Научная статья на тему 'Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы'

Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕРАВЕНСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL INTEGRATION / EDUCATION SYSTEM / INEQUALITY IN EDUCATION / PUBLIC OPINION ABOUT THE SITUATION IN EDUCATION / INTEGRATED EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Елена Игоревна, Гришин Сергей Евгеньевич, Константинова Лариса Владимировна, Митрохина Татьяна Николаевна

В статье обосновывается постановка вопроса о необходимости и значимости формирования интегрированной системы образования. Авторы формулируют подходы к определению интегрированной системы образования, указывают основные дезинтеграционные тенденции в системе образования, анализируют общественное мнение о ситуации в сфере отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INTEGRATED EDUCATION SYSTEM: PROBLEM STATEMENT

The article substantiates the formulation of the question of the need and significance of the formation of an integrated education system. The authors formulate approaches to the definition of an integrated education system, indicate the main disintegration trends in the education system, and analyze the public opinion on the situation in the field of domestic education.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы»

546

ВЛАСТЬ

2 019' 0 4

ДЕМИДОВА Елена Игоревна — доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой истории, философии, политологии и социологии Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; [email protected])

ГРИШИН Сергей Евгеньевич — доктор политических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; [email protected])

КОНСТАНТИНОВА Лариса Владимировна — доктор социологических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, ученый секретарь Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; [email protected])

МИТРОХИНА Татьяна Николаевна — доктор политических наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; [email protected])

формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы

Аннотация. В статье обосновывается постановка вопроса о необходимости и значимости формирования интегрированной системы образования. Авторы формулируют подходы к определению интегрированной системы образования, указывают основные дезинтеграционные тенденции в системе образования, анализируют общественное мнение о ситуации в сфере отечественного образования. Ключевые слова: социальная интеграция, система образования, неравенство в образовании, общественное мнение о ситуации в сфере образования, интегрированная система образования

В последнее время можно зафиксировать тенденцию повышения значимости интеграционных процессов, происходящих внутри отдельных стран. Актуализируются вопросы анализа способности общества к внутренней социальной интеграции. Существенное значение эти вопросы приобретают сегодня и для российского общества. На фоне глобальных тенденций и современных геополитических реалий способность российского общества к внутренней социальной интеграции на разных уровнях и в различных сферах, его внутренний интеграционный потенциал становятся важным фактором его развития. Образование как социальный институт через социализацию индивидов, их интеграцию в социокультурную систему выполняет роль важного фактора социальной интеграции [Грани российского...2015: 15]. В этой связи правомерность приобретает постановка проблемы формирования интегрированной системы образования, что в целом позволит повысить его качество, а следовательно и уровень развития человеческого капитала. Интеграционные процессы в образовании рассматриваются в основном в отдельных аспектах - с точки зрения развития инклюзивного образования [Беленкова 2011; Кантор, Проект 2019], в контексте интеграции разных уровней образования при реализации совместных образовательных проектов [Шелудько и др. 2018], в рамках анализа содержательных и процессуальных аспектов реализации конкретных образовательных программ и дисциплин [Табашникова 2018]. Представляется, что вопрос формирования интегрированной системы образования может рассматриваться

2 019' 0 4

ВЛАСТЬ

47

в более широком контексте и охватывать всю систему образования целом. Следует согласиться с тем, что в общем смысле под интеграцией в образовании можно понимать процессы объединения или кооперации относительно различных объектов, реализуемые в сфере образования. В этом случае можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах, которые требуют целенаправленного и компетентного управления со стороны субъектов различного уровня. Интеграционные процессы могут реализовываться на различных уровнях образования, касаться разных видов образовательных организаций и секторов, осуществляться через кооперацию различных элементов образовательной системы и объединение ресурсов [Скворцов 2014: 42, 48-49]. Интегрированная система образования предполагает установление более тесных взаимосвязей между ее внутренними элементами и более активную внешнюю интеграцию образования с другими сферами общества. Поэтому интегрированная система образования - это система непрерывного образования, встроенная в комплекс мер воспроизводства, развития и реализации человеческого капитала. Она предполагает наличие единых стратегических целей развития образования; единого образовательного пространства; внутренних взаимосвязей между уровнями, организациями, управленческими и общественными структурами; встроенность в рынок труда и кооперацию с научной сферой; равенство в доступе к образованию различных слоев населения и др. Степень интегрированности образования может рассматриваться как его системное качество, определяющее уровень реализации основных функций образования в обществе.

