вая позиции дошкольной организации на рынке основных и дополнительных образовательных услуг.
Партнерство организаций дошкольного и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым центром, который необходим в реализации программ работы с детьми разного уровня развития, обеспечивать потребности и запросы семей на услуги по развитию дошкольников.
Список литературы
1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс] // Педагогика в современном мире: интернет-форум. URL: http://kafedra-forum.narod.ru/ index/0-39 (дата обращения: 28.03.2014).
2. Кокуева Л.В., Терещук М.Н. Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования // Педагогика. 2008. № 3(56). С. 80-83.
3. Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36940.html/ (дата обращения: 19.10.2017).
4. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.10.2017).
Organization of network interaction of preschool educational institutions and additional education institutions
The article deals with the approaches to the issue of organization of network interaction formsof preschooland additional educational institutions. The stages in development of preschool educational organizationare describedbased on the potential of additional education. The article proves the value of network partnership to ensure the unity of approaches in the educational practice in the development of a child's individual characteristics, updating the content and methods of preschool and secondary education.
Key words: preschool education, additional education, network interaction, integration.
(Статья поступила в редакцию 30.11.2017)
и.и. габеркорн
(Армянск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* * *
1. Glubokova E.N., Kondrakova I.Je. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovanija kak razviva-jushhijsja process v teorii i praktike [Jelektronnyj resurs] // Pedagogika v sovremennom mire: internetforum. URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (data obrashhenija: 28.03.2014).
2. Kokueva L.V., Tereshhuk M.N. Razvitie do-shkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija za schet ispol'zovanija potenciala dopolnitel'nogo obrazova-nija // Pedagogika. 2008. № 3(56). S. 80-83.
3. Koncepcii razvitija dopolnitel'nogo obrazova-nija detej [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/ (data obrashhenija: 19.10.2017).
4. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija: 20.10.2017).
Освещается актуальная проблема формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения. Раскрывается эффективность организации групповой учебной деятельности как средства формирования коммуникативных умений младших школьников. Особое внимание направлено на раскрытие алгоритма групповой работы на разных этапах урока в начальной школе.
Ключевые слова: коммуникативные умения, групповая учебная деятельность, учебное сотрудничество, малая группа, младшие школьники.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих <...> обога-
О Габеркорн И.И., 2018
щение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [4, с. 4]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [Там же]. В связи с этим процесс обучения младших школьников необходимо проводить в форме учебного сотрудничества. Основными задачами, определенными ФГОС НОО, являются нацеленность системы образования на личность ребенка, его развитие, формирование общеучебных умений и навыков. Поставленные задачи можно решить при особой организации учащихся в учебном процессе - при использовании групповой учебной деятельности, где ученик становится равноправным участником обучения.
Обеспечение взаимодействия субъектов учебного процесса, основанного на демократизме межличностных отношений, диалоге, использовании разнообразных методов организации групповой учебной деятельности младших школьников, является одним из условий формирования коммуникативных умений учащихся. в процессе учебного сотрудничества коммуникативные умения обеспечивают возможность планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
Коммуникативные умения учащихся обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Проблема формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах И.Б. Барахоевой, В.К. Дьяченко, И.Б. Первина, Х.И. Лийметс и др. При этом коммуникативные умения включают:
1) организацию учебного взаимодействия с педагогом и учащимися (постановка цели, распределение ролей, выработка способов кооперации);
2) формулировку вопросов (активная совместная деятельность в процессе поиска и сбора информации);
кие науки -
3) разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, реализация того или иного способа, анализ результатов, формирование способности к конструктивному разрешению конфликтных и проблемных ситуаций);
4) регулирование действий партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера);
5) речевые умения (способность точно и корректно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям взаимодействия; овладение монологической и диалогической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам русского языка).
Присвоение (интериоризация) коммуникативных умений происходит путем включения ребенка в различные формы деятельности с последующей рефлексией своих действий. Предметные знания и умения при этом составляют необходимый содержательный материал, при освоении которого одновременно проводится работа по формированию коммуникативных умений. Необходимые результаты формирования коммуникативных умений достигаются при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. От уровня сформированно-сти коммуникативных умений во многом зависит успеваемость учащегося, т.к. они определяют успешность приема, переработки и передачи информации, необходимой для успешного выполнения учебной работы.
Как считает И.М. Витковская, важнейшим средством формирования коммуникативных умений учащихся является групповая учебная деятельность. групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве учителя и в сотрудничестве с ним [1, с. 27]. Г.А. Цукерман называет групповую работу областью «детской полусамостоятельности» [5, с. 49]. Групповая учебная деятельность учащихся младшего школьного возраста имеет ряд преимуществ по сравнению с другими, поскольку обеспечивает непосредственный контакт между всеми учениками, вызванный объективной необходимостью в совместной деятельности и субъективной потребностью в общении каждого ученика.
