ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37
Ю. А. Филонова
Формирование коммуникативной компетентности учащихся: принципы планирования системы уроков в основной школе
В статье дано методическое обоснование необходимости системы специальных уроков развития коммуникативной компетентности в основной школе. На основе анализа ФГОС, программы по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой автор определяет принципы планирования системы уроков в 5-9 классах, функции уроков, особенности методики проведения.
Представленное в статье планирование системы уроков дает общее представление о перспективах работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся основной школы. Уроки обогащают и систематизируют первоначальные сведения о диалоге, предусмотренные ФГОС и школьными программами по литературе, формируют представления о разных видах диалогов и ситуаций общения, показывают, как в общении литературных героев проявляются умения слушать собеседника, оказывать на него воздействие, выбирать формы обращений, привлекать внимание к себе и своим суждениям. Предлагаемая автором система уроков является одним из направлений формирования коммуникативной грамотности в основной школе. Она может быть дополнена такими направлениями работы, как обучение мыслительным операциям и умственным действиям в процессе школьного анализа литературного произведения, обучение чтению как ведению диалога с писателем.
Разработка технологической карты урока на тему «Роль диалога в фольклорной и литературной сказке» демонстрирует реализацию теоретических положений автора.
Ключевые слова: ФГОС, личностные, метапредметные результаты обучения, предметные результаты обучения, коммуникативная компетентность, диалог, диалогичность преподавания, дискуссионность преподавания.
Ju. A. Filonova
Formation of the Students' Communicative Competence: Principles in Planning the Lesson System in Main School
In the article the methodical justification of the necessity of the special lessons system on development of the communicative competence in the main school is given. On the basis of the analysis of FGOS, programmes on Literature under T.F. Kurdyumova's edition the author defines principles in planning of the system of lessons in 5-9 classes, functions of lessons, features of a technique of learning.
The planning of the system of lessons presented in the article gives a general idea about prospects of work on formation of the students' communicative competence in the main school. Lessons enrich and systematize the initial data on the dialogue provided by FGOS and school programmes on Literature, form ideas about different types of dialogues and situations of communication, present on the example of communication of literary characters abilities to listen to the interlocutor, to influence him, to choose forms of addresses, to draw attention to yourself and your judgments. The system of lessons offered by the author is one of directions of communicative literacy formation in the main school. It can be added with such forms of work as training in cogitative operations and intellectual actions in the course of the school analysis of the literary work, training in reading as to make a dialogue with the writer.
Working out of the technological map of the lesson on the subject "A Dialogue Role in the Folklore and Literary Fairy Tale" shows implementation of the author's theoretical ideas.
Keywords: FGOS, personal, metasubject, subject results of training, a communicative competence, a dialogue, dialogueness of teaching, debatability of teaching.
Вопросы коммуникативной грамотности, коммуникативной культуры входят в число наиболее актуальных проблем современной методики. О важности этого направления в школьном преподавании литературы говорит тот факт, что ему отводится большое внимание в требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, определяемых ФГОС. На каждом уровне - личностном, метапредметном, предметном - новый стандарт предполагает овладение компетенциями, связанными с коммуникативной проблематикой.
Так, в отношении личностных результатов обучения ФГОС требует «формирования <...> готов-
© Филонова Ю. А., 2015
ности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания»; «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [7];
- в отношении метапредметных результатов -«умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью» [7];
- в отношении предметных результатов обучения - «формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога»_[7].
Эти требования не являются для методики абсолютно новыми. Диалогичность всегда была специфической чертой, отличающей преподавание литературы от преподавания других школьных предметов. Наличие этой черты обусловлено диалогической природой искусства слова, на которую указывают исследования выдающихся философов и литературоведов М.М. Бахтина [2], А.П. Скаф-тымова [6], В.Ф. Асмуса [1], М.С. Кагана [3] и др.
Новшеством является то, что сегодня диалогичность преподавания, основанная на диалоге читателя и автора, дополняется дискуссионностью преподавания, основанной на диалоге читателей по поводу произведения. Ученик-читатель на уроке вступает в диалог не только с автором, но и с другими читателями - учителем, одноклассниками, литературными критиками, литературоведами. Чаще всего партнерами по обсуждению произведения, конечно, становятся сами учащиеся, мнение критика или литературоведа является отправной точкой для их рассуждений.
