2. Gosudarstvennaja usluga po informirovaniju o polozhenii na rynke truda. Available at: www.trudvsem.ru (16.01.2011 g.).
3. Zanjatost' i bezrabotica v Rossijskoj Federacii v dekabre 2010 goda (po itogam obsledovanij naselenija po problemam zanjatosti). Available at: www.gks.ru (21.01.2011).
4. Informacija o realizacii vedomstvennoj celevoj programmy «Prof-orientacionnoe soprovozhdenie i psihologicheskaja podderzhka naselenija Omskoj oblasti na 2008-2010 gody». Available at: http://www.omskmintrud.ru/ (20.03.2011).
5. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti organov sluzhby zanjatosti po Rossijskoj Federacii za periodjanvar'-aprel' 2011 goda. Available at: www.rostrud.info (12.05.2011).
© Гусарская Е.Н., 2014
Автор статьи - Елена Николаевна Гусарская, аспирант, Омский государственный технический университет, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
Н.К. Иванкин, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный технический университет; А.И. Ридченко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
УДК 338
А.В. Жарков Омская гуманитарная академия
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ
ОМСКОГО РЕГИОНА
Рассмотрены основные подходы к определению кластера и его характеристик. Выявлены предпосылки к формированию кластеров в структуре промышленного комплекса. Проведен анализ развития теории кластеров и территориально-производственных комплексов. Рассмотрены кластерные стратегии развития хозяйствующих субъектов и объединений. Предложено внести изменения в определение понятия «кластер» и ввести понятие «кластер промышленного комплекса». Ключевые слова: хозяйствующий субъект, кластер, территориально-промышленный комплекс, интеграция, территориальная обособленность, кластерная стратегия, кластер промышленного комплекса.
В российской экономической литературе растет количество публикаций, отражающих развитие интеграционных процессов в различных сферах экономики на основе кластерного подхода. При этом следует учесть, что кластер - структура динамичная и способная к трансформации и перемещению во времени и в пространстве ключевых предприятий или отраслей.
Один из ведущих теоретиков развития отечественной промышленности, в области экономики развития сверхсложных систем профессор М.Д. Дворцин, автор технодинамики -дисциплины, описывающей закономерности эволюции и изменения полномасштабных производительных систем, показал бесперспективность «инновационной экономики», если речь идет о том, чтобы новые технологические решения пытаться «втиснуть» в старые организационные формы [1].
Поэтому прежде всего необходимо формирование научно-практических групп, способных разрабатывать организационные формы кластеров на основе фундаментальной науки, технологических, маркетинговых исследований, реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечивающих продвижение новых кластерных корпораций [2].
Классическое определение инновационного кластера предложено М. Портером - это географически близко расположенная группа взаимосвязанных компаний и ассоциированных учреждений в определенной сфере, которые связаны общими интересами и могут дополнять друг друга [3].
Создание кластеров способно изменить содержание государственной промышленной политики, направить усилия правительств не на поддержку отдельных отраслей, а на развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями, между производителями и правительственными институтами.
Предприятия, объединенные в кластер, работают более эффективно, чем такое же количество агентов, работающих в менее концентрированной структуре. Кластерная модель развития интеграции является эффективной в силу ряда причин. В научной литературе [2] при исследовании роли кластеров в экономике отмечается, что кластер интегрирует в своем устройстве несколько разных деятельностных схем:
• организацию полномасштабной производительной системы, включающую фундаментальную науку, инновационную промышленность и развивающее образование;
• сферную организацию производственных систем в виде процессов производства, воспроизводства, устойчивого функционирования, развития и управления;
• полисферную организацию производственных систем, предполагающую технологическую диффузию инноваций на основе принципа восприимчивости различных отраслей;
• соорганизацию и использование логистического уровня модернизируемой отрасли, обеспечивающей формирование продукции нового поколения;
• соорганизацию прорывного централизованно организуемого ядра, реализующего технологии и продукты нового технопромышленного уклада;
• формирование продукции на основе серийных производств, обеспечивающих качество изделий.
