© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №7(15), 2012
• www.sisp.nkras.ru
УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Падашуль Ю.К.
Рассматривается вопрос актуальности формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников. Представлена экспериментальная авторская программа по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, реализуемая через субъект-субъектное взаимодействие взрослых (родителей, педагогов) и детей, через игровую деятельность и ранее обучение дошкольников английскому языку. Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования, Домах детского творчества, в центрах развития детей дошкольного возраста, в учебном процессе педагогического колледжа и педагогического вуза.
Ключевые слова: компетентность; развитие; качество образования; коммуникативная компетентность.
THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CHILDREN’S SPEECH IN THE NURSERY SCHOOL, AS THE COURSE OF EDUCATION ENGLISH LANGUAGE
Padashul Ju. К.
The article discusses the relevance of forming communicative competence of pupils in the nursery school. We present experimental authoring program to build
communicative competence in preschoolers, which is implemented through the interaction of adults (e.g. parents and teachers) and children, also through the play activity and learning English. These results can be used in nursery school, the houses of children's art, in the centers of early childhood development and the pedagogical colleges and universities.
Keywords: competence; development; education; communicative
competence, preschool education.
Введение
В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста. Данная задача обусловлена новым подходом к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей — интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Взаимосвязь компетентности с другими результатами образования представлена Б.С.Гершунским, Д.С.Ермаковым следующей схемой:
• грамотность - освоение минимальных первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для последующего более широкого образования;
• образованность - дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также эмоционально-ценностного отношения к действительности;
• компетентность - осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека;
• культура - уже не только освоение материальных и духовных ценностей, которые оставлены в наследство предыдущими поколениями, но и их приумножение и воспроизводство;
• менталитет - основания мировоззрения, которые придают человеку свойство уникальной индивидуальности, неповторимости в сочетании со способностью и всесторонней самореализации.[2,10].
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Проблемно-ориентировочный анализ научной литературы позволил обнаружить, что в целом ряде наук наблюдается тенденция изучения понятия коммуникативной компетентности.
Психолого-педагогическое освещение данной проблемы мы находим в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых:
Н.Н.Абашиной, Г.М.Андреевой, Е.П.Аматьевой, Г.С.Васильева,
А.А.Леонтьева, Дж.Равена, П.В.Растянниковым, Г.С.Трофимовой,
Н.Хомского, Л.В.Чернецкой и др. Анализ психолого-педагогического содержания понятия «компетентность» в исследованиях этих ученых позволяет выделить следующие его сущностные черты:
- характеризует способность и готовность личности выступать в качестве целостного, совместного субъекта саморазвития системы «человек-мир»;
- отражает субъективную позицию обучаемого в обучении; обеспечивает реализацию личностных смыслов;
- имеет предметный характер;
- реализует дидактический принцип связи обучения с жизнью через обогащение опыта выявления и решения проблем;
- проявляется и контролируется в процессе практического осуществления деятельности.
По мнению Н.Н.Обозова, коммуникативная компетентность, в своей основе может быть определена в двух аспектах:
-как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте,
-как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных взаимоотношений и условий социальной среды.
В исследованиях коммуникативной компетентности в рамках социальнопсихологического подхода (Ю.Н. Емельянов, Ю.М.Жуков, Ю.П.Коваленко,
В.Н. Мясищев, Г.В.Осипов, Л.А.Петровская и др.) прослеживается мысль о том, что коммуникативная компетентность не возникает стихийно, а формируется в системе обучающих и развивающих мероприятий.
В значительной части исследований по филологии (Е.В Арцишевской, М.К.Кабардова, Д.Хаймса, В.В.Сафоновой. А.В.Сычевой) авторы обращаются к рассмотрению данной категории, делая акцент на лингвистическую основу коммуникативной компетентности.
Так, в области иноязычного образования реализуется коммуникативноориентированный метод, нашедший наиболее полное обоснование в трудах И.Я.Бим, Р.П.Мильруда, Е.И.Пассова, В.Л.Скалкина и др, где коммуникативная компетентность рассматривается, как сложное, многокомпонентное образование. Исследователи выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности: лингвистическая
компетентность; тематическая компетентность; социокультурная
компетентность; компенсаторская, заключающаяся в умении добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения; учебная компетентность (умение учиться).
Раскрытие вопроса коммуникативной компетенции нашло также отражение в философии: теории М.М.Бахтина, исследованиях В.С.Барулина,
Г.Г.Бернацкого, А.А.Горелова, Д.Жюлиа, А.С.Кармина, В.П.Кохановского и др.
