Формирование инновационного организационно-экономического потенциала кредитных организаций
The formation of innovative organizational and economic potential of credit institutions
Tretyakova Ekaterina Aleksandrovna
Head of the Laboratory of local projects
FGOU DPO - Institute for Management and professionals
E-mail: tretyakova [email protected]
Permichev Nikolay Fedorovich
PhD, Professor, Head of Strategic Marketing
FGBOU VPO "Nizhny Novgorod State Architecture and Civil Engineering"
E-mail: [email protected]
Третьякова Екатерина Александровна
Заведующая лабораторией локальных проектов
ФГОУ ДПО - Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Пермичев Николай Федорович
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой стратегического маркетинга
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет»
Аннотация: Статья посвящена вопросам активизации исследований в области формирования инновационного потенциала кредитных учреждений. Рассматривается организационно-экономическая составляющая в инновационном комплексе, как неисчерпаемый интеллектуальный источник инноваций, роль которой сегодня явно недооценивают кредитные организации. Авторами статьи предлагается модель развития кредитных организаций, которая позволяет рассматривать формирование их инновационного потенциала как новое научное направление со своим предметом и объектом исследований. Таким образом, организационноэкономическая составляющая инновационного потенциала кредитных организаций может выступать в роли объединяющего элемента при разработке и усовершенствовании совокупности высокоинтеллектуальных технологий, обеспечивающих конкурентные преимущества.
Abstract: The article is devoted to enhancing research on the formation of the innovative capacity of credit institutions. We consider the organizational and economic component in the innovation sector, as an inexhaustible source of intellectual innovation, whose role is now clearly underestimate the lending institutions. The authors propose a model of credit institutions, which allows us to consider the formation of their innovative potential as a new scientific discipline with its own subject and object of research. Thus, organizational and economic component of the innovation capacity of credit institutions can act as a unifying element in the development and improvement of the population highly intelligent technologies for competitive advantage.
Ключевые слова: инновация, организационно-экономический
потенциал, кредитные организации, конкурентные преимущества
Keywords: innovation, organizational and economic potential, credit
institutions, competitive advantage
В условия конкуренции деятельность кредитных организаций сопряжена с воздействием большого количества различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на их развитие. К наиболее значимым из них относятся такие факторы как глобализация мировых рынков, сокращение жизненного цикла банковского продукта, рост конкуренции, повышение требований к потребительским свойствам финансовых услуг, рост способностей банковских структур к копированию и имитации,
существенное возрастание роли информационных технологий и т.п. [2] Однако, значительная часть проблем разработки, оценки и развития инновационного потенциала кредитных организаций пока остаются до конца не изученными, особенно в области использования организационно-
экономических инноваций, являющихся составной частью инновационного потенциала кредитных организаций. Частично это объясняется незначительным опытом работы российских банков в условиях финансового кризиса, недостаточным развитием современных инновационных технологий
в банковской сфере, отставанием в разработке и продвижении новых инновационных банковских продуктов от требований рынка. [1]
Становиться очевидным, что вопросы активизации исследований в области формирования и последующего использования инновационного потенциала кредитных организаций, приобретают в условиях продолжающегося финансового кризиса, особую актуальность и значимость.
Традиционный подход к формированию инновационного организационно-экономического потенциала кредитных организаций, в большинстве своем, пока ограничивается оценкой конкурентных активов, которые им достались по наследству и экспертные значения которых, в последствии, сформировали их ресурсные конкурентные преимущества на финансовых рынках. Однако, как показывает практика, все эти активы быстро копируются и воспроизводятся на рынке конкурентами, срок их службы крайне ограничен, что повышает риск несостоятельности в условиях нарастающей конкуренции и финансового кризиса. Это говорит о том, что в большинстве своем кредитные организации, особенно среднего уровня, по-прежнему ориентируются на преимущества, содержащихся в первичных ресурсах, в ресурсах первичной наделенности факторами производства, т.е. в факторах низшего (первого) уровня и, по сути, находятся на низшей ступени эволюции перехода на инновационный путь развития.
Наряду с этим, сегодня явно недооценивается роль организационноэкономической составляющей в инновационном комплексе кредитных организаций, рассматриваемой нами как неисчерпаемый интеллектуальный источник (ресурс) инноваций, катализатор развития современных видов техник и технологий, используемых в банковской сфере.
Успех на этой стадии развития кредитной организации начинают определять не факторы, доставшиеся по наследству, а инвестиции, способные повышать конкурентные преимущества на основе внедрения в практику работы более интеллектуально развитых факторов производства, таких как высокообразованные кадры, современная инфраструктура обмена
информацией, интеллектуальные ресурсы, переход на кредитование высокотехнологичных отраслей и сферы ритейла. [3]
Очевидно, что перенос центра тяжести на усовершенствование и обновление не отдельных факторных условий, а взаимосвязанных банковских технологий, подкрепленных инвестициями в исследования и разработки, в создание интеллектуального продукта, практически не копируемого конкурентами, позволит кредитным организациям успешно конкурировать с аналогичными организациями зарубежных стран, активно внедряющимся в финансовый сектор России.
Здесь речь идет о факторах конкуренции, способных предвосхищать и упреждать вызовы внешней среды, создавать и использовать новые, более эффективные активы, активы второго, более высокого порядка (рис.1).
Организационно-экономический инновационный
Рис. 1. Предлагаемая модель формирования инновационного потенциала кредитных организаций с учетом сочетания активов первого и второго уровней
Здесь: СПтп - текущий потенциал кредитной организации (финансы, менеджмент, маркетинг, персонал, затраты);
СПоэп - стратегический производительный потенциал кредитной организации (взаимодействие с внешней средой, капиталовложения, рыночные инвестиции в инновации, реинжиниринг, культуру работы с интеллектуальной собственностью);
СП п - стратегический потенциал персонала;
ЕСПб = СПтп + СПоэп + СПп совокупный стратегический инновационный
потенциал кредитной организации, включающий организационно-экономическую составляющую.
Предложенная выше модель развития кредитных организаций позволяет рассматривать формирование их инновационного потенциала как новое научное направление со своим предметом и объектом исследований. При этом, ресурсами инновационного комплекса в предложенной модели выступают как капиталовложения в денежной форме, так и информация, специалисты банка, его посредники, консультанты, управленцы-менеджеры.
Результатом функционирования совокупного инновационного комплекса являются новые банковские технологии, организационноэкономические инновации, услуги, предоставляемые клиентам, а также иные инновации, имеющие полезность для внешней среды.
Таким образом, организационно-экономическая составляющая инновационного потенциала кредитных организаций может выступать в роли объединяющего элемента при разработке и усовершенствовании не отдельных факторных условий, а совокупности высокоинтеллектуальных технологий, обеспечивающих некопируемые конкурентные преимущества.
Список литературы:
1. Джолдасбаева Г.К. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства. // Деловой ежедневник «Бизнес Путеводитель», 2006 г.
(Dzholdasbayeva G.K. Innovation as a key factor in increasing production efficiency. // Business diary "Business Travel", 2006 g.)
2. Каурова Н.Н. Тенденции и перспективы развития розничного бизнеса коммерческих банков в России // Банковский ритейл. № 2, 2006 г. (Kaurova N.N. Trends and prospects of the retail business of commercial banks in Russia // Retail Banking. № 2, 2006 g.)
3. Мурычев А. Ритейл - диверсификация - изменение конфигурации банковской системы // Банковское дело в Москве. № 1, 2005 г. (Murychev A. Retail - diversification - to change the configuration of the banking system // Banking in Moscow, № 1, 2005 g.)