ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 796/799(075)
М. М. ЧУБАРОВ
Московский государственный индустриальный университет
ФОРМИРОВАНИЕ
КАЧЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ_______________________
Формирование высокого человеческого потенциала обучающихся и создание условия для его трансформации в человеческий и интеллектуальный капитал требует создания и внедрения системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптированности субъектов образовательного процесса с последующим анализом факторов, оказывающих положительное и негативное влияние на процесс сохранения и укрепления здоровья.
Ключевые слова: здоровьесбережение, самореализация, комплексность, много-аспектность, сбалансированность.
Значимость педагогической науки, а также теории управления социально-экономическими системами для оптимального построения и обеспечения развития инновационной инфраструктуры профессионального образования как системообразующей подотрасли национальной экономики [1], особенно на посткризисном этапе, когда в стране формируются основы инновационной экономики знаний, не вызывает сегодня у специалистов-практиков ни малейших сомнений. И в этом контексте для учреждений системы профессионального образования возникает система практико-ориентированных триединых задач:
1. Достижение нового качества высшего профессионального образования в связи со здоровьесбе-режением.
2. Создание оптимального и эффективного симбиоза образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих технологий как основы для наилучшей самореализации студентов в учебной деятельности и их отличной учебы.
3. Формирование социализированного и физически, психически, эмоционально, духовно, нравственно здорового, стремящегося к самореализации выпускника, имеющего перечисленные необходимые ресурсы для успешной подготовки и карьеры.
Практическое решение этого комплекса задач в университете осуществляется в рамках Комплексной программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Университет здорового образа жизни» [2], принятой к реализации в 2008 году и представленной на Всероссийский конкурс вузов, подведомственных Рособразованию «Вуз — территория здоровья». Комплексность программы обусловлена тем, что понятие «здоровье» является интегративной категорией, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную, духовную стороны его проявления, а также требует участия в ее реализации различных структурных подразделений и организаций университета и специалистов различных направлений деятельности.
Стратегической целью комплексной программы «Университет здорового образа жизни» является
формирование у субъектов образовательного процесса культуры здоровья и устойчивых умений и навыков здорового образа жизни на основе осознания здоровья как ценности, посредством создания условий, отвечающих требованиям укрепления и сохранения здоровья в процессе учебы и работы. Для реализации стратегической цели и задач программы необходимы:
1. Организационно-методические основы формирования здоровьесберегающей среды в университете:
— обеспечение студентам и сотрудникам условий учебы и работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению учебной и рабочей нагрузки;
— создание действенной системы оказания медицинской помощи и поддержки для субъектов образовательного процесса в университете;
— организация комплекса мероприятий по физическому развитию, воспитанию и оздоровлению студентов, преподавателей и сотрудников университета;
— обеспечение психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в университете;
— создание и внедрение системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптированности субъектов образовательного процесса с последующим анализом факторов, оказывающих положительное и негативное влияние на процесс сохранения и укрепления здоровья.
2. Практико-ориентированная деятельность по здоровьесбережению в университете, которая предполагает:
— внедрение комплексной системы мер и мероприятий профилактического, социально адаптирующего, корригирующего, реабилитационного характера в учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения;
— формирование у субъектов образовательного процесса высокой культуры здоровья, устойчивых умений и навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих людей;
— создание паспортов здоровья субъектов образовательного процесса.
Основные принципы реализации программы
Комплексность, которая предполагает, с одной стороны, охват в работе по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни широкого спектра направлений деятельности — профилактическая работа, физическое воспитание, медицинская и психологическая поддержка, повышение культуры питания, а с другой — реализацию возможностей всех без исключения структур университета в реализации данной программы.
Многоаспектность, которая подразумевает обязательное сочетание в процессе реализации Программы образовательного, социального, психологического аспектов. Организуется работа не только по получению и усвоению субъектами образовательного процесса необходимых и подробных профессионально значимых знаний, умений и навыков для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций, но и знаний о медицинских, социально-психологических, правовых, морально-этических последствиях нездорового образа жизни, а также навыков формирования у них позитивных ценностей, установок на осознание здоровья как ценности, выбор здорового образа жизни, устойчивых навыков здоровьесбережения, эффективного и продуктивного преодоления с жизненными трудностями.
Сбалансированность, которая заключается в том, что здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе ориентированы на обеспечение оптимального баланса физической, интеллектуальной, эмоциональной, личностной, социальной, духовной составляющих здоровья субъектов образовательного процесса [3].
Гарантированность здоровьесбережения в университете, предполагающая соблюдение и реализацию в полном объеме конституционных прав каждого субъекта образовательного процесса на безопасность высшего образования, выполнение государственных гарантий, направленных на сохранение, укрепление и развитие здоровья молодого поколения.