Философская антропология всегда отмечает тот факт, что человек может жить, развиваться и быть в полной мере самим собой только в общении с другими людьми в коммуникации. Индивидуально-личностные качества, социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.
Таким образом, теоретико-методологический анализ содержания понятия «коммуникативная компетентность» показал, что исследование данного вопроса ведется с разных позиций. Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления коммуникативной компетенции приводит к тому, что на сегодняшний день в науке, отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это объясняется, прежде всего, тем, что сам термин «коммуникативная компетентность» понимается неоднозначно.
Однако, при всем многообразии подходов к определению коммуникативной компетенции, этот термин имеет, тем не менее, некоторое устойчивое значение: коммуникативная компетентность -это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия и возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариантном изменении. При этом, как отмечает целый ряд ученых (А.А.Бодалев, Е.А.Болотов, Л.С Выготский, Д.С.Ермаков, В.О.Иванова, М.К.Кабардов, Л.С Каган, И.С.Кон, В.В.Кузнецов, И.Э.Куликовская, И.А.Кумова, А.А.Леонтьев, И.М.Осмолова, Е.В.Сериков, И.Д.Фрумин, Л.В.Чернецкая и др.) процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.
Важнейшим фактором в совершенствовании коммуникативной компетенции является создание действенных и эффективных условий для формирования коммуникативной компетентности, начиная с дошкольного
возраста.
Цель работы. Учитывая, что коммуникативная компетентность -сложное многокомпонентное образование, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте и представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где наиважнейшими категориями являются культура, речь, язык, одним из возможных направлений в разрешении обозначенной проблемы мы видим формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения старших дошкольников иностранному языку.
Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, тем самым овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования.
При этом мы учитывали, что произошедшие за последнее десятилетие весьма ощутимые изменения системы дошкольного образования, связанные с коррективами, внесенными в Закон «Об образовании»[6], ставят перед дошкольным учреждением новые задачи по повышению качества образовательных услуг, реализации потребностей родителей в повышенном уровне образования детей, максимальном удовлетворении требованиям школы к будущему ученику. В результате - расширяются региональные компоненты дошкольного воспитания, в штат дошкольного учреждения вводятся новые узкие специалисты, что позволяет включать в учебный план новые предметы, интегрированные занятия, осуществлять поиск организационных и содержательных аспектов деятельности педагогов в возможных моделях взаимодействия.
По мнению И.В.Вронской, Н.Д.Гальсковой, З.Н.Никитенко, И.А.Рыжовой, Н.А.Тарасюк, О.Б.Улановой, З.Я.Футерман, ранее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого
тракта.
Старший дошкольный возраст, которому посвящено данное исследование, уникален для раннего овладения иностранным языком в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации. Именно в этом возрасте закладывается прочная основа для более быстрого и сознательного усвоения языкового материала на последующих этапах обучения в школе, благодаря отсутствию психологического барьера при изучении иностранного языка.
Следует отметить, что, по мнению Н.А.Тарасюк, Л.А.Щерба, на ранней ступени обучения иностранный язык призван и должен решать более важную цель, чем только приобретение определенных навыков и умений и считают целесообразным рассматривать иностранный язык на данном этапе обучения: как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «я» и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом. В рамках нового подхода к изучению дошкольниками иностранных языков подчеркивается важность не знаний о языке, а владение языковым материалом, коммуникативными умениями, способность применять эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных задач, в меняющихся ситуациях общения.
В тоже время, как показывает изучение теоретических и практических аспектов проблемы исследования, отмечается недостаточная разработанность вопросов, связанных с формированием коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в целом и при раннем обучении иностранному языку, в частности. Это привело нас к выводу о необходимости выявления и экспериментального обоснования педагогических условий совершенствования данного процесса как основы его организационного и методического обеспечения.
Материалы и методы исследования. В процессе опытноэкспериментальной работы разработана авторская программа, в которой определены цели и задачи, направленные на формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе обучения иностранному языку, намечены пути осуществления и организационные формы работы в данном направлении.
Программа имеет следующую структуру.
Пояснительная записка, в которой дается обоснование программы, ее актуальность для образовательного пространства дошкольного учреждения, ее «вписывание» в рамки личностно-ориентированного образования.
Цель - способствовать формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения английскому языку, обеспечивающей успешность обучения в начальной школе.