Готовы ли современные школьники к диалогу на уроке литературы? Какие пути можно предложить для формирования коммуникативной грамотности - этим вопросам посвящена статья.
Одним из основных способов организации обмена суждениями сегодня становится дискуссия. Эта педагогическая технология чаще используется в старших классах и является одной из форм проблемного обучения. В современной дидактике описано несколько разновидностей проведения дискуссии - дебаты, форум, «мозговой штурм», «круглый стол» и другие [4]. Однако несмотря на учительский интерес и желание учеников в них участвовать использование этих
форм учебной деятельности сталкивается со значительными трудностями и в результате не дает того эффекта, который ожидался участниками.
Трудности касаются и содержательного, и коммуникативного аспектов дискуссии.
Проблемы содержательного плана связаны с неспособностью сформулировать собственную позицию, найти аргументы в ее защиту, с недостаточным знанием текста произведения. В числе коммуникативных проблем следует назвать боязнь устного публичного выступления, отчего выступают часто одни и те же ученики (и тогда бессмысленной становится организация дискуссии, поскольку она приводит к тем же методическим проблемам, которых хотелось избежать); неумение слушать (пока выступают другие -можно отвлечься, отсюда шум в классе); неумение вести себя в процессе обмена суждениями, корректно спорить; неумение привлечь внимание к своему выступлению, убедить в справедливости своей точки зрения.
Одной из причин неготовности старшеклассников к ведению дискуссии, по нашему мнению, является недостаточная сформированность коммуникативных умений в средних классах. В статье мы хотели бы показать одно из направлений развития коммуникативной компетенции в среднем звене. Это проведение специальных уроков, на которых обогащаются знания о диалоге и других теоретико-литературных понятиях, связанных с коммуникативной проблематикой, и отрабатываются умения его ведения. Подобные уроки не должны быть единичными занятиями, проводимыми время от времени в тех случаях, когда программа требует работы над соответствующими терминами. Уроки должны представлять собой систему, которую необходимо реализовать в 5-9 классах.
Обоснуем принципы планирования предлагаемой системы уроков.
1. Базой для формирования коммуникативных умений должна стать система знаний о диалоге как одном из основных понятий теории коммуникации. В средних классах наиболее доступным путем приобретения таких знаний является изучение общения героев литературных произведений. Диалоги персонажей становятся образцами различных коммуникативных ситуаций: от приветствия, дружеской беседы до словесного поединка, дружеского или враждебного спора.
2. Формирование знаний о диалоге и различных коммуникативных ситуациях и жанрах в каждом классе должно происходить в русле изучения базовых теоретико-литературных понятий.
3. Поскольку уроки являются обобщающими, завершающими изучение целого раздела, мы от-
бираем только те произведения или фрагменты, которые могут обогатить уже имеющиеся представления о диалоге новыми сведениями.
Помимо принципов планирования необходимо сформулировать принципы методики проведения уроков. К таковым мы относим:
1. Организацию повторения, обобщения и развития теоретических знаний о диалоге и связанной с ним коммуникативной проблематике.
2. Использование «диалогических» приемов анализа текста: приема сопоставления, например, сопоставления роли диалога в произведениях разных эпох, жанров; сопоставления диалога из текста произведения и иллюстрации к этому эпизоду (или интерпретации в другом виде искусства); элементов дискуссии.
3. Деятельностный характер уроков. Основные виды деятельности - исследовательская, направленная на решение проблемных ситуаций, и творческая. Предлагаем использовать такие творческие задания, в которых закрепляются знания и умения коммуникативного плана:
- чтение по ролям;
- восполнение «пропущенных» реплик в диалоге;
- дополнение диалога ремарками;
- вставка диалога в повествовательный текст;
- инсценирование как перевод повествования в диалог;
- пересказ с дополнительным заданием, например, с переменой рассказчика;
- сочинение диалога, внутреннего монолога по картине (иллюстрации);
- создание комиксов;
- устные и письменные высказывания в процессе «защиты» собственного рисунка или анализа иллюстрации художника, изображающих какую-либо коммуникативную ситуацию;
- высказывания в процессе обсуждения и оценки выполнения указанных заданий.