По мнению Портера, в современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на секторы или отрасли утрачивает свою актуальность. На первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей фирм и организаций. В качестве классических примеров принято приводить технологический кластер в Силиконовой долине и, например, обувной кластер в Италии.
В свое время в СССР существовали понятия «научно-производственный комплекс» и «территориально-производственная кооперация». Однако плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жесткие ограничения на их деятельность. Например, выбор поставщика зачастую определялся не интересами предприятия, а распоряжением «сверху». В результате детали, которые производились в регионе, приходилось завозить из других республик. В современных условиях ситуация изменилась. Отсюда и главное отличие кластера от территориально-производственного комплекса - кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только тогда, когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер.
Кластер в экономике есть сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Существует три основные причины географической концентрации фирм.
Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.
Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.
Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям [4].
Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина - в конкуренции. Если на местном рынке поя-
вилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жестким - либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жесткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории. Характерными его признаками являются максимальная географическая близость; родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.
Кластерный подход к изучению экономических процессов формирования конкурентоспособности применяется и в ряде других теорий. Е. Лимер рассматривал кластеры с высоким уровнем корреляционного экспорта при анализе торговли на национальном уровне [5]. Французские ученые И. Толенадо и Д. Солье использовали понятие «фильеры» для описания групп технологических секторов. Формирование фильеров объяснялось зависимостью одного сектора от другого по технологическому уровню. Таким образом, фильеры представляют собой более узкую интерпретацию кластера, так как основываются на одном из критериев возникновения кластера - на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.
Кластерный подход также используется в разработках шведских теоретиков. Их кластерная теория в основном формируется на структуре национальной экономики, а точнее на изучении взаимосвязей крупных шведских многонациональных корпораций. Здесь кластеры базируются на тезисе Е. Дахмена «о блоках развития» [6]. Основой развития конкурентного успеха по Е. Дахмену является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом. Развитие должно происходить поэтапно, или по «вертикали действий» в пределах одной отрасли, связанной с другими отраслями, что обеспечит возможность завоевания конкурентных преимуществ.
Наиболее современные теории развития конкурентоспособности на основе кластеров разработаны В. Фельдманом. Преимущества данной теории заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях диверсификационных форм в различных странах [7]. Суть теории заключается в следующем. Диверсификация часто следует матрице «затраты-выпуск» или контактам между отраслями, связанными отношениями поставок и приобретений. Это согласуется с механизмами, которые ведут к образованию кластеров. Более того, наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации.
У кластерного подхода было множество теорий-предшественников, особенно во 2-й половине XX в. (рис. 1).
Наиболее последовательно теорию кластеров раскрывают следующие взаимосвязанные концепции:
1. Инновационное окружение. Существуют концепции обучающихся экономик, чьи преимущества определяет обмен информацией, особое внимание уделено «скрытому» знанию и инновационной среде, сфокусированной на влиянии региональной экономической системы на способности к инновациям.
2. Внешние эффекты или экстерналии. Доминируют два подхода, объясняющие преимущества концентрации: теория индустриальной локализации, где преимущества связывают с агломеративным эффектом, и маршалловская теория фирмы как организации, идущей к экономии на масштабах.
3. Межфирменная конкуренция. Конкуренция между фирмами усиливается, если они концентрируются в пределах одного географического региона, где соперничество разворачивается не только за потребителей, но и за ресурсы, инвестиции, общественную и политическую поддержку.
4. Зависимость от предшествующего пути развития. Эффект «path dependence» существует, когда результат процесса зависит от его предыдущей истории, от целой последовательности решений, предпринятой задействованными сторонами и определившей результат.
Концепция кластеров органично вписывается в эволюционное развитие российского комплексообразования (рис. 2).
Рис. 1. Эволюция кластерной теории
В более чем полувековой практике формирование территориально-производственных комплексов (ТПК) в России можно разделить на четыре этапа:
1. 1920-1932 гг. В основе районирования - признание объективной системности территориальной организации экономики, необходимость соответствия экономических, административных и национально-политических границ, рационального использования ресурсов.
