ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА
БОЛДЫРЕВА С.П.
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов сельскохозяйственного вуза на основе проблемноэвристического обучения. Театральные методики при этом рассматриваются как способ и прием реализации этого обучения. Они способствуют развитию у студентов сферы чувств и формируют навыки общения и коллективного творчества.
В последние годы система высшего профессионального образования России претерпела существенные изменения. Переход общества к рыночной экономике ставит перед высшим образованием новые цели и задачи. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание [1].
Современному специалисту важно не просто обладать определенными профессиональными знаниями, но также уметь моделировать свою профессиональную деятельность, решать нестандартные задачи, применяя для этого новые способы решения. Поэтому можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативной компетентности является важным аспектом подготовки специалиста. Именно коммуникативная компетентность позволяет применять профессиональные знания и умения на практике, а также определяет творческую деятельность специалиста, его способность к инновациям, умение построить свое коммуникативное поведение в соответствии с профессиональными ситуациями.
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности понятия «компетентность». В рамках функционально-деятельностного подхода компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности человека к осуществлению профессиональной деятельности, к выполнению профессиональных функций.
В контексте аксиологичсеского подхода компетентность представляется образовательной ценностью. В рамках системного подхода компетентность рассматривается как элемент целостной системы личностных свойств человека, где системообразующим элементом является цель - идеал (в понимании Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова).
В контексте генетического подхода компетентность как личностное качество рассматривается как изменяющиеся и становящиеся в процессе развития человека психические новообразования. Генетический подход позволяет говорить о временной протяженности формирования компетентности в учебном процессе [2, с.25].
Универсальный подход к пониманию сущности компетентности состоит в том, что данная категория однозначно не соотносится ни с общим, ни с профессиональным образованием, а связана с базисной квалификацией и в тоже время позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к саморазвитию, готовность учиться на протяжении всей жизни.
Анализ представленных определений понятия «компетентности» позволяет нам сделать вывод о том, что «компетентность» связана с определенными способностями личности и готовностью реализовать их в профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность - формируемое личностное качество как способность и готовность в соответствии с различными задачами и ситуациями осуществлять коммуникативную деятельность, учитывая индивидуальные особенности партнеров по общению и соблюдая правила речевого этикета.
Коммуникативная компетентность представлена в виде таких поведенческих проявлений, как: способность устанавливать и поддерживать контакты с участниками общения; умение объективно воспринимать внутренний мир другого человека, его психологические особенности; способность корректно применять различные средства общения и самовыражения. Э. Медоус считает, что компетентность в отношениях между людьми - это путь к развитию всех других типов компетентности и успешности [3].
Коммуникативная компетенция включает знание норм и правил коммуникации, коммуникативные умения, которые определяют сформированность коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция также включает знание необходимых языков, способ взаимодействия с окру-
The article deals with the problem of communicative competence formation for higher agricultural students on the principles of the problem-heuristic teaching method. Dramatic techniques are considered as the way of realization of this teaching method. They aid development of the feelings sphere and form communicative and creative skills.
жающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе [4].
Современному специалисту для успешного решения стоящих перед ним проблем необходимы знания о предмете его познавательной деятельности, способах, средствах и приемах решения конкретных профессиональных задач. Осуществление поставленной цели возможно на основе конкретного содержания, используя определенные методы, формы организации учебного процесса. Поэтому, разрабатывая модель формирования коммуникативной компетентности студентов сельскохозяйственного вуза, мы включили в нее следующие структурные компоненты:
1) цель, предполагающую формирование коммуникативной компетентности;
2) задачи, направленные на формирование когнитивного, рефлексивного, эмоционально - мотивационного, поведенческого компонентов;
3) содержание, включающее теоретические и дидактические компоненты;
4) методы, включающие методы творческого, интерактивного, проблемно-эвристического обучения;
5) средства, представленные ролевыми и деловыми играми, драматизацией, проблемными ситуациями;
6) организационные формы реализуются через комплекс коммуникативных задач;
7) критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности.
Анализ литературы, посвященной методам педагогического исследования, позволил выбрать методы проблемно - эвристического обучения как наиболее эффективные для формирования коммуникативной компетентности студентов.
Проблемно - эвристическая педагогическая концепция наиболее последовательно разработана В.Н. Соколовым. Он отмечает, что цель проблемно - эвристического обучения - это формирование творческой личности, когда в специально организованных проблемных ситуациях проявляется познавательная активность и организуется разрешение этих ситуаций на основе закономерностей педагогической эвристики [5].
