Научная статья на тему 'Формирование информационной системы, как способ борьбы с коррупцией'

Формирование информационной системы, как способ борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / CORRUPTION / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Алёна Андреевна

В статье рассматриваются способы борьбы с коррупцией при помощи информационной открытости. Наше исследование посвящено решению проблемы формирования информационной системы по борьбе с коррупцией. Так как перед РФ наблюдается задача создания системного антикоррупционного плана, приоритетным направлением которого обязаны стать задачи, сосредоточенные на том, чтобы предотвратить коррупционные проявления во всех сферах жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses ways to combat corruption by means of information transparency. Our research is devoted to solving the problem of the formation of an information system for the fight against corruption. As to the Russian Federation there is the task of creating a system of anti-corruption plan, the priority task is required to be focused on how to prevent cases of corruption in all spheres of life

Текст научной работы на тему «Формирование информационной системы, как способ борьбы с коррупцией»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 351

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, КАК СПОСОБ

БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

А. А. Борисова

В статье рассматриваются способы борьбы с коррупцией при помощи информационной открытости. Наше исследование посвящено решению проблемы формирования информационной системы по борьбе с коррупцией. Так как перед РФ наблюдается задача создания системного антикоррупционного плана, приоритетным направлением которого обязаны стать задачи, сосредоточенные на том, чтобы предотвратить коррупционные проявления во всех сферах жизни.

Коррупция - это злоупотребление служебным положением. Она имеет множество разновидностей: взяточничество, воздействие при формировании правил и законов в целях получения личной выгоды.

Актуальность данной проблемы обусловлена широким распространением данного явления в обществе, снижающем уровень доверия и уважения среди людей.Наше исследование посвящено решению проблемы формирования информационной системы по борьбе с коррупцией.

Коррупция в Российской Федерации является одной из крупнейших проблем страны. Несмотря на то, что уровень коррупции существенно снизился за последние десять лет, но всё же существенная часть экономики РФ, как и прежде, находится в чёрной или серой зоне. Благодаря этому основательно замедляются процессы, объединённые с существенными государственными расходами: такие как масштабные закупки. Так же коррупция наносит вред и росту отдельных отраслей бизнеса. Обычные граждане с коррупцией встречаются последние годы меньше: честный представитель малого бизнеса может годами работать, не вручая никому никаких конвертов.

Сложность для России в борьбе с коррупцией состоит в том, что должностные лица и органы власти пытаются бороться не с истоками, причинами коррупции, а с ее последствиями. Проблема не решается системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход может принести положительный результат [3]. Только правовыми и законодательными мерами одолеть коррупцию нельзя, нужна всеобъемлющая поддержка общества (именно общества, а не общественных объединений новой формации деятельность которых ангажирована в пользу различных правящих кругов или групп).

Значительную роль в понижении уровня коррупции играют информационная открытость и средства массовой информации.

Проводимая РФ антикоррупционная политика состоит в реализации и разработке многогранных и последовательных мер государства и общества по ликвидации обстоятельств, условий и причин, создающих и питающих коррупцию в разнообразных сферах жизни, к ним относится и информационная сфера. К положительным законодательным мерам РФ за последнее время можно добавить формирование и принятие Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы), Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 -2011 годы, и прочих концептуальных документов.

В плане «сражения» с коррупцией, разработанной ТгапврагепсуШегпайопа!, необходимо отметить, что профилактика коррупции наиболее действенна и желательна, чем ликвидация ее при помощи силовых методов. Так же следует отметить что, среди мер по предупреждению коррупции, зафиксированных в Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и показанных в международных антикоррупционных программах первостепенное значение придают мерам, сосредоточенным на обеспечении прозрачности и доступа к информации.

А. А. Борисова

Антикоррупционная стратегия содержится также и в прочих направлениях воплощения в жизнь административной реформы, в частности повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

С целью реализации наиболее важных направлений этого документа были приняты федеральные законы, сосредоточенные на повышении открытости и прозрачности власти, в пример можно привести Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1].

В целях борьбы с коррупцией следует развивать информационные системы налоговой службы, силовых министерств, федерального казначейства, и ведомств существующие в РФ в целях подъема уровня борьбы с коррупцией, защиты прав граждан и мониторинга социально-напряженных ситуаций.

Так же требуется использование всевозможных дополнительных механизмов, снижающих и ограничивающих возможности коррупции. К примеру, понижению уровня риска формирования коррупции в государственных и муниципальных органах должна содействовать качественно сформированная и организованная система внутреннего контроля.

Самым используемым механизмом является предельно возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с организациями и гражданами, в частности, с помощью внедрения системы «одного окна», системы «круглого стола» и системы электронного обмена информацией, обширно используемой в последние несколько лет в некоторых государственных структурах, больше всего уязвимых с точки зрения коррупции: налоговые службы, органы милиции, службы ЖКХ и другие. Приведем пример действия одно из указанных ранее систем: Система «одного окна» призвана, в несколько раз сократить количество контактов между и чиновниками и заявителями, благодаря чему появляется серьезное препятствие для возникновения коррупции, так же она способствует установлению контроля над деятельностью служащих. Определение «одно окно» обозначает такую технологию предоставления услуги клиенту, при которой у него есть возможность изложить свою просьбу в одном определенном месте в форме заявления и в том же месте получить ответ от государственных федеральных и региональных муниципальных учреждений. И при всем этом, абсолютно не играет роли, какое количество учреждений и организаций участвуют в оформлении и подготовке решения просьбы клиента.

Так же нужно отметить, что рассмотренные проблемы далеко не единственные, которые нужно разрешить России. Тем не менее, в последние года сформированы требующиеся предпосылки для того, чтобы деятельность государства в этом направлении была более динамичной и согласованной.

Так же перед РФ наблюдается задача создания системного антикоррупционного плана, приоритетным направлением которого обязаны стать задачи, сосредоточенные на том, чтобы предотвратить коррупционные проявления во всех сферах жизни. Для реального осуществления данных задач, нужно соблюдать принцип реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления и верховенства права. Именно эти задачи являются центральными при построении информационного общества.

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать вывод, что сами по себе информационные технологии не способны решить задачи по борьбе с коррупцией, но, тем не менее, именно они являются важным, и возможно решающим шагом, на пути к стране в которой полностью отсутствует коррупция.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).

2. Комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]Министерство экономического развития Российской феде-

Формирование информационной системы, как способ борьбы с коррупцией

рации // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/programs/ (дата обращения: 24.09.2015).

3. Макаров, А. А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А. А. Макаров, В. М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. -№ 3.

4. Transparencylnternational: Индекс восприятия коррупции 2014 года // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004 Дата обращения: 4.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.