Формирование инфраструктуры рынка органической агропродовольственной продукции в ЦФО
А.Ю. Егоров
Рынок органической агропродовольственной продукции появился в России около 7-8 лет назад и с тех пор демонстрировал медленный, но стабильный рост. В 2008 г. в отечественном законодательстве (а именно в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах — СанПиН 2.3.2.1078-011) впервые появилось определение органической продукции и были сформулированы нормы ее производства. Эти дополнения в СанПиН, по сути, являются национальными стандартами производства, переработки и реализации органической агропродовольственной продукции. Однако развитие данного рынка в Центральном федеральном округе (ЦФО) и в целом по России существенно затормаживается из-за того, что его институциональная, правовая и инфраструктурная составляющие находятся в зачаточном состоянии.
В настоящий момент региональный органический рынок остро нуждается в развитии как сбытовой, так и обслуживающей инфраструктуры. Наблюдается потребность в поставщиках органических семян и молодняка, нетрадиционных органических и бактериальных удобрений, натуральных средств защиты растений; а также в сертифицирующих и консультационных организациях.
Рассмотрим текущее состояние и перспективы развития инфраструктуры рынка органической продукции на примере Орловской области — субъекта Федерации с высоким потенциалом производства данного вида продукции по сравнению с другими областями ЦФО.
В обслуживающей инфраструктуре Орловской области можно выделить два учреждения. Первое — Орловское отделение Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В основном АККОР занимается лоббированием интересов мелких сельхозтоваропроизводителей в органах государственной власти и заключением договоров с поставщиками товаров и услуг для агропроизводства (добиваясь для фермеров выгодных условий за счет эффекта масштаба). Второе учреждение — отдел
1 О введении в действие Санитарных правил (вместе с «СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36 (ред. от 06.07.2011), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 № 3326). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
32
Выпуск 1 2013
А.Ю. Егоров
информационно-консультационного обеспечения АПК в составе Департамента сельского хозяйства Орловской области. Однако на данный момент он оказывает лишь консультационные услуги, касающиеся исключительно вопросов племенного животноводства, что не представляет интереса для мелких хозяйств.
Не менее плачевная ситуация с организацией сбытовой инфраструктуры, связанной с формированием эффективной цепи продавцов, которые учитывали бы как свои интересы, так и интересы производителей и конечных потребителей. На данный момент состояние сбытовой инфраструктуры является слабым звеном аграрного рынка всей страны и, в частности, ЦФО. Особенно это касается личных подсобных хозяйств (ЛПХ), где со сложностями в реализации продукции сталкиваются 65% сельских предпринимателей (для предприятий этот показатель несколько ниже — 49%)2.
Учитывая тот факт, что в настоящее время производителями органической и экологически чистой продукции являются преимущественно мелкие товарные хозяйства, перспективным направлением развития инфраструктуры рынка органической агропродовольственной продукции может стать их добровольное объединение в потребительские кооперативы различной функциональной направленности, прежде всего машинно-технологические, перерабатывающие, сбытовые и снабженческо-сбытовые.
В научной литературе не рекомендуется создавать многофункциональные кооперативы, охватывающие несколько видов продукции, так как в этом случае очень сложно совместить внутренние экономические механизмы и определить оптимальный размер объединения3. По мнению экспертов, целесообразно создавать небольшие узкоспециализированные потребительские кооперативы.
Создание потребительских кооперативов мелких производителей органической продукции способно перевести ЛПХ на путь эффективного товарного сельскохозяйственного производства. По видам продукции это могут быть овощные, плодово-ягодные, мясные, молочные и яичные кооперативы.
В 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» были поставлены задачи по развитию сельской потребкооперации, на что выделялись средства (для субсидирования кредитной процентной ставки). Однако лишь малая часть новых кооперативов оказалась жизнеспособной. Это произошло во многом из-за того, что указания по их созданию спускались «сверху», тогда как у самих предпринимателей не было ни реальной заинтересованности в их работе, ни достаточных знаний о том, как эффективно управлять ими.
В настоящее время в Орловской области действует областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 20122015 годы»4, которая также предусматривает стимулирование потребительской
2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения: 10.10.2011).
3 Петранева Г.А., Агибров Ю.И., Ахметов Р.Г. и др. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК / под ред. Г.А. Петраневой. М.: Колос С, 2005. 223 с.
4 Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Орловской области от 07.09.2011 № 301. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
33
Тема номера «Сельскохозяйственное производство и национальные интересы России»
кооперации. В свете этого чрезвычайно важным видится информационная работа с мелкими сельхозтоваропроизводителями по вопросам доведения до них преимуществ потребкооперации и практических рекомендаций для создания кооперативов.
Среди множества проблем, с которыми сталкиваются товарные или полутоварные ЛПХ, наиболее острой остается проблема сбыта продукции. Если крупное сельскохозяйственное предприятие может напрямую взаимодействовать с торговыми фирмами, то для мелких производителей, особенно для ЛПХ, это крайне затруднительно. Поэтому им требуется дополнительное сбытовое звено. В настоящее время оно представлено частными перекупщиками, которые зачастую скупают продукцию по заниженным ценам, действуя в ущерб интересам производителя.
