Обсуждаем ФГОС второго поколения
екта, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности позволяет мне успешно формировать у обучающихся необходимые навыки самостоятельной работы, повышать от класса к классу уровень мотивации и творческой активности, усилить интеграционную составляющую обучения, обеспечивать качество образования.
В процессе деятельности отслеживаю результаты, провожу диагностику. Результаты диагностики свидетельствуют, что наблюдается повышение уровня мотивации, повысился уровень креативности обучающихся, а, в целом, качество и результативность обучения.
Литература
1. Беляева Е.Б. Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
2. Бычкова Е.Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности
обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.
3. Валамина О.В. развитие культурно-образовательной среды в рамках Социально-образовательного проекта «Гражданин» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.
4. Кочуров С. Исследование «феномена компьютерной зависимости» учащихся в возрасте 11-13 лет (9 кл., г. Лянтор) МО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
5. Новиков А.М. Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
6. Новиков А.М. Технология проведения отдельного исследования // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 6.
7. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
8. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
9. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности школьников средствами проектных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3
Данная статья посвящена проблемам формирования интеллектуальных способностей школьников в современных условиях. В статье раскрываются условия педагогической деятельности учителей технологии, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства технологической подготовки в общеобразовательной школе.
Бутузова Ольга Геннадьевна
методист технологии Методический центр Северного окружного управления Департамента образования г. Москвы
г. Москва [email protected]
Формирование исследовательских умений учащихся в процессе проектной деятельности на уроках образовательной области «Технология»
Каким образом можно раскрыть творческий потенциал обучающихся и развить их исследовательские умения?
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, проектный метод.
В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоев нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обучении стоит особенно остро. От того, как личность человека сформирована в общеобразовательной школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе. Основополагающим требованием нашего общества в современной школе к характеру обучения является формирование личности человека, который умел бы творчески решать научные, производственные, общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Проблема обучения учащихся исследовательским умениям должна решаться в общеобразовательной школе по всем учебным предметам.
Проблема исследовательской деятельности связана с ростом потока научной информации, поэтому возникает необходимость развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. В настоящее время не полностью реализуются все возможности по повышению уровня обучения, в частности, незначительна доля самостоятельной и творческой работы учащихся, в связи с этим недостаточно активизируется их умственная деятельность, невысок интерес к изучаемому ма-
58
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Обсуждаем ФГОС второго поколения
териалу. В результате у большинства выпускников общеобразовательных школ не проявляется умение применять их на практике, что создает определенные трудности в обоснованном профессиональном самоопределении.
На протяжении последних десятилетий нетрадиционным для учителей технологии является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебновоспитательном процессе. В настоящее время общеобразовательная школа должна следовать лучшим традициям Российской школы при овладении учащимися общетрудовыми умениями и навыками. Главная цель общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, развитие их мыслительной активности. Одним из путей успешного решения стоящих перед общеобразовательной школой задач является приобщение учащихся к исследовательской деятельности и развитие способности к ней в процессе обучения. В силу того, что исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, то эту задачу следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития познавательной активности учащихся. Исследовательская деятельность, как одна из форм творческой деятельности, характеризуется недетермированностью и направленностью на получение нового знания. Главным условием развития исследовательских умений - включение учащихся в активную познавательную деятельность, выражающуюся в познавательной потребности, определяющей уровень познавательной активности, который необходим для открытия человеком новых знаний. Особенно это важно для обучения учащихся в общеобразовательных школах, поэтому одной из задач школы является получение учащимися исследовательских умений и навыков, развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
К сожалению, надо признать, что в настоящее время при обучении учащихся на уроках по предметным областям в основной и старшей школе способность к исследовательской деятельности развивается недостаточно. Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их принимать решение в создавшихся ситуациях и осмыслить свои действия. В связи с этим учебные предметы следует преподавать такими методами и приемами, предлагать к решению такие задания, чтобы учащиеся стремились самостоятельным путем приобрести определенные знания, получили навыки самостоятельного исследовательского мышления. Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности
учащихся возможно в ходе разработки проектных заданий, построение и выполнение которых нацелено на решение задач общеобразовательной школы в формировании мыслительной активности у учащихся. На схеме 1 представлены основные этапы деятельности учителя технологии и инженерно-педагогических работников по формированию исследовательских умений учащихся и этапы учебной деятельности учащихся по выполнению проектных заданий.
Для успешного овладения учащимися современным содержанием учебного материала необходимо привести процесс обучения в более тесное соответствие с гносеологическими основами учебного познания, с одной стороны, и с требованиями жизни и содержания - с другой. Как показывает практика, обучение следует рассматривать как систему, т.е. упорядоченную совокупность, объединение всех взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования:
1. Тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока.
2. Слияние процесса усвоения знаний и процесса формирования первичных умений и навыков, их взаимовлияние.
3. Материально-техническая и методическая обеспеченность одновременного усвоения знаний и умений.
Творческий потенциал учителей и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений представляется сложной системой, где роль систематизирующего фактора выполняет способность учащихся к взаимодействию в процессе учебной деятельности, направленной на создание нового в педагогической практике.
В работе по формированию исследовательских умений учащихся по предметным областям выявлена специфика учебно-воспитательного процесса, зависящая от педагогической деятельности учителей и преподавателей, которая основывается на их творческой индивидуальности. Признавая личностный характер овладения педагогической деятельностью, можно выделить следующие критерии творческой индивидуальности личности учителя и преподавателя:
• действенность мотивов совершенствования,
• степень сформированности педагогического потенциала,
• уровень самооценки своих творческих способностей,
• систематичность работы по совершенствованию педагогического мастерства.
