Научная статья на тему 'Формирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом через знания об истории развития физической культуры и спорта в Горном Алтае'

Формирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом через знания об истории развития физической культуры и спорта в Горном Алтае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА / INTEREST FORMATION / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ / HISTORY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN THE REPUBLIC OF ALTAI / ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОРТСМЕНЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ / OUTSTANDING SPORTSMEN OF THE REPUBLIC OF ALTAI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусинов Пётр Айкенович, Гаврилова Татьяна Георгиевна, Табакаева Ирина Владимировна

В данной статье авторы попытались раскрыть понятие интереса в контексте приобщения подрастающего поколения к знаниям об истории развития физической культурой и спортом в нашем регионе. Особое место в статье отведено ярким примерам всесоюзных, всероссийских и международных спортивных достижений выдающихся спортсменов Горного Алтая, которые также являются важным фактором формирования у обучающихся интереса и направленности к занятию физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мусинов Пётр Айкенович, Гаврилова Татьяна Георгиевна, Табакаева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ INTEREST TO PHYSICAL TRAINING AND SPORTS THROUGH KNOWLEDGE ABOUT THE HISTORY OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS DEVELOPMENT IN THE ALTAI MOUNTAINS

In the given article the authors have tried to open concept of interest in the context of familiarizing the younger generation with the history of physical training and sports development in our region. The special emphasis in the article is laid on the striking examples of all-Union, All-Russia and international achievements in sport of outstanding sportsmen of the Altai Mountains which are also an important factor in students’ interest formation and orientation to physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом через знания об истории развития физической культуры и спорта в Горном Алтае»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

П. А. Мусинов Горно-Алтайск, Россия Т. Г. Гаврилова Горно-Алтайск, Россия И. В. Табакаева Горно-Алтайск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРНОМ АЛТАЕ

В данной статье авторы попытались раскрыть понятие интереса в контексте приобщения подрастающего поколения к знаниям об истории развития физической культурой и спортом в нашем регионе. Особое место в статье отведено ярким примерам всесоюзных, всероссийских и международных спортивных достижений выдающихся спортсменов Горного Алтая, которые также являются важным фактором формирования у обучающихся интереса и направленности к занятию физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, формирование интереса, история развития физической культуры и спорта в Республике Алтай, выдающиеся спортсмены Республики Алтай.

P.A.Musinov Gorno-Altaisk, Russia T.G. Gavrilova Gorno-Altaisk, Russia I.V.Tabakaeva

© Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. Г., 2015

УДК 371.11 ББК 74.25 М916

Gorno-Altaisk, Russia

FORMATION OF STUDENTS' INTEREST TO PHYSICAL TRAINING AND SPORTS THROUGH KNOWLEDGE ABOUT THE HISTORY OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS DEVELOPMENT IN THE ALTAI REPUBLIC

In the given article the authors have tried to open concept of interest in the context of familiarizing the younger generation with the history of physical training and sports development in our region. The special emphasis in the article is laid on the striking examples of All-Union, All-Russian and international achievements in sport of outstanding sportsmen of the Altai Republic which are also an important factor in students' interest formation and orientation to physical training and sports.

Key words: physical training and sports, interest formation, history of development of physical training and sports in the [Gorno-]Altai Republic, outstanding sportsmen of the Altai Republic.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития государства является физическая культура и спорт. Так, распоряжением от 07 августа 2009г. № 1101-р Председатель правительства РФ В. В. Путин утвердил Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан РФ вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Поэтому, как никогда раньше, образ жизни человека всё больше и больше становится эталоном его здоровья и долголетия. Физическая культура и спорт оказывают значительное влияние как на развитие человека в частности, так и на общество в целом, являясь неотъемлемой частью общей культуры [Министерство спорта РФ, URL: http://www.minsport.gov.ru/].

Развитие у детей и подростков интереса к физической культуре и занятию спортом - одна из актуальных проблем современного образования. Большое

внимание интересу как психолого-педагогической категории уделяли Ананьев Б. Г., Пологрудова И. С., Мясникова Т. И., Немов Р. С., Мясищев В. Н. и др. Проблему развития интереса молодёжи к занятию спортом исследовали такие известные специалисты спортивной педагогики как: Туманян Г. С., Чумаков Е. М., Щукина Г. И. и др.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Интерес не представляет собой отдельного конкретного процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Интерес как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.

В психологии интерес характеризуется рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса) [Ананьев, 1980].

По мнению Пологрудова И. С., интерес - это тенденция, стремление, потребность личности заниматься данной деятельностью, которая приносит удовлетворение [Министерство спорта РФ, URL: http://www.minsport.gov.ru/].

