УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА КОРАБЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РФ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
© Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ
Военный учебно-научный центр Военно-морского флота Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, е-шаП: [email protected] © Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, и.о. зав. кафедрой биологии, микробиологии и гигиены, помощник ректора по международному образованию,
е-шай: [email protected] © Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, е-шаП: [email protected]
В условиях реформирования Вооруженных сил обеспечение единства и сплоченности офицерского корпуса определено руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации одним из приоритетных направлений воспитательной работы в армии и на флоте. Это обусловлено ведущей ролью офицерских коллективов в обучении и воспитании личного состава, в решении задач, стоящих перед экипажами кораблей в повышении боеготовности Военно-морского флота.
Ключевые слова: физическая культура и спорт; военно-морской флот; физическая подготовка; воспитание; формирование коллектива; коллективный характер.
Физическая культура и спорт, а для Вооруженных Сил РФ - физическая подготовка и спорт, - является одним из важных средств формирования нравственного сознания и дисциплинированного поведения. Массовое развитие их в нашей стране приобщает военнослужащих к активной общественно полезной деятельности, а, следовательно, способствует формированию у них активной жизненной позиции [1-4].
Целью физической подготовки в Вооруженных Силах РФ является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением (Приказ МО РФ № 200 от 21 апреля 2009 г. - НФП-2009). В «Наставлении по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ» (2001) уточнялось, что в процессе физической подготовки фор-
мируется, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, в последующем -теоретические знания и организаторско-методические умения и навыки.
Задачами физической подготовки военнослужащих при этом являются:
- развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей;
- формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.
Физическая подготовка способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- воспитанию психической устойчивости и морально-волевых качеств;
- формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий;
- повышению военно-специальной подготовленности военнослужащих;
- совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений [5-8].
Профессиональная работоспособность военнослужащих в условиях боя требует высокой выучки, активных и стремительных действий, полного напряжения моральных и физических сил, боевой сплоченности личного состава, внезапности и дерзости при выполнении поставленных тактических задач.
Однако, исходя из состояния правонарушений в Вооруженных Силах РФ на современном этапе, на наш взгляд, в процессе занятий физической подготовкой и спортом в целях сплочения коллективов, необходимо значительно больше внимания уделить также воспитанию воинской дисциплины.
В связи с тенденцией увеличения роста преступности можно сделать вывод, что, несмотря на целый ряд рекомендаций по успешным исследованиям В. А. Щеголева (1991), Н.В. Романенко (1996), В.Н. Лукашо-ва (1998), А.В. Зюкина (1999), А.Н. Романенко (2001), А.М. Фофанова (2001), В. Л. Ма-рищука и др. (2005), В.Л. Пашуты (2005) и др., вопросы воспитания воинской дисцип-
линированности, в т. ч. и формирования офицерского коллектива корабля ВМФ на занятиях по физической подготовке, еще не нашли должного практического решения.
Методы исследования. В работе использовались следующие основные методы: теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение, профессиографиче-ские исследования; контент-анализ; ретроспективный анализ.
Результаты исследования. В контексте исследования следует подчеркнуть, что стержнем системы воспитания любого общества является четко определенная конечная цель воспитания - модель личности, которую стремится получить общество. И задача воспитания состоит в том, чтобы, исходя из параметров такой модели, привить всем членам общества определенные взгляды, превратить их в твердые убеждения, обусловливающие поведение человека во всех сферах жизни [3,
4, 9].
Воспитание как система представляет собой, с одной стороны, четкое разделение его элементов: субъекта воспитания и объекта воспитания, а с другой - диалектическое их единство. Воспитание построено так, что одни воспитывают других: учителя - учеников, родители - детей, образованные - невежественных, старшие - младших, командиры -подчиненных и т. д. Конечно же, этот процесс определяется не только характером общественных отношений, но и личными качествами воспитателя и воспитуемого.
Воспитание предстает как сложная, диалектическая система целенаправленного, сознательно управляемого взаимодействия объективного и субъективного факторов социального формирования личности. Будучи сложной взаимосвязанной системой, воспитание как социальный процесс, включает в себя ряд элементов. В.А. Щеголев (1991), Е.А. Пеньковский (1992), Н.В. Романенко (1996), В.Л. Марищук (2000) в качестве его основных структурных элементов выделяют:
1) целенаправленное воздействие субъекта воспитания на воспитуемых;
2) целенаправленное воздействие субъекта воспитания на объективные условия с целью создания «воспитывающей среды»;
3) активную деятельность людей, которая составляет самостоятельный элемент системы воспитания.
