Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Гулнора Зиядуллаевна Наркузиева
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются подходы, служащие основой процесса формирования инновационной компетентности будущего педагога как одной из системообразующих качеств современного специалиста. Сделан анализ понятий «Педагогические инновации», «Компетентность»; определена структура и компоненты инновационной компетентности будущего педагога.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, инновационные компетенции, профессиональная компетентность, креативность.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития образования очень актуальна подготовка студентов педагогического вуза к инновационной деятельности.
Всем известно, что в условиях модернизации системы образования возрастает роль инновационной составляющей, который приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
В.А. Корчагин считает: «В условиях рыночных отношений современная профессиональная деятельность специалиста диктует поиск новых форм организации учебного процесса, позволяющих обеспечить подготовку выпускников, отвечающих социальному заказу на квалифицированных специалистов, мотивированных к профессиональному росту, социально и профессионально мобильных, ориентированных на продуктивную деятельность на уровне мировых стандартов».
В настоящее время в педагогике рассматривается преимущественно
понятие профессиональной компетентности как результата профессиональной
подготовки и образовательной компетентности как качественно нового подхода
к содержанию образования, который характеризуется тесной связью с жизнью, Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 284 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
будущей профессиональной деятельностью и ориентируется на предоставление личности способности выполнять различные виды деятельности. Инновационные компетенции предполагают выработку адекватного отношения к новшеству, к ситуации неизвестности, умению быстро реагировать в таких условиях и принимать грамотные решения на опережение.
Ключевыми инновационными компетенциями являются: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, готовность работать в конкурентной среде [1].
Педагогические инновации - непрерывный и творческий процесс, рассчитанный на длительный период времени и направленный на преобразование педагогической действительности.
Компетентность — способность и готовность решать профессиональные задачи, которая затем выражается в компетенциях специалиста.
Компетенция в понимании Б.И. Канаева: «Идеализированное и нормированное представление о требованиях к тому или иному виду человеческой деятельности, с которыми должны сопоставляться фактические показатели образующейся личности, осваивающей данный опыт» [2].
В.А. Сластенин рассматривает понятие профессиональной компетентности педагога и раскрывает структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. «Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [3]
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Одним из важных условий развития инновационного типа мышления студентов является их участие в научно-исследовательской работе (НИР). Так как НИР постоянно ставит студента в проблемную ситуацию, позволяет увидеть противоречия в исследуемых объектах, почувствовать проблемы, интенсифицирует работу интеллекта, развивая креативность мышления, воображение, любознательность, потребность в нестимулированном чтении профессиональной литературы, способность к саморефлексии. Одной из приоритетных форм научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых является участие в работе лаборатории проектной Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
Academic Research, Uzbekistan 285 www.ares.uz
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
деятельности «Социально-педагогическое проектирование», в которой разрабатываются и реализуются социально-педагогические и инновационные проекты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что компетентностный подход сочетает естественным образом идеи общепрофессионального и личностного развития; компетенции рассматриваются как интегрирующие как традиционные знания, так и интеллектуальные, коммуникативные, креативные, исследовательские, методологические, мировоззренческие и другие умения, что полностью соответствует важнейшим задачам подготовки будущих педагогов. Инновационная компетентность входит в структуру профессиональной компетентности педагога и состоит их таких компонентов: ценностно-мотивационного, содержательного, рефлексивного, однако содержательное наполнение каждого компонента понятия «инновационная компетентность» для педагогов нуждается в уточнении и детализации.
REFERENCES
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения 08. 06. 2012)
2. Канаев Б.И. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практикоориентированная монография. М.; Тольятти: ИНОРАО, 2003.
3. Pedagogy: the manual / Ed. V.A.Slastenina. М.: School Press, 1998.
Google Scholar
Academic Research, Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz