УДК 37
Т. Н. Захарова, Н. В. Елкина
Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации
В статье рассматриваются вопросы повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов-практиков, описываются структурные компоненты данного вида компетентности, возможности ее формирования в условиях системы повышения квалификации.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, стандартизация образования, взаимодействие, сотрудничество.
T. N. Zakharova, N. V. Elkina
Forming of the Preschool Teacher's Communicative Competence in the Advanced Training System
In the article questions of increasing the level of the communicative competence of expert-teachers are considered, structural components of this type of the competence, a possibility of its forming in conditions of the advanced training system are described.
Keywords: a communicative competence, a professional competence, education standardization, interaction, cooperation.
Общение и человек - два неразрывно связанных понятия. Социальная сущность человека обуславливает необходимость постоянной передачи информации, выстраивания личностных и деловых контактов, формирования собственных и совместных планов, предусматривает обсуждение поступков, чувств, результатов взаимодействия. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет обогатить бытность индивида новыми связями и отношениями между людьми.
В российской научно-педагогической литературе коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативное обучение/ образование/ тренинг - понятия относительно новые, недостаточно отрефлексирован-ные не только в их педагогическом, но и в общесемантическом значении. Не получила пока однозначного названия и вся та область знания, что изучает явление человеческой коммуникации. В ряду терминов, которые «пробуются» в настоящее время в русском языке, можно слышать такие, как «коммуникативистика», «коммуникало-гия», «коммуникативные дисциплины», «коммуникативная наука», «теория коммуникации»,
© Захарова Т. Н., Елкина Н. В., 2016
«теория и практика коммуникации» и т. п. Споры среди социальных исследователей вызывает и вопрос, что собственно изучает эта область знания, чем ее предмет отличается от предмета социальной психологии, прикладной психологии, социологии и культурной антропологии.
В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, когда педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска. Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит или организованная коммуникация не достигает намеченной цели, а порой из-за неграмотно выстроенного общения информация искажается и трактуется совсем не так, как намечал ее инициатор. Причиной этого является несформирован-ность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода (К. Морроу, Е. И. Пассов и др.) в качестве главной цели обучения [2].
Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки педагога. Это признают ученые, занимаю-
Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации
щиеся проблемой компетентности, как классики отечественной науки (А. А. Бодалев,
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, С. Л. Рубинштейн,
В. А. Сластенин и др.), так и современные исследователи (В. Н. Введенский, Г. Б. Вершинина, Ю. М. Жуков, Н. В. Мирза, В. В. Неижмак, А. М. Прихожан, И. Ю. Скибицкая,
Ю. В. Фролов и др.).
Исходным положением современной педагогики и психологии в решении проблемы коммуникативной компетентности является положение о том, что коммуникативные способности личности раскрываются и формируются только в активной деятельности, требующей нестандартного мышления, умения по-новому подойти к решению уже известных задач.
Для педагога необходим высокий уровень коммуникативной компетентности, предполагающий не только владение технологией общения, но и личностную готовность к профессиональному общению.
Полифункциональность деятельности воспитателя детского сада предполагает владение разнообразными педагогическими умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными и др. [1]. Особо следует подчеркнуть приоритетность умений в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами продуктивного общения и др.). Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что это центральное звено - сущность профессии. Коммуникация является движущим механизмом всего образования [3].
Основными источниками приобретения человеком коммуникативности являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту.
Особое место в структуре жизненного опыта занимает опыт межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в повседневной культуре моделей коммуникативного поведения. Общая эрудиция также является одним из необходимых компонентов коммуникативности. Под общей эрудицией по-
нимается запас достоверности и систематизированных знаний - гуманитарных, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.
Когда мы говорим о профессиональной компетентности педагога, мы подразумеваем, прежде всего, его профессиональные знания, но, в то же время, мы предполагаем, что эти знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Умение общаться для целого ряда профессий, в первую очередь педагогических, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения [2].
Педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей личности и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформирован-ность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя ряда ценностей, характеризуется как профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика педагога.
Формирование педагогической компетентности личности осуществляется по трем направлениям:
— базовая подготовка (формирование профессиональных и психолого-педагогических знаний);
— развитие методологической культуры;
— развитие педагогического творчества и креативности [2].
Ее формирование начинается достаточно рано - уже в дошкольном возрасте, при условии благоприятной коммуникативной среды, обеспечивающей целенаправленные и/или спонтанные влияния на ребенка.
Особую значимость данная проблема приобретает и в связи с тем, что коммуникативная компетентность рассматривается и как фактор, влияющий на социализацию дошкольников. Коммуникативная компетентность может выступать и в качестве базисной метапредметной характеристики, обеспечивающей успешность вы-
страивания межличностного, профессионального диалога и взаимодействия в различные возрастные периоды.
К сожалению, приходится отмечать, что коммуникативная среда для дошкольника не всегда является благоприятной не только на бытовом уровне (в семье, в рамках взаимодействия со сверстниками), но и в процессе диалога в системе педагог-ребенок. Данная система призвана не только формировать речь дошкольника (звуко-произношение, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи), но и развивать умение понимать другого, его чувства, состояние. Они выражаются в процессе вербального высказывания, мимике, пантомимике, тембре голоса. Одна из значимых задач педагога - научить ребенка организовывать свое поведение, учитывая состояние партнера по общению, стремиться ко взаимопониманию, совместности, продуктивности.
