ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ОПОРНОГО КАРКАСА РЕГИОНОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
В. В. ПЕЧАТКИН, кандидат экономических наук, заведующий сектором экономической безопасности E-mail:Pechatkm08 @гатЫег.ги Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
Обосновывается необходимость формирования нового опорного каркаса регионов России как ключевого направления повышения конкурентоспособности страны. Проведен анализ зарубежного и отечественного опытов формирования кластеров. Предложена концепция кластерного опорного каркаса регионов России. Разработан алгоритм реализации кластерной политики в регионах, позволяющий логически выстроить процесс ее осуществления на основе методов «сверху - вниз» и «снизу - вверх».
Ключевые слова: опорный экономический каркас региона, пространственное развитие, кластер, конкуренция, конкурентоспособность региона, кластерная политика.
Проблема формирования нового опорного каркаса регионов России становится очень актуальной вследствие обострения следующих проблем территориального развития, возникших в 1990-х гг.:
• увеличение дифференциации по уровню социально-экономического развития отдельных регионов и муниципальных образований РФ [1];
• низкая адаптивность региональных социально-экономических систем России к влиянию глобальных финансово-экономических кризисов;
• неэффективная пространственная организация страны повлекла за собой рост расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства в регионах, что препятствует достижению устойчивого социально-экономического развития России;
• низкий уровень взаимодействия между предприятиями регионов, некогда образовывавших территориально-производственные комплексы, негативно сказывается на связанности экономического пространства, что препятствует повышению конкурентоспособности России на микро- и макроуровнях;
• регионы-лидеры слабо влияют на развитие сопредельных территорий и др. Комплекс перечисленных проблем предопределяет необходимость формирования нового опорного каркаса регионов России на основе концепции, учитывающей современные реалии социально-экономического развития, и прежде всего функционирование страны в условиях рыночной экономики при усилении процессов глобализации. В связи с этим целью данной работы является разработка теоретико-методических основ формирования нового опорного каркаса регионов России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• анализ основных понятий теории опорного экономического каркаса территорий;
• обоснование концепции кластерного опорного каркаса регионов;
• разработка алгоритма реализации кластерной политики в регионах России как ключевого направления повышения конкурентоспособности страны.
В соответствии с задачами исследования необходимо провести ретроспективный анализ ключевых понятий, относящихся к теории опорного каркаса территорий.
Изначально понятие «каркас» использовалось в архитектуре, технике и химических науках. Каркас (франц. carcasse, от итал. carcassa) — в технике остов (скелет) какого-либо изделия, конструктивного элемента, целого здания или сооружения, состоящий из отдельных скрепленных между собой стержней. Он определяет собой прочность, устойчивость, долговечность, форму изделия или сооружения. Для достижения этих свойств каркас здания должен удовлетворять следующим требованиям: эксплуатационным; надежности и безопасности; долговечности и устойчивости к агрессивным средам; экономическим; архитектурным.
Данные понятия начиная с Х1Хв. широко используются в химических науках. Каркасные структуры представляют собой многомерную сетку из группировок атомов с достаточно большими пустотами. Атомы благодаря прочному химическому связыванию объединяются в устойчивые и относительно изолированные группировки, которые рассматривают как структурные единицы кристалла.
В последующем данные термины стали широко использоваться в экономической науке. Так, H.H. Баранский сформулировал важнейшее положение об экономическом каркасе территории — остове, на котором все держится, остове, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию [2]. Под экономической каркасной структурой территории он понимал совокупность городов и соединяющих их дорог.
В развитие данного понятия Г. М. Лаппо [3] разработал Концепцию опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства. Ведущей и интегральной частью территориальной структуры хозяйства является опорный каркас (OK), который, по мнению Г. М. Лаппо, представляет собой сочетание главных фокусов (центров) хозяйственной, социальной и культурной жизни страны, а также соединяющих их социально-экономических линий.
Тем самым в традиционном понимании опорный экономический каркас региона — это сеть населенных пунктов (агломераций) и соединяющих их транспортных магистралей. Другими словами, это специально создаваемые «места крепления» экономического пространства регионов, на которые кристаллизуется организационный потенциал территорий [4]. При этом помимо опорного экономического каркаса территории ключевое значение в пространственном развитии регионов имеют «каркасные структуры», которые включают несколько компонентов: сам географический природный
ландшафт; материальную часть инфраструктур и мест расселения; государственно-административную, правовую и культурно-историческую организацию территории. Перечень вышеперечисленных компонентов каркасной структуры является классическим в соответствии с теорией опорного экономического каркаса H.H. Баранского, теорией опорного каркаса территориальной структуры Г. М. Лаппо, теорией территориальных структур И.М. Маергойза [5]. На взгляд автора, перечень компонентов может быть расширен за счет включения в качестве узлового элемента опорного каркаса региональных кластеров.
