Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности
Качанова Елена Юрьевна - д-р пед. наук, проф., завкафедрой библиотечно-информацион-ной деятельности, документоведения и архивоведения. E-mail: kachanova_elena@mail.ru Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровск, Россия Адрес: 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112
Аннотация. В статье указывается на повышение значимости исследовательской деятельности для библиотек как инструмента управления. Это приводит к необходимости формирования профессиональных исследовательских компетенций у библиотечных специалистов. Для решения этой задачи в Хабаровском государственном институте культуры при реализации направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность » по профилю подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» ведётся ряд практико-ориентированных дисциплин, предусматривающих выполнение каждым студентом самостоятельных исследований в рамках курсовых работ. Итогом формирования исследовательских компетенций является выпускная квалификационная работа. Описывается концепция её выполнения, последовательность использования исследовательских методик, этапы исследовательской деятельности, типичные методы исследования.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, исследовательская деятельность библиотек, исследовательские компетенции библиотечного работника, прак-тико-ориентированное обучение, выпускная квалификационная работа
Для цитирования: Качанова Е.Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 117-123.
https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-117-123
Современная библиотека - это не только центр чтения и культуротворческая организация, это хозяйствующий участник рыночных отношений, создающий культурный продукт, от востребованности которого зависит будущее библиотеки, её благополучие, а значит, и возможность получения финансирования для реализации гуманистических и культурологических задач [1].
В нынешних условиях изменяются возможности и перспективы деятельности библиотек. Всё чаще они зависят от внешних условий функционирования и имеющихся ресурсов. Состояние среды, требования учредителей, удовлетворённость пользователей библиотек, приоритеты культурной политики, кадровый, ресурсный, инновационный потенциал и множество других факторов влияют на их деятельность и требуют постоянного
мониторинга. Всё это ставит перед сотрудниками современной библиотеки новые задачи. Их исследовательская деятельность приобретает уже не столько социологическое и культурологическое (связанное с оценкой уровня культуры людей, их ценностей и личных предпочтений), сколько маркетинговое и управленческое, стратегическое значение. Исследования являются основой развития любого учреждения культуры, они позволяют учитывать изменения и корректировать управленческие решения в соответствии с потребностями и ожиданиями пользователей, имеющимися возможностями и условиями окружения, своевременно выявлять угрозы и шансы развития.
Судя по публикациям в профессиональных изданиях, библиотеки разных типов рассматривают исследования в качестве
одного из направлении своей научно-методической работы и основы аналитической деятельности. Исследования являются условием осмысления достигнутых результатов и инструментом осуществления отчётности [2-5]. Библиотеками проводятся исследования имиджа библиотек, отношения определённых социальных групп к содержанию библиотечной деятельности, оценивается удовлетворённость пользователей услугами и работой библиотеки, изучается круг чтения различных социальных категорий, уровень их информационной культуры, место библиотек в структуре каналов получения информации, их роль в патриотическом, экологическом, эстетическом, семейном воспитании и пр. Поэтому, как и в других сферах общественной практики, качество библиотечной деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от профессионализма кадров [6].
Главную нишу в подготовке библиотечных кадров для библиотек Дальнего Востока занимает Хабаровский государственный ин-
ститут культуры. За 50 лет своего существования вузом подготовлено более пяти тысяч специалистов, составляющих основу кадровых ресурсов библиотек Дальневосточного региона.
Актуальность и значимость исследовательской деятельности для современных библиотек обусловило включение в учебные планы по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», по профилю подготовки «Менеджмент библиотечно-информаци-онной деятельности» (квалификация: «бакалавр») дисциплин «Социологические исследования библиотечно-информаци-онной деятельности» и «Маркетинговые исследования библиотечно-информаци-онной деятельности». Их освоение позволяет студентам овладеть технологиями изучения библиотечно-информационной деятельности, умениями и навыками проведения социологических исследований процессов библиотечного обслуживания, подготовить бакалавров к активному ре-
шению вопросов управления, организации и осуществления методической деятельности библиотеки.