В рамках курсов повышения квалификации в Институте развития образования Ярославской области в 2013-2015 гг. проводилось анкетирование педагогов. Анализ ответов практиков позволил сделать выводы о том, что уровень развития коммуникативных навыков и умений педагогов остается низким. Педагоги воспринимают содержание данного вида компетентности только как «умение, обеспечивающее передачу информации»; испытывают затруднения при выстраивании диалога с родителями воспитанников из-за несовершенства собственной речи, психологических барьеров и ограниченности коммуникативных навыков. Педагоги дошкольных учреждений (83 %) указывают это как профессиональную деформацию, связанную с необходимостью использования примитивных речевых конструкций при общении с ребенком и сложностью выстраивания развернутой речи в процессе общения со взрослыми людьми.
Преодоление выявленных дефицитов, формирование у педагогов-практиков коммуникативной компетентности, основанной на понимании возрастных и индивидуальных особенностей общающихся, лежит в основе курсовой подготовки слушателей.
Компетентность в коммуникации заключается в овладении тремя уровнями (сторонами) общения - коммуникативной (непосредственная передача информации), интерактивной (выстраивание взаимодействия партнеров общения) и перцептивной (восприятие партнеров друг другом),
что формируются и совершенствуется под влиянием образовательной среды.
Педагогическая деятельность выстраивается с позиций понимания, что ребенка необходимо учить не только четко и правильно произносить отдельные буквы, слова, грамотно строить предложения, фразы, но и развивать такие способности, как умение давать прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться (то есть то, как она будет разворачиваться, чем закончится); формировать навык программировать процесс общения с учетом своеобразия коммуникативной ситуации (как выстроить общение, чтобы оно было продуктивным, как предупредить проблемы понимания общающихся или взаимодействующих); развивать способности управления процессами общения в коммуникативной ситуации (влияние на партнера, умение убедить, быть доказательным и т. п.) [4].
Уже у ребенка-дошкольника можно формировать такие компоненты коммуникативной компетентности, как мотивационно-ценностный (желание общаться, взаимодействовать с окружающими, стремиться к речевому совершенствованию); когнитивный (формирование представлений о том, как выстроить общение, предупредить и разрешить конфликты при взаимодействии); операциональный (использование в каждодневной практике имеющихся представлений и знаний об организации коммуникации); позиционно-ценностный (формирование у ребенка отношения ко взаимодействию и общению с окружающими как к ценности).
При организации педагогической деятельности взрослому важно формировать у ребенка навыки организации коммуникации (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности); развивать перцептивные навыки личности (которые проявляются в умении детально воспринимать окружающих, верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению; устанавливать необходимый контакт; прогнозировать возможный «ход» общения); развивать экспрессивные навыки коммуникативной деятельности, которую принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторно-физиолого-психологических процессов. Кроме этого, у ребенка необходимо развивать умение оценивать результаты коммуникации, знакомить со способами стимулирования к общению других.
Нельзя научить тому, чем сам не владеешь.
Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации
Поэтому работа в данном направлении - это еще и способ профессионального совершенствования, преодоления собственных дефицитов, развитие навыков коммуникации у педагогов. Основными источниками приобретения педагогами коммуникативной компетентности являются со-ционормативный опыт - как повседневный, так и специально организованный в процессе прохождения педагогами курсов повышения квалификации. В процессе курсовой подготовки педагогов используются такие формы работы, как дискуссионные площадки, ситуации для самопрезентаций, тренинги общения, деловые и ролевые игры. Часто применяется метод моделирования коммуникативных ситуаций. Так совершенствуется рефлексивность, гибкость, эмпатийность педагога, вырабатываются индивидуальный стиль общения, способы поведения в конфликтных ситуациях, формируются навыки анализа коммуникации.
Реализация поставленных перед педагогами задач возможна при организации насыщенного событиями, интересными контактами образовательного пространства, при создании среды взаимодействия с воспитанниками (обучающимися), их родителями, социальными партнерами, в контексте совершенствования коммуникативных навыков детей, формирования всех компонентов коммуникативной компетентности.
Эффективность образовательной деятельности объективно определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога, способного адекватно принимать и поддерживать ребенка в различных ситуациях межличностного взаимодействия, владеющего приемами формирования у детей коммуникативных умений и навыков. Поэтому сейчас для системы профессионального образования всех уровней наиболее значимой
представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Библиографический список
1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
2. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] : монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. В. Н. Белкиной. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 139 с.
3. Контроль и оценка развития профессиональных компетенций у студентов в процессе непрерывного педагогического образования: монография [Текст] /под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. Н. Белкиной. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 219 с.
4. Руденский, Е. В. Социальная психология : курс лекций [Текст] / Е. В. Руденский - М. : ИНФА-М; Новосибирск : ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Babunova, T. M. Doshkol'naja pedagogika. Uchebnoe posobie [Tekst] / T. M. Babunova. - M. : TC Sfera, 2007. - 208 s.
2. Kompetentnostnyj podhod v processe nepreryv-nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija studentov [Tekst] : monografija / pod red. d-ra ped. nauk, prof. V. N. Belkinoj. - Jaroslavl' : izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 139 s.
3. Kontrol' i ocenka razvitija professional'nyh kompe-tencij u studentov v processe nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovanija: monografija [Tekst] /pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V. N. Belkinoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im.K. D. Ushinskogo, 2012. - 219 s.
4. Rudenskij, E. V. Social'naja psihologija : kurs lekcij [Tekst] / E. V. Rudenskij - M. : INFA-M; Novosibirsk : IGAJeiU, 1997. - 224 s.