Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МЕСТА: МЕТОД И ПРИМЕР'

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МЕСТА: МЕТОД И ПРИМЕР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / УПОРЯДОЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТЕ / ТАБЛИЧНАЯ КАРТИНА МЕСТА / ИЗВЕСТНЯК / "ОТТОРЖЕНЕЦ" / ОРДОВИКСКИЙ ПЕРИОД / ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

В развитие ключевого положения программы «Топос. Исследовательское краеведение» - о необходимости становления картины места - в статье предлагается метод ее формирования. Метод основан на принципах систематики и представляет картину места в форме таблицы, в которой строки - это аспекты исследования, столбцы - периоды времени, а в ячейках располагается информация о событиях, произошедших в данном месте в определенное время по определенному аспекту. На примере исследования местных природных ресурсов - классической краеведческой задачи - показано применение предложенного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A PICTURE OF A PLACE: A METHOD AND A CASE STUDY

As a contribution to the development of the key provision of the ‘Topos. Research-oriented Local Studies' program - about the need to form a picture of a place - the article proposes a method for its formation. The method is based on the principles of taxonomy and presents a picture of a place in the form of a table, in which rows are aspects of the study, columns are periods of time, and the cells contain information about the events that occurred in a given place at a certain time in a certain aspect. The application of the proposed method is shown on the example of a study of local natural resources -a classic local studies research.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МЕСТА: МЕТОД И ПРИМЕР»

Модели исследовательского обучения

Подходы и методы исследовательского обучения

Формирование картины места: метод и пример

Forming a picture of a place: a method and a case study

Аннотация. В развитие ключевого положения программы «Топос. Исследовательское краеведение» — о необходимости становления картины места — в статье предлагается метод ее формирования. Метод основан на принципах систематики и представляет картину места в форме таблицы, в которой строки — это аспекты исследования, столбцы — периоды времени, а в ячейках располагается информация о событиях, произошедших в данном месте в определенное время по определенному аспекту. На примере исследования местных природных ресурсов — классической краеведческой задачи — показано применение предложенного метода. Ключевые слова: исследовательское краеведение, упорядочение информации о месте, табличная картина места, известняк, «отторженец», ордовикский период, Тверская область

Abstract. As a contribution to the development of the key provision of the 'Topos. Research-oriented Local Studies' program - about the need to form a picture of a place - the article proposes a method for its formation. The method is based on the principles of taxonomy and presents a picture of a place in the form of a table, in which rows are aspects of the study, columns are periods of time, and the cells contain information about the events that occurred in a given place at a certain time in a certain aspect. The application of the proposed method is shown on the example of a study of local natural resources -a classic local studies research.

Keywords: research-oriented local studies, ordering information about a place, tabular picture of a place, limestone, 'rejected', Ordovician period, Tver region

Введение

В ХХ веке сложилось понимание, что краеведение - это «комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих

Арендарчук

Александр Викторович,

кандидат технических наук, доцент, Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт, г. Москва

email: [email protected]

Жеренков

Александр Григорьевич,

кандидат географических наук, доцент, Тверской государственный университет, г. Тверь

email: zherenkov.AG@ tversu.ru

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края» [Барков 1961, 80], или иначе: это «комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин, согласно которым выделяются разделы (отрасли) краеведения - историческое, литературное, географическое краеведение и другие» [Шмидт 2010]. Однако, несмотря на акцентирование внимания на комплексности знания, задача упорядочения краеведческого знания в рамках единой, целостной картины не ставилась.

Исследовательское краеведение, разворачивающееся в последние годы, как раз ставит своей целью построение такой картины - картины развития места в его природно-социумном единстве, предлагает целостное рассмотрение конкретного места с привлечением методов естественных, социальных и гуманитарных наук, а также в контексте и во взаимосвязи со временем [Обухов 2019а, 8, Глазунова и др. 2020а, 50]. Новый подход имеет высокий потенциал для дальнейшего развития краеведения.

Вместе с тем, авторами не найдены в литературе методические рекомендации по формированию заявленной картины, то есть рекомендации о том, как сводить воедино, упорядочивать информацию, полученную в результате, например, исследований разных аспектов одного места. А такой инструмент необходим каждому, кто намерен провести краеведческое исследование выбранного места, будь то школьник или студент, учитель или наставник, независимый изыскатель или группа, объединенная общим поисковым интересом. В этой связи нами предлагается метод формирования картины места и приводится пример его использования.

