует поиска инновационных способов решения этой задачи и внесения нового содержания в систему работы по управлению персоналом, осуществляемую руководством такого учреждения.

Теоретическим предпосылкам формирования компетентности межнационального общения, этнической толерантности, этнопедагогической подготовки персонала посвящены исследования Ш. М. Ар-салиева, З. Т. Гасанова, Е. В. Кузнецова, В. Г. Рощуп-кина и др.; принципы, методы и формы формирования культуры межнационального общения предлагаются В. Н. Галяпиной, О. Н. Поповой и др.; приоритетные подходы к работе с персоналом, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе, отражены в трудах В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринского, В. К. Шаповалова и др.

В то же время отмечается недостаточная пока степень научной разработанности проблемы формирования компетентности межнационального общения у педагогического персонала учреждений этнической направленности: нуждаются в уточнении вопросы содержания и технологии решения этой задачи, выявления педагогических условий формирования компетентности межнационального общения у учителей в процессе их профессиональной деятельности и др. [4].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

В данной статье мы предпринимаем попытку описания первого опыта технологизации процесса формирования компетентности межнационального общения у учителей и родителей общеобразовательной школы с этническим компонентом, который включает четыре этапа: информационно-подготовительный, методический, системно-деятельностный и рефлексивный. Предлагаемый опыт может выступать основой подготовки педагогических кадров к работе в полиэтничном регионе или в условиях средних учебных заведений этнической направленности.

С 2006 года в городе Омске работает негосударственное образовательное учреждение «Специализированный общеобразовательный лицей с этнокультурным (еврейским) национальным компонентом». Одну из первостепенных задач с момента открытия учреждения и до сегодняшнего дня в управлении этим учреждением руководство лицея и его учредители видят в подготовке взрослых участников образовательного процесса — педагогов, технических работников лицея, родителей воспитанников к работе в специфичных условиях реализации этнокультурного образования в широком смысле. Именно в просвещении, методическом сопровождении и рефлексии данного процесса взрослыми участниками образовательного процесса и состоит основная особенность управления учреждением с этническим компонентом.

Для решения указанной задачи в первый год работы лицея была утверждена программа содействия профессиональной подготовке педагогов и консультирования родителей лицеистов в организации и осуществлении образовательного процесса с учетом этнокультурного компонента.

В составлении программы принимали участие руководители Благотворительного фонда, поддерживающие деятельность образовательных учреждений еврейской этнической направленности, Главный раввин Омска и Омской области О. Кричевский, администрация, наиболее опытные учителя и воспитатели лицея, активисты-родители школьников и воспитанников дошкольного отделения. С первых лет работы лицея установлены контакты с аналогичными общеобразовательными учреждениями в других крупных городах России и за рубежом.

Работа педколлектива начиналась с обсуждения и «принятия» участниками проекта создания лицея целей его деятельности и составления перечня возникающих в связи с этим вопросов, в которых основные «воплотители» проекта в жизнь чувствовали свою недостаточную теоретическую и практическую подготовку.

Следует отметить, что с момента создания в лицее работает высококвалифицированный коллектив: все 26 педагогов имеют высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационные категории, среди них два магистра образования, пять педагогов завершают обучение в магистратуре, два работника имеют ученую степень кандидата наук; один заслуженный учитель РФ, 11 человек являются отличниками просвещения РФ, почетными работниками образования РФ либо награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ.

Владея на высоком уровне современными технологиями обучения и воспитания, тем не менее в вопросах этнического воспитания, формирования основных нравственных ценностей с использованием вековых национальных традиций того или иного народа, в использовании опыта зарубежной педагогики работники лицея ощущали выраженный дефицит знаний.

Поскольку воспитание ребенка в традиционной еврейской семье увязано в цикличным календарем национальных праздников, то с первого года работы лицея доброй традицией стали превентивные обучающие встречи педагогического коллектива с носителями национальной культуры, совместное обсуждение творческого проведения в лицее очередного события национального календаря, Интернет-конференции с коллегами из Израиля и аналогичными лицею другими российскими школами для обмена идеями и опытом.

Предметом особой заботы учителей и воспитателей лицея стала сопряжение традиционных для российской средней школы компонентов учебной и воспитательной систем с традициями национальной еврейской школы. Сегодня в этом направлении уже не возникает проблем, так как накоплен первый опыт, которым педагоги лицея охотно делятся с коллегами из других школ.

Существенную помощь в повышении квалификации учителей в вопросах этнокультурного образования оказывают организуемые Благотворительным фондом очные — в разных городах и за рубежом, а также дистанционные семинары по вопросам изучения национальной культуры. В таких семинарах с интересом участвуют работники и родители лицея.

Сотрудники фонда обеспечивают учителей и родителей с помощью электронных средств связи подборкой первоисточников, методических рекомендаций и даже разработанных специалистами макетов итоговых сертификатов для детей, учителей и родителей — участников того или иного национального проекта. Лучшие отчеты по итогам национальных проектов, реализованных в школах данной этнической направленности, также становятся доступны через сеть Интернет.

Стало доброй традицией для участников семинаров делиться полученными знаниями с коллегами, рассказывать о тех крупицах опыта национального воспитания, которые были отмечены при посещении школ, реализующих в своей деятельности аналогичный этнический компонент.