Формирование первичного сбытового звена для ЛПХ целесообразно производить на основе сбытовой потребкооперации, которая дополнительно выполняла бы функцию посредника при сертификации входящих в кооператив хозяйств.
Наличие первичного сбытового звена является необходимым условием для того, чтобы производители могли освоить наиболее перспективные каналы сбыта, такие как крупные торговые сети и интернет-торговлю на собственной электронной площадке, а также участвовать в государственных тендерах на закупку сельхозпродукции. Данное звено будет ориентировано на интересы производителей органической агропродовольственной продукции только в том случае, если оно будет создано в виде кооператива этих производителей. Любые другие сбытовые организации — государственные или частные — будут действовать либо исключительно в своих интересах (если они коммерческие), либо будут недостаточно мотивированы на результат (если они некоммерческие).
На рис. 1 показано, что сбытовой кооператив за счет эффекта масштаба имеет гораздо больший выбор каналов реализации своей продукции.
Формирование таких первичных сбытовых звеньев может способствовать не только росту эффективности функционирования существующих мелких товарных хозяйств, но и переходу нетоварных ЛПХ на товарную основу. В условиях высокого уровня сельской безработицы это может иметь большой социальный эффект для сельских поселений.
Государство, приняв законодательную базу для производства органической продукции, не учло нескольких существенных моментов. Так, напрмер, дополнение в СанПиН в теории позволяет российским сельхозтоваропроизводителям легально производить по российскому стандарту и реализовывать на внутреннем рынке органическую продукцию, но на практике использовать ее оказывается невыгодно, потому что налагаемые данным дополнением ограничения себя не окупают. Производителям выгоднее и дальше производить для внутреннего рынка «фермерскую» продукцию, нежели органическую, так как по технологии производства она может не отличаться от обычной, но вместе с тем в сознании потребителя уже сформировался стереотип, что фермерская продукция натуральнее, полезнее и дороже обычной. И никакой юридической основы под этим нет. Таким образом, можно говорить о том, что имеет место стихийно сформировавшийся бренд «фермерские продукты», который активно используется
34
Выпуск 1 2013
А.Ю. Егоров
Рис. 1. Каналы сбыта органической агропродовольственной продукции для мелкого производителя и для сбытового кооператива
производителями продовольствия. Данный факт существенно затормаживает развитие внутреннего рынка подлинной органической продукции.
Ситуация с выходом российских производителей органической продукции на внешние рынки также складывается не лучшим образом. Каждая страна заинтересована в том, чтобы импортировать товары с низкой добавленной стоимостью, а экспортировать — с высокой. Мало кто согласится расходовать свои ресурсы на развитие конкурирующих экономик. Однако после вступления России в ВТО российский рынок органической продукции имеет все шансы превратиться в такого донора — экспортера органического продовольственного сырья для развитых стран и импортера готовой продукции. Такая форма торгового сотрудничества с иностранными государствами для России крайне нежелательна.
Решению указанных проблем может способствовать создание и продвижение национального бренда органической продукции, главной задачей которого будет побудить потребителей (как российских, так и зарубежных) к приобретению органических продуктов российского производства. Это, в свою очередь, мотивирует отечественных сельхозтоваропроизводителей производить продукцию по национальным органическим стандартам и использовать государственный национальный бренд.
Следующим этапом станет продвижение бренда на международной арене. Требуется вызвать доверие к российскому бренду у потребителей развитых стран, а не поддерживать укрепление позиций зарубежных компаний, снабжая
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
35
Тема номера «Сельскохозяйственное производство и национальные интересы России»
их российским сырьем. Чрезвычайно важным видится достижение договоренности с западными государствами о признании российских стандартов органической продукции, что снимет с отечественных производителей необходимость работать с иностранными системами сертификации и выпускать продукцию с их маркировкой.
Методами продвижения данного бренда могут стать реклама и различные формы связей с общественностью (PR): проведение выставок-ярмарок отечественной органической продукции, тематические статьи и выступления в СМИ, чтение лекций в сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях и т. д. Создание национального бренда органической продукции может стать высокоэффективной формой государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, с помощью которой удастся ускорить формирование спроса на отечественную натуральную, экологически чистую продукцию на национальном и зарубежных рынках, причем с желательными для российской экономики параметрами. Кроме того, данная форма поддержки входит в «зеленую корзину» ВТО, поэтому никаких ограничений мер «желтой корзины» это за собой не повлечет.
Помимо сбытовой кооперации сельхозтоваропроизводителей и создания национального бренда органической продукции перспективными видятся такие направления развития инфраструктуры органического рынка, как:
- формирование госзаказа на органическую продукцию для детских садов, школ и больниц;
- развитие рынка консультационных и аутсорсинговых услуг для сельхозтоваропроизводителей.
Развитие инфраструктуры рынка органической продукции — это необходимое условие развития данного рынка в целом. Сельхозтоваропроизводители (особенно мелкие и средние хозяйства) зачастую не в состоянии самостоятельно создавать себе эти условия для обслуживания своего производства. И здесь они могут рассчитывать либо друг на друга, либо на косвенную или прямую помощь от государства.
36
Выпуск 1 2013