Уроки формирования коммуникативной компетенции в средних классах должны выполнять следующие функции:
1) актуализации нового аспекта анализа произведения: проблематики общения литературных героев, автора и читателя;
2) формирования умений анализа поэтики диалога, его конфликта как причины рождения коммуникации, исследования коммуникативной ситуации, коммуникативных жанров в произведении. Контроль (проверка), систематизация и обогащение сведений о диалоге, коммуникативных жанрах, коммуникативной ситуации на примере изученных
в курсе каждого класса художественных произведений;
3) контроля (проверки), систематизации и обогащения сведений о диалоге, коммуникативных жанрах, коммуникативной ситуации на примере изученных в курсе каждого класса художественных произведений;
4) развития навыков использования коммуникативных жанров, продуктивных приемов речевого поведения в собственном общении.
Покажем, как реализованы указанные принципы в предлагаемой нами системе уроков.
Прежде всего, необходимо рассмотреть, каким образом знания по коммуникативной проблематике представлены в школьной программе по литературе и как эти сведения соотносятся с базовыми теоретико-литературными понятиями курса каждого класса.
Обратимся к программе по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой [5].
В 5 классе ведущим аспектом считается «демонстрация богатства и многообразия произведений литературы в процессе ее становления и развития» [5, 4]. Центральным понятием при изучении конкретного произведения является сюжет. Большое внимание программа уделяет показу становления и развития жанра сказки от фольклора до литературы XX века. Значительное место отдано также жанрам приключенческой и детективной детской литературы. Поэтому логично завершить изучение этих разделов программы уроками на темы «Роль диалога в приключенческом и детективном сюжете», «Роль диалога в фольклорной и литературной сказке». Изучение теории литературы в 5 классе предполагает введение понятий о диалоге, реплике, ремарке. Следовательно, на уроках все эти термины подлежат повторению и обогащению новыми сведениями, в частности, о функциях диалога в произведениях разных жанров.
В 6 классе основным теоретическим понятием является понятие о литературном герое. В центре внимания - герой-подросток и средства его изображения в литературе XIX и XX веков. Жанровое разнообразие произведений, в которых главным героем является ребенок или подросток, - басня, рассказ, повесть, стихотворение - позволяет показать различные способы создания характера героя в произведениях разных жанров. Поэтому целесообразно проведение урока на тему «Диалог как средство характеристики героя-ребенка в эпических жанрах». Работа по теории литературы в курсе данного класса включает знакомство с жанром дневника (В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала
Маши»); жанром послания (А.С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «Товарищам»); с особенностями речевой характеристики героев в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг», стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», в повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».
В 7 классе ведущим аспектом курса является «богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы» [5, 5]. Если в курсе предшествующего класса рассматривались особенности диалога в эпических жанрах, то в 7 классе логично обратиться к коммуникативным ситуациям в лирических произведениях. В программе представлены жанры послания (А.С. Пушкин. «Друзьям», «19 октября»), молитвы (М.Ю. Лермонтов «В минуту жизни трудную...»), исповеди (М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»), внутреннего монолога (Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»). Урок на тему «Многообразие коммуникативно-речевых жанров и их функции в произведении» подведет итоги изучения этих жанров и поможет обогатить представления о них наблюдениями над эмоциональной палитрой каждого жанра.
В курсе 8 класса широко представлена тема истории в произведениях искусства слова. Исторический герой и историческое событие рассматриваются в произведениях фольклора, древнерусской литературы, произведениях эпохи Возрождения, литературы XVIII, XIX, XX веков.
К 8 классу у школьников уже накоплен определенный багаж знаний о коммуникативных ситуациях и коммуникативных жанрах, необходимо свести эти знания в систему и выработать общий
ратурном произведении. Урок-семинар или практикум на тему «Роль диалога в изображении общественной и частной жизни героев» позволит рассмотреть в произведениях на историческую тему общественные сцены (военные советов, пиры) и сцены частной жизни (объяснения, семейная переписка). Рассматривая сцены, учащиеся вырабатывают схему анализа коммуникативной ситуации и сверяют свои варианты со схемами, предлагаемыми в литературоведении.