Несмотря на то что в России в последние десятилетия идут перманентные реформы образования, направленные на повышение его включенности в общественные процессы, имеют место существенные дезинтеграционные тенденции в системе образования, которые влияют на его качественные параметры и результативность базовых функций. Среди них можно выделить такие, как:

- сохранение неравного доступа к качественному образованию представителей различных социальных групп населения; коммерциализация и менедже-ризация образования, что приводит к искажению основной интеграционной функции образования - полноценной социализации;

- слабая взаимосвязь между государственным и негосударственным секторами образования на всех уровнях;

- существенная дифференциация ресурсного обеспечения разных уровней и учреждений образования;

- усиление межрегионального неравенства развития образовательных систем и, следовательно, искажение единого образовательного пространства;

- сохранение оторванности образования от сферы профессиональной деятельности, несоответствие профессионального образования запросам современного рынка труда;

- слабая интегрированность региональных систем профессионального образования в стратегические комплексы регионального развития;

- неразвитость частно-государственного партнерства в сфере образования, формирование иерархичной системы высшего образования, усиление неравенства между образовательными организациями в данной сфере, дифференциация академической среды вузов;

- рост конкуренции между образовательными организациями, препятствующий их конструктивному взаимодействию;

- разрывы в кооперации образования и науки;

- неразвитость системы непрерывного образования, малый охват ею взрослого населения, отсутствие ее необходимых элементов в отдельных сферах;

548

ВлАсть

2019'04

- риск усиления межведомственных барьеров в связи с разделением министерств и ведомств, курирующих сферу образования, при наличии уже существующих разрывов между образовательными организациями федерального, регионального и муниципального уровня.

Данные тенденции находят отражение в общественном мнении россиян. Так, по данным ВЦИОМа, только 14% россиян считают, что российская система образования находится в настоящее время в хорошем состоянии, остальные оценивают ее состояние как удовлетворительное (48%) или плохое (31%)!. Причем 41% полагают, что с 2000 г. ситуация в образовании только ухудшилась2. Наши граждане очень сильно ощущают неравенство в сфере образования. Для них данная сфера неравных возможностей является одной из наиболее чувствительных. По данным общероссийского мониторинга, проводимого ФНИСЦ РАН, неравенство в образовании занимает 4-е место в иерархии проблем, наиболее остро воспринимаемых населением как проявление социальной несправедливости, после неравенства в сфере доходов, в доступе к медицинской помощи и неравенства в жилищных условиях3. Особо ощутимо эта проблема проявляется на уровне межрегионального неравенства. Так, по данным ВЦИОМа, больше половины россиян (57%) считают, что возможностей получить хорошее образование больше в Москве, чем в других регионах4. А 53% полагают, что сейчас высшее образование стало менее доступным, чем в советские годы5. И это несмотря на значительное увеличение числа вузов и введение ЕГЭ, которое, по замыслу, должно обеспечивать выравнивание шансов на получение высшего образования. И это не случайно, т.к. ЕГЭ, по мнению россиян, в полной и адекватной мере так и не заработал в качестве механизма выравнивания. По данным опросов, именно ЕгЭ является одной из главных проблем, вызывающих беспокойство у граждан в сфере школьного образования6. Лишь 26% родителей считают, что в связи с введением ЕГЭ для выпускников школ повысилась доступность образования в вузах, а 44% не имеют по этому поводу конкретной позиции. 40% опрошенных родителей затрудняются сказать, повысилась ли в связи с введением ЕГЭ объективность оценки знаний выпускников, и только четверть (25%) считают, что повысилась [Грани российского.... 2015: 75]. Реформа высшего образования, связанная с переходом на двухуровневую систему, предполагающую 4-летнее обучение в бакалавриате, также неоднозначно оценивается россиянами. Об этом свидетельствуют результаты опросов ВЦИОМа. Так, 47% респондентов считают, что обучение в бакалавриате не может дать полноценное высшее образование и возможность работать в отрас-