Практико-ориентированный характер обучения, декларируемый государственными образовательными стандартами, предусматривает выполнение каждым студентом самостоятельных исследований в рамках курсовых работ по этим дисциплинам. Их успешное выполнение в большинстве случаев является основой для продолжения изысканий в рамках выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащей не только анализ изученности темы в российском библиотековедении и оценку полученных эмпирических результатов, но и разработку стратегии развития конкретной библиотеки с учётом конкретной ситуации [7]. ВКР охватывает изучение различных вопросов современного библиотековедения и практики деятельности библиотек России. Назовём только некоторые темы исследований выпускников текущего года:
• организация творческого и интеллектуального развития младших школьников в условиях взаимодействия сельских культур-но-досуговых центров и библиотек;
• деятельность муниципальных библиотек по формированию информационной культуры пользователей пожилого возраста;
• деятельность библиотек специальных образовательных учреждений по поддержке чтения и развития личности обучаемых с интеллектуальными нарушениями;
• роль муниципальных библиотек в формировании ценностей здорового образа жизни у школьников;
• деятельность публичных центров правовой информации областных /краевых библиотек по продвижению правовой культуры граждан.
Открытая защита ВКР является значимым событием и проходит в форме научно-практической конференции с приглашением профессиональной общественности. В ряде случаев она осуществляется в стенах Даль-
невосточной государственной научной библиотеки.
Учитывая тот факт, что подавляющее большинство наших студентов - это представители муниципальных библиотек Дальнего Востока, преимущественно отделов обслуживания, до 90% выпускных квалификационных работ посвящены вопросам продвижения чтения среди детей и подростков. Поэтому концепция ВКР требует от студента оценки трёх главных вопросов:
1) ЧТО читают пользователи исследуемой категории в библиотеках России и ЧТО для стимулирования их читательской активности делают аналогичные библиотеки различных территорий нашей страны? Эту исследовательскую задачу студенты решают на основе кабинетного исследования с помощью анализа профессиональных публикаций и сайтов библиотек;
2) ЧТО читают пользователи данной библиотеки и ЧТО в плане стимулирования их читательской активности она предлагает? Эту исследовательскую задачу студенты решают на основе полевого исследования с помощью локального социологического исследования чтения и поаспектного анализа отчётно-плановых документов библиотеки, сайтов библиотек региона;
3) В ЧЁМ специфика деятельности данной библиотеки, выступающей экспериментальной базой исследования (внешние условия и внутренние возможности библиотеки, региональная ситуация обслуживания)?
На основе совмещения концептуальных сведений и интерпретации данных в соответствии с полученными результатами студентом разрабатывается стратегия деятельности для конкретной организации - базы исследования. Изложенная концепция выпускной квалификационной работы требует от каждого студента проведения социологического исследования, а значит, разработки программы, полевых документов (опросных листов, схем наблюдений, форм фиксации результатов и пр.), анализа, синтеза и оценки состояния чтения пользователей опреде-
лённой категории. Тематика этих локальных исследований разнообразна и определяется студентом самостоятельно с учётом его возможностей. Главным условием выбора темы исследования является возможность его проведения силами студента в условиях библиотеки по месту работы.
Несколько слов следует сказать о методике полевого исследования, выполняемого каждым студентом [7]. Как и в любых других прикладных исследованиях, в библиотечном деле принципиальное значение имеет учёт трёх факторов:
1) выбор методов исследования, которые обеспечат сбор необходимой первичной информации, соответствующей цели и задачам исследования;
2) соблюдение процедуры и технологии применения каждого метода;
3) соответствие осуществляемых исследовательских действий программе исследования.
Применение любого метода исследований основано на чётком понимании исследователем цели и задач его использования в рамках данного исследования, перечня искомых сведений, подлежащих выявлению. Прежде всего составляется программа, её назначение - установить «задание» на проведение исследования и определить инструментарий по его осуществлению. В программе студентом должны быть обоснованы причины изучения (установлен информационный повод), сформулированы цели и задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, определены база исследования, обследуемая совокупность, методы и приёмы сбора первичной информации, особенности фиксации и обработки данных, применимости результатов. Чёткость задания и конкретность инструментария обеспечивает репрезентативность искомых сведений. Этапами исследовательской деятельности являются:
1) разработка инструментария, подготовка форм полевых документов и организация сбора первичной информации (тира-
жирование, согласование сроков, места и условий);
2) сбор первичной информации;
3) анализ, обобщение, интерпретация сведений, составление отчётных документов;
4) совмещение сведений, полученных в ходе применения различных исследовательских методов, составление отчётных документов [7].