Таким образом, проводя диагностику педагогической деятельности учителей и преподавателей
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
59
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
ON
О
Схема 1
Формирование исследовательских умений учащихся при разработке проектных заданий по образовательной области «Технология»
Проектная
деятельность
Основные этапы деятельности учителя технологии
Определение Т ворческий,
личностных качеств и профессиональный и
способности учащихся личностный потенциал
учителя
информа-
ционный
Уровень
поста-
новки
задач
учебной
про-
граммы
«техно-
логия»
Осна-
щение
учеб-
ных
мастер-
ских
Выбор структуры
уроков поэтапного
выполнения
проектного
задания
учащимися
анали-
тический
1. Отбор информации
2. Помощь учащимся в исследовательском поиске: анализ проблемы и постановка цели
3. Подготовка учащихся к выполнению проекта (создание познавательной мотивации)
4. Совместная работа по обсуждению информационного и маркетингового исследования
5. Планирование действии при составлении графической документации
прогнос-
тический
1. Помощь в
выборе проектного задания и
постановке цели
2. Разработка программы деятельности учащегося
3. Умозрительное построение модели
4. Разработка этапов
исследовательског о поиска и технологического проектирования
практи-
ческий
1.Обсуждение темы выбранного задания и исследовательского поиска 2.Нормирование деятельности учащихся
3.Обсуждение графической проработки
4. Подбор инструкционных материалов
5. Воплощение идеи в материал (изделие)
6. Апробирование, корректировка
7.Оказание помощи в оформлении документации (дизайн - спецификации)
8. Анализ и обобщение работ учащихся
1. Поиск и анализ проблемы, постановка цели
2. Окончательный выбор темы проекта
3. Планирование деятельности по этапам
4. Проведение исследования: сбор, изучение и обработка информации по теме проекта (наблюдения, эксперимент)
5. Анализ полученной информации
6. Составление дизайн -спецификации.
Основные этапы выполнения проектного задания учащимися
Поиск
оптимальных путей решения проекта
1. Исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна
2. Определение технологии изготовления изделия с учётом безопасного ведения работ
3. Экономическая оценка
4. Экологическая экспертиза эксплуатации
Разработка конструкторской и технологической документации. Соблюдения эстетических характеристик (включая стиль)
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования
2. Выполнение технологических операций
3. Корректировка графической части проекта
4. Текущий контроль за качеством изготовления изделий (изготовление новой конструкции или усовершенствование старой)
5. Внесение корректив, изменений в технологию
исследова- конструкторский технологический заключительный
тельский (подготовительный)
1 .Самооценка качества выполненного проекта
2. Анализ результатов исследовательског о поиска при выполнении проекта
3. Изучение (маркетинг) возможности использования результатов проектирования (выставка, публикация) включение в банк проектов
4.Оформление дизайн - папки
Защита проектного задания учащимися оценка проектного задания
Защита проектного задания. Получение оценки за выполнение проектного задания
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Обсуждаем ФГОС второго поколения
образовательных учреждений округа, влияющих на развитие исследовательских умений учащихся, придавался индивидуально-творческий характер в побуждении к самосовершенствованию и становлению творческого потенциала учащихся по предмету. С этой целью решались задачи, которые заключались в следующем:
- овладение учащимися умениями решения творческих задач при разработке проектных заданий;
- формирование умений проектировать, моделировать новые идеи в практической деятельности с учетом познавательной активности;
- формирование способностей к исследовательской деятельности при разработке проектных заданий.
В методическом плане существенным отличием формирования исследовательских умений учащихся является то, что оно происходит под управлением учителя (преподавателя). Это обстоятельство порождает главное противоречие, которое должно быть разрешено при разработке методики формирования отдельных элементов исследовательских умений: с одной стороны, чтобы деятельность учащегося была исследовательской, он должен действовать самостоятельно, с другой стороны, обучение (а не стихийное самообучение) предполагает управление деятельностью учащегося со стороны учителя.
Для получения результативности обучения учащихся на уроках по предметам педагогическими работниками внедряется «исследовательский метод». Цель применения данного метода состоит не только в том, чтобы дать учителю (преподавателю) наиболее совершенное орудие сообщения знаний, но главным образом в том, чтобы учащийся научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и добытые знания, умения и навыки применять в жизни.
Основная функция исследовательского метода - учить учащихся самостоятельному осуществлению процесса познания. Данный метод призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска решения поставленного задания, во-вторых, является условием развития познавательной активности в потребности выполнения деятельности, в-третьих, развивает мыслительную активность учащихся при формировании исследовательских умений.
В программе «Столичное образование - 5» акцентируется внимание на стратегии и основных направ-
лениях развития московского образования. Одной из таких задач программы является формирование у учащихся целостного видения мира на основе фундаментальных знаний, включение в создание и реализацию исследовательских проектов, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, культуры мира, взаимопонимания, навыков интеллектуального труда. Каждый учитель технологии (или преподаватель) образовательных учреждений Северного округа стремиться к тому, чтобы его учащиеся занимались с увлечением, поэтому интерес к образовательной области «Технология» не только пробуждается, но поддерживается и развивается. Подводя итоги методической работы с учителями и инженерно-педагогическими работниками образовательных учреждений, можно с уверенность сказать, что организованная учебно-познавательная деятельность при классно-урочной системе и дополнительном образовании усиливает собственную ответственность за ее результаты; дает значительно более высокий уровень готовности учащихся к исследовательской деятельности и адаптации в жизненных ситуациях.
Литература
1. Аюбашева С.И., Давыдова Н.Н., Ивонин А.О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№3.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. - 186 с.
3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. - Мозырь, 2000. - 286 с.
4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Издательство «Эгвес», 2008 - 136 с.
5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2008.
6. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
7. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
8. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. - М.: Эслан, 2007. - 243 с.
9. Якиманская И.С. Технология. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: сентябрь. -2000.
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
61