В 9 классе ведущим аспектом курса является «отражение жизни на страницах классики литературы» и формирование на этой основе первого представления об историко-литературном процессе. Программа требует при анализе произведений особое внимание уделять рассмотрению авторской позиции. На уроках программного изучения произведений учитель покажет, как авторская позиция проявляется в заглавии, эпиграфах, композиции, средствах изображения персонажей. На специальном уроке формирования коммуникативной грамотности можно обратиться к прямым обращениям автора к читателю в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». На примере этих произведений можно проанализировать такие коммуникативные жанры, как письмо, дневник, исповедальный монолог.
Итак, примерное планирование системы уроков формирования коммуникативной компетенции в 5-9 классах можно представить следующим образом:
план анализа коммуникативной ситуации в лите-
Класс Тема урока Изучаемые литературные произведения
5 класс 1. «Роль диалога в фольклорной и литературной сказке» Народная волшебная сказка «Царевна-лягушка», Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»; Дж. Родари. «Про мышку, которая ела кошек»; Л. Кэрролл в переводе-обработке В. В. Набокова «Аня в стране чудес»
2. «Роль диалога в приключенческом и детективном сюжете» М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»
6 класс «Диалог как средство характеристики героя-ребенка» Басня И.А. Крылова «Два мальчика», рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»
7 класс «Многообразие коммуникативно-речевых жанров и их функции в произведении» Послание, молитва, исповедь, внутренний монолог в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова (хотя это и монологические, а не диалогические жанры, но собеседник в них подразумевается)
8 класс «Роль диалога в изображении общественной и частной жизни героев» «Общественные сцены»: военные советы в повестях «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, романе М. Алданова «Чертов мост»; пиры в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» и повести А.К. Толстого «Князь Серебряный» «Частная жизнь»: переписка героев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина»; объяснение Степана Калашникова с женой в «Песне про царя Ивана Васильевича. » М.Ю. Лермонтова
9 класс
«Диалог автора с читателем» или
«Письмо, дневник, исповедальный монолог в произведениях русской классики
Фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Принципы методики проведения уроков покажем на примере технологической карты урока в 5 классе «Роль диалога в фольклорной и литературной сказке».
№ этапа Название этапа Образовательная задача этапа Методы и приемы, технологии деятельности Расчет времени
1. Установление связей между темой урока и ранее изученным материалом (изучением жанра фольклорной и литературной сказки). Постановка темы и цели урока Показать, что для раскрытия характеров литературных героев необходимо внимание не только к их действиям и поступкам, но и общению героев между собой. Поставить цель урока: выяснить. Какие функции имеет диалог в фольклорной и литературной сказке Слово учителя, введение эпиграфа урока, запись темы урока 2 мин.
2. Повторение изученных теоретико-литературных понятий и обогащение их новыми сведениями Повторить понятия диалог, монолог, реплика, ремарки. Познакомить с основными функциями диалога в литературном произведении: форма речевой характеристики персонажей; средство изображения действия; средство изображения характера Беседа-опрос, записи в тетради, постановка исследовательских задач урока 4 мин.
3. Анализ функций диалога в фольклорной сказке Прийти к выводу, что диалог в фольклорной сказке: 1) является средством изображения действия, но не особенностей характера персонажа; 2) представляет собой набор традиционных выражений для передачи одних и тех же узнаваемых ситуаций общения: выспрашивания, встречи, просьбы; 3) выполняет воспитательную функцию, показывает правильное, вежливое речевое поведение, учит формулам приветствия, просьбы, благодарности Викторина по фрагментам сказок «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста ясна сокола», «Кощей Бесмертный», «Баба Яга и Заморышек». Сопоставление эпизодов. Беседа, работа с текстом. Запись выводов 13 мин.
4. Роль диалога в литературных сказках
4.1. Роль диалогов в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» Показать, что диалог в литературной сказке не только важное средство речевой характеристики персонажей, средство изображения особенностей характера, изменений в характере героев, но и способ выражения идейного смысла произведения Беседа. Работа в микрогруппах по анализу диалогов. Работа с иллюстрациями Н. Гольц и В. Ерко: изображение диалога средствами живописи (отчет о выполнении индивидуального домашнего задания) 12 мин.
4.2. Роль обращений в диалоге из сказки Дж. Родари «Про мышь, которая ела кошек» Показать, что в сказке Дж. Родари диалог служит характеристике персонажа: мышка предстает хитрой и расчетливой. Вместе с тем ситуация, изображенная в сказке, дает понять, что собеседник в диалоге может избирать разные линии поведения и приемы общения, чтобы добиться своей цели Беседа. Выразительное чтение фрагмента 3 мин.