1 Результаты всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом в августе 2016 г. Опрошены 1 600 респондентов. Доступ: https://wcюm.ru/zh/print_q.php?s_id=1089&q_id=75735&date=21.08.2016 (проверено 18.04.2019).

2 Результаты всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом в апреле 2016 г. Опрошены 1 600 респондентов. Доступ: https://wcюm.ru/zh/print_q.php?s_id=1074&q_id=74588&date=17.04.2016 (проверено 18.04.2019).

3 Результаты «восьмой» волны общероссийского мониторинга, проведенного ФНИСЦ РАН в апреле 2018 г. Опрошены 4 000 респондентов. Информационно-аналитический доклад «Российское общество после президентских выборов - 2018: запрос на перемены». С. 22. Доступ: http://www.isras. ru/files/File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vyborov_2018.pdf (проверено 18.04.2019).

4 Результаты ежедневного всероссийского телефонного опроса ВЦИОМ-СПУТНИК, проведенного 10.09.2017 г. Опрошены 1 600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ. Доступ: https://wciom.ru/ trzh/print_q.php?s_id=48&q_id=2541&date=10.09.2017 (проверено 18.04.2019).

5 Результаты всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом в январе 2017 г. Опрошены 1 600 респондентов. Доступ: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1065&q_id=73882&date=17.01.2016 (проверено 18.04.2019).

6 Результаты всероссийского опроса населения, проведенного ВЦИОМом в октябре 2016 г. Опрошены 1600 респондентов. Доступ: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1098&q_id=76267&date=30.10.2016 (проверено 18.04.2019).

2019'04

ВлАсть

49

лях экономики, 43% занимают противоположную позицию1. В то же время 97% респондентов согласны с тем, что результатом реформ в высшем образовании является дезориентация молодежи, непонимание ею смысла получения образования, т.к. оно не обеспечивает возможность работать по полученной специальности2. В целом ухудшение ситуации в сфере здравоохранения и образования вызывает сегодня у россиян наибольшую тревогу по сравнению со многими другими внешними и внутренними проблемами. 55% числа опрошенных в ходе «восьмой» волны мониторинга ФНИСЦ РАН 2018 г. испытывают по этому поводу сильную тревогу, и 34% - некоторое беспокойство3.

Указанные тенденции и их отражение в общественном мнении свидетельствуют не только о внутриинституциональных дезинтеграционных процессах в системе образования, но и о все более заметной дезинтегрирующей роли образования в обществе, о превращении образования в один из факторов, воспроизводящих социальное неравенство [Яковлева 2018: 151]. В этих условиях правомерной становится постановка вопроса о необходимости формирования интегрированной системы образования в нашем обществе, и не только на теоретическом уровне, но на уровне политических и управленческих задач. Формирование интегрированной системы образования лежит в плоскости решения указанных выше проблем. Такая система должна быть ориентирована на снижение всех форм неравенства, продуцируемых этой сферой, на усиление взаимосвязей между ее элементами, на более глубокую встроенность в общественные процессы и развитие взаимосвязей с иными институтами общества. Понятно, что снижение форм неравенства - в некотором смысле цель утопическая, однако постановка вопроса о смягчении форм неравенства - вполне достижимая практическая задача.