Групповую учебную деятельность школьников можно применять на всех этапах процесса обучения. Однако на этапах первичного восприятия материала надлежащий уровень
этой деятельности достигается лишь при условии, что все ученики класса характеризуются высоким и средним уровнем учебных возможностей, хорошо владеют навыками самостоятельной работы и показывают большую работоспособность. В противоположном случае более эффективной оказывается фронтальная деятельность класса. Для младших школьников наиболее целесообразно применять групповую учебную деятельность на этапах закрепления, углубления, систематизации знаний.
Г.К. Селевко выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы: подготовку к выполнению группового задания, групповую работу, заключительную часть [3, с. 117]. Технология организации групповой учебной деятельности предполагает формирование у младших школьников умения работать в паре и малой группе, обеспечение положительного отношения учеников к совместной деятельности в составе малых групп; подбор детей в группе, который должен соответствовать требованиям гетерогенности по учебным возможностям детей, определение лидера-консультанта и распределение обязанностей [2, с. 31].
Реальные условия массовой школы свидетельствуют о том, что в начальной школе наиболее рационально организовать малые учебные группы из четырех-пяти человек. Малая учебная группа - это устойчивое и относительно стабильное объединение нескольких учеников, которое по отношению ко всему классу выступает как единый субъект действий и благодаря общению и взаимосвязи успешно решает поставленные учебные задачи. При этом очень важно учитывать характер взаимоотношений учащихся в группах, т.к. при выполнении задания дети должны общаться между собой.
Можно выделить такие особенности организации обучения младших школьников при применении групповых форм: не нарушая логики, учебный процесс осуществляется не только благодаря субъект-субъектным взаимоотношениям «учитель - малая группа», но и в системе «малая группа - малая группа». Организация работы в малых группах осуществляется в процессе кооперативного обучения.
Кооперативное обучение - это эффективная стратегия, опирающаяся на малые учебные группы с разными учебными возможностями, которая использует различные виды учебной деятельности для повышения качества работы с учебным материалом. Каждый член ма-
лой группы отвечает не только за собственный учебный процесс, но и за помощь другим в учебе, т.е. за создание исследовательской и продуктивной атмосферы. По мнению Е.Ф. Нор, при кооперативном обучении ситуации взаимодействия характеризуются положительной взаимозависимостью с индивидуальным отчетом. работа малой группы направлена на то, чтобы за определенное время ее члены правильно выполнили индивидуальное задание. Особенность кооперативного обучения заключается в том, что любая задача состоит из трех элементов: инструкции, действия, рефлексии (осмысления). Так, сначала идет объяснение работы, далее ученики выполняют задание, а в процессе рефлексии объясняют, почему именно такой вариант или способ (действие) избрали [2, с. 67].
Важным моментом кооперативного обучения учащихся является проработка содержания и представления группами результатов их коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты ее организации.
Показатель эффективности применения групповой учебной деятельности - уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников. Путем педагогического наблюдения за детьми в процессе выполнения заданий фиксировали индивидуальные особенности коммуникативных действий, проявляемых каждым ребенком в группе. Данные педагогического наблюдения показывают, что более трети детей в каждом классе не могут договариваться с партнером по взаимодействию в конфликтной или проблемной ситуации, не умеют аргументировать свою позицию, не желают прислушаться к мнению партнера. В результате страдает эффективность не только коммуникаций, но и делового сотрудничества, т.к. продуктивного взаимодействия не получается.
С целью повышения эффективности формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения применяли разнообразные методы групповой учебной деятельности. Выбор метода в значительной степени зависит от содержания учебного материала. В процессе групповой работы осуществляются поиск, анализ, обсуждение и передача новой информации учащимися. рассмотрим примеры методов организации работы в малых группах в начальной школе.
Метод поиска информации позволяет усвоить теоретический материал, собрать раз-
педагогические науки
ные мнения, научиться договариваться в спорных вопросах, сформировать собственную позицию по определенному вопросу, развить стремление к поиску, анализу, структурированию, хранению теоретического материала. Для реализации данного метода необходимо объединить учащихся в малые группы. Каждая группа получает задание, ответы на которое можно найти в различных источниках информации (раздаточный материал, учебник, справочные издания). Каждый член группы получает часть от общего задания - вопросы по теме занятия. Далее необходимо определить время на поиск, структурирование и анализ информации; организовать межгрупповую дискуссию, после которой заслушиваются сообщения от каждой группы, повторяемые и расширяемые впоследствии всем классом.
Метод мозгового штурма дает младшим школьникам возможность развивать поисковую направленность мышления, свободно выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве, способствует нахождению общего решения проблемы. в начале групповой работы учитель объединяет учащихся в малые группы. Каждая группа получает задание за ограниченное время собрать как можно больше идей по выдвинутой проблеме от всех участников, причем на первом этапе идеи не обсуждаются, а только записываются на доске. Затем организуется межгрупповая дискуссия с целью решения проблемного вопроса.