Как показала практика наиболее конкурентоспособных стран и регионов мира, наибольшего успеха в конкурентной борьбе достигают страны и регионы, имеющие высокотехнологичные кластеры. Так, в странах — лидерах рейтингов конкурентоспособности — США, Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, Германии, Нидерландах, Великобритании и Франции — проводится целенаправленная кластерная политика. В этих странах функционирует сеть конкурентоспособных кластеров, в которых занято около 40% всех занятых в экономике и производится более 50 % валового национального продукта (ВНП). Самое большое количество конкурентоспособных кластеров, по данным Института стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса, функционирует в Великобритании и США — 168 и 152 соответственно.
В Финляндии из И кластеров важнейшими для экономики являются: лесной, информационный, телекоммуникационный, металлургический и машиностроительный кластеры, которые обеспечивают основной объем экспорта и формируют значительную часть ВНП. В Германии, по оценке специалистов, функционируют 3 лучших мировых кластера из 7 кластеров высоких технологий, получивших название «Силиконовая долина XXI века», — это Мюнхен, Гамбург, Дрезден.
По примеру ведущих стран мира государственная поддержка кластерных инициатив и формирование кластеров осуществляются в Индии, Китае, Австрии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Чехии, Венгрии, Казахстане, Украине и др.
В ряде регионов России, начиная с 2000 г., формируются кластерные инициативы. Разрабатываются пилотные проекты по созданию кластеров на примере Нижнекамского нефтехимического кластера, кластера Нижнего Приангарья, автомобильного кластера в Поволжье, Санкт-Петербургского морского кластера, Ивановского текстильного
кластера, кластера переработки титана «Титановая долина» в Свердловской области и др. Однако в России не проводится системной кластерной политики. Проект концепции развития кластерной политики РФ, разработанный еще в 2007 г., так и остается проектом.
Реализация кластерной политики в регионах России, на взгляд автора, может содействовать повышению конкурентоспособности Российской Федерации. Это обусловлено наличием уникальных сущностных признаков кластеров, позволяющих связать воедино разрозненные элементы экономического пространства региона, а именно:
• сетевая организация экономической деятельности;
• наличие лидирующих фирм, способных иметь существенную долю на внутреннем и внешнем рынках, дополненных специализированными обслуживающими организациями;
• концентрация участников кластера на ограниченной территории, предоставляющей уникальные преимущества;
• взаимодействие участников кластера между собой с целью выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
• наличие конкуренции между участниками кластера;
• ускоренное распространение новшеств за счет развитой сети передачи информации. Выгода в формировании и развитии конкурентоспособных кластеров очевидна для всех потенциальных участников кластеров.
Для бизнеса это снижение издержек производства и сбыта продукции, совместная закупка и использование оборудования, сокращение транспортных и трансакционных издержек, экономия на совместной рекламе, государственная поддержка (налоговые льготы, инвестиции), увеличение инновационной активности предприятий (обмен ноу-хау, совместные исследования и др.).
Для государства это увеличение доходов бюджета за счет роста налоговых поступлений; повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона и др.
Для научных и образовательных учреждений выгода заключается в расширении возможностей внедрения результатов исследований на практике, возможности участия в крупномасштабных инвестиционных проектах, привлечении внебюджетных средств на разработку проектной документации, в повышении уровня квалификации кадров и качества подготовки специалистов.
Для финансовых учреждений — в предоставлении кредитов под крупномасштабные инвестиционные проекты, возможность участия в кластерных проектах.
В связи с этим, на основе синтеза основных идей теории опорного экономического каркаса (Н. Н. Баранского), теории опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства Г. М. Лаппо, теории полюсов роста Ф. Перу, теории каркасных структур (И. М. Маергойз), теории территориальных производственных комплексов (Н. Н. Колосовский, М. К. Бандман) [6], кластерной теории экономического развития М. Портера [7], а также с учетом принципов построения опорного каркаса в физической химии и архитектуре, предлагается концепция кластерного опорного каркаса регионов.