Несмотря на то, что иностранный язык относится к предметам, требующим по преимуществу напряжения памяти, а не рассуждения, эвристический метод, казалось бы, не вполне применим в процессе его преподавания. Однако главная задача в процессе преподавания иностранного языка -снять психологические «зажимы» у обучаемых, включить творческое начало личности. Эта задача в процессе обучения иностранному языку эффективно решается на базе театральных и игровых методик, способных одновременно формировать личностные (психологические и нравственные) качества и решать задачу активного усвоения лексико-дискурсивного материала.
Учебные задания, строящиеся на театральных методиках, позволяют развивать у студентов не только когнитивные и организаторские качества, но и - что, на наш взгляд, особенно важно, - креативность, то есть способность сделать или каким - либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент. Обладающий креативностью человек, как утверждают философы, обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы.
Театральная игра рассчитана на активное участие студентов в процессе обучения. Участвуя в игре, они становятся не пассивными исполнителями указаний преподавателя, а соучастниками процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от студентов самостоятельного активного поиска средств выражения мысли. Стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Ход занятий с применением театральных методик характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
Индивидуальные творческие личности должны вступить в отношения солидарности ради достижения результата. В реальной жизни для достижения общественно значимого результата также нередко приходится объединять усилия разрозненных людей. Чувство солидарности в этом случае, как содержательная составляющая коммуникативности, оказывается общественно значимой категорией. Остается только сожалеть, что общее и профессиональное образование очень дозировано обращается к театральным средствам и способам обучения. Театрализованная деятельность как метод организации процесса обучения, как уже было сказано, сегодня остается прерогативой специального театрального образования или дополнительной - чаще всего дошкольной - подготовки. В первом случае она выполняет задачу обучения профессии - подготовки специалиста, а во втором, почти исключительно, решает воспитательную задачу формирования личностных качеств, то есть способствует социализации подрастающего человека. Мы же ставим перед собой задачу объединить в учебном процессе формирование личностных и профессиональных качеств и мотиваций.
Очень важно, что с помощью театрализованной деятельности в ходе обучения оптимизируется процесс достижения эмпатии, обеспечивающей высокое качество усвоения материала. Дело в том, что непроизвольно возникающее в состоянии эмпатии ощущение понимания и сопереживания психологическому состоянию другого человека является содержательной составляющей категории коммуникативной компетентности. В состоянии эмпатии индивид - вопреки сознательному контролю -начинает разделять настроение другого человека. За счет этого достигается больше взаимопонима-
ния, что, в свою очередь, является содержательной составляющей сразу двух программных составляющих коммуникативной компетентности - гуманизма и толерантности.
С помощью театральной игры оптимизируется процесс формирования полноценной коммуникативной компетентности. В процессе формирования индивидуальности с помощью театральной игры развиваются внимание, развивается память, наблюдательность, находчивость, воображение, фантазия, быстрота реакции, координация движений. Артистизм, способность к импровизации и сочинительству и развитое воображение - все это признаки неординарной личности, которые проявляются (или реализуются) в театральной игре. В ходе формирования готовности к самовоспитанию театральная игра формирует готовность к творчеству. В случае реализации планируемых качеств как результата учебно-воспитательной деятельности мы получим самостоятельную личность, наделенную решительностью, инициативностью, выдержкой, вежливостью, умением владеть своими эмоциями и действовать естественно в незнакомой обстановке или ситуации, а также умением общаться с разными людьми в различных ситуациях, что позволяет говорить о сформированности таких составляющих коммуникативной компетентности как гуманизм и толерантность личности, вступающей в ситуацию не просто межличностного, но международного общения. Для такой личности характерны доброжелательность, коммуникативность, умение адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе неожиданное, незапланированное; терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; уверенность в себе; сознание надежности своих собственных позиций; позволит такому специалисту выстоять в условиях социальной и духовной конкуренции.
Список литературы
1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С.10.
2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование в России. - 2006. - №8. - С. 25
3. Матяш, Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-педагогического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”.- 2007- С.20.
4. Педагогическая энциклопедия: Актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом “Восток”.- 2003. - С.79.
5. Соколов В.Н. Методологические и теоретические основы педагогической эвристики: Дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.01: Самара , 1999. - С.19.