Организуя в разнообразных формах повышение квалификации педагогов лицея с учетом их собственных знаний и умений, администрация лицея решает задачи формирования у учителей и воспитателей представления об образовании педагога в условиях современного поликультурного пространства; знакомства с передовым отечественным и зарубежным педагогическим опытом по обозначенной проблеме; воспособления инкультурации личности учащегося этнической шкоды; актуализации современных форм самостоятельной работы учителя как механизма совершенствования своего профессионального опыта.

Поскольку модернизация образования — это общенациональная задача, то активными субъектами образовательной политики школы становятся также семья и родительская общественность. Суть изменений в образовании, предусмотренных новым Законом «Об образовании в РФ», их цели, направления, методы, особенности образовательной деятельности школы, реализующей этнический компонент, установление партнерских отношений с семьей каждого питомца лицея, совместная с родителями выработка индивидуальной образовательной траектории ребенка — далеко не полный перечень «точек соприкосновения» педагогов лицея и родителей его учеников.

За время существования лицея накоплен большой арсенал форм общения с родителями: начиная с ро-

дительских собраний, которые нередко проходят за чашкой чая со школьными сдобными булочками, где не слышны монологи учителей перед всеми родителями об успехах и промахах отдельных детей (в лицее восьмой год каждый родитель беседует с каждым учителем только «с глазу на глаз»), почти ежемесячно в выходные дни проводятся очередные национальные праздники, участие в которых принимают семьи учеников — эти праздники сопровождаются веселыми ярмарками, работой лицейского кафе, где официанты — ученики средних классов, занимающие эти почетные должности только по конкурсу.

Седьмой год в школе реализуется проект «Победа», результатом которого стало создание Мемориального зала лицея, хранящего на стендах священные имена родственников детей и сотрудников, либо не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны, либо принесших Победу в своих руках, либо ковавших её в тылу, либо переживших ужас войны в детском возрасте... В 2013 году Мемориальный зал с помощью родителей пополнился стендом, содержащим одно слово — «ПОБЕДА», но написано оно было фотографиями родных — участников той страшной войны. Создание каждого стенда Мемориального зала лицея было бы невозможно, если бы родители, дедушки и бабушки лицеистов не помогли совершить каждому ребенку экскурс в свою родословную.

Три года назад было найдено еще одно общее для лицеистов, их родителей и учителей полезное дело — взято шефство над старым, почти полностью заросшим Старо-еврейским кладбищем, на котором более полувека не проводятся захоронения, а большинство могил давно не знают ухода. Благодаря сложившимся доверительным отношениям в составе каждого десанта на уборку со школьниками и учителями едут несколько родителей. Сколько родственников сегодняшних лицеистов было обнаружено при расчистке надгробий, отмывании памятников, прополке заросших участков! Случалось, старшеклассники звонили в семьи лицеистов, что очистили могилу со знакомой фамилией — и оказывалось, что находились «потерянные» погосты.

В 2013 году проведена первая родительская конференция, которая показала уровень доверия родительской общественности педагогам: прозвучали острые вопросы, волнующие родителей, но первыми ответы на них давали не педагоги, а другие, более многоопытные папы и мамы. Эту форму педагогического «ликбеза» решено было сделать традиционной.

Таким образом, представляется, что в настоящее время определяющим в процессе модернизации обра-

зования становится оптимизация управления, учет индивидуальных особенностей не только учащихся в процессе их образования, но и тонкая, внимательная «подстройка» в процессе подготовки взрослых участников образовательного процесса к работе в условиях учебного заведения с этнокультурным компонентом, а также использование рыночных механизмов как фактора саморазвития [5].

В основу новых федеральных государственных образовательных стандартов положены принципы поликультурности. Эти принципы позволяют превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, который предопределяет над-этническую целостность общества, решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина многонациональной Российской Федерации.

Библиографический список

1. Назаренко, Н. Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Назаренко. — Ставрополь, 2011. — 213 с.

2. Концепция национальной образовательной политики РФ (Одобрена приказом МОиН РФ от 3 августа 2006 г. № 201). / Вестник образования России. — 2006. — № 18. — С. 16 — 21.

3. Хакимов, Э. Р. Конструирование поликультурного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях / Э. Р. Хакимов // Образование и общество. — 2011. — № 5. - С. 27-32.

4. Бережнова, Л. Н. Полиэтническая образовательная среда: моногр. / Л. Н. Бережнова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 203 с.

5. Воспитательно-образовательный процесс в поликультур-ном пространстве образовательного учреждения : учеб.-метод. комплекс / авт.- сост. О. Н. Пикалова, Ю. В. Королькова. — Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 146 с.

ШПАКИНА Ирина Гидальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; директор негосударственного образовательного учреждения «Специализированный общеобразовательный лицей с этнокультурным национальным компонентом» г. Омска.

Адрес для переписки: ishpakina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2014 г.

© И. Г. Шпакина

Книжная полка

Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут. -СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 334 с.

В учебном пособии представлена современная методология кросс-культурной и этнической психологии. Проанализированы основные подходы, направления, требования к исследованиям. Детально описаны экспериментальные методы в области социальной перцепции, межгрупповых и межэтнических отношений, предубеждений, предрассудков, дискриминации. Особое внимание уделено психологии терроризма. Представлен широкий набор психологических методик. Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, социологов, этнологов, культурологов, специалистов в области межкультурных коммуникаций.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.