Содержание и логика реализации программы
Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни предполагает реализацию семи траекторий деятельности по достижению стратегической цели и решению поставленных задач:
1. Материально-технические условия
2. Информационно-образовательное сопровождение
3. Диагностико-аналитический мониторинг
4. Санитарно-профилактическая работа
5. Лечебно-оздоровительная деятельность
6. Пропаганда здорового питания
7. Культурно-досуговая сфера
Принимая во внимание возрастающую роль университета в обеспечении развития персонального человеческого потенциала за счет качественной профессиональной подготовки специалистов при условии сохранения и повышения уровня здоровья обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни в новых условиях развития инновационной экономики России, основанной на знаниях, нельзя забывать, что главный субъект образовательного
процесса в данном случае сам обучающийся. Ему для активного и эффективного участия в общественном производстве необходимо обладать определенными знаниями и умениями, свойствами и личными качествами, потенциалом здоровья, навыками и индивидуальным профессиональным опытом, формирующем соответствующие компетенции, которые позволяют обеспечивать трансформацию своего потенциала в человеческий капитал и его вклад в повышение интеллектуального капитала инновационной экономики страны.
Оценка в соответствии с методикой и критериями Положения о Всероссийском конкурсе на звание «Вуз здорового образа жизни» в университете условий для здоровьеформирующей деятельности показала высокий уровень значения показателя, который находится на уровне не менее 87 %.
Анализ результатов проведенного анкетирования обучающейся молодежи в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского показал, что большинство студентов университета являются активными, целеустремленными людьми, с чувством юмора, ведущими здоровый образ жизни, способными трансформировать среду и культуру, в которой живут. Однако требует внимания их коррекция здоровья, особенно зрения, что будет являться пристальным вниманием кафедры физического воспитания и научно-практического центра «Здоровье» [4]. По результатам исследования также можно сделать вывод, что большинство преподавателей и сотрудников в хорошей физической форме, не злоупотребляют вредными привычками и высокоработоспособны.
Анализируя результаты проведенного исследования, можно утверждать, что в целом и студенты, и сотрудники вуза имеют четкое представление о своем психофизическом здоровье, знают, откуда черпать силы и вдохновение, могут адекватно встретить стрессовую ситуацию. Но в университете существует незначительная часть студентов, которых можно отнести к «группе риска». Они считают употребление наркотических веществ допустимым и возможным, особенно в ситуации переживания жизненных трудностей. Эта группа является весьма малочисленной по отношению к основному контингенту обучающихся в университете. У большинства студентов университета отмечается достаточно сформированная мотивация отказа от употребления наркотиков и на достижение успеха в будущем, на профессиональное самоопределение.
Подведение итогов конкурса по представленным программам позволило университету занять первое место среди участников по Центральному федеральному округу России и войти в девятку лидеров среди 230 участников Всероссийского конкурса. Созданные в университете структуры имеют возможности четко координировать и эффективно заниматься реализацией программы мероприятий на важнейшем направлении — оздоровлении и обеспечении здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, направленного на формирование высокого человеческого потенциала обучающихся и создание условия для его трансформации в человеческий и интеллектуальный капитал организаций работодателей, стратегических партнеров университета.
Библиографический список
1. Основы открытого образования Т. 2. Российский государственный институт открытого образования / А. А. Андреев
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
[и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО, 2002. — 680 с.
2. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 406 с.
3. Колокатова, Л. Ф. Система сбалансированных информационных показателей физической культуры студентов вуза / Л. Ф. Колокатова // Физическая культура, спорт, туризм: сегодня, завтра : материалы Междунар. конф. — М. : МГИУ, 2008. — С. 43 — 45.
4. Колокатова, Л. Ф. Педагогическая концепция проекта «Разработка научно-обоснованных подходов к мониторингу,
анализу и прогнозу физического развития учащихся» / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 6. — С. 56 — 58.
ЧУБАРОВ Михаил Михайлович, кандидат педагоги ческих наук, профессор кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: НТ Бест [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2012 г.
© М. М. Чубаров
УДК 796012 Т. А. МАРТИРОСОВА
Н. В. АРНСТ
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ОРГАНИЗАЦИЯ
СПЕЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ____________________
Современное производство, с его механизацией и автоматизацией, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, прикладные знания, компетенции.
Изменения в социальной, экономической, информационной сферах, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство предъявляют новые требования к определению целей образования, методам управления им, к личности специалиста с высшим образованием. Актуализируется разработка современных перспективных подходов к проектированию образовательного процесса, модернизации его на компетентностной основе.
Структура основных образовательных программ бакалавриата включает в себя описание области, объекта, видов профессиональной деятельности, профессиональных задач, определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ. Она содержит учебные циклы и разделы, одним из которых является «Физическая культура» (ФК), включающая в себя профессионально-прикладную физическую подготовку студента-бака-лавра. Физическая культура является одним из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и успешной адаптации к изменяющимся социальным условиям. На вузовскую физическую культуру сегодня возлагается функция
специально-ориентированной направленности, которая реализуется в виде ее гуманитарной компоненты — профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Важнейшими задачами ППФП являются формирование у студентов в процессе высшего профессионального образования средствами физической культуры прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений и навыков, способствующих достижению объективной готовности будущего специалиста в различных сферах профессиональной деятельности.
Средства ППФП включают в себя прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, навыки здорового образа жизни (ЗОЖ). В процессе ППФП предусматривается физиологическое развитие организма, активизация исполнительской деятельности, формирование специальных умений и навыков, соответствующих определенной профессии. Формирование интегративных профессионально важных качеств способствует развитию работоспособности (энергичность, выдержка, эмоциональный контроль,