Наиболее эффективен процесс воспитания, когда в нем выражается личность воспитателя (командира, тренера, преподавателя). Личный пример, как одно из наиболее действенных средств воспитания, воплощает в себе единство теории и практики, слова и дела, дает возможность оказывать на воспитуемо-го одновременно и теоретическое, и психологическое воздействие. В психологическом отношении это воспитательное средство обладает достоинством непосредственного, наглядного, образного, конкретно-чувственного влияния. Личный пример зовет, увлекает.
Воспитательное влияние личного примера неотделимо от морального авторитета воспитателя. Личный авторитет командира, тренера, преподавателя основан на доверии и уважении со стороны воспитуемых. Это завоевывается преданностью общему делу, знанием своего дела, принципиальностью, высокой требовательностью и др. Результат воспитательного процесса зависит во многом и от воспитуемого. Это связано и с исходным развитием ряда физических, волевых качеств, оптимальности физического состояния и физической работоспособности [3, 4].
Следует учитывать, что активен не только воспитатель, но активен также и воспи-туемый. Воспитуемый также воздействует на воспитателя. Это означает, что воспитатель под влиянием воспитуемого вносит определенные изменения, уточнения в систему своих теоретических знаний и методику.
В определенных ситуациях воспитатель и воспитуемый объединяются в одном лице. Это происходит в процессе самовоспитания, т. е. действий человека, направленных на выработку или совершенствование политических, моральных, физических, эстетических и других качеств, привычек в соответствии с определенными социальными идеалами.
Физическое самосовершенствование личности осуществляется в основе своей в часы физического совершенствования и в личное время. Самосовершенствование нельзя истолковать формально, т. е. исключительно в плане улучшения развития физических качеств, независимо от системы координат общечеловеческих ценностей и конкретно-исторического подхода к оценке совершенствуемых качеств. Чисто прагматический подход к этой системе может устранить водораздел между добром и злом. Ведь и та-
кие злодеяния, как разбой и т. п., также предполагают настойчивую «работу над собой», постоянное совершенствование физических данных.
Воспитание кристаллизует собственное «Я» индивида. Индивид в результате воспитания становится определенной личностью. Самовоспитание же выводит индивида за эти границы, ставит его в критическое отношение к самому себе. Оно начинается тогда, когда личность разрывается и не удовлетворяется тем, что она есть. Самовоспитание -есть жизнь в идеале, здесь личность поднимается над собой, совершенствуется.
Физическая подготовка и спорт - хорошая школа воспитания активности, проявляющейся в непосредственной форме занятий физическими упражнениями или в виде интересов, общения и т. п. В ряде исследований доказывается существенное значение физической подготовки и спорта в формировании социальной активности личности [1, 10-13].
В первую очередь - это воспитательное влияние военно-морского и спортивного коллектива.
Военно-морская служба всегда связана с преодолением физических и психологических трудностей. Успешность ее во многом зависит от сплоченного и физически закаленного коллектива. Поддержка коллектива при условии собственной, физической, боевой и психологической закалки является для военнослужащего важным условием успеха в решении задач военно-физической и моральной подготовки [14].
Вторая возможность - это постоянное преодоление трудностей в борьбе за достижение конкретной общественно значимой цели.
В упорных тренировках, в спортивных состязаниях обостряются нравственные чувства, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения и мужества. Моделирование в процессе занятий физической подготовкой и условий боевой подготовки - одно из средств воспитания воли и мужества.
Морально-волевая подготовка является необходимым компонентом воинского воспитания. Эффективным средством такой подготовки являются специально организованные физические упражнения, виды спорта, приучающие к преодолению повышенных
трудностей, требующие организованных инициативных действий [11].
Воля - это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение поставленных целей.
Путь реализации волевого усилия и воплощения его в цель встречает внешние (расстояние, препятствие, сопротивление других людей, сопротивление других материалов, высоты и т. п.) и внутренние (страх, боль, усталость, лень, отрицательные привычки, отрицательные эмоции) трудности.
К волевым качествам военнослужащих следует отнести: целеустремленность, самостоятельность, самообладание, стойкость, мужество, смелость, храбрость, инициативность, решительность, неподкупность, психическую устойчивость, находчивость, способность действовать точно и ловко на фоне кумуляции физического и психического утомления и влияния сбивающих факторов, а также устойчивость к воздействию эмоцио-генных факторов.
