НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2013. № 18 (161). Выпуск 23
99
УДК 378:616
ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
б.М.КУЗЬМИНбВ ЛЛ.КРУПЕНЫМНА
В статье рассмотрены особенности формирования клинического мышления у медицинских специалистов как основного компетентностно-ориентированного навыка. С использованием опыта практического применения базы данных симптомов, синдромов и нозологических форм в учебном процессе, обоснованы дидактические требования для программных приложений, оптимизирующих изучения клинических дисциплин.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: клиническое мышление, программные средства учебного назначения, информационные технологии в образовании.
Совершенствование образовательного процесса в высших медицинских учебных заведениях предполагает реализацию концепции развития компетентностно-ориентированного подхода преподавания дисциплин [8]. Основополагающим компетентностно-ориентированным медицинским навыком является клиническое мышление, развитие которого начинается в учебном заведении и продолжается в процессе практической деятельности специалиста. Клиническое мышления во многом определяет качество оказания медицинской помощи конкретному больному. Совершенствование образовательных технологий для оптимизации формирования клинического мышления в настоящее время остается актуальной задачей.
Цель исследования. Обоснование дидактических требований к программным средствам учебного назначения, направленных на оптимизацию формирования навыков клинического мышления.
Задачи. Провести анализ категории «клиническое мышление», оценить возможности информационных технологий для решения педагогических, методических и дидактических проблем формирования клинического мышления; обосновать требования к программным средствам учебного назначения, направленных на его развитие.
Материалы и методы. В процессе исследования проведен системный анализ предметных областей «клиническое мышление» и «информационные технологии в образовании», определены их структурные элементы и взаимосвязи друг с другом. Обоснованы дидактические требования для программных средств учебного назначения, оптимизирующих формирование клинического мышления. Для обоснования использован опыт применения в учебном процессе базы данных симптомов, синдромов и нозологических форм [з, 7].
Термин «клиническое мышление» употребляется достаточно часто, однако он не имеет общепринятого определения и нередко трактуется достаточно широко в зависимости от контекста. Последний может иметь клинический, логический, дидактический, этический или другие смыслы
Клиническое мышление не является принципиально особой формой когнитивной деятельности, а представляет собой совокупность мыслительных операций, таких как анализ и синтез, дедукция и индукция, суждение и умозаключение, обобщение и так далее, для решения задач медицинской диагностики, прогностики и тактики лечения. Основной особенностью клинического мышления является решение нестандартных, проблемных задач. К ним относятся неопределенность, избыточность или противоречивость информации, необходимость ее вероятностной оценки, соблюдение последовательности действий, ограничение времени при принятии решения и другое, когда врач сталкивается с многообразием и вариабельностью проявления симптомов болезней, необходимостью их вероятностной оценки, изменением клинической картины в течение времени, атипичностью отдельных патологических состояний. То есть, существенной особенностью профессионального мышления врача есть постоянное решение новых задач, для которых отсутствуют конкретные алгоритмы, необходимость отыскивать закономерное в индивидуальном, создавать целостную картину болезни, на основе которой строятся лечебные мероприятия [2].
Компетентностно-ориентированный подход обучения медицинских специалистов требует построения учебного материала в соответствии с логикой профессиональной деятельности.
100 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I , Серия Медицина. Фармация. 2013. № 18 (161). Выпуск23
Помимо требования усвоения конкретных знаний, необходимо формировать у обучающегося способность решать проблемные профессиональные задачи.
Образовательные цели компетентностно-ориентированной технологии оптимизации формирования клинического мышления соответствуют ее формуле: «знания, опыт, интуиция»:
1. - усвоение информации о клинических симптомах, синдромах, нозологических формах;
2. - развитие навыков решения проблемных задач в клинической практике;
3. - накопление персонального клинического опыта [2].
Важной дидактической целью является полнота цикла процесса обучения: предоставление теоретического материала, тренировочная учебная деятельность и контроль уровня знаний. Подробно основные видов обучения представлены в работах И.В.Роберт и других авторов [1, 4, 5, 6]. Выделяют обучение индуктивное - процесс обучения путем наблюдения и обобщения; обучение проблемное - в основе которого лежит выявление противоречий, устранимых путем практико-ориентированных действий; обучение по аналогии; обучение программированное; обучение путем заучивания; обучение через открытие.
Оптимизация формирования клинического мышления в процессе обучения предполагает выполнение заданий, моделирующих клинические ситуации. Способность решать проблемные задачи наиболее полно проявляется в процессе медицинской диагностики. Современные компьютерные технологии предоставляют возможность создания обучающих и контролирующих приложений, моделирующих диагностическую процедуру и контролирующих степень усвоения навыков. Анализ их применения в образовании показывает, что педагогические и методические цели применения современных информационных технологий в образовании в значительной степени совпадают с целями и задачами формирования клинического мышления, а дидактические возможности современных программных средств существенно оптимизируют процесс его развития (рис.1).