Задача разработки метода

В первую очередь определимся с терминологией и рассмотрим ключевые для исследовательского краеведения понятия1: «событие», «место» и «картина места».

«Событие» (в том числе и синоним «явление») включено в понятийное ядро нескольких дисциплин, на основе положений которых развивается краеведение: это природные события, например, в геологии [Короновский и др. 2011, 17] и географии [Сухоруков, Суслов 2020, Теория и методология 2018, 28], социальные события в истории [Менщиков 2020, 73, Савельева, Полетаев 2003, 477]. Полагаем, что в самом общем виде событие - это и как «нечто произошедшее, свершившееся» [Репина и др. 2020, 37], так и «нечто», возможное в будущем, прогнозируемое.

В контексте разработки метода для нас важно, что отбор событий (явлений, фактов), значимых для формирования картины места, осуществляет исследователь, как, например, географ, «отбирая нужные ему и оставляя в стороне все прочие» [Теория и методология 2018, 29], или историк: «то, что попало в сферу внимания исследователя» [Репина и др. 2020, 37], «выбор <...> фактов

Alexander

Arendarchuk,

Ph.D., Associate Professor, Moscow Information and Technological University 'Moscow Architecture and Construction Institute', Moscow

Alexander

Zherenkov,

Ph.D. in Geography, Associate Professor, Tver State University, Tver

1

Мы придерживаемся мнения, что «определение того, какие понятия являются основными для данного языка или научной дисциплины, упорядочивает понимание всего остального в этой дисциплине» [Вжосек 2020].

Подходы и методы исследовательского обучения

2 Отметим здесь, что формирование подобных баз - «информационной базы результатов исследований и проектов, базы запросов и предложений на дальнейшее проекты и исследования» - является одним из значимых принципов организации деятельности в точках краеведческого образования «Топос» [Глазунова и др. 2020б, 97].

зависит от самого исследователя» [Менщиков 2020, 83]. Для формирования картины места «событие есть, и этого достаточно», чтобы зафиксировать «положение вещей» [Вжосек 2020].

Под «местом» будем понимать «ограниченное или условно ограниченное пространство, кем-чем-нибудь занятое, заполненное или для кого-чего-нибудь предназначенное...» [Русский словарь 2011, 143]. «Место» также занимает важное положение в понятийном аппарате географии [Сухоруков, Суслов 2020, 88, Теория и методология 2018, 364], истории [Савельева, Полетаев 2003, Теория и методология 2020, 70], краеведения [Сухоруков 2018]. В конкретных исследованиях это могут быть, например, места расположения природных объектов — озеро, участок леса, холм и так далее, места проживания человека — «от дома и улицы до поселков и городов» [Савельева, Полетаев 2003, 453]. В качестве синонимов «места» предлагается также использовать «местность», «окрестность», «край», «локальность» и тому подобные понятия, которые характерны для краеведческого исследования.

Кем и как определяются границы конкретного места, как оно выделяется из охватывающей его территории, пространства? Опять-таки, исследователем, и в таком порядке, который позволит ему получить новое знание о выделенном месте; мнения историков [Савельева, Полетаев 2003, 439, Менщиков 2020, 107] и географов [Теория и методология 2018, 195, Елац-ков 2013] на этот счет схожи.

По аналогии со способом отбора событий и выделения границ, исследователь определяет и аспекты рассмотрения места: он выбирает именно те из них, которые позволят ему решить поставленную задачу изучения места. В качестве таких аспектов могут выступать, например, дисциплинарные (предметные) направления исследований — геологический аспект, биологический, социальный, культурный и так далее, которые могут вмещать в себя, в свою очередь, группы более детализированных ракурсов рассмотрения компонентов места; степень детализации аспектов не ограничена. К примеру, в работе «Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово» выписан набор конкретных аспектов для перспективного изучения местности деревни Шахматово [Обухов 2019б, 127].

«Картина места» - понятие нового, исследовательского краеведения, введенное в научный оборот в работе «Исследовательское исследование: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя» [Обухов 2019а]. В развитие его определим, что картина места - это некоторым образом упорядоченная информация о событиях, произошедших (или возможных в будущем, прогнозируемых) в конкретном месте. Своего рода база многоаспектных, междисциплинарных знаний, информации о характерных особенностях выделенного места, о развитии его во времени2.