Выбор того или иного исследовательского метода зависит от различных обстоятельств: темы, масштабов исследования, статуса инициаторов исследования (заказчика), причин, обусловивших необходимость проведения исследования. Типичными методами исследования, характерными для исследовательской деятельности студентов, являются следующие.
1. Анализ показателей библиотечной деятельности в динамике (число читателей и посещений; книговыдача и виды оказанных услуг, состав и структура ассортимента библиотеки; состав и структура фонда документов по видам, тематике и другим категориям, источники формирования; состав и структура поисковых ресурсов, состав и организационная структура библиотеки; состав и структура кадровых ресурсов, источники формирования; состав и структура финансовых ресурсов, источники формирования.
2. Опрос и формализованное интервью.
3. Наблюдение (формализованное или стандартизированное).
4. Контент-анализ различных массивов информации.
Полученные результаты отражаются в отчёте о проведении исследования. В его структуру входят: предыстория исследования; обобщённая характеристика проблемной ситуации, послужившей информационным поводом исследования; цель и задачи исследования; методы исследования; общая характеристика базы исследования и выборки; основные результаты исследования (в соответствии с задачами исследования); выводы и рекомендации; приложения (таблицы, графики, формы полевых документов).
Отчёт о результатах исследования имеет определяющее значение для анализа деятельности любой библиотеки и управления ею. Обязательная фиксация результатов даёт возможность обосновывать инновационные предложения, запрашивать финансовую поддержку, изучать библиотечные процессы в развитии, прогнозировать перспективы библиотеки. По результатам исследования составляются рекомендации о том, что нужно внедрить в библиотеку, указывается перечень необходимых действий, проектов, обоснованных исследованием.
Навык исследовательской деятельности как профессиональная компетенция позволяет выпускнику получать необходимую информацию о состоянии чтения и деятельности библиотек в современных условиях.
Литература
1. Качанова Е.Ю. Social Functions of Modern Libraries as Cultural Institution // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 9. № 6. С. 1376-1380. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bit-stream/handle/2311/20337/12_Kachanova.pdf; jsessionid=DD077ACE24269D704B73C1C88F6D 5A0B?sequence=1
2. Крейденко В.С. Новые научные методы для исследования библиотечной отрасли // Библиосфера. 2012. № 1. URL: http:// bibliosfera.spsl.nsc.ru/bibliosfera/&journal_ page=archive&id=1516&article_id=32693
3. Опекунова Е.Н. Параметры оценки деятельности вузовской библиотеки в контексте изменений её задач // Библиосфера. 2017. № 1. C. 38-45. URL: http:// bibHosfera.spsl.nsc.m/bibHosfera/&journal_ page=archive&id=1552&article_id=34340
4. Вихрева Г.М., Федотова О.П. Современные философско-мировоззренческие концепции в дискурсе нового библиотековедческого знания // Вестник культуры и искусств. 2017. № 3 (51). URL:https://elibrary.ru/download/ elibrary_30114064_53596169.pdf
5. Плешкевич Е.А. Документально-информационный подход в контексте методологии постнеклассического познания в би-блиографоведении и библиотековедении // Библиосфера. 2016. № 1. URL: http:// bibliosfera.spsl.nsc.ru/bibliosfera/&journal_ page=archive&id=1514&article_id=32575
6. Соколов А.В. Ступени библиотечно-инфор-мационного образования: Что? Где? Как? Зачем? Почему? Сопоставительный анализ ФГОС // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. № 205. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23420402_59394204.pdf
7. Качанова Е.Ю. Исследовательская деятельность библиотек: назначение, теоретические основы, технология: учебно-практическое пособие. Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 2016. 80 с.