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
интенсификация и повышение качества учебного процесса
индивидуализация обучения
преобразование различной информации
оптимизация поиска информации
развитие различных типов мышления
контроль усвоения материала
архивирование большого объема информации
обучение принимать оптимальное решение
самоконтроль
наглядность информации
моделирование изучаемых объектов
моделирование ситуаций
визуализация учебной информации
автоматизация вычислительной и поисковой деятельности
интерактивный диалог
Рис. 1. Информационные технологии в образовании как средство оптимизации формирования клинического мышления.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ [ Ч Серия Медицина. Фармация. 2013. № 18 (161). Выпуск23 Ю1
Для реализации образовательных и дидактических целей в компетентностно-ориентированной технологии оптимизации формирования клинического мышления нами предложена база данных симптомов, синдромов и нозологических форм [з, у], на ее основе можно создавать необходимые дидактические объекты для достижения образовательных целей: базу знаний, проблемные задания, персональный клинический архив. Последние используются во всех видах обучения: аудиторных занятиях, самостоятельной работе, клинической практике (рис.2).
База знаний представляет собой совокупность клинической информации о синдромах, симптомах и нозологических формах с оригинальными дидактическими свойствами. База знаний обеспечивает надежное долговременное хранение сведений о клинических симптомах. Реквизиты клинических симптомов при необходимости могут быть представлены различными видами информации: численной, текстовой, звуковой, изображением и т.д. Это дает возможность реализовывать быстрый доступ к данным и их поиск по различным реквизитам или условиям соответствия чему-либо. Кроме того обеспечивается согласование и целостность данных в единый комплекс и возможность выполнения логических операций, что создает условия для реализации технологии экспертных систем - пакета программ, способных на основе знания, предоставляемого экспертами, решать определенные задачи, относящиеся к классу неформализованных и слабоструктурированных, объясняя ход их решения.
компетентностно-ориентированная технология формирования клинического мышления
программные средства
формы обучения
чклиническая практика/ I самостоятельная работа у ^аудиторные занятияу
Рис. 2. Программные средства и формы их использования в образовательной технологии формирования клинического мышления.
Проблемные задания моделируют основные дидактические особенности клинической информации: большой объем, разнородность по формам восприятия (текст, звук, изображение), нередко количественная и качественная неопределенность признаков, необходимость оперирования общепринятыми шаблонами и эпонимическими терминами, избыточность или недостаточность информации. Основная цель проблемных заданий не только получение ответа на поставленный вопрос, но и обучение навыкам пошагового достижения цели.
Персональный клинический архив необходим для накопления индивидуального опыта в процессе клинической практики. Индивидуальный опыт, наряду со знаниями и навыками, является необходимым условием развития интуиции. Для оптимизации ее развития необходима возможность повторного наглядного анализа имеющегося клинического опыта, встречающихся ранее симптомов, синдромов, нозологических форм в их индивидуальном проявлении.
Таким образом, основными дидактическими требованиями для программных средств учебного назначения, оптимизирующих формирование клинического мышления, по нашему мнению, являются:
102
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2013. № 18 (161). Выпуск 23
- представление учебного материала в виде наиболее близких моделей клинических ситуаций;
- интегрирование в единый комплекс информации, разнородной по форме восприятия;
- структурирование учебного материала в соответствии с алгоритмами медицинской диагностики;
- создание приложений для накопления клинического опыта и самоконтроля усвоения учебного материала.
1. Дороднева, Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс: [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук Н.В. Дороднева. - М.: МГОУ, 2005. - 24 с.
2. Кузьминов, О.М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании [Текст] / Кузьминов О.М., Пшеничных Л.А., Крупенькина Л.А. - Белгород: ООО «ГИК» - ISBN: 978-5-902583-72-1, 2012. - 110с.
3. Кузьминов О.М. Дидактические возможности базы данных симптомов, синдромов и нозологических форм [Текст] / Кузьминов О.М.// Современные наукоёмкие технологии. - 2007. -№2. - С.44-45.
4. Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образова-ния[Текст] / И.В. Роберт, Т.А.Лавнна. - М.:ИИО РАО, 2009. - 96 с.
5. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст] / И.В. Роберт. - М: ИИО РАО, 2007. - 234 с.
6. Роберт, И.В. Концепция "Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образова-ния"[Текст] / И.В. Роберт. - М. ИИО РАО, 2008. - 36 с.
7. Семиотика заболеваний внутренних органов: симптомы, синдромы, нозологические формы [Текст]: Свидетельство об официальной регистрации базы данных / Кузьминов О.М. (РФ). -№2007620073 заявл. 18.12.Об; зарег. 08.02.07. // Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем. Бюл.№ 2 - 2007 - С.341.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело [Текст]. - Введ. 2010.
Литература
FORMATION OF CLINICAL COMPREHENSION AND EDOCATIONAL SOFTWARE DIDACTIC TASKS
Belgorod National Research University
O.M. KUZMINOV L.A. KRUPENKINA
The article under study is touched upon clinical comprehension organization of medical specialists as the main competence- based skill. Didactic requirements for software application improving medical disciplines observation were rationalized with the use of symptoms, syndromes and nosologic forms database practical experience in educational activity.
e-mail: [email protected]
Keywords: clinical comprehension, academic software application, information technologies in education.