Согласно данной концепции опорный каркас региона рассматривается в виде совокупности функциональных каркасов 3 типов: экономического, социального и экологического, которые образуют социо-эколого-экономическое пространство территории. В качестве связующих элементов, являющихся «узлами» развития регионов, выступают сети конкурентоспособных кластеров, рассматриваемые как группа географически и технологически взаимосвязанных конкурирующих предприятий и обслуживающих организаций, занимающих или способных занимать существенную долю на внутреннем и внешнем рынках, объединившихся с целью выпуска и реализации продукции или специализированных услуг, соответствующих мировым стандартам, на основе непрерывного инновационного процесса и взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Кластеры могут позволить повысить устойчивость территориальных социально-экономических систем к влиянию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, и в том числе глобальным финансово-экономическим кризисам.
При этом принципы сборки компонентов каркасной структуры являются чрезвычайно важными. Концепция кластерного опорного каркаса территории базируется на следующих принципах:
1) кластеризации экономики региона, позволяющий сформировать узловые элементы каркасной структуры и тем самым получить синергетический эффект от равноправного, партнерского взаимодействия государства, бизнеса и науки;
2) единства экономического пространства, заключающегося в создании среды, обеспечивающей
согласованное развитие всех компонентов каркасной структуры экономики регионов, в том числе экономического, экологического и социального каркаса территории;
3) полицентризма, множественности узловых элементов каркасной структуры экономики, способных максимально втянуть в свое развитие сопредельные территории;
4) согласованности стратегических приоритетов регионального развития и социально-экономического развития страны в целом;
5) комплексности количественного учета и стоимостной оценки всех компонентов экономического потенциала регионов. Практическое значение этого принципа состоит в том, что он требует полного, комплексного использования имеющихся ресурсов в том или ином регионе с целью обеспечения оптимального вовлечения в хозяйственную деятельность всех его компонентов. В России производится оценка лишь некоторых элементов ресурсов (в частности, основных фондов, домашнего имущества, оборотных средств, земельных ресурсов). Все остальные ресурсы имеют в основном описательный характер. Комплексность учета предполагает оценку не только перечисленных ресурсов, но и всех компонентов экономического потенциала региона. Стоимостная оценка экономического потенциала является необходимой информационной базой для размещения узловых элементов новой каркасной структуры региона;
6) динамичности абсолютных оценок состояния каркасных структур во времени, что требует разработки прогнозных оценок, учитывающих возможные будущие изменения социально-экономических условий, влияющих на состояние узловых элементов каркасной структуры экономики регионов. Состояние тех или иных компонентов каркасной структуры в настоящее время и в будущем не может быть одинаковым.
Ключевое значение для повышения конкурентоспособности регионов имеет опорный экономический каркас. Структура опорного экономического каркаса может быть рассмотрена в виде промышленного, сельскохозяйственного, инфраструктурного каркасов территории. В роли катализатора процессов их формирования выступают конкурентоспособные кластеры.
Определяющее значение в формировании экономического каркаса территории имеет промыш-
ленный каркас территории. Именно от развития промышленного производства в конечном счете зависит уровень социально-экономического развития всего региона. Это определяется прежде всего тем, что, обеспечивая все другие кластеры орудиями труда и новыми материалами, промышленные кластеры служат наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом.
Промышленный каркас территории — совокупность промышленных предприятий, промышленных районов, промышленных узлов, промышленных пунктов, связанных в единую технологическую цепочку и взаимосвязанных между собой транспортными магистралями.
Внутри этих форм территориальной организации ядрами комплексности являются промышленные кластеры, объединяющие предприятия промышленности, поставщиков оборудования, научно-исследовательские организации и т. д. с целью выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках промышленной продукции.
Сельскохозяйственный (аграрный) каркас территории — совокупность сельскохозяйственных подрайонов региона и внутрирегиональных сельскохозяйственных районов, низовых (административных) сельскохозяйственных подрайонов, сельскохозяйственных микрорайонов, поселков и деревень, сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности и хозяйствования и связующих их транспортных магистралей, образующих инфрастуктуру для производства сельскохозяйственной продукции.
Ядром сельскохозяйственного (аграрного) каркаса являются сельскохозяйственные кластеры, объединяющие сельскохозяйственные предприятия, выпускающие сельскохозяйственную продукцию, поставщиков оборудования, научно-исследовательские организации в сфере сельского хозяйства. Сельскохозяйственные кластеры призваны обеспечивать население продовольственными товарами и получать сырье для ряда промышленных кластеров и в том числе «пищевых».