Различают три вида волевых действий: простые, сложные и особо значимые.
Простой волевой акт (действие) предполагает: осознание и постановку цели, задачи; непосредственное волевое действие, выполненное с незначительными усилиями (в сущности, как привычка).
Сложный волевой акт (действие) условно состоит из трех этапов:
1) подготовительный (постановка и
осознание цели; определение способа действий в сочетании с борьбой противодействующих мотивов; принятие решения на действие);
2) выполнение;
3) оценка сделанного (или заключительный).
Особо значимый волевой акт (действие) происходит очень быстро и характеризуется слиянием всех усилий в одно ярко выраженное физическое действие или поступок. Наиболее близко к данному волевому действию стоят такие качества, как героизм, самопожертвование во имя спасения кого-либо, мужество, ведение решительных безошибочных боевых действий в осознании вероятной смерти и т. д. [15].
Занятия спортом и физической подготовкой во многом способствуют развитию волевых качеств человека, поскольку даже
сама физическая нагрузка и ее поддержание в течение заданного времени адаптируют организм к проявлению терпения и выдержки.
Безусловно, те или иные волевые качества, отражая разную грань сферы психики человека, наиболее ярко развиваются в ходе именно тех физических действий, которые вызывают их проявление. Например, такие волевые качества, как смелость, храбрость и решительность наилучшим образом развиваются занятиями рукопашным боем, боксом, борьбой и другими видами контактных единоборств.
Третья возможность физической подготовки и спорта в формировании социальной активности личности - это постоянный труд на учебных и тренировочных занятиях во имя достижения большой социальной задачи.
Поскольку процесс физической подготовки и спорта представляет собой вид деятельности, формирующей сознание и поведение, постольку все методы воспитания или их сочетания имеют место в нем. Однако для решения конкретных воспитательных задач могут в большей или меньшей степени в разнообразных сочетаниях применяться различные методы и приемы и использоваться различные средства.
В процессе занятий физической подготовкой и спортом в качестве средств используются различные виды физических упражнений, спортивных игр, соревнований. Однако эти специфические средства только в сочетании с общими методами воспитания могут дать соответствующий воспитательный эффект [10].
Отвлеченное физическое действие, подкрепленное целенаправленным воздействием слова, примером преподавателя, командира, самостоятельным решением воинской задачи в созданной для этого воспитывающей ситуации в процессе занятий физической подготовкой и спортом, превращается в формирование дисциплинированности курсанта, военнослужащего, а также эффективно обеспечивает профессиональную их работоспособность. Однако возможные сочетания воспитания воинской дисциплины военнослужащих средствами физической подготовки и спорта исследовались не достаточно полно. В то же время при помощи этих методов в сознание военнослужащего, спортсмена систематически вносится знание принципов, норм и правил, ха-
рактеризующих предписания личности со стороны общества. В содержание этих принципов, норм и правил входят принципы норм и правил спортивной этики, воинских Уставов, приказов Министра Обороны РФ, выполнение которых воином-спортсменом должно быть особенно безукоризненным [11].
Применяются в процессе занятий физической подготовкой и спортом методы организации положительной, значимой деятельности, приучения к дисциплинированным поступкам и действиям. На занятиях и тренировках проявляются отношения военнослужащих друг к другу, военнослужащего-спортсмена к окружающим его людям, действительности. В спортивной практике педагог-тренер может использовать много
средств и приемов, стимулирующих дисциплинированное поведение: взаимопомощь при выполнении упражнения, требующего согласованных действий, занятия в трудных условиях. Методы воспитания, используемые в процессе занятий физической культурой и спортом, освещены в работах А.Г. Макарова (1984), А.А. Нестерова, В.А. Щеголева (1995), В.Л. Марищука (1990), В.А. Щеголева (1991), Е.А. Пеньковского (1992) и др. Однако воспитание воинской дисциплины военнослужащих рассмотрено только в работах А.Н. Романенко (2001) на примере курсантов военно-физкультурного вуза и С.О. Желиховского (2006) на примере военнослужащих учебного центра главного ракетно-артиллерийского управления.
Систематические занятия физической подготовкой и спортом являются своеобразным и умственным, и физическим трудом, а следовательно, - важнейшим стимулом совершенствования личности и обеспечения профессиональной работоспособности. Своевременное воспитание интереса и потребности к такому труду, поддержка и дальнейшее развитие любви к занятиям физической подготовкой и спортом зависят от качества педагогической работы преподавателя, тренера, его умения вызывать и развивать положительные эмоции, формировать общественно значимые мотивы физкультурной и спортивной деятельности, умение сочетать в процессе занятий личные потребности с задачами коллектива и общества, проявляя при этом уважение, требовательность, что способствует и воспитанию дисциплинированности [14].