Согласно известному подходу к изложению исторических изысканий [Про 2000, 248-252], использование картины места

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

в краеведческом исследовании мы видим таким: после поиска и сбора информации о событиях в исследуемом месте, упорядочиваем ее, то есть фиксируем «положение вещей», а уже на основе этой информации в дальнейшем выстраиваем истории3, нарративы, объясняющие «почему то-то произошло» (последовательность перечисленных процессов показана на рисунке 1).

1. Пйиск и: сбор информации О событиях* ЯНЛС1ШЯ\

в исследуемом месте

«Описание событий

V И ЯВЛ«ИШ1

3. Упорядочен] [с мнфирм^шш -[|н1]]м[!|]ияян]и: карпщы ыепа

3. V &Л1КЛ отдели '"V

событий, Я1ЬЛС1|][£[

б нарратпве. пканализ

ы II::. (|1 . ;.: ь

•ИСЮРШ! ". V .1

Для выбора метода формирования картины места необходимо выявить требования, которым она должна отвечать. Ряд таких требований представлен в работе А. С. Обухова [Обухов 2019а]; часть из них — концептуальные и системообразующие, часть — желательные свойства картины (например, наглядность, гибкость в формировании массивов информации).

Выделим основные требования, которые, по нашему мнению, предопределяют форму упорядочения информации о событиях в данном месте: картина должна отражать (1) многоа-спектность и междисциплинарность исследования природной и социокультурной среды и (2) динамику событий и явлений, развитие места во времени, его «прошлое — настоящее — будущее» [Обухов 2019а]. Отталкиваясь от этих требований, переходим к разработке метода формирования картины места.

Предлагаемый метод

Мы предлагаем выстраивать картину места на основе трех принципов упорядочения информации, принятых в систематике [Чайковский, Эдельман 2020]: в форме таблицы, в виде ряда и в виде карт.

Представим картину места в виде таблицы «аспекты - периоды времени», в ячейках которой располагается информация о событиях, явлениях, произошедших в данном месте в определенное время по определенному аспекту. Здесь аспекты - это строки, каждая из которых содержит информацию о результатах (и/или планах) исследования места в разрезе какого-либо аспекта (ракурса, точки зрения), а столбцы - периоды времени, упорядоченные в хронологическом порядке, вдоль оси времени (рисунок 2а на форзаце обложки); более детальное рассмотрение этих понятий дается ниже.

По нашему мнению, табличный формат наилучшим образом позволяет решить поставленную задачу по следующим причинам: • он полностью удовлетворяет двум указанным выше основным требованиям;

3 Истории как «рассказы о событиях» и истории, «объясняющие события прошлого» [Репина и др. 2020, 37], в которых события являются «исходным пунктом» [Савельева, Полетаев 2003, 477, Вжосек 2020].

Рисунок 1. Процессы преобразования информации о событиях, явлениях в исследуемом месте. Условные обозначения: Белый цвет - процесс преобразования информации; Серый цвет - результат процесса и одновременно исходные данные для следующего процесса.

Подходы и методы исследовательского обучения

4 С подробным обзором применения табличного метода упорядочения информации в различных научных направлениях можно ознакомиться в работе [Макулин 2016].

• таблица является наглядным и гибким инструментом: число строк и столбцов легко варьируется в необходимых для любого исследования пределах, каждая из ячеек таблицы может быть разделена на множество более мелких, и наоборот — несколько ячеек могут быть объединены в одну группу, с сопутствующим масштабированием; в качестве метафоры этих процессов можно привести процесс транс-фокации (zooming);

• таблица также создает целостный образ картины места благодаря нашим свойствам восприятия такого рода фигур [Принцип гештальта 2011];

• таблицы для упорядочения информации (событий, явлений, фактов) широко применяются в «материнских» дисциплинах краеведения — в истории, например, это синхронистические таблицы [Миронова 2020], в географии через таблицы выражают структуру изучаемых явлений [Теория и методология 2018, 301], в геологии и палеонтологии используется геохронологическая шкала [Общая... 2019]. Поэтому предлагаемый нами метод построения картины места в табличном формате имеет в глазах краеведов прочные научные корни и знакомые со школьной скамьи очертания4. О периодах времени. Под «периодом времени» мы понимаем