Сегодня система образования становится многоуровневой и многоэлементной, расширяется перечень форм и способов получения образования на разных этапах жизни, она играет все большую роль в обеспечении необходимого уровня и качества развития человеческого капитала в условиях динамично развивающейся экономики. Поэтому степень интегрированности данной системы, как внутренней, так и внешней, становится существенным фактором ее развития. В этой связи интегративная методология в применении к образованию в теории и на практике может явиться как эвристически ценной, так и полезной в прикладном социально-экономическом и социально-политическом плане.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Список литературы

Беленкова Л.Ю. 2011. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии. - Интеграция образования. № 1(62). С. 59-64.

Грани российского образования (под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги,

1 Результаты ежедневного всероссийского телефонного опроса ВЦИОМ-СПУТНИК, проведенного 22.01.2017 г. Опрошены 1600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ. Доступ: https://wciom.ru/ tгzh/print_q.php?s_id=14&q_id=690&date=22.01.2017 (проверено 18.04.2019).

2 Результаты ежедневного всероссийского телефонного опроса ВЦИОМ-СПУТНИК, проведенного 12.02.2017 г. Опрошены 1600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ. Доступ: https://wciom.ru/ trzh/print_q.php?s_id=37&q_id=1924&date=12.02.2017 (проверено 18.04.2019)

3 Результаты «восьмой» волны общероссийского мониторинга, проведенного ФНИСЦ РАН в апреле 2018 г. Опрошены 4 000 респондентов. Информационно-аналитический доклад «Российское общество после президентских выборов - 2018: запрос на перемены». С. 48. Доступ: http://www.isras.ru/files/ File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vyborov_2018.pdf (проверено 18.04.2019).

550

ВЛАСТЬ

2 019' 0 4

А.Л. Арефьева, Г.А. Ключарева). 2015. М.: Центр социологических исследований. 644 с.

Кантор В.З., Проект Ю.Л. 2019. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов. - Образование и наука. Т. 21. № 2. С. 51-73.

Скворцов В.Н. 2014. Интеграция в образовании и способы классификации интегрированных образовательных систем. - Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Т. 6. № 3. С. 40-52.

Табашникова О.Л. 2018. Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы. - Практический маркетинг. № 11. С. 31-36.

Шелудько В.Н., Ковальчук О.Н., Минина А.А., Сидоренко С.Т., Соловьев И.Ю. 2018. Интеграция ресурсов общего, профессионального и дополнительного профессионального образования как фактор успешности в реализации современных образовательных проектов. - Инновации. № 10. С. 3-6.

Яковлева Н.Г. 2018. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга. - Социс. Социологические исследования. № 3. С. 149-153.

DEMIDOVA Elena Igorevna, Dr.Sci. (Hist.), Head of the Chair of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Saratov Socio-Economic Institute — branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radisheva St, Saratov, Russia, 410003; [email protected])

GRISHIN Sergei Evgen'evich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Chair of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Saratov Socio-Economic Institute — branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva St, Saratov, Russia, 410003; vfqvjybl@ yandex.ru)

KONSANTINOVA Larisa Vladimirovna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Scientific Secretary of Academic Council, Saratov Socio-Economic Institute — branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva St, Saratov, Russia, 410003; [email protected])

MITRO^INA Tat'yana Nikolaevna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor ofthe Chair of History, Philosophy, Political Science and Sociology, Saratov Socio-Economic Institute — branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva St, Saratov, Russia, 410003;[email protected])

FORMATION OF AN INTEGRATED EDUCATION SYSTEM: PROBLEM STATEMENT

Abstract. The article substantiates the formulation of the question of the need and significance of the formation of an integrated education system. The authors formulate approaches to the definition of an integrated education system, indicate the main disintegration trends in the education system, and analyze the public opinion on the situation in the field of domestic education.

Keywords: social integration, education system, inequality in education, public opinion about the situation in education, integrated education system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.