УДК 378.1 ВОРОНКОВА М.В.
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедры продуктов питания животного происхождения Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина E-mail: [email protected]
UDC 378.1 VORONKOVA M.V.
Candidate of Agricultural Science Associate Professor Department of Food Animal Origin Orel State Agrarian University Named After N.V. Parakhin E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» В АГРАРНОМ ВУЗЕ
FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE «BIOLOGICAL CHEMISTRY» IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
В статье рассмотрена возможность решения актуального вопроса высшего образования - формирования компетенций, в результате реализации учебной дисциплины «Биологическая химия», установленных программой бакалавриата по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, активные методы.
The article considers the possibility of solving the current issue of higher education - the formation of competencies, as a result of the implementation of the academic discipline «Biological Chemistry», established by the bachelor'sprogram in the field of training 36.03.02 - Animal Science.
Keywords: competencies, competence-based approach, active method.
В условиях современного развития социализированного общества важной задачей образования в целом является формирование личностного развития обучающегося. Показателем производственной грамотности будущего выпускника являются не только знания и умения, приобретенные за время обучения, но и сформи-рованность навыков практической деятельности, т.е. сформированность компетенций [3].
С точки зрения педагогики, компетенция - «конечный результат» образовательного процесса, который выражается в готовности обучающегося применять приобретенные знания, практические навыки и умения, сформированные в результате обучения, а также определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения [4].
При организации учебного процесса в высшем образовании на основании компетентностного подхода образовательным результатом является сформирован-ность актуальных компетенций выпускников, необходимых для достижения профессионального успеха в выполнении ситуационных задач [2].
Примером реализации компетентностного подхода в аграрном вузе может быть содержание учебной дисциплины «Биологическая химия» для студентов направления подготовки 36.03.02 - Зоотехния. Изучение данной дисциплины направлено на получение соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего освоения профильных предметов.
Итогом изучения дисциплины «Биологическая химия» является сформированность у обучающихся
следующих компетенций: универсальная компетенция-УК-1, обще профессиональная компетенция - ОПК-1, профессиональная компетенция -ПК-3, установленных программой бакалавриата по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния:
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ОПК-1. Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, качество сырья и продуктов животного происхождения;
ПК-3. Способен оценить состояние животных по биохимическим показателям, физиологическим и это-логическим признакам.
Как учебная дисциплина «Биологическая химия» относится к дисциплине базовой части, предусмотренной ОПОП высшего образования для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния Орловского ГАУ Изучается на 1 курсе, во II семестре. Количество зачетных единиц, отведенных на освоение дисциплины составляет 3 (108 часов). Из них: лекционный курс - 26 часов, 36 часов отводится на проведение лабораторных занятий и 2 часа предусмотрено для практического занятия. Весь учебный материал дисциплины поделен на три модуля:
Модуль №1. Биологическая химия, как наука. Роль воды и минеральных веществ в организме животного.
Модуль №2. Химия биоорганических соединений и их обмен.
© Воронкова М.В. © Voronkova M.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Модуль №3. Химия биологически активных веществ.
Текущий контроль осуществляется посредствам онлайн тестирования по темам модулей. Видом промежуточной аттестации является экзамен.
Итогом изучения дисциплины «Биологическая химия» является наличие у обучающихся теоретических знаний о сущности биохимических процессов, протекающих в животном и растительном организме, методов биохимической идентификации и определения веществ. Сформированность практических навыков и умений в процессе проведения биохимического анализа животных и растительных объектов, а также интерпретации результатов исследования.
Основной базой для изучения дисциплины являются знания, умения и навыки, приобретенные при изучении таких учебных предметов как химия, морфология и экология животных. Для дальнейшего изучения профильных предметов необходимо сформировать у обучающихся соответствующие компетенции, предусмотренные при освоении дисциплины «Биологическая химия».
Использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм обучения контактной работы в сочетании с внеаудиторной работой является главным в реализации компетентностного подхода при освоении данной дисциплины.
Материал лекционного курса представлен как лекциями в традиционном формате, так и лекциями с использованием различных активных и интерактивных форм обучения. Например, проблемная лекция -«Ферменты», лекция - консультация - «Содержание воды и минеральных веществ в организме животного», что способствует развитию познавательной деятельности у обучающихся. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Содержание лекционного курса определяется преподавателем с учетом федерального государственного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки. Тема каждой лекции представляет собой логически выстроенный материал, включающий план, теоретические вопросы, обобщения и выводы.