отрезок временной оси, на протяжении которого наблюдается исследуемое событие, явление. В географических исследованиях обычно «имеют дело с диапазоном времени примерно от одной минуты до нескольких сотен миллионов лет» [Теория и методология 2018, 257], в истории «не существует абсолютной и общепринятой шкалы, все системы измерения времени относительны, условны, связаны с конкретной эпохой» [Теория и методология 2020, 73], поэтому считаем, что для решения нашей задачи наиболее подходящее исходное разбиение оси времени - это геохронологическая шкала, с дальнейшим дифференцированием (при рассмотрении развития человеческого общества) антро-погена на исторические периоды.

Границы времени, которые будут нам интересны в краеведческих исследованиях:

• по одну сторону оси времени - геологическое время, например, начало кембрийского периода, более глубоко мы пока не сможем проследить историю конкретного места;

• по другую сторону - настолько далекое будущее, насколько мы можем «заглянуть» в него с помощью прогнозов ученых по различным направлениям развития природы и общества.

Выстроенные в ряд вдоль оси времени (в виде заголовка таблицы) периоды реализуют второй принцип упорядочения.

Об аспектах. Построчное расслоение массива аспектов начинаем с его деления на две глобальные группы, две концептуально отграниченные области исследований: Природа и Социум,

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

согласно известному разделению, принятому в истории, в географии5 и, соответственно, в краеведении. Каждая из этих групп аспектов может, в свою очередь, подразделяться на более мелкие подгруппы, например, группа «природа» по А. С. Обухову [Обухов 2019а] состоит из «неживой природы» и «живой природы», а группа «социум» - из подгрупп «человек и общество - прошлое» и «человек и общество - настоящее».

Здесь необходимо отметить, что группа аспектов «Социум» настолько мала (по длительности ее временного периода) по сравнению с группой «Природа», что становится незаметной на фоне последней, поэтому предлагаем вынести ее в отдельную таблицу6 с другим, более крупным масштабом (с большей детализацией). Второй аргумент за вынос группы «Социум» из общей таблицы состоит в том, что у нее другой набор аспектов, нежели у группы «Природа». Именно в такой комбинации показаны на рисунке 2 (см. первый форзац обложки) группы аспектов (области) Природа (а) и Социум (б), что придает наглядность разделению этих групп и компактность всей картине места.

Дальнейшая дифференциация групп, вплоть до отдельных аспектов-строк, может проводиться как по исследуемым компонентам места - географическим, биологическим, индустриальным и тому подобное, так и по иным, самым разнообразным аспектам, продиктованным интересами и задачами исследователей. Ограничения в количестве и номенклатуре аспектов не устанавливаются, а упорядоченность их диктуется логикой отнесения того или иного аспекта в какую-либо группу аспектов.

Среди аспектов находится и третий принцип упорядочения - это карты, показывающие расположение исследуемого места на поверхности Земли в каждый конкретный период времени.

Из описания метода видно, что превалирующей формой упорядочения в нем является табличная, которая вмещает в себя все другие формы, поэтому полученный результат назван нами «табличная картина места».

Работа с табличной картиной места

Фактически, мы получили шаблон для формирования картины любого места. Теперь, чтобы получить картину конкретного места, необходимо шаблон заполнить информацией о событиях по выбранным исследователем аспектам и периодам времени. Чем больше аспектов будет исследовано, чем больше точек зрения будет выявлено, тем более полная и целостная картина места получится. Здесь в помощь исследователю может быть разработан чек-лист с вопросами по каждому аспекту на основе, например, контрольных вопросов из предметных учебников.

Конечно, картину конкретного места невозможно заполнить в один момент, она, как правило, достаточно объемная, насыщенная информацией и собирать ее надо по «кусочкам»,

5 Принятое разделение этих областей никоим образом не отменяет их единства в целостной картине, к примеру: «единство научной географической картины мира предполагает также существование самостоятельных при-родно-географической и общественно-географической картин мира» [Сухоруков, Суслов 2020, 55]. Известно и выражение К. Маркса по отношению к истории: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны.» (цитата по [Менщиков 2020, 28]).