2. 1932-1957 гг. Отказ от принципа единства экономических и административных границ и дробления и измельчения административно-территориальных единиц; вновь сформированные границы разделяют на части объективно формировавшиеся экономические районы.
3. 1957-1964 гг. Возрос интерес к концепции ТПК, однако термин «производство» утрачивает свой политэкономический смысл и приобретает узкое значение непосредственного материального производства.
4. С 1964 г. Понятие ТПК вошло в директивные документы, и территориально-производственные комплексы стали рассматриваться как управляемые формы организации хозяйства в условиях приоритета ведомственно-отраслевых интересов.
М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант-конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
- факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
- стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Многоотраслевые комплексы
и:
- взаимозаменямость продукции отраслей, - комплексное использование ресурсов, - сходство технологий ,
Межотраслевые комплексы
и:
- отрасли, обеспечивающие сырьем или средствами производства
Территориально-производственные комплексы
- фактор территориальной близости
Кластеры
и:
- новое понимание социального
капитала, - конкуренция игроков, - хозяйственные отрасли
Рис. 2. Эволюция отечественного комплексообразования
Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.
На рис. 3 и 4 представлены два подхода в развитии концепции формирования кластеров -типовая производственно-территориальная региональная мезомодель, разработанная в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН в 80-е годы ХХ в., направленная на решение оптимизации пространственной структуры районной планировки, и «Ромб» Портера - комплекс факторов, обусловливающих конкурентоспособность территорий. В результате детального анализа двух подходов в формировании концепции кластеров можно сделать вывод о вкладе отечественной науки в формирование концепции кластеров, основоположником которой является американский ученый М. Портер.
Таким образом, формирование кластеров в территориально-отраслевых комплексах России не является чем-то новым и неожиданным, предпосылки к тому имелись еще в 80-х гг. прошлого столетия.
На основе анализа организационных форм управления в промышленных комплексах установлено, что такие черты ее развития, как концентрация, специализация производств, их комбинирование, объединение капиталов, взаимодействие предприятий, банков и других структур, являются объективными экономическими условиями возникновения и становления кластерного подхода.
На сегодняшний день выделяют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования. Во-первых, кластер - это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям. Во-вторых, кластер - это вертикальные производственные цепочки, довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера.
В-третьих, кластер - это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).
Инстиутциональная инфрастуктура
Отрасли специализации
Локальные ресурсы
Трудовые ресурсы
Экологическая инфраструктура
типовая
производственно-территориальная
региональная мезомодель
Социальная инфрастуктура
Вспомогательные производства
Комплексообразующие производства
Обслуживающие производства
Производственная инфрастуктура
J
Рис. 3. Типовая производственно-территориальная мезомодель
Рис. 4. «Ромб» М. Портера
С позиции системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совмест-
но функционируют с определенной целью. Формирование эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов является стратегическим мероприятием, требующим определенных долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Отсюда, кластер - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам, объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным [8].
Кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников того или иного рынка, объединившихся на основе долгосрочных контрактов с целью эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов. Отличительная черта кластера - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 элементам:
• возможности по исследованию и развитию;
• квалификация рабочей силы;
• развитие трудового потенциала;
• близость поставщиков;
• наличие капитала;
• доступ к специализированным услугам;
• отношения с поставщиками оборудования;
• ассоциирующиеся структуры;
• интенсивность формирования сетей;
• предпринимательская энергия;
• инновации и обучение;
• коллективное видение и руководство [9].
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров:
1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Концентрация занятости на депрессивных предприятиях может быть предпосылкой для формирования и развития кластера, но не является критерием его наличия. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний.
2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень
привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.
3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться различные показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
4. Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, а также профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций относящихся к секторам, входящим в кластер.
5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров. Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, вузами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ [10].
Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывают несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Таким образом, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность - возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий).
Вот почему в ряде стран в последние десятилетия приобрели такое значение эффективные «кластерные стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в странах Европы. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство». В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации.
В настоящее время экспертами описаны основные характеристики кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
- географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
- горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;
- вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
- латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (мультимедийный кластер);
- технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (биотехнологический кластер);
- фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;
- качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.