Формирование и развитие сельскохозяйственных кластеров является одним из важнейших направлений в обеспечении экономической безопасности регионов и продовольственной в частности. Особенное значение оно имеет в Республике Башкортостан — регионе с развитым сельским хозяйством, где значительная часть населения занята в аграрной сфере. При формировании сельскохозяйственных кластеров необходимо учитывать
стоимостную оценку земель сельскохозяйственных назначений и эффективность их использования.
Инфраструктурный каркас территории — это совокупность предприятий, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, инновационное обеспечение и др.), а также связующих их транспортных магистралей.
Ядром инфраструктурного каркаса выступают инновационные, транспортные (логистические), строительные, энергетические кластеры и др.
Ключевое значение инфраструктурного каркаса принадлежит инновационным кластерам. Отличительными особенностями инновационных кластеров являются:
• наличие научно-исследовательских учреждений как ядра кластера, вокруг которого сосредоточиваются элементы (участники) кластера— инновационные предприятия и поставщики оборудования;
• использование принципиально новых технологий, продукции или услуг, пользующихся или способных пользоваться спросом на мировом или региональных рынках;
• установление полного цикла производства инновационной продукции или услуги от идеи до ее воплощения. При этом НИИ и вузы играют ключевую роль в кластере. Транспортные (логистические) кластеры выполняют функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Они не только обеспечивают потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образуют экономический каркас региона, являются крупнейшей составной частью инфраструктуры, служат материально-технической базой формирования и развития разделения труда, оказывают существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Рассматривая транспортные (логистические) кластеры, необходимо отметить ряд их специфических особенностей. Специфика транспортных кластеров заключается в том, что они сами не производят новой продукции, а только участвуют в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.
К потенциальным участникам строительных кластеров относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы. Они оказывают решающее влияние на развитие огромного количества смежных промышленных и сельскохозяйственных кластеров. Строительные кластеры занимаются строительством новых объектов и восстановлением уже существующих путем их текущего и капитального ремонта, а также осуществляя работы по реконструкции.
Продукцией строительных кластеров являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты. Строительные кластеры в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения. Так, строительные кластеры отличаются от других кластеров тем, что конечный продукт их всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию. В свою очередь инфраструктурный каркас региона является связующим элементом промышленного и сельскохозяйственного каркаса территории.
Для формирования кластерного опорного каркаса России необходима реализация кластерной политики в регионах, которая призвана стимулировать развитие конкурентоспособности кластеров различных типов и видов. Концептуальные положения кластерной политики региона и этапы ее реализации представлены ниже.
Кластерная политика региона — составная часть политики региона, включающая комплекс законодательных, административных, экономических и иных мероприятий, направленных на формирование и поддержку развития кластеров с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и республики в целом.
Цель кластерной политики — повышение конкурентоспособности региона на основе создания благоприятных условий для формирования и развития кластеров.
Критерии конкурентоспособности региона:
• повышение качества жизни населения региона;
• увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции в регионе;
• увеличение возможностей региона эффективно сглаживать влияние негативных факторов внутренней и внешней среды, в том числе влияние глобальных финансово-экономических кризисов;
• высокие темпы социально-экономического роста, превышающие темпы роста в среднем по стране.
Задачи кластерной политики региона:
• выделение (идентификация) региональных кластеров — объектов кластерной политики;
• стимулирование формирования кластерных инициатив в регионе;
• разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на поддержку развития кластеров в регионе;
• мониторинг функционирования кластеров и оценка эффективности кластерной политики региона;
• корректировка кластерной политики в зависимости от результатов функционирования кластеров и меняющихся факторов внутренней и внешней среды.
Задачи кластерной политики целесообразно
конкретизировать.
Выделение (идентификация) региональных кластеров:
• разработка инструментария выделения кластеров в регионе;
• создание информационной базы, необходимой для выделения кластеров, в том числе на основе анкетирования предприятий;
• определение состава участников потенциальных кластеров;
• формирование портфеля кластерных инициатив в регионе и их рейтинговая оценка в зависимости от приоритетности и значимости для экономики РФ и региона. Стимулирование формирования кластерных
инициатив врегионе:
• выделение предприятий-лидеров, способных создать ядро кластеров и содействовать созданию группы лидеров кластера;
• разработка методических рекомендаций, отражающих основные теоретические и практические аспекты по созданию кластеров;
• организация курсов повышения квалификации в виде деловых игр, позволяющих разработать видение кластера, направлений его деятельности, плана мероприятий;
• организация коммуникационных площадок для группы лидеров потенциальных кластеров;
• оказание информационной поддержки формирования кластерных инициатив;
• содействие в подготовке бизнес-планов потенциальных кластеров региона.