6 Этот прием - вынос фрагмента одной таблицы в новую, отдельную таблицу, может быть применен в дальнейшем не только к областям исходной таблицы, но и к отдельным ячейкам, и к таблицам разного уровня - исходной и уже вынесенным, как итерационный процесс. Прием известный и применяется, например, при построении веерных таблиц, в которых «каждую клетку (столбец, строку) можно развернуть в аналогичную таблицу (свойство автомодель-ности)» [Веерная матрица], при построении ряда экономических, статистических и иных соподчиненных таблиц.

Подходы и методы исследовательского обучения

как «мозаику», доводя до полной, целостной картины [Обухов 2019а], как например, задуманная «Энциклопедия Шахматово» [Обухов 2019б]. Это может быть многолетний процесс, поэтому есть необходимость так упорядочивать собранную информацию, чтобы ее легко можно было извлекать в нужный момент, «когда данные работы предшествующих групп <исследователей> будут иметь существенное значение для последующих» [Обухов 2019б]. И наш шаблон здесь призван играть разные роли в процессе исследования места: от «эскиза» на этапе постановки цели и задач, плана изысканий, с первоначальной отметкой тех ячеек (аспектов в определенные временные периоды), которые мы собираемся исследовать, до целостной, многоаспектной и междисциплинарной картины, на основе которой на завершающем этапе исследования можно создавать различные нарративы.

Еще одно важное свойство получаемой картины места состоит в том, что она позволяет провести как диахронный анализ — развитие исследуемого аспекта вдоль оси времени, так и синхронный анализ — сравнение различных аспектов места в один период времени. Оба вида анализа необходимы для системного, целостного познания [Теория и методология... 2014, 89-91, 451-452].

Ниже показано применение изложенного метода в краеведческом исследовании компонента конкретного места: известняка, залегающего в окрестности деревни Афимьино Вышневолоцкого района Тверской области. Нашей целью в данном примере является формирование картины места с минимальной наполненностью информацией, но достаточной для демонстрации предлагаемого метода.

Известняк из окрестности Афимьина

О залегании известняка в окрестности Афимьина научной общественности известно с 1868 года, со времени начала систематических геологических исследований территорий Тверской губернии экспедицией Императорского Санкт-Петербургского Минералогического общества [Бок 1871, 186-188]. В период подъема в стране краеведческого движения в 1920-30-х годах эти геологические отложения служили объектом учебных экскурсий учащихся школ Вышнего Волочка [Весский 1930]. И в недавние времена исследования продолжались [Крылов 2006, Крылов 2011]. Однако более или менее полная картина происхождения и возможного использования этого известняка до настоящего времени не была составлена.

Появившийся за последние годы объем новых геологических знаний, технологий исследования, с одной стороны, и востребованность этих знаний, например, со стороны местных школьников, краеведческого сообщества, сделали и возможным, и актуальным современное исследование, позволяющее составить картину происхождения и использования известняка из окрестности Афимьина.

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

Начнем с определения исследуемого места — окрестности Афимьина. Характерной особенностью данного места является наличие в нем известняка в виде так называемых «отторженцев» — «нескольких крупных дислоцированных блоков ордовикских пород, принесенных с севера ледником» [Крылов 2006]. На рисунке 3 показана карта-схема окрестности, составленная по данным исследователей [Бок 1871, Весский 1930, Крылов 2006, Крылов 2011], на которой показаны населенные пункты, вблизи которых располагаются эти «отторженцы».

Табличная картина окрестности Афимьина представлена на рисунке 4 на первом форзаце обложки. В каждой из пронумерованных ячеек таблицы либо содержится информация об уже полученных результатах исследований, либо ставится задача исследования данного аспекта в данный период времени. Чтобы не перегружать таблицу объемным текстом, мы приведем здесь ее содержание (фактически — это заголовки ячеек; номер абзаца текста соответствует номеру ячейки таблицы):

1. Географическое положение исследуемой территории в ордовикском периоде, согласно современной концепции тектоники литосферных плит.

2. Происхождение известняка как осадочной породы, физика и химия этого процесса. Свойства известняка из исследуемого места, на основании которых утверждается, что это отложения ордовикского периода.