Подводя итоги рассмотрения экономических предпосылок формирования кластеров в промышленных комплексах, можно сделать следующие выводы.
Экономическое содержание понятия «кластер» требует уточнения. В результате проведения категориального анализа и изучения соотношения родственных понятий было уточнено понятие кластера - совокупность географически локализованных взаимосвязанных субъектов хозяйствования (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, специализированных учебных заведений), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных субъектов хозяйствования и кластера в целом. Отличительной чертой кластера является сетевая структура, высокий уровень кооперации и взаимодействия производственных, сервисных, финансовых, инновационных структур. Как свидетельствует международная практика, кластеры могут формироваться с классической «ядерной» структурой и «двухполюсной» - когда развиваются субкластеры, производящие продукцию для «ядерных» предприятий кластера. Под субкластером понимается небольшая группа предприятий, связанных между собой технологическими, информационными, сырьевыми и другими поставками, тесно взаимодействующая с инновационными и рыночными институтами развития, а также с потребителями и государственными органами власти.
В рамках категориального анализа систематизация имеющихся в экономической литературе отечественных и зарубежных авторов дефиниций позволила условно разделить их на три группы, в которых кластер характеризуется как: 1) взаимосвязанные предприятия и организации, географически близко расположенные друг к другу; 2) отрасли промышленности; 3) локализованные сети, которые производят выгоды для задействованных фирм. Изучение соотношений родственных «кластеру» понятий показало, что в современной литературе к ним относят: индустриальные районы, территориально-производственные комплексы, обучающиеся регионы, инновационные системы. С позиции эволюционного подхода отслеживается влияние различных теорий и результатов крупных исследований (теории конкурентного развития, экономического роста, теории фирмы, развития инновационных систем, тех-нодинамики) на трансформацию экономической сущности кластера.
Основные характеристики любого объекта исследования выявляются в рамках формирования различных классификаций. Согласно классическим представлениям, выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной (региональный кластер) и функциональной (промышленный кластер) осям. Помимо традиционных, выделяют иные подходы к выделению основных видов кластеров: по степени «зрелости» (сильные, устойчивые, потенциальные, латентные); по характеру взаимосвязей между фирмами, образующими кластеры (вертикальные и горизонтальные, а также основанные на торговле и на знаниях); исходя из уровня промышленного охвата; исходя из разнообразия участников, их поведения, взаимосвязей и других условий в конкретно выбранной местности; исходя из
динамики развития кластеров. Это объясняется большим числом и неоднозначностью кластерных характеристик, используемых в качестве классификационных признаков.
Основными характеристиками формирования кластеров, в том числе в промышленных комплексах, является наличие конкурентоспособных предприятий, конкурентных преимуществ для развития кластера, географическая концентрация участников и наличие связей между ними.
С учетом вышеизложенного, автором было предложено определение понятия «кластер промышленного комплекса». Под кластером промышленного комплекса понимается система организационно-экономических отношений по горизонтально-вертикальному, пространственно ограниченному объединению субъектов хозяйствования, функционально обособленных по цепочке «маркетинг - логистика - производство - потребление» и функционирующих на различных стадиях и в различных режимах производства однородного продукта (услуги) на условиях кооперации и конкуренции, извлекающих выгоды из специфических активов, совместного расположения и социальной встроенности в хозяйство территории и про-мышленно-отраслевого комплекса.
Это обусловливает необходимость формирования принципиально новой концепции формирования кластеров в структуре промышленного комплекса административно-территориальных образований. Данная концепция должна отражать ряд принципиальных моментов: наличие экономических предпосылок создания кластеров промышленного комплекса; выявление заинтересованности участников в создании кластеров промышленного комплекса; определение состава участников кластеров промышленного комплекса; механизм создания и оценку конкурентоспособности кластеров; стратегии развития кластера и оценку эффективности его создания.