Удовлетворение потребностей в движении, постоянное совершенствование духовных и физических сил, эмоциональность физкультурных или спортивных занятий и спортивной борьбы, конкретность и привлекательность целей, возможность успешного преодоления трудностей на пути их достижения и самоутверждения личности, дружеские и товарищеские отношения в физкультурном или спортивном коллективе, атмосфера доверия, взаимопомощи и взаимной требовательности, постоянное общение с авторитетным преподавателем или тренером -все это привлекает военнослужащих к занятиям физической подготовкой и спортом и создает комплекс тех условий и возможностей, которые могут быть успешно использованы в процессе воинского воспитания как при формировании нравственного сознания, так и дисциплинированного поведения [16].
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного следует заключить, что в процессе занятий физической подготовкой и спортом развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива корабля Военно-Морского Флота и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В спорте как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения физкультурников, офицеров, курсантов, вои-нов-спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
В целом это эффективно повышает дисциплину и обеспечивает профессиональную работоспособность военнослужащих к эффективному выполнению боевых действий. Однако для реализации такой деятельности, использования ее воспитательных влияний, как показывают наблюдения и обобщение литературных источников, необходимо:
- создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях в коллективе;
- обеспечивать подлинно коллективный характер физкультурной и спортивной деятельности;
- воспитывать положительные значимые мотивы, способствующие постоянному стремлению к физическому и духовному совершенствованию;
- максимально реализовать творческие возможности занимающихся;
- приближать по содержанию, средствам и методам физическую подготовку и спорт к решению задач воинского воспитания;
- органически сочетать средства физической подготовки и спорта с методами и приемами дисциплинарного воспитательного воздействия.
Реализация этих условий, на наш взгляд, дает право рассматривать физическую подготовку и спорт как важные средства для эффективного формирования коллектива корабля Военно-Морского Флота к боевым действиям.
1. Макаров А.Г. Формирование нравственного сознания и поведения курсантов вузов в процессе занятий по физической подготовке: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1984.
2. Романенко Н.В. Педагогические основы разностороннего воспитания курсантов военнофизкультурного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.
3. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Физическая культура специалистов-препода-вателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 6 (50). С. 25-29.
4. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподава-телей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 1. С. 57-62.
5. Габов М.В., Пугачев И.Ю., Попов С.В. Разработка (корректура) проекта Руководства по физической подготовке в Военно-Морском Флоте Российской Федерации (РФП ВМФ):
частный отчет о НИР по оперативному заданию. Шифр «ФП-01» (заключительный). СПб., 2010.
6. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.
7. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009): проект. СПб., 2008.
8. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте Российской Федерации (РФП ВМФ-2009): проект. СПб., 2008.
9. Зюкин А.В. Педагогические основы физической подготовки и спорта как средства военно-профессиональной ориентации молодежи и курсантов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.
10. Агеевец В. У., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных и нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе. М., 1980. С. 117-118.
11. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1974.
12. Фофанов А.М. Нравственное воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военно-физкультурного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
14. Юрченко Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. Л., 1981.
15. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: монография. СПб., 2006.
16. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982.
Поступила в редакцию 20.10.2011 г.
UDC 371
FORMATION OF SHIP’S CREW OF NAVY OF RUSSIAN FEDERATION TO COMBAT ACTIONS Igor Yuryevich PUGACHYOV, Military Educational Scientific Center of Navy “Naval Academy named after Admiral of Soviet Union Fleet N.G. Kuznetsov”, St. Petersburg, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Physical Preparation Department, e-mail: [email protected]
Esedulla Mallaaluyevich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Acting Head of Biology, Microbiology and Hygiene Department, Rector’s Assistant for International Education, e-mail: [email protected]
Yuri Yuryevich KORABLYOV, Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of State and Municipal Management Department, e-mail: pugachyov. [email protected]
In terms of reforming the armed forces the supply of unity and cohesion of the officer corps is determined by the governing documents of the Ministry of Defense of Russian Federation, one of the priorities of educational work in the army and navy. This is due to the leading role of the officer groups in training and educating personnel in meeting the challenges faced by the crews of ships to improve the combat readiness of the Navy.
Key words: physical education and sport; navy; physical training; education; formation of collective; collective nature.