Интерес является одним из компонентов не только познавательной, но и двигательной активности школьников. Сегодня перед учителем физической культуры стоит задача - обеспечить высокий уровень двигательной активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворе-

ние от этих уроков [Министерство спорта РФ, URL: http://www.minsport.gov.ru/l.

Щукина Г. И. считает, что в действительности интерес выступает перед нами как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; как мощный побудитель активности личности; как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. Также она указывает на то, что интерес выступает как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого, все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [Щукина, 2004].

В своем выступлении на заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ в рамках «Правительственного часа», министр спорта РФ Виталий Мутко отметил, что за последнее время восстановлена вся «линейка» спартакиад, проводится около 10 тысяч физкультурно-массовых соревнований в год, в котором задействовано до 70 млн граждан. Начиная с 2008 по 2014 гг. численность россиян, занимающихся физической культурой и спортом, в организованных формах увеличилась на 13 млн чел. И в настоящее время составляет около 35 млн чел. (24 % к общему числу населения). Это эффективная практика, которая позволяет достигать устойчивого роста большинства основных показателей развития спорта [Министерство спорта РФ, URL: http://www.minsport.gov.rU/l.

Итак, проведем краткий экскурс в историю развития физической культуры и спорта Республики Алтай (РА). Начало новому - советскому этапу в развитии физической культуры и спорта положила свершившаяся 07 ноября (25 октября) 1917 г. революция, которая открыла новую страницу в истории нашей Родины.

Решения XII съезда РКП(б), направленные на скорейшее восстановление разрушенного гражданской войной народного хозяйства, укрепление обороноспособности страны и на подготовку народных масс к трудовой деятельности

через физическую культуру и спорт, были безоговорочно взяты трудящимися Горного Алтая на «вооружение».

Образование 01 июня 1922 г. Ойротской автономной области открыло новую страницу в жизни ее населения.

Важным этапом в совершенствовании форм и методов работы по развитию физкультуры стало постановление ЦК РКП (б) «О задачах партии в области физической культуры» от 13 июня 1925 г. «Необходимо, - подчеркивалось в постановлении, - рассматривать физическую культуру не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно -хозяйственной и военной подготовки молодёжи,.. но и как один из методов воспитания масс... и, вместе с тем, как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг. партийных, советских или профессиональных организаций, через которые рабоче-крестьянские массы вовлекаются в общественно-политическую жизнь».

Отечественная система физического воспитания выдержала суровую проверку в годы войны. Физкультурники и спортсмены области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявили лучшие качества советского человека - мужество, выносливость, преданность и любовь к Родине. В 1947 г. прошла третья летняя областная спартакиада, посвященная 25-летию образования области, которая послужила толчком для дальнейшего развития спортивной жизни в Горном Алтае.

За Советский период в Горном Алтае сложилась, как во всём СССР, уникальная система физического воспитания. Базовым звеном этой системы служила массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность среди трудящихся, которая осуществлялась в целях укрепления здоровья и повышения благосостояния народа.

Но, несмотря на все трудности и недостатки, физкультурное движение в Горном Алтае достигло определённых успехов по сравнению с предвоенными годами: росла из года в год его массовость, укреплялась материально -техническая и кадровая база, росло мастерство спортсменов и количество куль-

тивируемых видов спорта и т. д. Этому росту в значительной степени способствовал Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, который являлся программной и нормативной основой советской системы физического воспитания в период 30-80-х гг. прошлого столетия, а также немаловажную роль в этом сыграла Единая всесоюзная спортивная классификация.

Развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в области в 80-е гг. проходило в направлении, которое было определено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъёме массовости физической культуры и спорта» (1981 г.). Появились ощутимые результаты этой работы по многим показателям. Согласно отчету облспорткоми-тета, в 1985 г. в области имелось 325 физкультурных коллективов, объединявших в своих рядах 56852 чел., в т. ч. 23 мастера спорта СССР. За год же было подготовлено 2 мастера спорта СССР, 8 кандидатов в мастера спорта, 110 перворазрядников и 10502 спортсмена массовых разрядов [Ельдепов, 2014].

«Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.» всецело переносили на коллективы физической культуры, спортклубы, призывая их проявлять инициативу, новые формы и методы в организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной работы. Для этого в области была продолжена традиция проведения Малых Олимпийских игр, родилась и получила широкое развитие новая форма работы - спартакиада по национальным видам спорта «Эл-Ойын».