Статья поступила в редакцию 15.05.18 Принята к публикации 10.06.18
Formation of Research Competences of Bachelors of Library and Information Activities
Elena Yu. Kachanova - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the Department Library and Information Activities, Document Management and Archival Studies, e-mail: kachanova_elena@mail.ru Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk, Russia Address: 112, Krasnorechenskaya str., Khabarovsk, 680045, Russian Federation
Abstract. The article focuses on the increasing importance of research activities of libraries as a management tool and substantiates the necessity of the development of library specialists' professional research competencies. The activities of modern libraries depend to a large extent on the external conditions and available resources. Librarians have to monitor the requirements of their founders and consumers, the priorities of cultural policy, staff resources, innovative potential and other factors. Library specialists therefore face new challenges. Today their activities acquire not only cultural meaning but
122
Bbicrnee oópmoeame e Poccuu • № 7, 2018
also marketing, management and strategic dimensions. Researches and analytics enable to take into consideration changes and to adjust managerial decisions, to reveal opportunities and risks. Library research workers study reading preferences among the different social groups, their level of informational culture as well as their satisfaction with library services, the role of libraries in the structure of communication channels, the quality of library activities. In this connection, Khabarovsk State Institute of Culture has introduced in the curricular of students majoring in "Management of Library and Information Activities" disciplines "Sociological research in library and information science" and "Marketing research in library and information science". Training has practice-oriented character, it means that every student performs his own research as a course project. The final qualification work is aimed at working out a development strategy for a particular library (a research base) taking into account specific situation. It is based on gathering data (sociological survey), and their interpretation using the research methods according to the adopted program. The program contains the description of the purpose, object, hypothesis, concept, survey frame, research methods, stages of the research. The results obtained and recommendations should be described in the report. During the implementation of the study students acquire the necessary research skills and professional competences in the sphere of library and information activities.
Keywords: library and information activities, library's research activity, practice-oriented education, final qualification work, research competences
Cite as: Kachanova, E.Yu. (2018). [Formation of Research Competences of Bachelors of Library and Information Activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 117-123. (In Russ., abstract in Eng.)
https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-117-123
References
1. Kachanova, E.Yu. (2016). [Social Functions of Modern Libraries as a Cultural Institution]. Zhur-nal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriya - gumanitarnye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities]. Vol. 9, no 6, pp. 1376-1380. Available at: http://elib. sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/20337/12_Kachanova.pdf;jsessionid=DD077ACE24269D70 4B73C1C88F6D5A0B?sequence=1 (In Eng., abstract in Russ.)
2. Kreidenko, V.S. (2012). [New Scientific Methods for the Study of the Library Industry]. Bibli-osfera [Bibliosphere]. No. 1. Available at: http://bibliosfera.spsl.nsc.ru/bibliosfera/&journal_ page=archive&id=1516&article_id=32693 (In Russ., abstract in Eng.)
3. Opekunova, E.N. (2017). [Parameters of Evaluation of University Library in the Context of Changes of Its Tasks]. Bibliosfera [Bibliosphere]. No 1. pp. 38-45. Available at: http://biblios-fera.spsl.nsc.ru/bibliosfera/&journal_page=archive&id=1552&article_id=34340 (In Russ., abstract in Eng.)
4. Vikhreva, G.M., Fedotova, O.P. (2017). [Modern Philosophic-ideological Concepts in the Discourse of a New Library Science]. Vestnik kultury i iskusstv [Herald of Culture and Arts]. No. 3 (51). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_30114064_53596169.pdf(In Russ., abstract in Eng.)
5. Pleshkevich, E.A. (2016). [Documentary-informational Approach in the Context of Post-non-classical Knowledge Methodology in Bibliography and Library Science]. Bibliosfera [Bibliosphere]. No. 1. Available at: http://bibliosfera.spsl.nsc.ru/bibliosfera/&journal_ page=archive&id=1514&article_id=32575 (In Russ., abstract in Eng.)
6. Sokolov, A.V. (2015). [Stages of LIS Education: What? Where? How? What for? Why?: Comparable Analysis of Federal State Educational Standards]. Trudy Sankt-Peterburgskogo go-sudarstvennogo instituta kultury [Proceedings of St. Petersburg State Institute of Culture].
No. 205. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23420402_59394204.pdf (In Russ., abstract in Eng.)
7. Kachanova, E.Yu. (2016). Issledovatelskaya deyatelnost bibliotek: naznachenie teoreticheskie osnovy tekhnologiya: uchebno-prakticheskoe posobie [Research Activity of Libraries: Purpose, Theoretical Basis, Technology: Educational and Practical Guide]. Khabarovsk: Khabarovsk State Institute of Culture Publ., 80 p. (In Russ.)
The paper was submitted 15.05.18 Accepted for publication 10.06.18