Комплекс мероприятий, направленных на поддержку развития кластеров в республике: разработка и реализация программы поддержки кластерных инициатив в регионе, в том числе инвестиционное, информационное, кадровое, энергетическое обеспечение развития кластеров.
Мониторинг функционирования кластеров и оценка эффективности кластерной политики: разработка методики оценки эффективности функционирования и развития кластеров; оценка эффективности функционирования и развития кластеров с позиций региона и самих кластеров.
Корректировка кластерной политики в зависимости от результатов функционирования кластеров и меняющихся факторов внутренней и внешней среды:
• анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на экономику региона, в части угроз и возможностей функционирования тех или иных кластеров;
• разработка комплекса мер по нейтрализации или сглаживанию негативных факторов, влияющих на развитие кластеров;
• расширение на конкурсной основе или сокращение, по результатам мониторинга кластеров, объемов государственной поддержки развития кластеров.
Инициаторами создания кластеров могут выступать:
• региональные органы власти (используется подход к реализации кластерной политики «сверху-вниз»);
• хозяйствующие субъекты или объединения предпринимателей Республики Башкортостан (используется подход к реализации кластерной политики «снизу-вверх»);
• региональные органы государственной власти совместно с хозяйствующими субъектами или объединениями предпринимателей региона (реализуются оба подхода к формированию кластерной политики «сверху-вниз» и «снизу-вверх»).
Алгоритм реализации кластерной политики в регионах представляет собой несколько этапов:
• на первом (подготовительном) этапе необходимо обоснование кластерной политики в регионе, анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики, выбора типа
кластерной политики для региона, создание информационной базы для реализации кластерной политики;
• на втором этапе предполагается выделить конкурентоспособные кластеры в регионе — объекты кластерной политики региона. Для этого необходимо обосновать принципы выделения кластеров, разработать инструментарий выделения кластеров, а также выделить различные типы и виды кластеров в регионе, определить состав участников кластеров;
• на третьем этапе целесообразно на основе разработанных бизнес-планов кластерных проектов на конкурсной основе осуществить их отбор, а также сформировать организационно-правовые положения создания потенциальных кластеров;
• на четвертом этапе принимается решение о реализации пилотных кластерных проектов, разрабатывается механизм управления кластерами, разрабатывается целевая программа поддержки развития кластеров с обязательной ее экспертизой в антимонопольном комитете;
• на пятом этапе реализуется целевая программа поддержки развития кластеров в регионе, призванная создать необходимые организационно-правовые и экономические условия для развития кластеров, в том числе: инвестиционное, информационное, кадровое, организационное содействие развитию кластеров;
• на шестом (заключительном) этапе на основе разработанной методики осуществляется мониторинг кластера. При этом может быть принято решение о прекращении государственной поддержки того или иного кластерного проекта, если не выполнены поставленные задачи и не достигнуты определенного уровня показатели эффективности кластера.
При завершении шестого этапа может быть возврат к третьему — для отбора перспективных кластерных проектов, не отобранных ранее для реализации, в зависимости от изменения факторов внутренней и внешней среды.
Таким образом, в целях повышения конкурентоспособности Российской Федерации назрела необходимость формирования кластерного опорного каркаса регионов посредством реализации кластерной политики. Хотя кластеры и не являются панацеей от всех бед в экономике России, тем не менее их функционирование может содействовать инновационному развитию, а также способствовать связыванию разрозненных элементов экономического пространства страны.
Список литературы
1. Баранский H.H. Избранные труды: Научные принципы географии. М.: Мысль. 1980. 239 с.
2. ГранбергА. Г., ЗайцеваЮ. С. Межрегиональные экономические сопоставления: макроиндикаторы и комплексные оценки // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. № 1 (46). С. 41-57.
3. Колосовский H.H. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2006. 336 с.
4. Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1977. 278 с.
5. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 304 с.
6. На пороге новой регионализации России: доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа за 2000 г. URL: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/ kapital/new/lecture.
5. Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000. 495 с.