С распадом СССР, в 1992 г. были изданы и разработаны указы Президента РФ «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ» и «О Всероссийском Олимпийском комитете». В соответствии с этими указами и был создан в нашем регионе комитет (департамент) по физической культуре и туризму. Активно участвуя в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта на территории республики, Комитет своевременно и в полной мере реализовывал предоставленные федеральным законодательством полномочия в разработке и внедрении целевых программ. В целом, это позволило улучшить работу по таким направ-

лениям как: подготовка спортивных сборных команд республики, подготовка спортсменов, обеспечение и предоставление для населения условий для занятия физической культурой и массовым спортом, возобновление и проведение массовых спортивных мероприятий и др. В спортивную жизнь республики вошли нетрадиционные виды спорта (кикбоксинг, пауэрлифтинг, айкидо и др.). Наиболее успешно развивались такие виды как: греко-римская борьба, борьба самбо, лыжные гонки, легкая атлетика [Ельдепов, 2014].

В 2003 г. возобновились Малые Олимпийские игры, были открыты новые ДЮСШ. Стали проводиться массовые всероссийские соревнования с привлечением большого количества участников: «Лыжня России», «Российский Азимут», «Кросс наций». Резко увеличилась подготовка мастеров спорта, так, только с 2005-2010 гг. этот норматив выполнили 127 чел., мастеров спорта международного класса - 12 чел. Появились заслуженные мастера спорта. Было присвоено 13 почётных званий Заслуженный тренер РФ и Заслуженный работник физической культуры РФ, один - Заслуженный учитель РФ. Резко увеличилось количество чемпионов и призёров Чемпионатов мира, Европы и России. Образовалась положительная динамика роста занимающихся массовой физической культурой и спортом. Заключены договоры сотрудничества с республиканскими спортивными федерациями для организации совместной работы по развитию разных видов спорта и проведению спортивных мероприятий. В декабре 2010 г. было подписано соглашение между Правительством РА и Министерством спорта, молодёжной политики РФ о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта, развитии базовых видов спорта для подготовки резерва сборных команд РФ.

За последние годы в РА было открыто несколько новых физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей, 8 клубов различной спортивной направленности. Спортивные школы и клубы осуществляют работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Ежегодно увеличивается число занимающихся в секциях, клубах и школах. Повышается уровень работы по подготовке

квалифицированных спортсменов. Активно решается проблема квалифицированных физкультурных кадров. За здоровьем наших спортсменов следит профессиональный медицинский персонал [Комитет по физической культуре и спорту PA, URL: http://sport04.ru/l.

Многие спортсмены РА прославили СССР и РФ на международных соревнованиях. Среди них: Мекшило Евдокия Пантелеевна - заслуженный мастер спорта СССР, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам в Инсбурке (1964 г.); Самтаев Анчи Адучинович - Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Кубка мира по греко-римской борьбе (1986 г.); Шуткин Владимир - мастер спорта России по лыжным гонкам, победитель Первенства мира по лыжным гонкам (1998 г.); Марина Друшлякова - Заслуженный мастер спорта России, двукратная чемпионка мира и бронзовый призер Сурдолимпийских игр в г. Тайбей, Тайвань (2009 г.); Уин Виталий Юрьевич - мастер спорта международного класса России, чемпион мира по самбо среди мужчин (2011 г.); Аржа-кова Елена Владимировна - заслуженный мастер спорта России, трёхкратная чемпионка Европы, участница финального забега на 800 м (6-е место) XXX летних Олимпийских играх в Лондоне, (2012 г.); Аткунов Аймерген Сергеевич - мастер спорта международного класса России, призер чемпионатов мира по самбо (2013-2014 гг.), победитель XXVII летней Универсиады (2013 г.); Команда «Алтай рафт» и ГАГУ - многократные чемпионы Европы и мира по рафтингу; Валерий Сороноков - Заслуженный мастер спорта России, обладатель международного турнира «Кубок президента» 2008-2011 гг., вице-чемпион чемпионата мира 2011 г., обладатель итогового Кубка мира 2013 г. по спортивному самбо; Немцев Иван Трифонович - 12-ти кратный чемпион России по гиревому спорту и двукратный чемпион мира по гиревому спорту среди ветеранов (2014 г.) и мн. др. [Комитет по физической культуре и спорту РА, URL: http://sport04.ru/l.

Таким образом, знание истории развития физической культуры и спорта РА и более близкое знакомство со спортивной жизнью нашей республики способно пробудить интерес обучающихся к занятию физической культурой и спортом.

В свою очередь, это создаст условия для увеличения числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повлияет на само отношение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 1: научное издание / Б. Г. Ананьев. Москва: Педагогика, 1980. 232 с.

2. Ельдепов В. Я. Становление и развитие физической культуры и спорта в Горном Алтае // [Электронный ресурс] / В. Я. Ельдепов. Электрон. дан. и прогр. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2014. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Комитет по физической культуре и спорту РА // [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://sport04.ru/. (дата обращения: 10.11.2015).

4. Министерство спорта РФ // [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2015).

5. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению познавательного интереса в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 366-367.

6. Щукина Г. И. Образовательный процесс в современной школе: книга для учителя. М., 2004. 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.