Курс лабораторных занятий по дисциплине проводится после изучения лекционного материала, что способствует приобретению знаний, умений и навыков в составе формируемых компетенций.
Лабораторные занятия проводятся в виде учебно-исследовательских, лабораторно-поисковых работ, круглого стола, деловой игры.
При таком подходе к лабораторным занятиям формируются навыки индивидуальной работы, работы в коллективе, что способствует повышению личностного развития обучающихся, а также способствует формированию соответствующих компетенций в пределах дисциплины. Преподавателю на таких занятиях отводится роль помощника, а не наставника.
Подготовка к лабораторным занятиям предусма-
тривает внеаудиторную работу обучающихся в рамках изучаемых тем, с использованием фонда оценочных средств, в котором представлены не только задания для внеаудиторной работы, но и разные уровни освоения компетенций: от неудовлетворительно до отлично.
Знание теоретического материала позволяет обучающимся на занятиях включиться в обсуждение актуальных вопросов, доказать свою точку зрения, сформировать отдельные практические навыки.
Наглядным примером компетентностного подхода при обучении биологической химии может служить лабораторное занятие по теме: «Биохимическое исследование сыворотки крови животных», включающее определение биохимических показателей сыворотки, необходимых для постановки диагноза и назначении правильного лечения, корректировки рационов кормления. Данный подход способствует формированию компетенций, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность личности.
Практическое занятие на тему: «Терминальное окисление белков, углеводов, липидов. Энергетический обмен» позволяет развивать у обучающихся творческое мышление, сопоставлять полученные в ходе лабораторных работ экспериментальные данные, применять их в будущей практической деятельности.
Однако учебный процесс по дисциплине построен так, что выполнение различных видов работы подразумевает самостоятельный поиск информации в разных ресурсах, а также сравнение и анализ необходимой информации, включающей определенный круг вопросов, что и соответствует основам компетентностного подхода в обучении [1].
В современных условиях глобальной интеграции цифровых технологий важным при организации учебного процесса является демонстрация на занятиях обучающих видео фильмов и презентаций. Это способствует визуализации учебной информации, развитию профессионального мышления, умению конкретизировать понятия, анализировать данные. Подготовка презентаций в процессе обучения позволяет сформировать, развивать и совершенствовать навыки применения информационных технологий. Это необходимо для адаптации выпускников в постоянно изменяющихся условиях на рынке труда. Примером цифровизации обучения является проведение текущего контроля по результатам изучения модулей в форме онлайн тестирования на образовательном портале вуза. Данный вид текущей аттестации способствует развитию навыков наблюдательности, запоминания, знание эталонов времени, что способствует формированию личностной практической мотивации к восприятию профессиональных знаний и приобретению навыков.
В высшем образовании особая роль отводится самостоятельной (внеаудиторной) работе, как важной составляющей всего процесса образования. Этот вид интеллектуальной деятельности как процесс профессионального самообразования и саморазвития будущего специалиста является основой всего процесса форми-
рования заявленных компетенций.
Все виды учебной деятельности в рамках освоения дисциплины «Биологическая химия» должны быть развивающими, разнообразными, вызывать интерес.
Компетентностный подход при освоении учебной дисциплины «Биологическая химия» позволяет повы-
сить качество образования и качество подготовки обучающихся, является обязательным фактором в развитии личностных качеств обучающегося, способного адаптироваться, развиваться и реализовываться в условиях современного производства.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2014. 84 с.
2. Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе/ А.А. Петренко: Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1 С. 62-65.
3. Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении/ В.Н. Сулима: Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 74-78.
4. https://spravochnick.ru/pedagogika/kompetenciya_v_pedagogike/
References
1. Verbitsky A.A. Competence approach and the theory of contextual learning. M.: IC PKPS, 2014. 84p.
2. PetrenkoA.A. Competence approach in the educational process/ A. A. Petrenko: Modern problems of science and education. 2007. No. 1. Pp. 62-65.
3. Sulima V.N. Personal and professional development of students in the period of training in a higher educational institution/ V.N. Sulima: Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. Vol. 23. no. 5. Pp. 74-78.
4. https://spravochnick.ru/pedagogika/kompetenciya_v_pedagogike/