Таким образом, развитие кластерного подхода при модернизации региональной экономики по мере вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных природных ресурсов приводит к созданию новых производств и модернизации промышленности и ее отраслевых комплексов. Совершенствование воспроизводственных, межотраслевых и внутриотраслевых пропорций промышленности региона в рыночных условиях хозяйствования становится важным условием экономического роста.
Библиографический список
1. Дворцин, М.Д. Технодинамика: Основы теории формирования и развития технологических систем / М.Д. Дворцин, В.Н. Юсим. - М. : Междунар. фонд истории науки «Дикси», 1993. - 317 с.
2. Громыко, Ю.В. Что такое кластер и как их организовать? [Электронный ресурс] / Ю.В. Громыко. - Режим доступа: http://www.situation.ru/.
3. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2005. - 318 с.
4. Macdonald, S. Formal Collaboration and Informal Information Flow / S. Macdonald // International Journal of Technology Management. - 1992. - 7 (1-3). - С. 49-60.
5. Tolenado, J.A. Propjs des Filires Industrielles / J.A. Tolenado. - Revue d'Economie Industrielle. - V. 6. -1978. - № 4. - P. 149-158 ; Soulie, D. Filieres de Production et Integration Vertical / D. Soulie. - Annales des Mines, Janvier, 1989. - P. 21-28.
6. Feldman, V.P. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition-European Economic Review / V.P. Feldman, D.B. Audretsch. - 1999. - № 43. - P. 409-429.
7. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 1993. - 180 с.
8. Ларионова, Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона / Н.А. Ларионова // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. - 2007. - № 1. - Ч. 2. - С. 182.
9. Руднева, П.С. Опыт создания стркуктурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] / П.С. Руднева // Экономика региона. - 2007. - № 18. - Ч. 2 (декабрь). - Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.
10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru.
A.V. Jarkov Omsk Academy of the Humanities
BASICS OF CLUSTERS IN THE INDUSTRIAL COMPLEX OF OMSK REGION
In clause the basic approaches to definition clusters and its characteristics are considered. Preconditions to formation clusters in structure of an industrial complex are revealed. The analysis of development of the theory clusters and territorial and production complexes is lead. Are considered cluster strategy of development of managing subjects and associations. Also, in clause, it is offered to make changes to definition of concept "cluster" and it is offered to enter concept "cluster an industrial complex".
Keywords: the managing subject, cluster, a territorially-industrial complex, integration, territorial isolation, cluster's strategy, cluster an industrial complex.
References
1. Dvortsin M.D., Yusim V.N. Tehnodinamic: Fundamentals of the theory of formation and development of technological systems. Moscow, 1993, 317 p.
2. Gromyko Y.V. What is a cluster, and how to organize them? Mode of access: http://www.situation.ru/.
3. Porter M. Konkurencija [Competition]. Moscow, Publishing House 'Williams', 2005, 318 p.
4. Macdonald, S. Formal Collaboration and Informal Information Flow. International Journal of Technology Management, 1992, no. 7 (1-3), pp. 49-60.
5. Tolenado J.A. Propjs des Filires Industrielles. Revue d'Economie Industrielle. Vol. 6, 1978, no. 4, pp. 149158; Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical. Annales des Mines, Janvier, 1989, pp. 21-28.
6. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition. European Economic Review, 1999, no. 43, pp. 409-429.
7. Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija [International competition]. Moscow, International Relations, 1993,
180 p.
8. Larionova N.A. Cluster approach in managing the competitiveness of the region. Ekonomicheskij Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, no. 1, part 2, 182 p.
9. Rudneva P.S. Experience creating structural clusters in developed countries. Ekonomika regiona, 2007, no. 18, Part 2 (December). Mode of access: http://journal.vlsu.ru.
10. Guidelines for implementing cluster policies in the northern regions of the Russian Federation. Mode of access: http://www.tpprf.ru
Автор статьи - Александр Викторович Жарков, [email protected].
Рецензенты:
О,Ю. Патласов, доктор экономических наук, профессор, Г.Е. Покровский, кандидат экономических наук, доцент,
© Жарков А.В., 2014 соискатель, Омская гуманитарная академия, e-mail:
Омская гуманитарная академия;
Финансовый университет при Правительстве РФ.