4.3. Роль внутреннего диалога в сказке Л. Кэрролла в переводе В.В. Набокова «Аня в стране чудес» (фрагмент главы «Нырок в кроличью нору») Помочь учащимся увидеть, что внутренний диалог показывает, как рождаются и развиваются мысли; что наличие внутреннего двойника свидетельствует сложности внутреннего мира Ани Запись в тетради первоначальных сведений о внутреннем диалоге. Беседа. Работа с текстом. 5 мин.
5. Разрешение цели урока Прийти к выводу, что в фольклоре диалог преследует в большей степени цели «узнавания» эпизодов, развития дейст- Элементы беседы. Запись выводов в тетради. Обращение к эпиграфу урока 3 мин.
№ этапа Название этапа Образовательная задача этапа Методы и приемы, технологии деятельности Расчет времени
вия, воспитания вежливости, а литературная сказка через диалог стремится показать особенности характера и поведения героя
6. Домашнее задание Творческое задание: сочинить небольшую сказку, в которую следует включить диалог персонажей, выполняющий какие-либо из изученных на уроке функций. Это может быть подражание волшебным сказкам, сказкам Г.Х Андерсена об «оживших» вещах, например, сказке «Серебряная монетка», или юмористическим сказкам Дж. Родари 3 мин.
Итак, планирование системы специальных уроков позволит последовательно формировать коммуникативную грамотность учащихся основной школы. Эти уроки обогатят и систематизируют первоначальные сведения о диалоге, предусмотренные ФГОС и школьными программами по литературе. Уроки развития коммуникативной компетенции дадут ученикам представление о разных видах диалогов и ситуаций общения, покажут, как в общении литературных героев проявляются умения слушать собеседника, оказывать на него воздействие, выбирать формы обращений, привлекать внимание к себе и своим суждениям. К окончанию курса основной школы обучающиеся познакомятся с различными речевыми жанрами, научатся анализировать коммуникативные ситуации в произведении, применять полученные знания в практической творческой деятельности. К окончанию курса основной школы ученики приобретут знания и умения, которые помогут им дискутировать со сверстниками на уроках изучения литературного произведения в старших классах.
Предлагаемая нами система уроков является одним из направлений формирования коммуникативной грамотности в основной школе. Она может быть дополнена такими направлениями работы, как обучение мыслительным операциям и умственным действиям в процессе школьного анализа литературного произведения, обучение чтению как ведению диалога с писателем.
Библиографический список
1. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество [Текст] / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. - С. 55-68.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М., 1977.
3. Каган, М.С. Чтение как феномен культуры [Текст] / М.С. Каган // Избранные труды в VII томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры. - СПб., 2007. - С. 705-718.
4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. - Рига, 1995.
5. Литература: программа по литературе для общеобра-зоват. Учреждений. 5-11 классы [Текст] / Т.Ф. Курдюмова и др. - М., 2012.
6. Скафтымов, А.П. Поэтика художественного произведения [Текст] / А. П. Скафтымов. - М., 2007.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Bibliograficheskij spisok
1. Asmus, V.F. Chtenie kak trud i tvorchestvo [Tekst] / V.F. Asmus // Voprosy teorii i istorii jestetiki. - M., 1968. -S. 55-68.
2. Bahtin, M.M. Jestetika slovesnogo tvorchestva [ Tekst] / M. M. Bahtin. - M., 1977.
3. Kagan, M.S. Chtenie kak fenomen kul'tury [Tekst] / M.S. Kagan // Izbrannye trudy v VII tomah. Tom III. Trudy po problemam teorii kul'tury. - SPb., 2007. - S. 705-718.
4. Klarin, M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovanija, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta) [Tekst] / M.V. Klarin. - Riga, 1995.
5. Literatura: programma po literature dlja obshheobrazovat. Uchrezhdenij. 5-11 klassy [Tekst] / T.F. Kurdjumova i dr. - M., 2012.
6. Skaftymov, A.P. Pojetika hudozhestvennogo proizve-denija [Tekst] / A. P. Skaftymov. - M., 2007.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart os-novnogo obshhego obrazovanija [Jelektronnyj re-surs]. - Rez-him dostupa: http://www.standart.edu.ru