3. Ордовикский период (система). Хронологические (стратиграфические) подразделения. Климат. Органический мир, в том числе: трилобиты, цистодеи, эндоцерасы, лилии. Сводная стратиграфическая колонка ордовикских отложений, характеристика литологии.

4. Местоположение исследуемой территории (море или суша) в кембрийском периоде, согласно современной концепции тектоники литосферных плит.

5 и 6. Какие процессы, события в кембрии могли быть предтечей процессов формирования ордовикских отложений? Эволюция кембрийской фауны к фауне ордовикского периода.

7. Местоположение исследуемой территории в силурийском периоде, согласно современной концепции тектоники литосферных плит.

8. Изменилось ли в силурийском периоде состояние слоя известняка, сформированного в ордовикском?

Рисунок 3. Окрестности Афимьина с населенными пунктами, вблизи которых имеются ледниковые «отторженцы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подходы и методы исследовательского обучения

9. Что из биоты ордовикского периода перешло в силурийский? Через ордовикско-силурийское вымирание... Кроме трилобитов?

Далее ряд периодов геохронологической шкалы в табличной картине окрестности Афимьина пропущен, как было отмечено выше, с целью минимизации ее протяженности. Здесь только отметим, что в это время - в течение геологических периодов: девонского и каменноугольного, триасового, юрского, мелового, палеогенового - происходили последовательные изменения географического положения исследуемой территории, дрейф литосферных плит и приобретение исследуемой территорией современного географического положения в неогеновом периоде, а также последовательная смена морских и континентальных условий развития территории и формирования отложений.

10. Местоположение исследуемой территории в неогеновом периоде, согласно современной концепции тектоники ли-тосферных плит.

11. Неотектонический этап развития исследуемой территории в течение позднего палеогена, неогена и плейстоцена в пределах формирующейся Валдайской возвышенности. Слой известняка ордовикского периода приобрел наклон, приведший к его выходу на поверхность Земли в районе Ленинградской области.

12 и 13. Плейстоценовый этап развития исследуемой территории в условиях материковых оледенений. Роль средне-четвертичного материкового ледникового покрова в формировании ордовикских известняковых «отторженцев», в том числе - образование ледниковых «отторженцев» в окрестности Афимьина.

14. Характеристика исследуемой территории в мезолите (отступили ледники).

15 и 17. Культура земледелия сюда уже дошла из Средней Азии? Известь, полученная из известняка, основное действующее вещество которой - кальций, находило широкое применение в сельском хозяйстве, благодаря свойству нейтрализации кислых грунтов.

16. Характеристика окрестности Афимьина в неолите.

18. Возможность использования сложных форм окаме-нелостей для выдавливания орнамента на глиняных изделиях (наша исследовательская гипотеза основана на том, что подобным образом окаменелости использовались в других местах).

Как и в группе аспектов «Природа», здесь, в группе «Социум», с той же целью сделан разрыв в таблице между неолитом и XIX веком.

19. Карты Тверской губернии XIX века, с окрестностью Афимьина: самые известные - крупномасштабная карта Менде. Топонимика.

20. Начало научных исследований известняка в этой местности, первые научные публикации об открытии ледниковых «отторженцев» по результатам геологических исследований в Тверской области.

21. Подтвержденные сведения о старинном (печном) производстве из известняка удобрения в виде извести.

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

22. Использование известняка при строительстве местных дорог. Проведение исследования о применении местного материала при строительстве гужевой и железной дорог Санкт-Петербург - Москва, при ремонте гидротехнических сооружений Вышневолоцкого водохранилища.

23. Первые научные публикации об окаменелостях в составе ледниковых «отторженцев» в окрестности Афимьина.

24. Представление окаменелостей в государственных музейных и частных экспозициях. Образовательные (краеведческие) проекты.

25. Современные технологии составления карт окрестности в ХХ-ХХ1 веках: компьютерная техника, ГИС.

26. Новые научные публикации по окаменелостям из «отторженцев» в окрестности Афимьина.

27. Пополнение музейных коллекций новыми образцами окаменелостей из окрестности Афимьина (музей ВСЕГЕИ, Вышневолоцкий краеведческий музей). Окаменелости из исследуемого места известны и нашли отражение в публичных образовательных проектах, например, Аммонит.ру. Окаменелости в палеоарте.