Далее сформулированы конкретные задачи, сгруппированные в соответствии с этапами реализации программы. Так, на первом этапе (подготовительном) становятся задачи, как формирование творческого коллектива для воспитания у детей дружеских взаимоотношений, приобретения ими социального опыта, так и задачи выявления уровня развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях. На втором этапе (основном) становятся задачи максимального вовлечения детей в процесс овладения коммуникативной компетентностью, позволяющей им осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне, а также формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа. Задачи третьего этапа (продвинутого) направлены на дальнейшее (скорректированного путем разработки схемы языковой помощи конкретному ребенку в конкретных условиях) формирование коммуникативной компетентности детей, формирование мотивов, побуждающих к учению, при этом мы имеем в виду не тот естественный интерес, который проявляют
дошкольники к школе, а речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. На четвертом этапе (заключительном) ставятся задачи итогового исследования уровня развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, а также развитие игровых эмоциональных и творческих способностей детей.
Следующим структурным элементом программы является ее содержание. Оно представляет собой комплекс примерных планов-конспектов занятий в сочетании с пакетом педагогического инструментария. Так, например, на втором (основном) этапе реализации программы разработан блок занятий, под общим названием «Ступеньки открытий», направленный на развитие основных компонентов коммуникативной компетентности -мотивационных, когнитивных, личностных и поведенческих. Третий этап реализации программы представлен блоком занятий «Лесенка успеха», проходящих под условным девизом «Non scholae sed vitae discimus» (латинское высказывание)-
«Не для школы, для жизни учимся», которое принято в качестве девиза компетентностного подхода. Представленный в этом блоке цикл занятий подразумевает включение учеников начальной школы в совместный педагогический процесс, который направлен на поиск и обозначение новых форм партнерских взаимодействий между дошкольным учреждений и школой, а также на формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, накопление социального опыта взаимоотношений и взаимодействий. Эти занятия снабжены несложным, но занимательным наглядным материалом, небольшими тестовыми упражнениями тренировочного характера, что позволяет увидеть перспективу и спланировать дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.
Основными методами работы с детьми являются сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, речевые игры и упражнения, театральная деятельность детей, а также специальные упражнения, способствующие формированию
коммуникативной компетентности старших дошкольников.
К организации и проведению занятий воспитатель-специалист по английскому языку может привлекать музыкального руководителя, воспитателя группы, руководителя театральной деятельности в детском саду, педагога-психолога. Иногда занятия проводятся в присутствии родителей, учителей иностранного языка и начальной школы, что повышает эффективность занятий, обеспечивает единство требований.
Результаты исследования и их обсуждение. Представленная программа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста была апробирована в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка- детском саду №75 г.Шахты Ростовской области и внедрена в работу дошкольных учреждений Ростовской области. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Московском государственном педагогическом университете, методических объединениях для воспитателей дошкольных образовательных учреждений г.Шахты Ростовской области.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование развития коммуникативной компетентности не потеряло своей актуальности. Идет активный поиск новых педагогических технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения данной проблемы.
Список литературы
1. Абашина Н.Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения: Дис.
...канд.пед.наук. Ростов н/Д, 2009. 145с.
2. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. №4. С.8-15.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №3. С.34-42.
4. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. №1. С.34-49.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. 224с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: М.:Когито-Центр, 2002. 400с.
7. Федеральный закон от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ».
References
1. Abashina N.N., Pedagogicheskaya podderzhka razvitiya kommunikativnoy kulturi detey starshego doshkolnogo vozrasta v kulturno-igrovom prostranstve doshkolnogo uchrezhdeniya, [The pedagogical support for the development of communicative culture of preschollers in the cultural and play space in the nursery school]. Dis.kand.ped.nauk, Rostov-na-Donu, 2009. 145 p.
2. Ermakov D.S. Pedagogica, no. 4 (2011): 8-15.
3. Zimnaya I.A. Vissheye obrazovaniye segodnya, no. 3 (2003): 34-42.
4. Kabardov M.K., Arcishevskaya Ye.V. Voprosi psihologii, no.1 (1996):
34-49.
5. Petrovskaya L.A. Kompetentnost’ v obschenii [The competentce in the communication]. Moscow, Novosibirsk, 1997. 224 p.
6. Raven Dzh. Kompetentnost v sovremennom obschestve [The competence in the contemporary society]. Moscow, 2002. 400 p.
7. Federalnij zakon ot 22.08.2004g. “O vnesenii izmenenij v zakonodatelniye akti RF”.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Падашуль Юлия Константиновна, аспирант кафедры
педагогики
Московского педагогического государственного университета ул. Малая Пироговская, д. 1, стр.1, г. Москва, 119991, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Padashul Julija Konstantinovna, post-graduate
Moscow State Pedagogical University 1 Malaya Pirogovskaya street, Moscow, 119991, Russia e-mail: [email protected]
дошкольной
Рецензент:
Дмитриев Юрий Александрович, д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