Метод анализа ситуаций позволяет вырабатывать устойчивые навыки обсуждения и решения поставленных задач, формирует умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при допущении возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением учащегося. Работа осуществляется в малых группах из трех-четырех человек. Каждая группа получает задание обсудить конкретную жизненную ситуацию. Учащиеся распределяют роли таким образом: спикер, который следит за организацией работы группы, распределением вопросов для проработки, и контролер, проверяющий усвоение материала. Организуется обсуждение ситуационной задачи, принимаются и оформляются решения. Далее выступают спикеры групп, происходит обсуждение результатов, подведение итогов.
Метод «Обучая - учусь» направлен на активное участие младших школьников в обуче-
нии и передаче своих знаний одноклассникам, осуществлении взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания, проявление позитивного эмоционального отношения к совместной учебной деятельности. Приведем последовательность реализации метода.
1. Малой группе следует дать для изучения несколько вопросов (по количеству участников). Каждый должен тщательно изучить свой вопрос. Если ему что-то непонятно, он может уточнить это у учителя.
2. Учащимся предлагается познакомить со своей информацией других участников группы по очереди в доступной форме и самому узнать определенную информацию от других. При этом необходимо внимательно слушать других, используя краткие записи.
3. Когда все участники поделились информацией и получили ее от других, учитель выборочно делает опрос.
Метод «Подумай и обсуди в паре» направлен на формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу (даже в ситуации конфликта интересов). Особенности применения метода состоят в следующем: перед тем как представить вариант ответа всей учебной группе, учащийся обдумывает ответ, представляет его на обсуждение своему напарнику и только затем один из членов пары презентует результаты другой паре (или классу). Таким образом, ведущими принципами метода являются определение времени на размышления, непосредственное взаимодействие в малых группах и обсуждение результатов в общегрупповом взаимодействии.
значительное внимание уделяется комплектованию групп, учету индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика, выработке задач для каждой группы. Малая группа получает задание, являющееся частью большой темы, над которой работает весь класс. Роли должны быть четко определены для каждого члена команды. во время работы участники малой группы общаются между собой, уточняют детали, предлагают варианты для решения проблемного вопроса. группа получает одобрение в зависимости от достижений участников.
следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им определенное задание. Суть групповой работы как раз и заключается в том, чтобы обучаемый сам захотел сконструировать путь к овладению знаниями.
известия вгпу
В 2015-2016 гг. мы провели диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных умений у 92 учащихся начальных классов образовательных учреждений г. Армянска. Можно отметить увеличение числа учащихся экспериментальных групп, находящихся на высоком и среднем уровне, после проведенного экспериментального обучения.
Контрольный эксперимент показал, что высокий уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников в экспериментальной и контрольной группах наблюдается у 17,4 и 4,3 % учащихся соответственно (8 и 2 чел.), средний уровень - у 56,5 и 43,5 % (26 и 20 чел.), низкий уровень - у 26,1 и 52,2 % (12 и 24 чел.).
Проанализировав результаты диагностического исследования младших школьников на контрольном этапе эксперимента, мы получили следующие данные.
1. В контрольной группе высокий уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников остался на прежнем уровне, средний уровень повысился на 8,7 % (4 чел.), низкий уровень понизился также на 8,7 % (4 чел.).
2. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников повысился на 13,1 % (6 чел.), средний уровень - на 26,1 % (12 чел.), низкий уровень понизился на 39,2 % (18 чел.).
Таким образом, организация учебного сотрудничества, основанного на использовании разнообразных методов организации групповой учебной деятельности младших школьников, направлена на формирование коммуникативных умений учащихся. В основу групповой учебной деятельности положены общая для всех участников группы цель и план выполнения учебных операций, обсуждение и выбор способов решения учебных задач, взаимодействие, сотрудничество, взаимозависимость участников группы, взаимопомощь. В процессе организации и осуществления сотрудничества у младших школьников развивается способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, формируются умения отстаивать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при допущении возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с мнением самого учащегося.
список литературы
1. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000.
2. Нор Е.Ф. Технология организации групповой учебной деятельности. Николаев, 1998.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016. 3-е изд., перераб.
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
* * *
1. Vitkovskaja I.M. Obuchenie mladshih shkol'-nikov v sovmestnoj dejatel'nosti. Pskov, 2000.
2. Nor E.F. Tehnologija organizacii gruppovoj uchebnoj dejatel'nosti. Nikolaev, 1998.
3. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. M.: Akademija, 2008.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija / Mini-sterstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. M.: Prosveshhenie, 2016. 3-e izd., pererab.
5. Cukerman G.A. Vidy obshhenija v obuchenii. Tomsk: Peleng, 1993.
Development of communicative skills of younger students through team learning activities
The article deals with theurgent issue of forming the communicative skills of students in the learning process. It proves the effectiveness of team learning activities as the means of development of communicative skills of younger students. Special attention is paid to the algorithm of teamwork at different stages of a lesson in primary school.
Key words: communicative skills, team learning activities, educational cooperation, small group, younger students.
(Статья поступила в редакцию 02.10.2017)