28. Новые научные публикации по результатам геологических исследований, посвященных вопросам происхождения ледниковых «отторженцев» в данной местности.

29. По-видимому, для повышения плодородия уже не используется. Но известняк применяется в качестве добавок к корму на местной птицефабрике: понять (исследовать), какой именно там требуется сорт известняка и почему не годится из окрестности Афимьина?

30. В настоящее время известняки «отторженцев» используются только при строительстве и ремонте местных дорог; исследовать: почему не используется для магистральных дорог, для строек?

Этот пример показывает, насколько насыщенной, упорядоченной и одновременно компактной может быть табличная картина конкретного места.

Заключение

Представлен метод формирования картины места, основанный на принципах упорядочения, принятых в систематике: упорядочение множества объектов в форме таблицы, а также в виде ряда и карты. Основа картины места — таблица «аспекты - периоды времени», в ячейках которой располагается информация о событиях, явлениях, фактах, произошедших в данном месте в определенное время по определенному аспекту. В этой таблице аспекты — это строки, каждая из которых содержит информацию о результатах (и/или планах) исследования места в разрезе какого-либо аспекта (ракурса, точки зрения), а столбцы — периоды времени, расположенные в хронологическом порядке вдоль оси времени.

Полученный шаблон картины места (незаполненный еще информацией) первоначально служит инструментом

Подходы и методы исследовательского обучения

выстраивания логической структуры планируемого краеведческого исследования, а по ходу проведения исследования и наполнения информацией — инструментом ее упорядочения. Сформированная таким образом картина места, названная нами «табличная картина места», используется в дальнейшем для выстраивания исторического (краеведческого) повествования, позволяя провести как диахронный, так и синхронный анализ места, дающие возможность системного, целостного познания места.

В качестве примера практического применения метода приведена картина исследования ледниковых «отторжен-цев» — компонентов окрестности деревни Афимьино Вышневолоцкого района Тверской области.

Полагаем, что данный метод будет полезен школьникам и студентам, их наставникам, а также самостоятельным исследователям при проведении краеведческих изысканий.

Дальнейшее развитие метода пойдет по пути реализации его в цифровом виде — как и развитие краеведения в целом [Обухов 2019а, Глазунова, Обухов 2020а, Digital Краеведение 2020] — от применения мобильных ГИС-технологий [Мидорен-ко, Жеренков 2020] при изучении географических, биологических и иных аспектов места и до использования методологии цифровой оптики [Гагарина, Корниенко 2019]: совокупности основанных на цифровых технологиях подходов, методов, инструментария, связанных с масштабированием (zooming) пространственных параметров рассматриваемых мест и временных периодов, с изучением их в различных временных и пространственных интервалах, с изменением этих интервалов в рамках одного краеведческого исследования. щ

Барков 1961 - Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М., 1961. 264 с.

Бок 1871 - Бок И. Геологические исследования, произведенные в уездах Вышневолоцком и Новоторжском // Материалы для геологии России. 1871. Т. 3. С. 175-199.

Веерная матрица - Веерная матрица / Википедия - Свободная энциклопедия; последняя редакция: 29.10.2018. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5 %D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D 1%86%D0%B0 (Дата обращения: 08.02.2021).

Весский 1930 - Весский А. В. Силур и кембрий в Вышневолоцком районе // Материалы Общества изучения Тверского края. 1930. Выпуск 7. С. 26-32.

Вжосек 2020 - Вжосек В. Узуальный анализ понятий как основа методологии науки в традиции львовско-варшавской и познаньской методологических школ. Понятие события // Вестник Пермского университета. История. 2020. Выпуск 3 (50). С. 17-26.

Гагарина, Корниенко 2019 - Гагарина Д. А., Корниенко С. И. Цифровая оптика: микро и макро в историческом исследовании // Вестник Пермского университета. История. 2019. № 3 (46). С. 175-183.

Глазунова и др. 2020а - Глазунова О. В., Обухов А. С., Проценко Л. М., Кожаринов М. Ю. Концепция «Топос. Новое краеведение» // Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 46-87.

Глазунова и др. 2020б - Глазунова О. В., Обухов А. С., Павлов А. В. Точка «Топос»: типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по турист-ско-краеведческой направленности // Исследователь/Researcher. 2020. № 3. С. 84-121.

