МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
поведения, подростки, несомненно, обращались к потенциалу и условиям своей жизни в этнокультурной среде и уровню развития своего этнокультурного сознания, хотя в тематике проектов и в заданиях об этом специально не указывалось. Это было выявлено в ходе анализа содержания полученных в ходе эксперимента проектов. Об уровне этнического самосознания можно было судить по характеру полученных проектов и желанию подростков презентовать и защищать их публично. Для этого им было разрешено создавать свои проекты на практическом, когнитивном, эмоционально-символичном, тренинговом, импровизированном или созидательном уровне.
Использование этнокультурных проектов и социальных тренингов в воспитании подростков, приводит к пяти уровням их этнической идентичности: наличия знаний о ценностях культуры своего народа, понимания значимости норм культуры в социальной жизни людей, готовности соблюдать нормы культуры в своем поведении, способности к развитию ценностей культуры и готовности к межэтническому диалогу. Список использованной литературы:
1. Национальная школа в последнее время все чаще становится предметом обсуждения в российских СМИ // do.gendocs.ru/docs/index-267764.html
2. Bruner J.S. The Celture of Edication // http: // www. goodreads. com/book/show/
1633904.The_Culture_of_Education.
3. Эриксон Э.Г.. Детство и общество. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. С. 227.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории //http://www.twirpx.com/file/179409/
5. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность /Перевод из газеты Eesti Ekspress http://suri.ee/etnofutu/texts /krivaja.html
6. Прохоренко И.М. Этнофутуризм и футуризм: к вопросу отсутствия преемственности между явлениями // Известия РГПУ им. А.И.Герцена, 2008, № 63-1. - с.264-268
©АН. Нюдюрмагомедов, Л.А.Нюдюрмагомедова. 2015г.
УДК 372.881.1
М.Ш. Озтюрк
Аспирантка Педагогический Факультет Бишкекский Гуманитраный Университет Бишкек, Кыргызская Республика
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА Аннотация
В статье рассмотрены отдельные вопросы подготовки специалистов для сферы туризма, важность знания иностранных языков, а также роль социальных и коммуникативных компетенций работников индустрии туризма.
Ключевые слова
Компетентность, компетенция, коммуникативные компетенции, социальные компетенции, иностранный
язык, сфера обслуживания.
Сегодня, сфера услуг, социально-культурный сервис является одним из перспективных отраслей экономической деятельности. Соответственно растет потребность в работниках, имеющих квалификацию специалиста по сервису и туризму.
147
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Известно, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Предприятия индустрии туризма нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Так как только высококвалифицированные, высококлассные сотрудники могут вывести компанию на лидирующие позиции.
Поскольку работа в сфере туризма предполагает контакт с клиентами, к специалистам данной индустрии предъявляются определенные требования. А именно, умение общаться с людьми, способность быстро адаптироваться в новых условиях, способность принимать ответственность, что требует от специалистов в данной сфере, независимо от специализации, развития коммуникативных и социальных компетенций, которые тесно связаны между собой.
Анализ существующей научно-педагогической литературы (В.И. Байденко, И.Я. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцов, Л.Г. Семушкина, С.Ш. Чернова и другие.) говорит о том, что компетентность и компетенции относится к числу наиболее часто употребляемых понятий.
Один из известных исследователей результатов образования и компетенций Стивен Адам (Университет Вестминстер) говорит о том, что “в определенной мере компетенции и компетентности используются в связи с результатами обучения. Компетенция может в широком смысле относиться к способности, умению, возможности, навыкам, пониманию и.т.д. А компетентный человек - это некто с достаточными навыками, знаниями и возможностями. Некоторые исследователи придерживаются более узкой точки зрения и приравнивают компетенцию только к навыкам, приобретенным в процессе подготовки”.
Согласно Н. Хомскому коммуникативные компетенции представляют собой социальные умения человека, благодаря которым происходит взаимодействие с другими людьми.
В словаре иностранных слов Communicatio - коммуникация означает сообщение, связь путь сообщения. А слово компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Слово компетенция (лат. competentia) означает принадлежность по праву; круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Знание норм деловой письменной и устной речи, процессов организации эффективной речевой коммуникации является важным навыком для всех, кто работает в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Поэтому формированию коммуникативных компетенций будущих специалистов данной сферы должно уделяться особое внимание.
К числу общих компетенций также относятся социальные компетенции, которые успешно позволяют специалистам сферы туризма социализироваться в обществе.
Сфера обслуживания предполагает тесное взаимодействие субъекта обслуживания с клиентом, который, в свою очередь, является главной ценностью. Ведь именно на удовлетворение интересов клиента направлена работа всего персонала, будь то гостиница или ресторан. Поэтому умение быстро адаптироваться в новой среде, принимать решения и ответственность, способность с первых секунд общения проявлять максимум вежливости, внимания и дружелюбия являются жизненно важными навыками работников этой сферы.
Учитывая особенности специальности “Социально-культурный сервис и туризм”, считаем, что социальным компетенциям специалиста в данной сфере относится следующее:
- социальная предприимчивость,
- общая правовая и экономическая грамотность,
- умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях,
- способность принимать ответственность,
- способность повести за собой,
- умение устанавливать долговременные отношения,
- способность управлять собственным имиджем.
Таким образом, в связи с бурным развитием индустрии туризма возникает потребность в совершенствовании языковой подготовки специалистов данного профиля. Так как для таких специалистов
148
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
профессионально значимым становится общение на иностранном языке. Оно выступает основным инструментом в их профессиональной коммуникации. Данное общение требует достаточного уровня сформированности коммуникативных и социальных компетенций.
Список использованной литературы:
1. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика / текст/ Ю.М.Жуков// Введение в практическую социальную психологию_ М.,1994.-С5-14
2. Емельянов Ю.Н.. Активное социально-психологическое обучение / Текст/Ю.Н.Емельянов _Л.:ЛГУ, 1985 .-166 с.
3. Сарылбекова З.С.Коммуникативные основы обучения Кыргызскому языку в старших (10-11) классах в школах с русским языком обучения/Текст/: дисс. ...канд.пед.наук: 13.00.02/ З.С.Сарылбекова.-Бишкек,2007
4. Педагогический словарь/ В.И.Загвязинский и др.-М.,2008352 с.
© М.Ш. Озтюрк, 2015
УДК 378
Е.В.Панюкова
к.п.н., доцент
Институт математики, физики и информационных технологий Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация Д.И.Панюков к.т.н., доцент
Факультет информационно-технического сервиса Поволжский государственный университет сервиса Г. Тольятти, Российская Федерация
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о преемственности в подготовке бакалавров и магистров в области информационных технологий на основе выделения информационноориентированных компетенций и интеграции их в образовательный процесс.
Ключевые слова
Компетенция, компетентностный подход, информационные технологии.
Основным документом, определяющим концепцию обучения бакалавра и магистра по всем дисциплинам учебного плана, является федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
План учебных мероприятий и ресурсного обеспечения по дисциплине должны быть отражены в рабочей программе - в одном из элементов учебно-методического комплекса дисциплины [1, с.97].
Результат освоения основных образовательных программ направлен на формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. При разработке рабочих программ необходимо ориентироваться не только на компетенции, в которых в общих чертах прописаны знания, умения и навыки образовательных программ, но и уметь выделять основные дидактические единицы содержания дисциплин, а также учитывать преемственность подготовки магистров и бакалавров по данному направлению подготовки.
149