Елацков 2013 - Елацков А. Б. Территория и район в географической матрице пространствен-ности // Известия РАН. Серия географическая. 2013. №3. С. 5-13.

Литература

Арендарчук Александр Викторович, Жеренков Александр Григорьевич

Короновский и др. 2011 - Короновский Н. В., Хаин В. Е., Ясаманов Н. А. Историческая геология: учебник для высшего профессионального образования. 5-е изд., перераб. М., Издательский дом «Академия». 2011. 464 с.

Крылов 2006 - Крылов А. В. Ледниковые отторженцы ордовикских пород у города Вышний Волочек (Тверская область) // Региональная геология и металлогения. 2006. №27. С. 52-59.

Крылов и др. 2011 - Крылов А. В., Большиянов Д. Ю, Марке Р. Моллюски эоплейстоцена центральной части русской равнины и их палеогеографическое значение // Региональное геология и металлогения. 2011. №47. С. 1-7.

Макулин 2016 - Макулин А. В. Наука и философия модерна в плену «клеточной власти» таблиц: модели, метафоры, аналогии // Общество: философия, история, культура. 2016. №1. С. 30-34.

Менщиков 2020 - Менщиков И. С. Методология истории: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 208 с.

Мидоренко, Жеренков 2020 - Мидоренко Д. А., Жеренков А. Г. Мобильные ГИС-технологии в географическом и биологическом образовании // Вестник Тверского государственного университета. Серия: география и геоэкология. 2020. № 2 (30). С. 71-78.

Миронова 2020 - Миронова Е. В. История: синхронистические таблицы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 125 с.

Обухов 2019а - Обухов А. С. Исследовательское исследование: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 6-11.

Обухов 2019б - Обухов А. С. Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования мира вокруг // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103-129.

Общая. 2019 - Общая стратиграфическая (геохронологическая) шкала (по состоянию на 01.08.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.vsegei.com/ru/info/stratigraphy/ stratigraphic_scale/ (Дата обращения: 08.02.2021).

Принцип гештальта 2011 - Принцип гештальта для оформления таблиц. Инфографер. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://infographer.ru/geshtalt-for-tables/ (Дата обращения: 08.02.2021).

Про 2000 - Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000. 336 с.

Репина и др. 2020 - Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: учебник для вузов. 4-е изд., стер. Москва: Издательство Юрайт. 2020. 258 с.

Русский словарь 2011 - Русский идеографический словарь: Мир человека и человек в окружающем его мире (80 концептов, относящихся к духовной, ментальной и материальной сферам жизни человека) // Отв. ред. акад. РАН Н. Ю. Шведова; РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2011. 1032 с.

Савельева, Полетаев 2003 - Савельева И. М., Полетаев А. В. Глава «Структура исторического пространства» // Знание о прошлом: теория и история. В 2 т. СПб.: Наука, 2003. Т. 1. Конструирование прошлого. 2003. С. 453-474.

Сухоруков 2018 - Сухоруков В. Д. Краеведение как идентификатор места // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции 10-11 апреля 2018 года / Отв. Ред. С. И. Махов, В. Д. Сухоруков, Н. Е. Самсонова. В 2 частях. Часть II. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 238-244.

Сухоруков, Суслов 2020 - Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 365 с.

Теория и методология 2014 - Теория и методология исторической науки: Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. 576 с.

Теория и методология 2018 - Теория и методология географической науки: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. С. П. Евдокимова, С. В. Макар, А. М. Носонова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 409 с.

Теория и методология 2020 - Теория и методология истории: учебник и практикум для вузов / Под ред. А. И. Филюшкина. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 323 с.

Чайковский, Эдельман 2020 - Чайковский Ю. В., Эдельман В. А. Систематика / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2020 (Последняя редакция: 18.01.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6878 (Дата обращения: 08.02.2021).

Шмидт 2010 - Шмидт С. О. Краеведение // Большая российская энциклопедия Электронная версия (2016); URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2105499 (Дата обращения: 08.02.2021).

Digital Краеведение 2020 - Digital Краеведение 2020 / Научно-практическая конференция. СПб, ИТМО, Центр цифровых гуманитарных исследований, 11.12.2020. URL: http://localhistory-dh.tilda.ws/ (Дата обращения: 08.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.